но некоторые вещи остаются неизменными. В предыдущих двух постах на эту тему я писал о русофобии, но стоит разбавит эту тему нашими внутренними проблемами. Например, коррупцией.
 Итак, перед нами записки о России некоего Ксавье Мармье:

 Сей "интурист" побывал в России в 1842 г. и оставил любопытные путевые записки о своем путешествии. И вот что он пишет о николаевской бюрократии:
 
Без сомнения, российская бюрократия является одной из самых умных и трудолюбивых из всех существующих, но есть у нее одни недостаток, перекрывающий, по мнению Мармье, все ее достоинства - это коррупция:
К несчастью, русская администрация, прославленная именами достойнейших людей, воодушевленных страстным желанием нравственного прогресса и чувством патриотизма, ... является одной их самых продажных администраций, и, позволим себе это слово, одной из самых постыдных из когда-либо существовавших, поскольку, по мнению француза,
для нее коррупция - это не исключение из правил, это нормальное состояние. В русскую контору нельзя прийти без взятки в кармане; нельзя рассчитывать на должное решение дела.
 В итоге, подводит итог наблюдатель,
Продажность, как яд, отравляет все сферы управления, начиная от самых высоких чинов и заканчивая привратниками, открывающими двери, при этом, по мнению Мармье, коррупция обусловлена не только и не столько стремлением чиновников любой ценой обогатиться, но еще и прочным укоренением ее в самом менталитете русских.
 По ходу дела вспомнил жалобы Штадена-псевдоопричника, что де в московских приказах ничего нельзя сделать без взятки (и обвинял он во взяточничестве и лихоимстве, между прочим, и знаменитого Выродкова - впрочем, дьяка в лихоимстве обвинял и ногайский бий Исмаил. Так что Иван Грозный, видать, казнил дьяка по делу), а спустя сто лет после Штадена на взяточничество и лихоимство московских приказных чинов жаловался тот самый Патрик Гордон. Стабильность - признак мастерства...
 P.S. Н. Коллманн, говоря о коррупции в московском бюрократическом аппарате, полагала, что взятка играла роль "смазки", которая ускоряла ход дела и заставляла колеса московской приказной системы быстрее проворачиваться, и эти правила игра принимались всеми сторонами - и приказными, и ходатаями. А и то правда - вас, челобитчиков, много, а дьяк и подьячие - их мало, и как выделить те дела, которые приоритетные?