
Эта брошюра издана в 1922 году, когда университету исполнился год. Автор ее - заместитель ректора Соломон Захарович Каценбоген (не удивляйтесь, в те времена его фамилию иногда писали через «и», так и в тексте). Один из основоположников социологии в СССР, человек, очень много сделавший для БГУ, подробный очерк о нем читайте здесь.
Окидывая общим взором истекший академический год и подводя ему итоги, можно с уверенностью сказать, что самый трудный период организационного строительства Б. Г. У. позади.
Несбыточная, казалось, в течение десятилетий мечта о создании могучего культурного центра в Белоруссии — Университета превратилась в яркую и живую действительность.
За год упорной и кропотливой работы под здание нашей высшей школы подведен солидный и прочный фундамент.
Остается пристраивать этажи, заканчивать ремонт…
Много пафоса и латинских выражений - сказывается гимназическое образование автора! Отсюда же и забавные вкрапления старорежимной орфографии: медицинскаго факультета.
Та дружеская атмосфера, которая создалась вокруг центрального культурного очага края, горячее участие и реальная поддержка, которые ему были оказаны правительственными, профессиональными и партийными организациями и среди них, в первую очередь, президиумом Ц. И. К. С. С. Р. Б. во главе с его председателем т. А. Г. Червяковым, — они оказались тем conditio sine qua non, без которого Правление университета, при участии всей профессуры, ни в коем случае не могло бы справиться со столь ответственной государственной задачей. Только viribus coniunctis всех подлинно живых сил края удалось осуществить заветную мечту Белоруссии.
Создав необходимые предварительные предпосылки для своей работы, Б. Г. У. не замкнулся, однако, исключительно в свою академическую среду, не превратил себя в средневековую схоластическую школу, недоступную для широкой общественности, ревниво оберегающую тайны своей мудрости, для того только чтобы твердить: «Magister dixit!».
Много статистики. Сметы, расходы, финансы.
Много известных имен: Пичета, Игнатовский, Фалькович, Кругер, Вольфсон, Боричевский, Никольский, Перцев, Щекотихин, Пятосин, Сиротин, Лесик, Сыркин, Герцык, другие...
Программы курсов. Вот, например, высшая математика: Элементы введения в анализ. Понятие о производном дифференциале. Дифференцирование простейших функций. Метод координат. Отдел о прямой линии из аналитической геометрии.
Немного ужасов: Студенты приступали к практическим занятиям на трупах по мере сдачи зачета по остеологии, и группы по 8 — 10 человек получали труп для занятий. Занятия велись под непосредственным руководством и наблюдением и. д. прозектора и ассистентов; причем каждая группа при изобилии трупного материала, каковым располагал институт в истекшем учебном году отрабатывала 2 — 3 трупа.
Но шутки в сторону. Первый год университет выдержал:
Не все еще и не везде налажено так, как все, дорожащие судьбами Университета, этого желали бы, не все лаборатории, кабинеты и научно-вспомогательные учреждения полностью оборудованы. Но самые трудные дни, повторяю, безусловно позади. Опыт, как это утверждает А. Пуанкаре, действительно — единственный источник истины; он один может научить нас чему нибудь новому; он один доставляет нам достоверность. Опыт истекшего года доказал нам и должен был доказать всем, где истина. Истина в том, что только при власти, опирающейся на широкие народные массы, при Советской власти, исстрадавшаяся, разоренная, бедная и темная Белоруссия обрела, наконец, то, что является идеалом всего юношества и одновременно символом высшей культуры — свою Alma Mater — свой Белорусский Государственный Университет.
Честь и слава массам народным, твердой поступью идущим к овладению знанием — к победе света над тьмой!
Что ж, в 1923 году такая эйфория, наверное, была уместна.
Читайте полный текст: http://minchanin.esmasoft.com/books/bsu1922/bsu1922.djvu
https://vadim-i-z.livejournal.com/4512072.html