-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_visualhistory

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 1




История и современность - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://visualhistory.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://visualhistory.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Городской музей Хельсинки выложил в свободный доступ 45 000 снимков

Понедельник, 23 Декабря 2019 г. 18:20 + в цитатник
Раньше только американцы выкладывали исторические фотоархивы в свободный доступ в максимальном разрешении и без всяких вотермарок.
Теперь на такой благородный шаг решились и финны.
Недавно Городской музей Хельсинки выложил в свободный доступ 45 000 снимков!
Например, если там забить в поиск фамилию автора Arvo Kajantie, то можно увидеть и скачать неплохую коллекцию цветных снимков послевоенного Хельсинки.

Вот, например, уличная сценка из 1959 года (кликабельно):

1959 Helsinki by Arvo Kajantie

Увы, но наши музейно-архивные жлобы скорее удавятся, чем пойдут на такое))

https://visualhistory.livejournal.com/2015824.html


Метки:  

Цветные снимки Валаама 1939 года

Понедельник, 23 Декабря 2019 г. 17:37 + в цитатник
В дополнение к цветному фотообзору мира 1939 года.
Цветные снимки Валаамского монастыря 1939 г., немецкий фотограф Hans Wagner.

1939 Valaam Island by German photographer Hans Wagner

1939 год. Сортавала. Вид с обзорной башни Кухавуори:


1939 год. Сортавала. Вид с обзорной башни Кухавуори

https://visualhistory.livejournal.com/2015740.html


Метки:  

20 век в цвете. 1939 год. Начало Второй Мировой

Понедельник, 23 Декабря 2019 г. 11:14 + в цитатник
Сегодня у нас в проекте 20 век в цвете 1939 год. В предыдущем обзоре была показана мирная жизнь, этот будет посвящён трагическим событиям, связанным с началом Второй мировой войны.

За несколько месяцев до вторжения вермахта в Польшу в Европе завершилась первая война против фашизма. Увы, этот раунд противостояния злу был проигран.
28 марта 1939 г. в результате предательского заговора франкистские войска без боя вошли в Мадрид, что означало конец Испанской Республики. В стране была установлена террористическая право-радикальная диктатура.

19 мая 1939 г. в Мадриде состоялся "парад победителей", который принимал диктатор генерал Франко:

1939 Madrid, May 19, by Hugo Jaeger4

Эта и все следующие фотографии в этом обзоре (кроме последней) сделаны немецким фотографом Хуго Йегером (Hugo Jaeger) и хранятся ныне в архиве журнала "Лайф".



Среди почётных гостей были представители нацитской Германии, фашистской Италии и других право-радикальных режимов.

1939 Madrid, May 19, by Hugo Jaeger5

Франкистские пулемётчки проходят победным маршем по улицам Мадрида:

1939 may Madrid3b

Лица победителей:

1939 Madrid, May 19, by Hugo Jaeger2

Юные франкисты, которые успеют состариться к моменту смерти генерала Франко в 1975 году:

1939 Madrid, May 19, by Hugo Jaeger3

В июне 1939-го в Берлине состоялся парад вернувшегося из Испании германского легиона "Кондор":

On return from Spain Legion Condor parades 6 june Berlin1

Гитлер салютует войскам легиона "Кондор":

1939 Adolf Hitler salutes troops of the Condor Legion who fought alongside Spanish Nationalists in the Spanish Civil War

На фотографиях Хуго Йегера перед нами предстаёт зловещая атмосфера нацистской Германии последних предвоенных месяцев, полной милитаристского психоза, с бесконечными военными парадами, смотрами, митингами и прочими сборищами.

Обращение Гитлера к Рейхстагу в здании Кролль-оперы 30 января 1939 г., в котором он открыто угрожал еврейской нации в Европе полным уничтожением:

1939 Adolf Hitler makes keynote address at Reichstag session Kroll Opera House Berlin

Берлин. Торжества по случаю 50-летия со дня рождения Адольфа Гитлера, апрель 1939:

1939 Берлин. Торжества по случаю 50-летия со дня рождения Адольфа Гитлера

Почетные гости на митинге и военном параде в честь 50-летия Адольфа Гитлера, Берлин, 20 апреля 1939:

1939 Почетные гости на митинге и военном параде в честь 50-летия Адольфа Гитлера Берлин 20 апреля 1939

Тяжелая артиллерия перед трибуной с Гитлером, апрель 1939:

1939 Тяжелая артиллерия перед трибуной с Гитлером

Один из главных военных преступников вермахта генерал Вильгельм Кейтель, который будет спустя несколько лет повешен в Нюрнберге, на параде по случаю дня ветеранов рейха весной 1939-го:

1939 Keitel on Reichs Veterans Day by Hugo Jaeger


ПОЛЬША

1 сентября мир в Европе окончательно рухнул: германские войска начали завоевание Польши.
Уступавшее в численности и вооружении Войско Польское оказалось не в состоянии противостоять мощной машине вермахата.

Немекий военнослужищий осматривает трофейный польский танк времён Первой мировой войны:

1939 Poland

17 сентября польское правительство бежало на территорию Румынии. В тот же день советские войска вошли на аннексированные поляками в 1920 г. земли Западной Белоруссии и Западной Украины.

Встреча представителей вермахта и РККА на демаркационной линии в районе Бреста, сентябрь 1939 г.:

50757550

Бои за Варшаву продолжались до 28 сентября, когда, исчерпав все силы для обороны города, польское командование было вынуждено подписать акт о капитуляции.

Подбитый в боях за Варшаву немецкий танк:

Burned-out tank, Warsaw, 1939


При штурме 1939 г. было разрушено около 10% зданий в Варшаве:

При штурме 1939 г. было разрушено около 10% зданий в Варшаве

Руины одной из варшавских улиц, за которыми виднеется первый варшавский "небоскрёб":

Post-invasion Poland, 1939

Последние польские воинские части прекратили сопротивление 6 октября.

Пленные польские солдаты и санитар Красного Креста, октябрь 1939 г.:

Polish soldiers and a Red Cross nurse (C) captured by the Germans during the Polish invasion by Germany  by Hugo Jaeger

5 октября в Варшаве состоялся парад германских войск в честь окончания Польской компании. Его принимал лично Адольф Гитлер.

Лёгкие танки Т-1 на параде немецких войск в Варшаве:

50715097

Один из главарей "Третьего рейха", рейхсфюрер СС Генрих Гимлер на параде немецких войск в Варшаве:

50715088

С первых дней германской агрессии Вторая мировая обрушила страдания на мирных жителей Евпропы. Тысячи людей погибли или были искалечены при бомбардировках и обстрелах городов и сёл, гораздо больше потеряли кров и стали беженцами.

Польские беженцы в районе Варшавы, октябрь 1939-го:

Refugees near Warsaw during the 1939 German invasion of Poland


Хуго Йегер бесстрастно снимал первые проявления нацистского "нового порядке", установливаемого в завоёванных частях Европы, а именно быт еврейского гетто в польском городе Кутно.

1939 Kutno2

Не зная дальнейшего хода событий, его можно было бы принять за обычный лагерь беженцев или временно перемещённых лиц.
Но колючая проволока не предвещала ничего хорошего.

1939 Kutno3

Обитатели гетто ещё улыбаются на камеру, не зная об изуверских планах нацистов.

Тем временем на западном "фронте" продолжалась "странная война": англичане и французы хотя и объявили войну Германии, реально так и не пришли на помощь Польше, надеясь отсидеться за линией Мажино.
Соединённые Штаты и вовсе объявили о своём нейтралитете, бесстрастно наблюдая из-за океана за европейской трагедией.
Но в Вашингтоне уже понимали, что эта война не обойдёт их стороной, поэтому начали активно готовиться к мировой схватке.

Спуск на воду американской подводной лодки Swordfish (SS-193) на верфи Mare Island Navy Yard, штата Калифорния, 1 апреля 1939 года:

1939 Launch of Sargo-class submarine USS Swordfish (SS-193) at Mare Island Navy Yard, California on April 1st, 1939



Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939-мир, 1940, 1941-война/1941-жизнь, 1942-война/1942-жизнь, 1943-война/1943-жизнь, 1944, 1945 война/1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949/СССР-1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958/СССР-1958, 1959/СССР-1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968/СССР-1968, 1969/СССР-1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978/СССР-1978, 1979,/СССР-1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988/СССР-1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998/РФ-1998, 1999/РФ-1999.


https://visualhistory.livejournal.com/2015447.html


Метки:  

1939 год в цвете. Мир в шаге от войны

Воскресенье, 22 Декабря 2019 г. 15:08 + в цитатник
Сегодня у нас в проекте 20 век в цвете 1939 год. Для нас он ассоциируется с началом величайшей трагедии человечества — Второй Мировой войны, но до рокового сентября, а где-то и после, была мирная жизнь, поэтому первая часть нашего обзора будет посвящена только ей.
О политике и войне в красках расскажем в следующем посте.
Что касается "технической" стороны вопроса, то 1939 год стал той отметкой, когда цветная фотография достигла практически непревзойдённого качества. Это произошло благодаря усовершенствованию плёнки кодахрам. Некоторые снимки в этом обзоре выглядят так, будто их сделали сегодня для глянцевого журнала.
Этот пост, наверное, станет рекордным по числу представленных фото, хотя я отобрал менее 10% из имеющегося материала.
Даже СССР в 1939 г. довольно хорошо заснят на цветную плёнку. Это произошло благодаря как местным (Владислав Микоша), так и иностранным (Харрисон Форма) фотографам. Это не говоря про тысячи цветных снимков, которые ещё ждут своего часа в различных архивах.

Одним из главных событий московской жизни стало торжественное открытие 1 августа 1939 г. Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
На трибуне С.М. Буденный, В.М. Молотов, Н.В. Цицин и другие (фото из архива ВДНХ):

Торжественное открытие Всероссийской сельскохозяйственной выставки. 1939. На трибуне С.М. Буденный, В.М. Молотов, Н.В. Цицин и другие.

С приветственной речью к собравшимся обратился Вячеслав Молотов, который сказал, что "выставка подводит итог десятилетию, в накале которого крестьянские массы окончательно повернули от мелкого единоличного хозяйства к крупному колхозному хозяйству". В завершении торжественной части была исполнена новая песня "Славься, Родина обильная", специально к открытию ВСХВ написанная композитором Исааком Дунаевским.
Серию цветных снимков только что открытой выставки сделал пионер советской цветной фотографии Владислав Микоша (1909—2004).



ВСХВ. Павильоны "Земледелие" и "Зерно". В. Микоша, 1939:

1939 ВСХВ Павильоны «Земледелие» и «Зерно». Микоша

Снимал он, насколько известно, цветоделительным методом, через фильтры, поэтому исходники (если они сохранились и когда-нибудь найдутся) могли бы дать современное цифровое качество.
Но пока приходится довольствоваться вот такими бумажными репродукциями.

ВСХВ. Павильон Механизация (с 1967 г. - Авиация и Космонавтика):

1939 ВСХВ Микоша Павильон Механизация (с 1967 г. - Авиация и Космонавтика)

В том же году Москву посетил хорошо известный читателям американский фотограф Харрисон Форман.
Он увидел и запечатлел образы "новой Москвы" — величественных зданий, парадов, красных знамён и загорелых физкультурников:

1939 Москва. Harrison Forman

На фоне сияющих свежей краской новостроек московский кремль в 1939 г. выглядел седым и обветшалым, с потускневшим золотом куполов:

1939 Москва. Harrison Forman8

Типажи московской публики 1939 г. нашли также отражение на ярким кадрах фильма "Цветующая юность", снятого по трёхцветной технологии (т.е., через фильтры на три плёнки):

PDVD_024

Это зрители парада физкультурников на Красной площади:

PDVD_03

А это павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 г.:

1939 NY Worlds Fair USSR

Жаль, что нет цветных снимков представленных Советским Союзом выставочных экспонатов.
Эту выставку американцы подробно запечателели на плёнку кодахром, которая давала невероятное по тем временам качество цветопередачи.

Две девушни позируют у стенда "Кодак" на Всемирной выставке в Нью-Йорке, фотограф Peter Campbell, 1939:

Two women pose on a Kodak photo posing stand during the 1939 New York World's Fair by Peter Campbell

Общий вид выставки:

An aerial view of the 1939 World's Fair shows the music hall advertising Hot Mikado with Bill Robinson


ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

Накануне величайшей трагедии 20 века люди предавались обычным радостям жизни, курортный сезон последнего мирного лета удался на славу!

Модные американские пляжницы 1939 г., фотограф Willard Culver, National Geographic:

1939 by Willard Culver, National Geographic

Кликните, чтобы оценить качество!

Ежедневные бесплатные уроки гимнастики для посетителей пляжа Лонг-Айленда, фотограф Willard Culver, 1939:

1939 NY Free calisthenics lessons are given daily for beach visitors in Long Island by Willard Culver

Знаменитые купальни Будапешта летом 39-го:

1939 Budapest3

Зимние развлечения в германском Аахене, март 1939 г.:

1939 март. Lotti Bunzel (18), Philomene Vinken (17), Elvira Heinrichs (18) - Aachen-Stauweiher Kupferbach

Большинство людей в то время отдыхали "по месту жительства", но тяга к путешествиям становилась всё более массовой, благодаря развитию транспортных средств.

Самолёт "Дуглас" компании "Пан-Америка" на аэродроме городка Браунсвилл (Brownsville) в штате Техас, фотограф Anthony Stewart, 1939:

1939 Brownsville Texas Pan Am by AStewart2

Эти самолёты станут легендой гражданской авиации и проработают в некоторых странах вплоть до конца 20 века! В СССР их лицензионные копии летали кое-где ещё в 1960-е.

Кто-то отправлялся в путешествие на автомобиле.

Сцена на границе штата Нью-Мексико, фотограф Luis Marden, 1939:

1939 Luis Marden New Mexico

Снимок из известной серии "путешествие по Англии в 1939 году":

1939 England Honeymoon trip

Незадолго до войны Германия покрылась сетью великолепных автобанов, но попутешествовать по ним немцам тогда особенно не довелось: началась мобилизация на фронты Второй мировой.
Выглядит очень неплохо для 1939 года:

1939_Germany1

Морские путешествия через Атлантику были прерываны начавшейся Второй мировой. Из-за этого новый французский суперлайнер "Нормандия" застрял в порту Нью-Йорка:

1939, november NY View of two ocean liners, the French SS Normandie (left) and the British RMS Queen Mary

Потом его как бы случайно поджгут, по одной из версий, чтобы переделать в американский авианосец. Однако выяснится, что эта махина не проходит через Панамский канал и для красавца останется только один путь

Спущен на воду в 1937 г. и до начала Второй мировой войны использовался как плавучий дом отдыха. Совершил 50 круизов у побережья Европы. В сентябре 39-го стал плавучим госпиталем, потом плавучей казармой.
У этого лайнера судьба окажется не лучше — в январе 45-го его нашпигует торпедами подлодка капитана Маринеско и немцы получат свою "Армению".

Благодаря широкому распространению цветной фотографии в предвоенные годы мы можем увидеть теперь немало сцен из повседневной жизни людей того времени.

Женщина на уличных весах в Будапеште, неизвестный фотограф, 1939:

1939 Budapest City Park Fortepan

Субботнее утро, Спенсер, штат Теннеси, фотограф Baylor Roberts, 1939:

Saturday Evening, Spencer, Tennessee, 1939 J. BAYLOR ROBERTS

Семь братьев и сестёр на деревянной ограде фермы в канадском Квебеке, фотограф Howell Walker, май 1939 г.:

1939 may Seven siblings sit on a wooden fence in Quebec by Howell Walker

Можем увидеть в цвете предметы домашнего обихода, хотя бы на рекламных постерах.

Домохозяйка на кухнец, США, 1939:

1939 Housewife in Kitchen

Обзор мира моды в этот раз будет совсем коротким.

Довольно экстравагантный стиль от Horst P. Horst (aka Horst Paul Albert Bohrmann), фотограф Muriel Maxwell для журнала Vogue, 1939:

Horst P. Horst (aka Horst Paul Albert Bohrmann), 1939, Muriel Maxwell for Vogue

Женщина, позирующая в шёлковом платье, США, 1939:

1939 США. Женщина, позирующая в шёлковом платье

Неизвестная женщина-авиатор в Рочестере, штат Нью-Йорк, фотограф Albert K. Wittmer, 1939:

unknown female aviator in Rochester New York 1939 by Albert K Wittmer

В США группа фотографов по заказу Департамента общественных работ начала снимать повседневный труд американцев, теперь этот грандиозный фотопроект известен под названием "Bound for Glory".

Рабочие одного из заводов фирмы Standard Steel в г. Burnham, штат Пенсильвания, за изготовлением железнодорожного колеса, фотограф Carl T. Johnston, 1939:

1939 Carl T. Johnston photo, showing Standard Steel workmen in Burnham, Pa., welding red-hot metal into a train wheel for Baldwin Locomotive2

Разрешение у этого снимка просто фантастическое! Если кликнуть, то можно разглядеть даже частички окалины на колесе.

Полицейский-мотоциклист патрулирует где-то в Пуэрто-Рико, фотограф Robert Yarnall Richie, 1939:

1939 Policeman inspecting rugs Puerto-Rico by Robert Yarnall Richie


ПОРТРЕТЫ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ

"Портрет" любой эпохи будет неполным без портретной галереи её знаменитых представителей. Здесь мы коснёмся только "неполитической" части, поскольку о политике и войне будет следующий пост.

Мексиканская художница Фрида Кало в блузке из синего сатина, фотограф Nickolas Muray, 1939:

1939 Nickolas Muray. Frida with Blue Satin Blouse2

Британская писательница Вирджиния Вульф (1882-1941), Лондон, 1939:

Virginia_Woolf_smoking_London_1939

Французский писатель, поэт, драматург, художник, сценарист и кинорежиссёр Жан Кокто, Париж, 1939:

Jean_Cocteau_with_red_hand_Paris_1939

Французский поэт и прозаик Луи Арагон (1897-1982), 1939:

Louis_Aragon_Paris_1939

Портрет Элеоноры Рузвельт, 1939:
1939-eleanor-roosevelt

Мэрь Нью-Йорка Фьорелло Генри Ла Гуардия, фотограф Anton Bruehl, 1939:

1939 Print Mayor New York Fiorello Henry La Guardia Anton Bruehl

Портрет колумбийского матадора (вероятно, знаменитого), фотограф Louis Marden, 1939:

1939 A matador poses in full regalia with an embroidered cape in Colombia by Louis Marden

КУЛЬТУРА

Главным событием киноистории 1939 г. стал фильм "Унесённые ветром", снятый по технологии "Техниколор":

Унесённые ветром4

Главная пара героев фильма в исполнении актёров Кларка Гейбла и Вивьен Ли:

1939 Унесенные ветром2

Актриса Вивьен Ли (Vivien Leigh) на съемках фильма "Унесённые ветром":

Vivien Leigh on the set of Gone With the Wind (1939)

"Волшебник страны Оз" ( The Wizard Of Oz) — американский музыкальный фильм-сказка 1939 года производства студии "MGM", самая известная и коммерчески успешная экранизация романа 1900 года "Удивительный волшебник из страны Оз". Картина была снята по новой в то время технологии трёхцветного "Техниколора" режиссёром Виктором Флемингом:

he Wizard of Oz (1939)f

Постановка "Ночь Амазонок" в рамках празднования дней немецкой культуры, дворец Нимфенбург в Мюнхене, фотограф Hugo Jaeger, 1939:

Night of the Amazons entertainment in Nymphenburg Castle park  by Hugo Jaeger

Немецкий художник Sepp Hilz (1906-1967) работает над полотном "крестьянская Венера" (также известно как "сельская Венера") с моделью Annerl Meierhanser, фотограф Hugo Jaeger, 1939:

German painter Sepp Hilz (1906 - 1967) (right) works on his painting 'Bauerliche Venus' (also known as Rural, Country, or Peasant Venus) as his model, Annerl Meierhanser, peers from around the canvas, 1939


АВТОМОБИЛИ

Хотя производство автомобилей в США резко сократилось по сравнению с рекордным уровнем 1937 г. (4,8 млн. автомобилей в год!), эта страна всё равно произвела машин в разы больше, чем весь остальной мир вместе взятый.

Павильон Форда на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1939:

Ford Cars Pavilion at 1939 World's Fair by Peter Campbell

На той же выставке компания General Motors выставила свой новый автомобиль с прозрачным кузовом, чтобы посетители смогли увидеть все внутренние устройства:

1939 General Motors displays a transparent car in the pavilion at the 1939 New York World's Fair by Peter Campbell

Новые модели приобретали всё более аэродинамические формы, но всё ещё не дошли до кузовов понтонного типа.

Pontiac 1939 на рекламном буклете:

Pontiac 1939 ads

4-дверный седан Oldsmobile 60 на рекламном буклете из 39-го:

1939 Oldsmobile 60 4-door sedan

1939 Buick Roadmaster Sport Phaeton:
1939 Buick Roadmaster Sport Phaeton

См. подробнее Американская автореклама 1939 г.

Самый необычный автомобиль 1939 года был построен также в США, антарктический снежный крейсер:

Антарктический снежный крейсер 1939 года

В Европе в последние предвоенные месяцы тоже успели показать кое-какие новинки автопрома.

Стенд новых автобусов фирмы Kaessbohrer на летней ярмарке в Вене, 1939:

1939 Die Wiener Herbstmesse. Der Stand von Kaessbohrer neuen automobilen




ГОРОДА

Как обычно, завершаем обзор небольшой прогулкой по городам.

Предвоенный Лондон 39-го:

1939 London1

Сравним с современным:

1939 London1a

Ещё один вид для сравнения. Тогда:

1939 London2

Теперь:

1939 London2a

И это далеко не самые "небоскрёбные" ракурсы!

Немецкий Бремен 1939 г., до ковровых бомбардировок:

1939 Bremen by Friedrich Sorger2

См. подробнее Бремен 1939 г. в цвете.

Последнее мирное лето финского Выборга:

1939 Выборгский замок

К счастью, этот замечательный вид с башни Выборгского замка не сильно изменился за прошедшие 80 лет:

1939 Вид с башни Выборгского замка на площадь Торккелин Кнуутинпоян тори


См. подробнее Выборг 1939 г. в цвете.

И Старый Таллин с 1939-го тоже, наверное, не особенно изменился:

1939 Таллин Олевисте2

См. подробнее Таллин 1939 г. в цвете

Каунас отсчитывает последние часы как столица Литвы:

1939_Caunas3

Скоро литовское правительство переберётся в подаренный Сталиным Вильнюс.

Окраины Стокгольма застроенные "хрущёвками", фотограф Lundh Gunnar, 1939:

1939 Stockholm Groendal district Lundh Gunnar

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-жизнь, 1942-война/1942-жизнь, 1943-война/1943-жизнь, 1944, 1945 война/1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949/СССР-1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958/СССР-1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968/СССР-1968, 1969/СССР-1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978/СССР-1978, 1979,/СССР-1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988/СССР-1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998/РФ-1998, 1999/РФ-1999.

https://visualhistory.livejournal.com/2014907.html


Метки:  

Найдены старейшие снимки Астрахани

Суббота, 21 Декабря 2019 г. 12:39 + в цитатник
Одним из главных проектов нашего блога является справочник Самые первые снимки городов бывшего СССР. Ещё совсем недавно краеведы оперировали только понятием "дореволюционные фотографии" и не имели ни малейшего понятия, насколько глубокими могут быть пласты фотоистории их собственного города. Исследованиями в этой области не занимался, кажется, вообще никто.
Но и сейчас ещё остаётся место для интересных открытий
Например, до сих пор старейшее известное фото Астрахани (работы Вишневского) датировалось 1864 г.
Однако буквально на днях Русское географическое общество опубликовало ранее неизвестные кадры старинной Астрахани, которые входят в альбом "Экспедиция на Касп. море Ивашинцова Н. А., 1863, фотограф лейт. А. Ульский".
При этом сама датировка снимков остаётся неизвестной, поскольку Иванишников приступил к исследованиям Каспийского моря в 1856 г., так что Ульский мог запечатлеть Астрахань даже ранее 1863 г.

Вот один из видов города на старейших снимках:

1863 Астрахань. Экспедиция на Касп. море Ивашинцова Н. А., 1863, фотограф лейт. А. Ульский5


https://visualhistory.livejournal.com/2014489.html


Метки:  

Автоотстойник на Кузнецком, 2002

Четверг, 19 Декабря 2019 г. 21:31 + в цитатник
Хочу ещё раз обратить внимание сайт moskva.pictures, на котором один из наших читателей выкладывает собственные фотографии Москвы – как свежие, так и архивные, начиная с 90-х.
Особо ценно, что там есть пласт истории, недоступный на сайте Паствю — уже порядком забытая Москва начала 2000-х.
Сейчас смотришь, и даже не верится: неужели на пешеходном Кузнецком мосту в 2002 г. был такой жуткий автоотстойник?

2002 Кузнецкий

https://visualhistory.livejournal.com/2014337.html


Метки:  

20 век в цвете. 1929. Безмятежный мир на пороге краха

Среда, 18 Декабря 2019 г. 08:08 + в цитатник
Сегодня у нас в проекте 20 век в цвете 1929 год.
Всё-таки братья Люмьер оказали плохую услугу человечеству, когда изобрели пластинки "автохром". Этот относительной простой способ получения цветных снимков быстро вытеснил весьма муторный, но дававший фантастические по качеству результаты цветоделительный метод. В результате мы имеем целое 30-летие, запечатлённое на какой-то эрзац цветной фотографии, с крахмальной зернистостью, смазанностью "шевеленки" и очень сомнительной цветопередачей.
При этом почти все представленные в подборке снимки происходят либо из "Архивов Планеты" Альберта Кана, либо из архива National Geographic Society/Corbis.
Т.е., они сделаны не любителями, а суперпрофессионалами с хорошим бюджетом. И эти люди вполне бы могли освоить цветоделительный ("прокудинский") метод, который в 1920-е был сильно усовершенствован.
Но, как говорится, имеем то, что имеем.

Это был один из самых драматических рубежей в Новейшей истории: внезапно обрушившийся экономический кризис небывалых масштабов через три года приведёт к власти германских нацистов, что сделало практически неизбежной катастрофу Второй Мировой войны.
Однако все эти бедствия ещё только впереди, а пока что люди живут своей привычной жизнью, полной повседневных забот и радостей.

Весёлая компания пляжниц во Флориде, фотограф Clifton R. Adams, 1929:

1929 MAYNARD OWEN WILLIAMS

Отдыхают они ни где-нибудь, а в самом Санкт-Петербурге!



Ну, или Сент-Питерсберге, на местном наречии.
Белоснежный песок и отели в монументальном стиле, Санкт-Петербург, Флорида, 1929:

1929 Florida. Clifton Adams

Всё-таки иногда и с автохромом получалось что-то более-менее толковое!

Группа молодых дайверов в Санкт-Петербурге, Флорида, 1929:

1929 St Petersburg Florida2 (3)

Игра в шаффлборд, Санкт-Петербург, Флорида, фотограф Clifton R. Adams, 1929:

Игра в шаффлборд, Сент-Питерсберг, Флорида, 1929 год. Фотография Клифтона Р. Адамса, National Geographic

Пляжные зонтики в Майами, фотограф Clifton R. Adams, 1929:

1929 Miami by Clifton R Adams

Атлантик-Сити, Нью-Джерси – панорамный вид на пляжи, причалы и отели вдоль набережной, фотограф Clifton R. Adams, 1929:

1929 Атлантик-Сити, Нью-Джерси – панорамный вид на пляжи, причалы и отели вдоль набережной. Автор фото Клифтон Р. Адамс

Группа студентов отдыхает на террасе Корнеллского университета, штат Нью-Йорк, фотограф Clifton R. Adams, 1929:

1929 New York State - A group of students relaxes on the terrace at Cornell University. by C. Adams

Две девушки наслаждаются солнцем на природе, Англия, фотограф Bernard Wakeman, 1929:

Two young girls enjoy the sun relaxing in their suits and wraps in England by Bernard Wakeman 1929

Для любителей более затейливых развлечений уже в то время появились всякие активности с погружением в историю, прообраз современных исторических реконструкций.

Ранчо, на котором гости могут почувствовать себя ковбоями, штат Аризона, фотограф Clifton R. Adams, 1929:

Аризона – ранчо, на котором гости могут почувствовать себя ковбоями. Автор фото Клифтон Р. Адамс

Форт-Уэрт, штат Техас – наездница показывает своей сестре, как обращаться с веревками, фотограф Clifton R. Adams, 1929:

1929c Форт-Уэрт, штат Техас – наездница показывает своей сестре, как обращаться с веревками. Автор фото Клифтон Р. Адамс (Clifton Adams)

ЭТНОГРАФИЯ

Однако 90 лет назад и без ряженых ковбоев мир был полон всевозможной экзотики, практически в каждой стране можно было найти почти нетронутый старинный уклад, в повседневной жизни люди носили костюмы своих прабабушек, занимались их вековыми ремёслами и жили в древних жилищах. Кругом был сплошной этнографический заповедник!

Словно предчувствуя наступление эпохи безликого глобализма, фотографы журнала National Geographic и проекта Альберта Кана год за годом создавали "этнографический каталог" окружавшего их мира, по всему свету искали яркие самобытные образы местных жителей, "уходящую натуру".
Для потомков эти снимки станут "машиной времени", позволяющей заглянуть в прошлое.

Индейская женщина стоит перед своей хижиной в Аризоне, фотограф Clifton R Adams, 1929:

1929 Индейская женщина стоит перед своей хижиной в Аризоне, фотограф Clifton R Adams

Индейская резервация Пайн-Ридж, Южная Дакота – детвора возле дома с дерновой крышей, фотограф Ричард Хьюитт Стюарт, 1929:

1929 Pine Ridge Indian Reservation, South Dakota – Boys pose outside a sod roof house. Richard Hewitt Stewar

Жители рыбацкой деревни Волендам на севере Нидерландов, фотограф Stephane Passet, 29 августа 1929:

1929 Fisherwoman from small port of Voendam near Edam August 29 1929 by Stephane Passet

Женщины в традиционных костюмах, Зальцбург, Австрия, фотограф Ганс Хильденбранд, 1929:

1929 Зальцбург, Австрия, Фотография Ганса Хильденбранда, National Geographic

Принцесса-амазонка из традиционного народного театра "ваянг", остров Ява, фотограф Robert Moore, 1929:

1929 Java A wayang princess portrays emotions with the positions of her arms by Robert Moore


Индийский королевский слон, фотограф Franklin Price Knott, 1929:

1929 Indian Royal Elephant by Franklin Price Knott

Ученики школы в городе Шринагар, Кашмирская долина, Индия, 1929:

Students of a school gather outside for photo Srinagar 1929

Суровые индийские пограничники на границе с Афганистаном, фотограф Franklin Price Knott, 1929:

1929 India Afridis guard the Afghan border by Price Knott

К сожалению, повседневная жизнь людей попадала на автохром довольно редко, поэтому мы ограничимся здесь лишь несколькими сценами из американской жизни.

На ярмарке в Лундонвилле, штат Огайо, фотограф Jacob Gayer, 1929:

1929 Ohio - Four women stand beside an apple stand at a fair in Loundonville

Там же:

1929 Ohio - People walk through stands at a Loundonville fair by Jacob Gayer

Новый Орлеан, дети собрались вокруг продавца сладостей, фотограф Edwin Wisherd, 1929:

1929c New Orleans, Louisiana - Children gather by a vendor selling snowball treats

Новый Орлеан, Луизиана – женщина, сидящая на каменных ступенях в Французском квартале, продает пралине, фотограф Edwin Wisherd, 1929:

1929c New Orleans, Louisiana - A woman sitting on stone steps in The French Quarter sells pralines Wisherd

АВТОМОБИЛИ

На начало 1929 г. в США было около 25 миллионов автомобилей (теперь столько выпускает за год одна КНР).

Хотя Генри Форду приписывают изречение, что "автомобиль может быть любого цвета, но только чёрного", в конце 1920-х, по крайней мере, американские машины имели довольно разнообразную и нередко весьма яркую расцветку.
Поэтому для рекламных буклетов была востребована цветная фотография!

Buick
1929 Buick - цветная фотография в рекламе 1929 года2

Лимонно-жёлтый Chrysler Imperial Town Sedan 1929:
1929 Chrysler Imperial Town Sedan

Оливковый Chrysler Series 75 Roadster:

1929 Chrysler Series 75 Roadster

В конца 1929 г. один разорившийся нью-йорский брокер будет продавать это роскошное авто прямо на улице за 100 долларов (есть такое печально знаменитое фото).

Встречалась и "классическая" черная окраска (Buick 1929):

1929 Buick - цветная фотография в рекламе 1929 года

Обратите внимание, что на некоторых рекламных снимках за рулём женщина. А ведь в ту пору считалось, что вождение - чисто мужское занятие.
Но американские автогиганты к концу 1920-х уже обеспечили автомобилями всех (платёжеспособных) мужчин в стране, поэтому начали всяческие внушать потребителю, что норма - эта две машины на семью, женщины обязательно должны сесть за руль!
И внушили, конечно.

Американская автомобилистка на заправке в Вашингтоне осенью 1929 года:

1929-gas-edwin-l-wisherd

Сам дизайн автомобиля к концу 1920-х ещё не далеко ушёл от кареты с откидным верхом. Революция аэродинамических форм была впереди.

Четы гида по истории битвы при Геттисберге в ожидании туристов, Геттисберг, штат Пенсильвания, фотограф Clifton R. Adams, 1929:

1929 Gettysburg, Pennsylvania - Four tour guides of the Gettysburg battlefield wait for tourists by Clifton Adams

В завершение автомобильной темы покажем машину корреспондентов журнала "National Geographic" (Индейская резервация Хопи), 1929:

1929 St Petersburg Florida2 (8)

С сундуком вместо багажника!
В кадр тачка попала не случайно. В январе 1929-го журнал рекламировал эту модель.

В отличие от автомобилестроения, в области авиации успехи американцев были гораздо скромнее. Их аэропланы в то время ничем не отличались от европейских.

Экспериментальные самолёты на аэродроме Wright Field, фотограф Jacob Gayer, 1929:

1929 Experimental plans are parked in line at Wright Field in USA by Jacob Gayer


ГОРОДА МИРА

Как всегда в наших обзорах этой серии, совершим небольшую прогулку по городам мира и посмотрим, какими они были 90 лет назад.

Нью-Йорк, Вашингтон-сквер на 5-й авеню, фотографы Adams и Wisherd, 1929:

1929 New York City - A view of Washington Square at Fifth Avenue by Adams and Wisherd

При всём несовершенстве цветопередачи это фото довольно точно отразило цветовую гамму тогдашнего Нью-Йорка, в которой преобладали коричневатые, кирпично-красные и серые тона.

Ещё одна высотка на той же Вашинтон-сквер:

1929 Manhattan, New York City - A view of Washington Square by Adams and Wisherd

К концу 1920-х эпоха высотного строительства в Нью-Йорке и Чикаго достигла своей кульминации, устремившись к символической планке в 100 этажей. Чертежи Эмпайр-стейт-билдинг уже лежали на столе у строителей.

В других крупных городах США высотные дома (почти небоскрёбы!) в то время тоже возводили, но уже "штучно".

Колумбус, штат Огайо – вид на главную улицу в деловом районе города, фотограф Jacob Gayer, 1929:

1929 Columbus, Ohio - A view of the high street in Columbus' business district by Jacob Gayer

Кливленд, штат Огайо, фотограф Jacob Gayer, 1929:

1929 Cleveland Ohio by Jacob J Gayer

Старый Французский квартал в Новом Орлеане, фотограф Edwin Wisherd, 1929:

1929c New Orleans, Louisiana - A boy sits on a barrel outside a brewery in the French Quarter. by Edwin Wisherd

Интересно, как сейчас выглядит это место? Сохранились ли эти дома?

Девушка кого-то ждёт на углу во Французском квартале:

1929 New Orleans, Louisiana - A view of galleries in the French Quarter. Wisherd

Уютный старый райончик Стокгольма с церковью Катарины, фотограф Gustaf Cronquist, 1929:

1929 Stockholm Sandbacksgatan f.d. Stigbergsgatan в сторону церкви Катарины by Gustaf Cronquist

Вряд ли эти домики простояли долго после съёмки. Старый Стокгольм сносили целыми кварталами ради "реновации".

Местечко Панкорбо на севере Испании, где время остановилось на века:

1929 Spain Pancorbo by Gervais Courtellemont

А таким увидели этот снимок читатели журнала National Geographic за 1929 год:

1929 Spain Oroncillo by Gervais Courtellemont

Торговля цветами на бульваре Рамбла в Барселоне, фотограф Jules Gervais Courtellemont, 1929:

1929 march A woman stands in front of her flower stand on the Rambla in Barcelona

Испания. Кладбище кораблей в Малаге, фотограф Jules Gervais Courtellemont, 1929:

1929 Испания. Кладбище кораблей в Малаге (март)

В Париже продолжается большая стройка. Жилые многоэтажки растут на месте сносимых укреплений у Орлеанских ворот, 1929:

1929 Париж Орлеанские ворота снос укреплений2

Светящаяся реклама на универмаге "Галери Лафайет" в Париже, фотограф Leon Gimpel, 10 декабря 1929 г.:
1929 Paris Galeries Lafayette 10 Dec by Leon Gimpel

В порту Алжира, тогда самого французского из всех городов Африки ("Париж Магриба"), 1929:

1929 Алжир

В порту Ираклеона, главного города остров Крит, фотограф Maynard Owen Williams, 1929:

1929 Irakleon by Maynard Owen Williams

А это уже порт Бремена:

1929c Bremen

Начавшийся 24 октября 1929 г. биржевой крах на Уолл-стрите подвёл черту под эпохой 1920-х.
Над миром сгущались грозовые тучи.

Хорст Вессель во главе парада 60 тыс. штурмовиков СА в Нюрнберге, 1929:

1929 German Nazi activist Horst Wessel (left) at the head of a parade of S.A. stormtroopers, in Nuremberg

Этот снимок, вероятно, раскрашен.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-жизнь, 1942-война/1942-жизнь, 1943-война/1943-жизнь, 1944, 1945 война/1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949/СССР-1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958/СССР-1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968/СССР-1968, 1969/СССР-1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978/СССР-1978, 1979,/СССР-1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988/СССР-1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998/РФ-1998, 1999/РФ-1999.

https://visualhistory.livejournal.com/2013848.html


Метки:  

Первые цветные фотографии Афганистана (1928)

Суббота, 14 Декабря 2019 г. 22:20 + в цитатник
Все, наверняка, знают, что французский банкир-меценат Альбер Кан решил с помощью автохромных пластинок запечатлеть в цвете весь современный ему мир и собрал под этот проект целый пул фотографов. Это был один из величайших фотопроектов в истории человечества и продолжался он с 1912 по 1930 г. Сейчас коллекция под названием "Архивы планеты" хранится в Музее Альберта Кана под Парижем. Всего там 72 тыс. снимков, которые по чуть-чуть просачиваются в Интернет последние 15 лет, как правило, в очень слабом качестве.
Среди запечатлённых стран оказался и Афганистан.
По ссылке можно посмотреть подборку первых цветных снимков в истории этого государства, которые сделал Frédéric Gadmer в 1928 г.
А здесь они даны даже в сравнении с современными видами.

Я очень слабо представляю себе архитектурные достопримечательности Кабула, поэтому было неожиданным увидеть такую часовую башню, находящуюся на территории президентского (бывшего королевского дворца), часы которой установлены в 1911 г.:

Clock Tower of Dilgosha Palace2

В комментарии по ссылке ошибочно сказано, что эта башня разрушена во время гражданской войны в 1990-е.

На самом деле до сих пор стоит на своём месте:


Clock Tower of Dilgosha Palace

https://visualhistory.livejournal.com/2013386.html


Метки:  

Загадки на Паствю

Суббота, 14 Декабря 2019 г. 09:33 + в цитатник
Кто любит разгадывать загадки?
На сайте Паствю появилась специальная таблица "Зависшие" опознания, где собраны различные виды городов и других мест, которые пока не удаётся идентифицировать.
Возможно, среди наших читателей найдутся знатоки, которые смогут пролить свет на эти тайны. Если вы не зарегистрированы на Паствю и не можете оставлять там комментарии, пишите здесь со ссылкой на фотографии, которые вам удалось опознать.

Вот, например, некая Гостиница на трассе Москва - Симферополь, фото 1951 года:

1951 Гостиница на трассе Москва - Симферополь

Такая интересная и необычная для СССР архитектура! Неужели никто не узнает?

P.S. Сам же и опознал за минуту:



Гостиница Мценск. Улица Тургенева 137, почти напротив мценского автовокзала.

Это была часть шикарного по тем временам комплекса.

А ещё по ней был вот такой замечательный пост местного краеведа.

https://visualhistory.livejournal.com/2012998.html


Метки:  

Улицы мира 80 лет назад. 1939 год

Пятница, 13 Декабря 2019 г. 22:57 + в цитатник
Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1939 год. Хотя время весьма далёкое и цветная плёнка тогда была ещё в новинку, материла набралось довольно много. Есть даже СССР.
Предвоенную Москву в цвете запечатлел американец Харрисон Форман.
Хорошо узнаваемый вид Театральной площади и Охотного ряда:

1939 Театральная площадь Harrison Forman2

Увы, за много десятилетий хранения некоторые цвета на плёнке необратимо деградировали, поэтому окраска трамвая из жёлто-синей превратилась в какую-то неопределённую, почти черно-белую. Оригинальный цвет остался только на журнальной репродукции 1939 года.
Сам трамвай там ходил, кажется, до 1953 г.
Обратите внимание, что люди переходят широкую улицу где попало: вековые привычки "совместного уличного пространства" ещё сильнее страха попасть под колёса автомобиля!



Парадный фасад новой социалистической Москвы

1939 Москва. Harrison Forman

Широченное асфальтовое поле, которое ещё не скоро заполнится достаточным количеством автомобилей. С годами улица приобретёт более человечный вид за счёт деревьев, но в 1939 году их нет ещё и в помине.
Особенно монументальный вид в обратную сторону, новые здания Госплана и гостиницы "Москва" подавили собой даже огромную тушу Исторического музея:

1939 Москва. Harrison Forman3

Весь легковой автопарк в кадре представлен чуть ли не единственной моделью

1937-39 Helsinki Aleksanterinkatu

Наверное, Хельсинки являются единственным городом мира, которые никогда не убирали трамвай с главного ("парадного") проспекта.
Ну и брусчатку закатывать под асфальт совсем не спешили:

1937-39 Helsinki Lasipalatsi

Обратите внимание на монументальный "сундук" финского парламента - ни дать, ни взять "сталинско-ампирный" обком в крупном советском городе!

Главная парадная улица довоенного Берлина, Унтер-ден-Линден (т.е. Подлипная), в 1939 г.:

1939 Berlin by Sobotta2

Наверное, Берлин в то время был главной мировой столице велосипедизма, несмотря на огромные размеры этого мегаполиса.

При этом как-то обходились без велодорожек:

1939 Berlin Radfahrer in der Karlstrasse heute Reinhardtstrasse2

Все берлинские такси имели фирменную оливково-зелёную расцветку:


1939 Berlin Pariser Platz and Brandenburger Tor by Sobotta

А берлинские даблдеккеры имели светло-кремовый окрас:

1939 Berlin Utner den Linden. View from Pariser Platz by Sobotta

Кстати, трамвай по Унтер-ден-Лиден не ходил никогда: кайзер категорически его запретил, чтобы рельсы не мешали маршировать всяким парадентруппен.

Автомобильной столицей Восточного полушария безусловно был Париж.
Такой вот рой кружился вокруг Триумфальной арки в последнее мирное лето:

1939 Paris in july. William Vandivert

Кликните картинку, чтобы рассмотреть эти машинки!

У Вандомской коллонны можно заметить такси в типичной для Парижа красно-черной ливрее:

1939 july Paris William Vandivert12a

Интересно, в каком году исчезла такая окраска?

Типичная уличная сцена для Лондона 1939 г. - красный даблдеккер, метро и велосипедисты, для полной картины не хватило только метрокэба:

1939 London Sept transport ST806 on route 33 outside the Odeon Richmond in Hill road

А ещё там были двухэтажные трамваи (которые исчезнут в 1952 г.):

1939 London

Кажется, единственный кадр в этом обзоре, где видно заборное ограждение тротуара: к концу 20 века такие заборы получат в мире массовое распространение для физического разделения пешеходного и транспортного потоков, но в довоенные времена эта порочная практика была ещё большой редкостью.

Стокгольм 1939-го выглядит довольно крутым мегаполисом с очень оживлённым движением и сильно развитым автобусным транспортом (площадь Norra Bantorget):

1939 Stockholm Norra Bantorget

Метро у них появится только в 1950-м.

На этом снимке в кадре оказались почти все типы стокгольмского транспорта, включая довольно значительное количество велосипедистов:

1939 Stockholm2


В идеале каждый исторический снимок в подобных обзорах должен сопровождаться сравнением с современным видом, чтобы оценить характер и масштабы изменений. Но тогда посты станут просто неподъёмными.
Поэтому мы даём такие сравнения лишь в отдельных случаях.

Вот например самая знаменитая торговая улица Старого города Вены Karntner Strasse в 1939 году:

1939 Wien Karntner Strasse, Wiener Staatsoper Opera and Stephansdom01

В 1974 г. её сделали пешеходной и теперь там почти не видно автомобилей, зато появилось метро:

1939 Wien Karntner Strasse, Wiener Staatsoper Opera and Stephansdom2

Знаментая Ратушная площадь в Таллине в 39-м выглядит почти неузнаваемой из-за домика важни:


1939 Tallin bus

Как и все исторические площади до конца 20 века, она была превращена в большую автопарковку:

1939 Tallin Ратушная площадь2

Авторбусы Scania на автостанции в предвоенном Таллине 1939 года:

1939 Tallin Scania

Одна из главных площадей Генуи в 1939-м также забита автомобилями:

1939 Genua

А вот римский автотраффик на всех снимках вплоть до середины 1950-х гг. выглядит довольно хилым. Не знаю, в чём там была причина. Может, в бедности римлян. Они и метро-то смогли осилить только в 1955 году.

Редкие автомобили и велосипедисты на фоне римского замка в 1939 году:

1939 Rome2

В 1939 году привычная городская жизнь Европы была нарушена начавшейся Второй Мировой войной.
В оккупированной немцами Варшаве к октябрю 39-го разрушения ещё незначительны, но характер уличного транспорта успел заметно измениться. Почти пропали автомобили, их отсутствие восполняют гужевой транспорт, велосипеды и даже велорикши:

1939 Warsaw October Aleje Jerozolimskie

Потом подобные велорикши появятся и в Париже, однако там всё-таки не решились вернуть на улицы лошадей, с которыми распрощались ещё в 1939 г. А может, их просто не оказалось под рукой в достаточном количестве.
Как и почти везде, "палочной-выручалочкой" военного времени оказались трамваи:

1939 Warsaw October2a

Перенесёмся из Европы в Западное полушарие.
В США начиналась эпоха автомобильных эстакад, которая дойдёт до других стран лишь через десятилетия.
Вид на Средний Манхэттен через Гудзон в 1939 г.:

1939 NY skyline of midtown Manhattan from the cliff-at-weehawken

В 1939 г. по Манхэттену ещё бегали трамваи:

1939 NY in-hd-color3

Весьма неожиданно видеть обилие там двухэтажного транспорта, который исчезнет вскоре после войны.
Как и 80 лет спустя, в 1939 году нью-йорские улицы невозможно было представить без желтого такси:

1939 NY in-hd-color5a

Разномастье автобусов на парковке Нью-Йорской выставки 1939 года:

1939 NY in-hd-color16f

Увы, это не фотографии, а скриншоты кинохроники, поэтому чёткость изображений оставляет желать лучшего.

Конечно, помимо даунтаунов Нью-Йорка и Чикаго была и одноэтажная Америка. К 1939 году она была уже вся тотально автомобилизирована, поэтому сцена парковки лошади в южном городке Эль-Пасо не могла не привлечь внимание фотографа (Luis Marden):

1939 A cowgirl puts a nickel in an El Paso parking meter to hitch her pony by Luis Marden

Интересно, а в российских райцентрах уже появились паркоматы?


К сожалению, весь (тогда ещё будущий) "Третий мир" оказался в 1939 г. на переферии цветных съёмок, но пара-тройка замечательных кадров у нас всё же найдётся.

Потрясающий вид Соборной площади в Боготе, заполненный по всем периметру автомобилями новейших марок (фотограф Luis Marden):

1939 Bogota Archbishopric Cathedral, Sacred Chapel and Palace by Luis Marden2

Наверное, в 1939 г. автопарк затерянной в дебрях Южной Америки Боготы в разы превосходил московский.
Ещё на снимке виде боготинский трамвай, который закрыли в 1951 г.
Сейчас вся эта площадь стала полностью пешеходной зоной, как и положено быть любой исторической площади.

В 1939 г. тот же Luis Marden сделал довольно большой обзор по Буэнос-Айресу, но он, к сожалению, пока не попал в Сеть в нормальном виде.
Могу предложить только один этюд, который слабо характеризует облик самого передового мегаполиса Латинской Америки тех лет (например, единственного, имевшего метро, причём аж с 1913 г.!)
Буэнос-Айрес был тогда гораздо круче Москвы даже в амбициозных "парадных" проектах - в 1937 г. там открыли первый участок Авениды 9 июля, которая была в разы шире улицы Горького и до сих пор остаётся самым широким проспектом в мире!
На этом этюдном снимке нет ни этого мегапроспекта, ни высоток, зато есть интересная деталь в виде зеркала для автомобилистов, которая до сих пор довольно редко встречается в уличной инфраструктуре:

1939 Buenos Aires by Luis Marden2

В зеркале, кстати, отражается гужевая повозка, вот уже действительно город контрастов!

Уличая сцена в Сингапуре 1939 г. (фотограф J. Baylor Roberts):

1939 Singapore Троллейбус 1926-1962  J. Baylor Roberts

Британский Сингапур стал, кажется, первым городом в мире, который отказался от трамвая. Это произошло ещё в 1927 г. Но перед этим там пустили троллейбус, который ходил по городу с 1926 по 1962 г. Как раз его мы видим в кадре.

Предыдущие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006

https://visualhistory.livejournal.com/2012888.html


Метки:  

Горит Останкинская телебашня

Пятница, 13 Декабря 2019 г. 18:44 + в цитатник
Один читатель прислал ссылку на свой сайт moskva.pictures, на котором он выкладывает фотографии Москвы – как свежие, так и архивные, начиная с 90-х.
Встречаются весьма интересные исторические кадры.
На Паствю их, кстати, нет.

Горит Останкинская телебашня, 2000:

Пожар на Останкинской телебашне

https://visualhistory.livejournal.com/2012465.html


Метки:  

Селигер-68

Четверг, 12 Декабря 2019 г. 14:31 + в цитатник
На ФБ-странице Андрея Карпухина обнаружился замечательный альбом со снимкам Селигера в 1968 г. Кажется, одни из самых ранних цветных снимков этой местности после 1910 года (когда там снимал Прокудин-Горский). Очень атмосферно.

Вот, например, состояние Ниловой пустыни сразу после того, как оттуда вывели дом престарелых (из-за ветхости построек):

1968 Нилова. Андрей Карпухин8

Несмотря на разруху, вид очень живописный:


1968 Нилова

А как живописно и аутентично выглядели окрестные деревеньки!

1968 Нилова. Андрей Карпухин6

https://visualhistory.livejournal.com/2011790.html


Метки:  

Деревянный водопровод XVIII века в Ленинграде, 19 июня 1941

Среда, 11 Декабря 2019 г. 22:44 + в цитатник
Деревянный водопровод XVIII века. Легздайн М. А. осматривает часть трубы XVIII в., найденной при земляных канализационных работах на Звенигородской улице. Ленинград, 19 июня 1941 года:

Деревянный водопровод XVIII века. Легздайн М. А. осматривает часть трубы XVIII в., найденной при земляных канализационных работах на Звенигородской улице. 19.06.1941

С Госкаталога.

https://visualhistory.livejournal.com/2011606.html


Метки:  

1922. Рождение советского автопрома

Вторник, 10 Декабря 2019 г. 21:06 + в цитатник
8 октября 1922 года на Красной площади прошёл парад, в котором принимал участие подаренный председателю ВЦИК М.И. Калинину первый произведённый в Советской России легковой автомобиль – штабной "Промбронь".
Созданный на 1-м бронетанкоавтомобильном заводе (1-й БТАЗ) в Филях, ведущем свою историю от Русско-Балтийского завода, автомобиль вмещал семь человек, имел двигатель в 40 л.с. и развивал скорость до 85 вёрст в час.

Первый выезд автомобиля "Промбронь" (в центре) из ворот 1-го бронетанкоавтомобильного завода в Филях, 1922 год:

Первый выезд автомобиля «Промбронь» (в центре) из ворот 1-го бронетанкоавтомобильного завода в Филях. 1922 г. Главархив Москвы
Главархив Москвы

https://visualhistory.livejournal.com/2011063.html


Метки:  

Неожиданно быстро пролетевшие 2010-е

Вторник, 10 Декабря 2019 г. 14:35 + в цитатник
Недавно пришло осознание, что 2010-е пролетели как-то неожиданно быстро.
Так совпало, что целый ряд "рубежных" событий в моей жизни (включая создание этого блога) пришёлся на 2011 год и было это будто вчера.
Десятилетие начиналось вроде очень насыщенно и достигло своей кульминации в 2014-м, но потом мы словно провалились (точнее, вернулись) в Безвременье, в один бесконечный День Сурка. В пустоте время схлопывается, поэтому исторически это десятилетие и закончилось в том самом 14-м году.
Наверное, когда-нибудь "тектонические плиты" истории придут снова в движение и тогда один год будет как целый век. Но пока в нашем мире царят лангольеры — "пожиратели времени".

https://visualhistory.livejournal.com/2010851.html


Метки:  

Таксифон-29

Понедельник, 09 Декабря 2019 г. 20:49 + в цитатник
В детстве меня смущало непонятно слово "таксофон": я думал, что это специальный телефон для вызова такси и никак не ассоциировал его с обычными уличными телефонами в будках))
А сегодня листал ленту Главархив Москвы и нашёл интересное. Оказывается, это "загадочное" слово изначально звучало иначе!

"Таксифон". Новость в газете "Рабочая Москва". 23 ноября 1929 г. С.3. Главархив Москвы.
Из текста новости: "… "таксифон" – телефон-автомат для автоматической сети….он не засоряется, если в аппарат вместо гривенника опускается что-либо другое, таксифон автоматически выбрасывает посторонние предметы…если кто-нибудь из "любителей" попытается попортить аппарат, то об этом автомат немедленно дает сигнал в милицию…".

Таксифон

https://visualhistory.livejournal.com/2010586.html


Метки:  

Автомобиль для ударника

Воскресенье, 08 Декабря 2019 г. 23:59 + в цитатник
Попалось такое интересное фото на Госкаталоге.
Ударник завода им. Сталина Мещерский Н.С. отправляется на прогулку с семьей в своей машине "ГАЗ":
Ударник завода им. Сталина Мещерский Н.С. отправляется на прогулку с семьей в своей машине ГАЗ, выпущенной автозаводом им. Сталина

Год не указан, Наверное, около 1933-го.

ГАЗ-А — автомобиль среднего класса с открытым 5-местным 4-дверным кузовом типа фаэтон. Лицензионная копия автомобиля Ford-A, оборудование и документация на производство которого были куплены советским правительством в США в 1929 году у Ford Motor Company.

Первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки. Выпускался с 1932 по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе и с 1933 по 1935 год на московском заводе КИМ. Первые две машины были собраны 8 декабря 1932 года. Всего было выпущено 41 917 машин.

В 1937 г. езда по Москве на машинах ГАЗ-А была запрещена, поскольку для столицы победившего социализма они выглядели старовато.

Интересно, как сложилась судьба этого Мещерского Н.С.?

https://visualhistory.livejournal.com/2010114.html


Метки:  

Из кодахромного наследия. Италия 1950-х.

Суббота, 07 Декабря 2019 г. 18:24 + в цитатник
Очередная пара снимков из кодахромного наследия.

Средневековый небоскрёб в Болонье (Torre Degli Asinelli), 1950е:

1950s Italy Bologna Fort Tower Torre Degli Asinelli

На втором снимке типичная Италия 1950-х, занесённая в Африку:


1950s Libya Tripoli Cathedral

Думаю, что за это город, читатели угадают))

https://visualhistory.livejournal.com/2009863.html


Метки:  

20 век в цвете. СССР 1959 г. Наша страна 60 лет назад

Вторник, 03 Декабря 2019 г. 15:56 + в цитатник
Сегодня у нас в проекте 20 век в цвете 1959 год в СССР (про остальной мир см. предыдущий пост).
Как известно, это было время "оттепели", которая коснулась не только внутрисоветской жизни, но и международных отношений. Первая Холодная война осталась в прошлом. Зайдя в тупик в жёстком противостоянии с СССР и соцлагерем, американцы перешли к политике "наведения мостов". Т.е., к борьбе за умы и сердца людей по другую сторону "железного занавеса".
Опьянённый советскими успехами Хрущёв принял вызов, не понимая, что вступает в соревнование с Западом на том поле, где победа над ним была невозможна в принципе.
С санкции кремлёвских властей в Москве открыли портал в иную реальность и едва ли кто мог тогда предугадать, чем в итоге закончится столь близкий контакт двух миров.

В 1959 г. в Страну Советов привезли моделей и платья Christian Dior для первого в СССР дефиле западного модного дома. Прогулки по Москве моделей в платьях французского модельера снимали фотографы американского журнала Life.
Первый десант "мягкой силы" в Кремле:

1959 Dior models in Soviet Union for officially sanctioned fashion show visiting GUM deptartment store by Howard Sochurek2

Американскому фотокорресонденту Говарду Сохуреку удалось очень ярко запечатлеть реакцию советских людей при виде западных моделей "от кутюр":



Модели Диор в Москве (1959 год)

Но главным "ударом" идеологического противника стало открытие Американской промышленной выставки в Москве.

Гиды Американской национальной выставки перед куполом Бакминстера Фуллера. Москва, Сокольники, фотограф Howard Sochurek, 1959:

Гиды Американской национальной выставки перед куполом Бакминстера Фуллера. Москва, Сокольники, 1959 Howard Sochurek2


В качестве гидов работали (в том числе) американки русского происхождения. Одну из них запечатлел фотограф B. Anthony Stewart:

1959 Russian-speaking American Tania Akhonin, in uniform as a guide at the US Trade Fair, Sokolniki Park, Moscow

Советские граждане рассматривают американский автомобиль на выставке словно инопланетный корабль:



А вот и сам пепелац, эталон ракетно-плавникового стиля (павильон Шевроле. Раскин Л.А.):



Для американцев автомобили были не только средством передвижения, а сакральным символом "американской мечты", которые всем своим видом должны были воплощать исключительность США, их недосягаемую экономическую мощь и эстетическое лидерство. Не только в маркетинге, но и в Большой Политике красота - это страшная сила.

Хрущёв ещё не понимал, какую свинью ему подложили американцы своей выставкой и заходился в восторге, общаясь с не менее радостным Ричардом Никсоном (фотограф B. Anthony Stewart):

1959 На выставке в Москве. B. Anthony Stewart

Казалось, что в тот момент американцы обхаживали Хрущёва так же, как будут обхаживать Горбачёва спустя 30 лет:

1959 Washington Jerry Cooke3

Но настоящего "романа" с Западом тогда не получилось, в переди был "Карибский кризис".

Порой непредсказуемый флюгер советской внешней политики превратил "кровавого фашистского палача" снова в "товарища Тито". Встреча двух старых друзей в 1959-м:

1959 President Tito of Yugoslavia and Russian Leader Nikita Khruschev


ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕТСКОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ

В 1959 году в СССР продолжился стремительный прогресс в области высоких технологий, наиболее важными из которых были Космос, авиация, атом и большая гидроэнергетика.

Гордость советской гражданской авиации Ту-114 в Ле-Бурже, Париж, 1959:
1959 Ту-114 в Ле-Бурже

Переделан из стратегического бомбардировщика, да.

Ивановская площадь. Вертолет-салон Ми-4С Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, 1959:

1959 Ивановская площадь. Вертолет-салон Ми-4С Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева2

Новинки советского автопрома на выставке в Мехико, 1959:

Советская выставка была открыта 21 ноября 1959 Первым заместителем Председателя Совета Министров СССР А. И. Микояном, и действовала до 15 декабря 1959 года

Советская выставка была открыта 21 ноября 1959 г. первым заместителем Председателя Совета Министров СССР А. И. Микояном, и действовала до 15 декабря 1959 г.

В 1959 г. начато производство ГАЗ-13 Чайка, продолжавшееся до 1979 г.

1959 начато производство ГАЗ-13 Чайка, продолжавшееся до 1979

В этой машине особенно наглядно проявилось желание подражать американцам, но в том момент советский автопром уже перешёл с американских "лекал" на европейские. Хрущёв всё-таки был более склонен к экономии и утилитарности, чем к "понтам".

Первый отечественный микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 "Запорожец" изготовлен на Запорожском автомобильном заводе в 1959 году. Цинкин, РИА Новости:

1959 Первый отечественный микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 Запорожец изготовлен на Запорожском автомобильном заводе в 1959 году. Цинкин, РИА Новости2

В Италии этот автомобиль "посадил за руль нацию", а в СССР так и остался поводом для шуток.

Если по производству легковушек СССР тогда отставал от ведущих западных стран на порядок, то в автобусостроении он вырвался на лидирующие позиции.

Львовские автобусы на конвейере, 1959:
1959 Львовские автобусы

Большое внимание при Хрущёве уделяли развитию мототранспорта. Причём не только как средства личной мобильности, но и в народнохозяйственных целях.
На улицах советских городов всё чаще стали появляться грузовый мотороллеры, а вот советский моторикша так и остался аттракционом на ВДНХ, чай не Юго-Восточная Азия какая.

На выставке "Мотоциклы и мопеды", Николай Бобров, 1959:

1959 На выставке Мотоциклы и мопеды Николай Бобров

Мотроллер "Вятка"-цистерна, 1959:

1959 Вятка-цистерна

3 декабря 1959 года вступил в строй атомоход "Ленин":

Вступивший в строй 3 декабря 1959 года атомоход Ленин

Это был настоящий триумф советских технологий, почти всё в том судне было с приставкой "впервые".
А по Волге-матушке в том же 59-м ещё ходили колесные пароходы 19 века, доставшиеся в наследство от царских времён:

Sochurek Yarosl4

Символом эпохи наравне с Космосом и атомными ледоколами стали гигантские проекты в области гидроэнергетики, покорение великих сибирских рек.

Панорама строительства водосливной плотины Братской ГЭС, сентябрь 1959, Михаил Трахман:

Панорама строительства водосливной плотины Братской ГЭС, сентябрь 1959 Михаил Трахман

Братск Строительство лесопромышленного комплекса Мороз -50 градусов, 1959:

1959 Братск Строительство лесопромышленного комплекса Мороз -50 градусов

Хотя оборонка, тяжелая промышленность и энергетика оставались абсолютными приоритетами для советской экономики, Хрущёв параллельно стремился формировать и развитие потребительского рынка.
Из-за низкой покупательной способности населения в то время практически весь ассортимент товаров находился в свободном доступе.

Воронежский завод "Электросигнал". Конвейер сборки телевизоров. А.Гостев, 1959:

1959 Воронежский завод «Электросигнал». Конвейер сборки телевизоров. А.Гостев

Американские и другие зарубежные фотокорреспонденты с интересом изучали полки советских магазинов.

ГУМ, главная витрина советской торговли. B. Anthony Stewart, 1959:

1959 ГУМ. B. Anthony Stewart

Хорошо известный читателям Харрисон Форман (Harrison Forman) вообще создал "фотоэнциклопедию" из советских товаров 1959 г.
У нас был подробнейший обзор на эту тему в 13 частях, поэтому здесь мы покажем лишь пару сюжетов.

Кожгалантерея в Москве. Harrison Forman:

1959 Кожгалантерея в Москве. Harrison Forman

Конфеты на витрине в Москве. Harrison Forman:

1959 Конфеты на витрине в Москве. Harrison Forman

Разумеется, эту "вещевую" тему не упускали и официальные советские фотографы.

"Новое платье" (С. Фридлян, А. Узлян), 1959:

1959 Новоее платье

В клуб на вечер. Московская обл., с. Кривцы. Борис Кузьмин, 1959:

1959 В клуб на вечер. Московская обл., с. Кривцы. Борис Кузьмин

В целом советская мода того времени (как и американская!) оставалась ещё довольно консервативной, что породило в СССР неформальное движение "стиляг".

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Именно с 1959 г. началось массовое индустриальное строительство типовых пятиэтажек, которые мы теперь знаем как "хрущёвки".
В том же году в нашей стране был снят первый большой цветной документальный фильм о градостроительной реформе - "Пора большого новоселья", кадры из которого мы приводили в нашем блоге 6 лет назад.
Здесь повторим лишь отдельные из них.

Типичная квартира "хрущёвки" без мебели:

1959 Новосёлы6

Именно с такой квартирой связано много воспоминаний моего детства.

Надо сказать, что ничего "специфически советского" в строительстве "хрущёвок" не было, а было копирование опыта западных государств, которые с начала 1950-х застраивали свои города дешёвыми типовыми многоквартирниками от Лиссабона до Хельсинки.

В документальном фильме квартира в "хрущевке" обставлена стильной мебелью, которую словно прислали в прошлое из современного магазина ИКЕА:

1959 Новосёлы15

Знаменитый совмещённый санузел, куда ещё надо было впихнуть стиральную машину:

1959 Новосёлы21

В нашем блоге был подробный обзор кадров с интерьерами из этого фильма.

Застройка "хрущёвками" вела к обезличиванию и примитивизации городской среды, но по сравнению с 30-этажными гетто-муравейниками в современной РФ дворы конца 1950-х были образцом гуманизма и уютности.
По крайней мере, они не были похожи на автопарковки и не имели проблем с инсоляцией:

1959 Новосёлы25

Теперь о таких дворах в мегаполисах РФ можно только мечтать.

Москва, улица Строителей, 1959 (фотограф J. Russell):

1959 Москва, Улица Строителей. J. Russell

Несмотря на бурные темпы строительства, большинство населения СССР в 1959 г. жило в деревянных домах и преимущественно в частном секторе.
Новостибирск. Частный сектор в пойме реки Каменка. Anthony Stewart, 1959:

1959 Новостибирск. Частный сектор в пойме реки Каменка. Anthony Stewart

Слобода Коровники в Ярославле. Карл Миданс, 1959:

1959 Слобода Коровники. Карл Миданс

В те районы, куда не добралось массовое жилищное строительство, была словно "законсервирована" среда русского дореволюционного города.

ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

Благодаря нашествию западных фотокорреспондентов в СССР в конце 1950-х, мы можем увидеть во всей яркости красок жизнь обычных советских людей того времени.
А она складывалась тогда из простых радостей и неуклонно налаживалась.

Автоматы с газировкой, B. Anthony Stewart, 1959:

1959 Автоматы с газировкой. B. Anthony Stewart

Дизайн этих автоматов был ясно скопирован с американского, как и многое в СССР.
Потом наступит эпоха эстетической деградации и вместо этих округлых красавцев на улицах появятся убогие сервые шкафы.

Торговля ягодами на Даниловском колхозном рынке. B. Anthony Stewart, 1959:

1959 Торговля ягодами на Даниловском колхозном рынке. B. Anthony Stewart

Праздничный стол новосёлов из упомянтого выше документального фильма "Пора большого новоселья" (1959):

1959 Новосёлы11с

Повара одной из московских столовых готовят салаты. Михаил Кулешов, РИА "Новости", 1959:

1959 Повара одной из московских столовых готовят салаты. Михаил Кулешов РИА «Новости»

Не забывали и про духовную пищу.
Уличная торговля книгами в Москве, Харрисон Форман, 1959:

1959 Уличная торговля книгами, 1959

Бренд "самая читающая нация в мире" надолго станет одним из главных советских символов.

60 лет назад 99% населения СССР даже не могли мечтать о путешествии за границу, но сам Союз был таким большим и разнообразным, что его и за всю жизнь не объедешь.
А свой "Шарм-аль-Шейх" с "Пхукетом" был в каждом городе, правда, только летом. У любого водоёма собирались тысячи людей.

Свердловск. Пляж на Верх-Исетском пруду. B. Anthony Stewart, 1959:

1959 Свердловск. Пляж на Исети. B. Anthony Stewart

Пляжи Ярославля летом 1959 года, Howard Sochurek:

Sochurek Yaroslavl6

Любители более активного отдыха брали рюкзак с палаткой и отправлялись в поход.

Туристы в Святогорске (в то время посёлок Банное), 1959:

1959 Святогорск

Зимой были свои радости и развлечения.

Где была горка, там и был свой "Куршавель".

Москва, ул. Кравченко. Carl Mydans, 1959:

1959 Москва, ул. Кравченко. Carl Mydans

Сейчас таких массовых катаний в городе уже не увидишь.

Жители подмосковного села Тропарёво. Декабрь 1959:

1959_Moscow_december46

Всего через несколько месяцев они станут москвичами.


Кажется, в том году в СССР не случилось цветных фильмов эпохального масштаба, поэтому мы упомянем лишь одну картину.
В 1959 г. вышла мелодрама "Сверстницы". Там в эпизоде была первая кинороль Высоцкого (Петя, студент театрального училища):



Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-жизнь, 1942-война/1942-жизнь, 1943-война/1943-жизнь, 1944, 1945 война/1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949/СССР-1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958/СССР-1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968/СССР-1968, 1969/СССР-1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978/СССР-1978, 1979,/СССР-1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988/СССР-1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998/РФ-1998, 1999/РФ-1999.

https://visualhistory.livejournal.com/2009692.html


Метки:  

Из кодахромного наследия. Лиссабон 1950-х.

Понедельник, 02 Декабря 2019 г. 11:29 + в цитатник
Ещё пара фото из кодахромного наследия.

Знаменитая Площадь Росиу в Лиссабоне, 1950-е:

1950s Lisbon National Theater Queen Maria II

Есть ли шанс уточнить датировку по автомобилям?

Для сравнения вид 2005 г. в том же ракурсе:




Автопарковку куда-то дели))

И ещё один кодахром 1950-х:

1950s Lisbon Main Square National Theater

Как всегда, буду благодарен за помощь в очищении этих прекрасных снимков.

https://visualhistory.livejournal.com/2009111.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_visualhistory
Страницы: 233 ... 207 206 [205] 204 203 ..
.. 1 Календарь