Это было недавно, порядка месяца назад. Стоял апрель, снег уже сошёл, а зелень ещё не распустилась, кругом была ноябрьская серость, а потому в плане съёмки для меня этот период является не самым привлекательным. Но, как правило, именно в этот период и случается самое интересное. В апреле на протяжении трёх недель силами ОПМС-99 Брянск производился капитальный ремонт верхнего строения пути на 11-километровом участке перегона Поварово-II — Белый Раст. С брянским ПМСом работали брянские тепловозы, что для наших краёв является диковинкой. Если смоленские "машки" время от времени работают на всяческой шабашке типа вывоза на Рижском направлении, ПМС на Смоленке, а также встречаются и на МЦК, то появление тепловоза брянской приписки — гораздо более редкое событие. До меня дошёл слух, что в числе прочих на БМО с ПМСом работает и "синий КМ", который по факту был предшественник КМа — 2ТЭ25К. И в один прекрасный день я отправился на него посмотреть, а заодно и на то, что деется на перегоне.

Работы велись путём закрытия перегона на трое суток. Таких закрытий всего было три, перегон закрывался полностью, не ходили даже электрички. Происходило это с понедельника по среду, в рабочие дни, поэтому для того, чтобы запечатлеть процесс ремонта, пришлось поднапрячься, причём возможность выдалась внезапно. Я не попал на первый этап, когда снимали старую РШР и заменяли на новую, зато второй этап попал в моё поле зрения.
Компанию в этой экспедиции смогли составить Влад Фоменко и Виталий Амтраков. Это был один из редких случаев попадания в какую-то точку БМО не на электричке. От станции Лобня нас везёт убитый вдрызг 50 автобус, кондукторша с признаками деменции с третьего раза запоминает, куда кому надо, и лишь со второй попытки правильно даёт сдачу. Весь контенгент — пенсы, которым дует. Все люки задраены, в салоне невыносимая духота, в воздухе стоит характерный старческий смрад. Водитель открывает только среднюю дверь, в результате чего посередине автобуса стоит толпа народа, которая лишь под напором вновь прибывших проталкивается в проход назад и вперёд. Едем, естественно, стоя. Всё это удовольствие занимает "всего" полчаса. После Озерецкого мне удаётся протиснуться к окну и раскрыть спасительную форточку. Те, кто помоложе (а они появились по пути), смотрят на меня с воодушевлением, кто постарше — с презрением. Ехать остаётся не так долго, потому мне даже не успевают сделать замечание. При выходе из автобуса форточку злорадно закрываю.
Выходим из автобуса на волю, я полной грудью вдыхаю свежий воздух, который почему-то пахнет жжёной пластмассой. Поднимаемся наверх на насыпь БМО и начинаем шествие вдоль путей. Всего в километре отсюда в стороне Бухарово ведутся работы. Совсем скоро наблюдаем и первый артефакт — сверкающую на ярком солнце корпоративленную"машку". От неё исходит приятный бубнящий звук старых дизелей Д40.
1. 2М62У-0249 с хозяйственным поездом, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

Тепловоз неспешно протаскивается вперёд по свежеуложенному пути. Это реально просто уложенные на землю плети, неотрихтованные, неотбитые, неотсыпанные. Из вагона-думпкара двое путейцев в прикольных панамках бросают на землю мотки геотекстиля. Продвижение тепловоза сопровождается характерным хрустом рельс и шпал, продавливающихся в щебень. Между шпалами ничего нет.
2. Тележка тепловоза 2М62У-0249, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

За работой щебнеочистительная машина. Исходя из названия понятно её предназначение — очистка щебня. Данная процедура необходима для восстановления упругости щебёночного слоя, его дренирующих свойств, а также для улучшения несущей способности балластной призмы. Такая машина приподнимает железнодорожный путь, производит вырезку балласта под ним, далее с помощью сетчатой ленты балласт очищается и поступает на транспортёр-накопитель. Очищенный балласт равномерно разравнивается по ширине пути, загрязнитель выбрасывается по транспортёрной ленте за пределы пути.
3. Щебнеочистительная машина СЧ601-16 и универсальный тяговый модуль УТМ2М-027, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

В составе хозяйственных поездов множество разнообразных вагонов, в которых живут путейские работники. Среди прочих есть и такой, совсем новый модуль технического сопровождения и обслуживания.
4. Модуль МТСО-015 в составе хозяйственного поезда, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

Следом за первым составом в паре сотен метров расположился второй. Тот тоже с брянской 2М62У на старых дизелях, но чуть осовремененной — с установленными кондиционерами. Тянет этот тепловоз состав транспортёров СЗ-88, который используется как раз для накопления загрязнителя балласта. Из-за неровного пути кажется, что тепловоз валится вправо. Дожидаться, пока тепловоз продвинется на более ровный участок, мы не стали, горя желанием всё же найти синий 2ТЭ25К.
5. 2М62У-0252 с составом СЗ-88, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

А вот ещё одна щебнеочистительная машина СЧ, до момента съёмки производившая выгрузку загрязнителя балласта.
6. Щебнеочистительная машина СЧ600-003 и УТМ2М-015, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

Красивейший изумрудный вагон Аммендорф я почему-то не сфотографировал. Видимо, мы узрели на горизонте знакомый синий силуэт, пускающий струйку сизого дыма, и устремились к нему. На нас тем временем неспешно накатывал третий состав. Впереди была причудливая машина — электробалластёр. Электробалластер ЭЛБ-3ТС предназначен для подъемки железнодорожного пути с рельсами всех типов на деревянных и железобетонных шпалах, сдвижки пути одновременно с подъемкой, подборки щебня с обочин пути, перемещение его к концам шпал и формирования плеч и откосов балластной призмы.
7. Электробалластёр ЭЛБ3ТС-026 (ПМС-148 Раевка КБШ) в составе хозпоезда, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

В этом составе в качестве тяговой единицы использовался обыкновенный зелёный Чмэз. Я настолько отвык от вида зелёной чмухи, что не спускал с него глаз. А машина между тем убитая вдрызг, судя по внешнему виду. Ну правильно, какие ещё отдадут работать в ПМС.
8. ЧМЭ3-5939 в составе хозяйственного поезда, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

9. ЧМЭ3-5939 в составе хозяйственного поезда, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

А в конце этого состава двигалась машина ВПО — выправочно-подбивочно-отделочная. Ну а за ней — гвоздь программы. Но о нём чуть позже.
10. ВПО3000-175 за работой, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

Эта машина по своей сути — огромный вибратор на рельсах. На фото выше видно, что рельсошпальная решётка приподнята в районе выдвинутых крыльев. Эти крылья и отстукивают балласт при поднятой РШР, отбивая и уплотняя его. Формируется балластная призма с откосами, а лишний балласт удаляется с неё вращающимися щётками.
11. ВПО3000-175 за работой, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

Вслед за отбивочной машиной идут работники с путевым шаблоном, контролируя ширину колеи.
12. ВПО3000-175 за работой, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

13. ВПО3000-175 за работой, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

У нас же настала очередь самого интересного — съёмки синего "банана" 2ТЭ25К. Тепловоз стоял в ожидании достаточного удаления предыдущего состава с ВПО, а вскоре издал гудок и стал потихоньку подтягиваться, пуская облака дыма. Дымил он обильно даже на холостых оборотах. К сожалению, снять его по солнцу было уже нереально, но тем и лучше — так не бросается в глаза выцветшая оранжевая краска в нижней части.
14. 2ТЭ25К-0005 с хозяйственным поездом, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

Этот состав — ХДВ или хоппер-дозаторная вертушка, предназначенная для отсыпки нового балласта. Здесь ничего интересного, просто по очереди путеец открывает люки вагонов-дозаторов, состав протягивается, и балласт разравнивается в автоматическом режиме по мере продвижения поезда. Мы ушли за кривую, где нас ждал уже пятый по счёту состав! Тот снова был под корпоративленной "машкой", уже с новыми дизелями, и снова щебёночная вертушка. Поначалу я слегка опешил от вида тепловоза — мой давний знакомый, смоленский аппарат 2М62У-0196! О смоленской приписке свидетельствовала и надпись на борту. Однако оказалось, что тепловоз в декабре 2018 года сменил смоленскую прописку на брянскую. Я помню эту машину как пассажирскую, и у него до сих пор видно оборудование ЭПТ, но снимал его в грузовом движении в Азотной, под Сафоново. В 2018 году Смоленск практически полностью перестал эксплуатировать 2М62У в пассажирском движении, потому высвободившиеся машины и ушли в другие депо. Сейчас 0196-ой изрядно выцвел, стал матовым и неинтересным.
15. 2М62У-0196 с хоппер-дозаторной вертушкой, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

Во время съёмки машинист включил прожектор, стал прерывисто свистеть и рукой показывать нам за спину. Оказывается, сзади приближался вахтовый КамАЗ, и мы успели убраться с его пути. Абсолютно все встреченные нами работники и машинисты относились к съёмке доброжелательно. У машиниста этого тепловоза спросили, есть ли за ним ещё поезда, тот ответил, что есть. Решили идти дальше. Миновали остановочный пункт Бухарово, ушли в кривую и увидели, что за ней действительно есть поезд — целая одна выправочно-подбивочно-рихтовочная машина! Понимаем, что двигаться дальше нет ни особого стимула, ни сил — за ВПРС до горизонта на путях не было уже ничего, всю технику мы уже прошли. Оставалось лишь дождаться прохода ВПРС, что мы и сделали, распивая ароматный чай из термоса. Кстати, машина эта современная, сделанная в Калуге по лицензии австрийской фирмы Plasser & Theurer, и называется 09-32 CSM.
16. 09-32 CSM 056, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

Движемся обратно. Проходим пустую платформу Бухарово. Электричек здесь не будет ещё около суток.
17. Платформа Бухарово, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

Приближаемся к работающей машине ВПО. Управление ею ведётся с пульта, протянутого из кабины.
18.

Работник контролирует состояние виброустановки и даёт команды по погружению вибратора в заранее выкопанное плугом углубление.
19.

У бригады подкатившего сзади 2ТЭ25К мы решили поинтересоваться, когда они уедут с окон. Те сказали, что сутки кончатся под утро, убираться они все будут в Дмитров. Рекомендовали отснять "зелёный тепловоз", имея в виду по-видимому ЧМЭ3, и "вот ту громкую штуку", понятно, какую. Ну а нам больше ничего не оставалось, как двигаться обратно. Подходим к первому щебнеочистителю, и нам везёт — тот как раз выгружает загрязнитель.
20. Щебнеочистительная машина СЧ601-016 выгружает загрязнитель балласта, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

Рельсошпальная решётка приподнимается, а под ней аккуратно разматывается геотекстиль.
21.

Ну и бросаем прощальный взгляд на ведущиеся работы, после чего немножко зависаем у работающего тепловоза, слушаем приятный басовитый звук детонации старого двухтактного дизеля, и движемся домой.
22. Выгрузка загрязнителя балласта, перегон Поварово-II — Белый Раст, 17.04.2019

Пока мы шли к мосту, нас неспешно обогнал первый состав, с 2М62У-0249 во главе. Мы решили, что составы уже начали разбегаться. Дойдя до моста, мы сели передохнуть в сторонке от путей и дождаться обратного автобуса. Каково было наше удивление, когда уехавший состав вернулся обратно, но теперь уже к прицепленному сзади тепловозу была привязана рельса — тот тащил её своей автосцепкой. Вскоре мы сели в подъехавший автобус, на этот раз относительно новый и комфортабельный ГолАЗ, доехали до Лобни и пересели на ретропоезд ЭР2Т-7212 с деревянными лавками. Я уже настолько отвык от подобного атавизма, что вспомнил институтские времена, когда знал все мягкие вагоны наперечёт во всех электричках и специально подгадывал, чтобы ехать с комфортом. Потом проблема перестала быть актуальной, но вот случился такой "привет" из прошлого.
Что происходило во время третьего трёхсуточного закрытия перегона мне неведомо — никакой возможности проверить это не было ни у меня, ни у моих коллег. Но тем не менее, считаю, что и то, что удалось увидеть, довольно познавательно. Спасибо за внимание!
https://ru-bmo.livejournal.com/276313.html