-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_marjulia

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.05.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 1




МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ ДЛЯ ВСЕХ - БЛОГ ЮЛИИ МАРЕЕВОЙ - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://marjulia.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://marjulia.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

ФОТООТЧЁТ С VI КОНГРЕССА РОПРЯЛ

Четверг, 01 Ноября 2018 г. 15:39 + в цитатник
11 - 14 октября поучаствовала в VI Конгрессе РОПРЯЛ, который проходил в столице Республики Башкортостан, в Уфе, с докладом "Вопросы преподавания русской грамматики в греческой аудитории".




На пленарном заседании прозвучали доклады

- Елизаветы Александровны Хамраевой, профессора МПГУ, ведущего специалиста по билингвизму



- Максима Анисимовича Кронгауза, профессора НИУ ВШЭ



Заседание секции по направлению "Русский язык как иностранный в России и за рубежом"

Анна Владимировна Голубева, главный редактор издательства "Златоуст". "Методика преподавания РКИ: на пути между Востоком и Западом"



Председатели заседания Нина Леондиовна Федотова (профессор СПбГУ) и Нурия Шайхразиевна Галлямова (БашГУ)



Коллеги из РГУ нефти и газа Елена Юрьевна Гусева и Юлия Давидовна Полякова презентовали свою серию учебников для школьников-инофонов








https://marjulia.livejournal.com/242419.html


Метки:  

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Четверг, 01 Ноября 2018 г. 10:35 + в цитатник
Словообразование для школьников-инофонов: https://marjulia.livejournal.com/190887.html


https://marjulia.livejournal.com/241813.html


АУДИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Среда, 31 Октября 2018 г. 20:54 + в цитатник
Последовательность заданий при аудировании: https://marjulia.livejournal.com/94939.html

https://marjulia.livejournal.com/241480.html


ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Среда, 31 Октября 2018 г. 09:51 + в цитатник
1. Чтение вслух: https://marjulia.livejournal.com/85120.html

2. Беспереводное чтение: https://marjulia.livejournal.com/83969.html

3. Ознакомительное чтение: https://marjulia.livejournal.com/29529.html

4. Какие задания можно предлагать студентам во время работы над текстом: https://marjulia.livejournal.com/183616.html

5. Тексты из "Шкатулочки", иллюстрации Альфии Мамбетовой (уровень А1, элементарный):
https://marjulia.livejournal.com/212548.html?view=146756#t146756

6. Книги Игнатия Дьякова в помощь изучающим русский: https://marjulia.livejournal.com/186229.html

https://marjulia.livejournal.com/241310.html


Художественная литература на уроках РКИ

Вторник, 30 Октября 2018 г. 18:06 + в цитатник
1. Произведения Чехова на уроках РКИ: https://marjulia.livejournal.com/155328.html

2. Книги для чтения с произведениями русских авторов: https://marjulia.livejournal.com/102806.html

3. Адаптированные произвдения русских писателей: https://marjulia.livejournal.com/219292.html

4. Аутентичные неадаптированные тексты (Зощенко и Чехов) для уровней А1 и А2: https://marjulia.livejournal.com/212194.html

https://marjulia.livejournal.com/241110.html


СТРАНОВЕДЕНИЕ И ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Понедельник, 29 Октября 2018 г. 21:04 + в цитатник
Учебники и пособия по страноведению и лингвострановедению России: https://marjulia.livejournal.com/154405.html

Как обратиться к незнакомому человеку: https://marjulia.livejournal.com/16309.html

"Моя Башкирия" - пособие по страноведению: https://marjulia.livejournal.com/234460.html

Промо-видео о городах России: https://marjulia.livejournal.com/226528.html

Мы живём в России - видеоэнциклопедия нашей страны: https://marjulia.livejournal.com/198166.html

Телепередачи о России, её культуре и традициях: https://marjulia.livejournal.com/208775.html

РЭП-урок: географическое положение Российской Федерации: https://marjulia.livejournal.com/206929.html

Короткие мультфильмы о Петербурге: https://marjulia.livejournal.com/232456.html

Реальные истории переезда, краткая информация по регионам и городам на "Не сидится. ру":
https://marjulia.livejournal.com/202293.html

Преподавание истории в курсе РКИ: https://marjulia.livejournal.com/215972.html

История России в фотографиях: https://marjulia.livejournal.com/200422.html

Живописное меню Виктора Васнецова для коронации Александра III: https://marjulia.livejournal.com/209102.html

Материалы о русской свадьбе: https://marjulia.livejournal.com/167076.html

Картинки для занятий по межкультурной коммуникации: https://marjulia.livejournal.com/231827.html

Мультфильм "Ночь перед Рождеством" с английскими субтитрами: https://marjulia.livejournal.com/209798.html

Что такое межкультурная грамотность: https://marjulia.livejournal.com/206384.html

О России и русских (из письма Ф.И. Тютчева): https://marjulia.livejournal.com/200846.html

Иллюстрации Билибина к русским сказкам: https://marjulia.livejournal.com/196012.html

Изображения Москвы конца XVIII века: https://marjulia.livejournal.com/194825.html

Книги и лекции по психолингвистике и межкультурной коммуникации: https://marjulia.livejournal.com/194126.html

Эта загадочная языковая картина мира: https://marjulia.livejournal.com/184214.html


https://marjulia.livejournal.com/240751.html


ЛЕКСИКА КАК АСПЕКТ РКИ

Понедельник, 29 Октября 2018 г. 09:38 + в цитатник
Типы семантизации (как объяснить незнакомое слово): https://marjulia.livejournal.com/168585.html

Семантизация новой лексики: https://marjulia.livejournal.com/91007.html

Тематические и лексико-семантические объединения слов: https://marjulia.livejournal.com/25764.html

ТОЖЕ и ТАКЖЕ (примеры ошибок у иностранцев): https://marjulia.livejournal.com/52044.html

ТОЖЕ или ТАКЖЕ? https://marjulia.livejournal.com/93224.html

МНОГО и МНОГИЕ: https://marjulia.livejournal.com/4839.html

ВО МНОГИХ и ВО МНОГО: https://marjulia.livejournal.com/53703.html

Глаголы положения СТАВИТЬ - ПОСТАВИТЬ, КЛАСТЬ - ПОЛОЖИТЬ, СТОЯТЬ и ЛЕЖАТЬ:
https://marjulia.livejournal.com/145911.html

Что значит "вводить материал лексически"? https://marjulia.livejournal.com/38405.html

Что такое ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ? https://marjulia.livejournal.com/29942.html

ОТДЕЛЬНЫЙ и РАЗДЕЛЬНЫЙ, ЖАЛЬ И ЖАЛКО: в чём разница? https://marjulia.livejournal.com/206317.html

Глагол ДОВЛЕТЬ: https://marjulia.livejournal.com/151692.html

Работа с фразеологизмами на уроках РКИ: https://marjulia.livejournal.com/212958.html

Нужно ли преподавать сленг? https://marjulia.livejournal.com/181286.html

О приветствии ДОБРОЙ НОЧИ: https://marjulia.livejournal.com/150067.html

Заимствованные слова в русском языке: https://marjulia.livejournal.com/18014.html

Заимствования в финском языке из русского: https://marjulia.livejournal.com/16828.html

Пособия по лексике: https://marjulia.livejournal.com/168804.html

Как быстрее выучить новые слова: https://marjulia.livejournal.com/37472.html

https://marjulia.livejournal.com/240541.html


ЧТО ТАКОЕ ГРАММАТИКА РКИ

Суббота, 27 Октября 2018 г. 16:28 + в цитатник
1. Способы представления грамматического материала: https://marjulia.livejournal.com/184806.html

2. Методические пособия по грамматике РКИ: https://marjulia.livejournal.com/80785.html

3. Пособия для повторения падежей, видов глагола и глаголов движения: https://marjulia.livejournal.com/74699.html

4. Практические грамматики русского языка с упражнениями и комментариями: https://marjulia.livejournal.com/66865.html

5. Русская грамматика в таблицах: https://marjulia.livejournal.com/66671.html

https://marjulia.livejournal.com/239345.html


ЧТО ТАКОЕ ГРАММАТИКА РКИ

Суббота, 27 Октября 2018 г. 16:28 + в цитатник
1. Способы представления грамматического материала: https://marjulia.livejournal.com/184806.html

2. Методические пособия по грамматике РКИ: https://marjulia.livejournal.com/80785.html

3. Пособия для повторения падежей, видов глагола и глаголов движения: https://marjulia.livejournal.com/74699.html

4. Практические грамматики русского языка с упражнениями и комментариями: https://marjulia.livejournal.com/66865.html

5. Русская грамматика в таблицах: https://marjulia.livejournal.com/66671.html

https://marjulia.livejournal.com/239345.html


ЧТО ТАКОЕ ГРАММАТИКА РКИ

Суббота, 27 Октября 2018 г. 16:28 + в цитатник
1. Способы представления грамматического материала: https://marjulia.livejournal.com/184806.html

2. Методические пособия по грамматике РКИ: https://marjulia.livejournal.com/80785.html

3. Пособия для повторения падежей, видов глагола и глаголов движения: https://marjulia.livejournal.com/74699.html

4. Практические грамматики русского языка с упражнениями и комментариями: https://marjulia.livejournal.com/66865.html

5. Русская грамматика в таблицах: https://marjulia.livejournal.com/66671.html

6. А нужна ли вообще грамматика, чтобы выучить язык? https://marjulia.livejournal.com/211933.html

https://marjulia.livejournal.com/239345.html


ПРЕДЛОГИ, СОЮЗЫ, ЧАСТИЦЫ, МЕЖДОМЕТИЯ

Суббота, 27 Октября 2018 г. 13:14 + в цитатник
1. В или НА? https://marjulia.livejournal.com/214420.html

2. В или ВО? К или КО? НАД или НАДО? https://marjulia.livejournal.com/95532.html

3. Где есть сведения о союзах И, А, НО? https://marjulia.livejournal.com/105514.html

4. О частице ЖЕ: https://marjulia.livejournal.com/93671.html

5. Материалы по междометиям: https://marjulia.livejournal.com/200159.html

6. Детективная пародия о любви с разыми междометиями: https://marjulia.livejournal.com/42648.html

https://marjulia.livejournal.com/238491.html


ПРЕДЛОГИ, СОЮЗЫ, ЧАСТИЦЫ, МЕЖДОМЕТИЯ

Суббота, 27 Октября 2018 г. 13:14 + в цитатник
1. В или НА? https://marjulia.livejournal.com/214420.html

2. В или ВО? К или КО? НАД или НАДО? https://marjulia.livejournal.com/95532.html

3. Где есть сведения о союзах И, А, НО? https://marjulia.livejournal.com/105514.html

4. О частице ЖЕ: https://marjulia.livejournal.com/93671.html

5. Материалы по междометиям: https://marjulia.livejournal.com/200159.html

6. Детективная пародия о любви с разыми междометиями: https://marjulia.livejournal.com/42648.html

https://marjulia.livejournal.com/238491.html


Гостевой пост от Татьяны Климовой - автора РУССКОГО ПОДКАСТА

Понедельник, 22 Октября 2018 г. 22:11 + в цитатник
Очень часто слушатели курсов методики преподавания РКИ просят меня посоветовать подкасты на русском языке, которые могли бы слушать их студенты. Я всегда с удовольствием рекомендую им "Русский подкаст". И сегодня у меня большая радость, потому что автор этого замечательного сайта Татьяна Климова сама расскажет в моём блоге очень романтическую историю создания "Русского подкаста", а также о том, как с ним можно работать.

Незамедлительно передаю слово Татьяне:



"Русский подкаст" родился девять лет назад десятого декабря, в день моего рождения. Я была по уши влюблена, но встречались мы с любимым человеком раз в три месяца, так как жили в разных странах. Он учился в Англии, а я – во Франции. Его самолёт улетел, и мне было безумно одиноко. На улице - зябкий французский декабрь, обогреватель в моей комнатушке под крышей работал на полную катушку. Радовало только то, что мне на седьмой этаж наконец-то провели Интернет. Срочно нужно было отвлечься, заняться чем-то полезным.

Уже несколько лет я давала частные уроки русского языка. Работу по учебнику я дополняла готовыми диалогами. Я писала диалог на тему работы, кино, знакомства, мы с учениками читали его вместе, а потом они учили его наизусть. Доминика была моей любимой ученицей. Я с трепетом заходила в её мраморную квартиру на бульваре Бельгийцев в Лионе. Там висели старинные картины, стояли загадочные статуи, на полках красовались толстые книги об искусстве. Домработница приносила мне чай с печеньем, пять минут спустя, выдержав паузу, появлялась Доминика: пятьдесят лет, стройная, одетая с идеальным вкусом, лучистая. Я была готова для неё на всё. Однажды богиня предложила: "Татьяна, а запишите мне этот диалог в аудио-формате, я буду слушать его в машине". Я повиновалась.

Вот эти диалоги я и решила использовать в своём новом блоге, чтобы отвлечь себя от любовных переживаний. В тот момент я активно учила забытый английский, и использовала для этого аудио-уроки, где диалог читался первый раз медленно, затем объяснялась новая лексика, а потом диалог читался ещё раз, быстрее. Я слушала урок за уроком во время своих долгих прогулок по городу. Вот эту модель я и взяла для своего сайта.

В течение семи лет "Русский подкаст" был моим хобби. Он принёс и продолжает приносить мне сотни невероятных знакомств. Люди пишут о себе, об изучении русского языка, о любви к русской культуре. Один слушатель пригласил меня полетать с ним на параплане, я явилась в его деревушку в Альпах неделю спустя. Слушатели "Русского подкаста" – особенные люди. Для них изучения русского языка – это активный процесс. Подкасты полностью на русском языке, поэтому чтобы понимать их, нужно либо иметь минимум уровень А2, либо быть готовым много и усердно заниматься. На сайте я предлагаю полные транскрипции всех слов в подкасте, это позволяет даже начинающим понимать содержимое уроков.

Преимущество каждого подкаста: его можно использовать как отдельный урок. Обычно я прошу ученика прослушать подкаст дома. На уроке мы сначала читаем слова после диалога. Я прошу их привести примеры с этим словом. Это привязывает слово к контексту, лично интересному для ученика. Затем мы читаем диалог по ролям, обычно два раза. Потом обсуждаем тему. Обычно на изучение одного подкаста уходит два-три урока, если дополнять их грамматикой из других учебников.

Сейчас я активно обновляю первые подкасты, качество которых, увы, не идеально. В этом мне помогает всеми любимый и уважаемый Станислав Чернышов. На сайте также действует Клуб Русская Дача, в котором уже триста членов. Среди них, к моей большой гордости, несколько преподавателей РКИ. Жду и вас на сайте и в Клубе!

Русский Подкаст (Russian Podcast): https://russianpodcast.eu/
Клуб Русская Дача (Russian Dacha Club): https://russianpodcast.eu/about-russian-podcast-club






https://marjulia.livejournal.com/236081.html


Метки:  

Чудик

Пятница, 19 Октября 2018 г. 20:36 + в цитатник
Нам тоже может пригодиться. Мультфильм по рассказу Шукшина "Чудик". Есть английские субтитры.




https://marjulia.livejournal.com/235452.html


Метки:  

ВСЕ ПОСТЫ ПО ФОНЕТИКЕ

Среда, 17 Октября 2018 г. 18:18 + в цитатник
Моему блогу уже 6 лет. Создавался он довольно стихийно. В нём собраны разнородные записи, так или иначе связанные с РКИ. Хоть как-то систематизировать их позволяют теги.

В сегодняшнем посте я решила собрать почти все публикации по фонетике.

1. О фонетических разборах: https://marjulia.livejournal.com/27384.html

2. Что такое продуктивный тип ударения: https://marjulia.livejournal.com/124999.html

3. О после шипящих и Ц: https://marjulia.livejournal.com/122512.html

4. Мягкий звук Ж': https://marjulia.livejournal.com/121115.html

5. Чем отличаются палатальные согласные от палатализованных: https://marjulia.livejournal.com/120107.html

6. Материалы по фонетике для иностранцев: https://marjulia.livejournal.com/114361.html

7. Почему в слове СЕГОДНЯ Г читается как В: https://marjulia.livejournal.com/110938.html

8. Постановка звука Ы (по материалам пособия "Учимся учить" А.А. Акишиной): https://marjulia.livejournal.com/110685.html

9. О твёрдых и мягких согласных: https://marjulia.livejournal.com/87927.html

10. О взаимовлиянии гласных и согласных звуков: https://marjulia.livejournal.com/40850.html

11. Когда Ч читается как Ш (по материалам портала gramota.ru): https://marjulia.livejournal.com/87245.html

12. О постановке произношения: https://marjulia.livejournal.com/28385.html

13. Как исправлять фонетические ошибки: https://marjulia.livejournal.com/195470.html

14. Почему иностранцы добавляют ненужные звуки в середине слова: https://marjulia.livejournal.com/187762.html

15. О редукции заударных гласных: https://marjulia.livejournal.com/181512.html

16. Скороговорки в качестве фонетической разминки на уроках РКИ: https://marjulia.livejournal.com/138008.html

17. Сколько времени должен занимать вводно-фонетический курс: https://marjulia.livejournal.com/26724.html

18. Твёрдый Л и мягкий Л': https://marjulia.livejournal.com/16570.html

19. О сочетаниях типа ТА - ТЯ - ТЬЯ: https://marjulia.livejournal.com/9569.html

20. Почему считается, что наибольшей степенью проявления мягкости характеризуются звуки Г', К', Х' (по пособию Любимовой Н.А. "Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков"): https://marjulia.livejournal.com/1418.html

21. Почему носители некоторых языков вместо О могут услышать звук, близкий к У (по пособию Любимовой Н.А. "Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков"): https://marjulia.livejournal.com/1198.html

22. Взгляд на фонетику РКИ из XIX века: https://marjulia.livejournal.com/133192.html

https://marjulia.livejournal.com/234520.html


Метки:  

"МОЯ БАШКИРИЯ" - ПОСОБИЕ ПО СТРАНОВЕДЕНИЮ

Вторник, 16 Октября 2018 г. 19:19 + в цитатник
В наших учебниках по РКИ, кроме Москвы и Петербурга, редко бывают представлены тексты и информация о других регионах России. Иностранцы (да и мы сами тоже) очень мало знаем о природе, достопримечательностях и людях остальных 83 субъектов РФ :)



На VI Конгрессе РОПРЯЛ в Уфе коллеги из Башкирского государственного университета представили своё учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов "Моя Башкирия" (региональный аспект). Авторы: Н.Ш. Галлямова, М.О. Кучумова, Э.Н. Мухамедьянова, Г.Ф. Узбекова, Г.Х. Фазылова.




В вузах республики Башкортостан учится много иностранных студентов. Им интересно знать больше об истории, культуре и уникальной природе края, в котором они живут. Думаю, что такой материал будет интересен не только тем, кто учится в Уфе, но и тем, кто планирует путешествие по России, интересуется традициями и обычаями разных народов, живущих на территории нашей страны.

В учебнике данная краткая информация об истории Башкортостана, музеях, театрах и памятниках города Уфы, башкирском языке (преподавание в школах Башкортостана ведётся на русском и башкирском языках), об Уральских горах, которые пересекают республику, и многом другом.








https://marjulia.livejournal.com/234460.html


Метки:  

"МОЯ БАШКИРИЯ" - ПОСОБИЕ ПО СТРАНОВЕДЕНИЮ

Вторник, 16 Октября 2018 г. 19:19 + в цитатник
В наших учебниках по РКИ, кроме Москвы и Петербурга, редко бывают представлены тексты и информация о других регионах России. Иностранцы (да и мы сами тоже) очень мало знаем о природе, достопримечательностях и людях остальных 83 субъектов РФ :)



На VI Конгрессе РОПРЯЛ в Уфе коллеги из Башкирского государственного университета представили своё учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов "Моя Башкирия" (региональный аспект). Авторы: Н.Ш. Галлямова, М.О. Кучумова, Э.Н. Мухамедьянова, Г.Ф. Узбекова, Г.Х. Фазылова.




В вузах республики Башкортостан учится много иностранных студентов. Им интересно знать больше об истории, культуре и уникальной природе края, в котором они живут. Думаю, что такой материал будет интересен не только тем, кто учится в Уфе, но и тем, кто планирует путешествие по России, интересуется традициями и обычаями разных народов, живущих на территории нашей страны.

В учебнике данная краткая информация об истории Башкортостана, музеях, театрах и памятниках города Уфы, башкирском языке (преподавание в школах Башкортостана ведётся на русском и башкирском языках), об Уральских горах, которые пересекают республику, и многом другом.








https://marjulia.livejournal.com/234460.html


Метки:  

А вы помните эти фразы?

Вторник, 16 Октября 2018 г. 16:16 + в цитатник
Забавно. Да, я помню :) У моей учительницы по алгебре и геометрии Нины Ивановны, которая преподавала у меня с 5 по 9 класс, кажется, в арсенале был весь этот набор фраз.

А почему бы не обсудить их с иностранцами в теме "Образование. Система образования в России и в других странах. Школа. Урок в школе". Можно попросить догадаться, в каких ситуациях учитель говорит такие фразы; есть ли в их родном языке что-то подобное; есть ли такие типичные фразы, которые говорит школьный учитель в их стране, когда ученик не готов к уроку, когда никто не хочет идти к доске, когда школьники смеются и разговаривают на уроке, списывают друг у друга; какое отношение к шпаргалкам и списыванию в их культуре.


https://www.facebook.com/cheaptripclub/photos/a.157190534395/10157026791274396/?type=3&theater


https://marjulia.livejournal.com/234233.html


Метки:  

А вы помните эти фразы?

Вторник, 16 Октября 2018 г. 16:16 + в цитатник
Забавно. Да, я помню :) У моей учительницы по алгебре и геометрии Нины Ивановны, которая преподавала у меня с 5 по 9 класс, кажется, в арсенале был весь этот набор фраз.

А почему бы не обсудить их с иностранцами в теме "Образование. Система образования в России и в других странах. Школа. Урок в школе". Можно попросить догадаться, в каких ситуациях учитель говорит такие фразы; есть ли в их родном языке что-то подобное; есть ли такие типичные фразы, которые говорит школьный учитель в их стране, когда ученик не готов к уроку, когда никто не хочет идти к доске, когда школьники смеются и разговаривают на уроке, списывают друг у друга; какое отношение к шпаргалкам и списыванию в их культуре.


https://www.facebook.com/cheaptripclub/photos/a.157190534395/10157026791274396/?type=3&theater


https://marjulia.livejournal.com/234233.html


Метки:  

Ещё раз к вопросу об окончаниях прилагательных и об основе слова

Среда, 10 Октября 2018 г. 17:38 + в цитатник
Отвечу на несколько вопросов, которые вызвал мой предыдущий пост. https://mgu-russian.com/ru/teach/blog/318793/

Для начала скажу, что мой пост - это не рабочий лист, не глава из монографии по методике, не полноценная статья. И не претендует. Просто тезисы. Тут нет пошаговой инструкции и поурочной разработки. Это краткая общая (тем не менее применимая) информация для будущих преподавателей. Я не могу охватить здесь всё. Об окончаниях прилагательных ещё можно много чего сказать, в том числе в косвенных падежах. Есть разные таблицы, есть упражнения в учебниках; на просторах интернета можно найти рабочие листы и картинки, которые лучше всего подойдут именно для ваших учеников.

Кстати, вот здесь тоже на эту тему с более развёрнутыми списками прилагательных: https://marjulia.livejournal.com/214951.html

Предполагается, что то, что я здесь пишу, адресовано начинающим преподавателям. Это не обязан читать какой-то конкретный иностранец или ребёнок-билингв, или ребёнок-инофон :) Хотя иностранцы тоже сюда заходят и даже находят для себя что-то полезное.

Теперь обратимся к основе слова. Что такое основа? Основа - это часть слова без окончания. Я взяла 3 прилагательных: красный, синий и родной. Мы видим, что на письме у всех этих слов основа оканчивается на "н", тем не менее окончания разные: ый (после твёрдного Н, после твёрдой основы), ий (после мягкого Н, после мягкой основы) и ой (ударное окончание). В объяснениях на английском вы встретите термины hard stem (твёрдая основа) и soft stem (мягкая основа).

Были такие вопросы и комментарии:

- "Твердые и мягкие согласные по определению? Вы пишете: " .. в русском языке есть твёрдые согласные (после них мы пишем Ы) и мягкие согласные (после них мы пишем И). Разве согласный не становится твердым или мягким в зависимости от следующего за ним звука?"

- "Я всегда считала, что в русском языке согласные Ж, Ш и Ц всегда твердые, а Щ и Ч всегда мягкие. А твердость и мягкость остальных как раз и зависит от того, какая гласная следует за ними".

- "С точки зрения РЯ, не совсем верное объяснение..".

На подобный вопрос я уже отвечала вот в этом посте: https://marjulia.livejournal.com/87927.html


Далее.
Были вот такие комментарии:

- "Не очень понимаю, как это объяснение может помочь иностранцам".

Как вы это будете объяснять иностранцам (взрослым или детям), зависит уже от вашей аудитории и от вашего выбора, от учебника. Вполне возможно, что вы будете вводить материал вообще без объяснения, просто воспринимать материал как данность: запоминать, заучивать, узнавать. Вы никогда не будете вводить всю эту информацию сразу иностранцу, который только начал изучать русский. Иностранец вначале знакомится с некоторыми правилами на очень ограниченном числе прилагательных. Затем постепенно, со временем появляется новая лексика. Когда это возникает поэтапно, ничего страшного в этом нет. Вообще все темы вводятя поэтапно, по концентрическому принципу.

Буквы и, е, я, ю на письме указывают на мягкость предыдущего согласного (кроме тех согласных, что всегда твёрдые; и ещё есть слова вроде "тест"). Как известно, очень многим иностранцам сложно различать на слух звуки И и Ы, а также твёрдые и мягкие согласные. Можно говорить, что в слове "красный" Н твёрдый, потому что после него стоит Ы, а в слове "синий" Н мягкий, потому что после него - И. Есть мягкий вариант (ни), а есть твёрдый вариант (ны).

Можно вначале привести примеры, словосочетания, маленькие тексты, выполнить небольшие упражнения и попросить учащихся вывести правило самостоятельно.

Ещё несколько комментариев от пользователей соцсетей об основе слова.

- "Зеленый, черный, серебряный, болотный, крупный и еще много - как быть с "мягкой основой"??? Если имеется в виду подбор проверочного слова типа "синева" и определение твердости-мягкости основы по нему, то это точно не будет работать при обучении иностранцев".

- "Зеленый. Мягкая основа и ый ?!"

- "они скорее всего смотрят на гласные в корне - синий - в корне и, мягкая. Красный - а- твердая. Но этот принцип не объясняет полностью, полно слов вне этого правила - типа, зеленый, твердый".


Здесь неправильно понято, что такое мягкая и твёрдая основа слова. Повторюсь, основа - это часть слова без окончания. Основа, завершающаяся на твёрдый согласный, - твёрдая (hard stem); основа, оканчивающаяся на мягкий согласный, - мягкая (soft stem).

Но в этих комментариях есть доля истины. Если для ваших учеников это понятно и актуально, можно попробовать объяснять мягкость через закон слогового сингармонизма. В русском языке его, конечно же, нет, но вот в тюркских и финно-угорских есть. Поэтому некоторые преподаватели объясняют через закон гармонии гласных. Для некоторых слов это работает: синий (и-и), лишний (и-и), последний (е-и). Но работает это далеко не всегда.

Когда мы с моими студентами приступали к изучению прилагательных они уже знали названия станций метро "Академическая", "Калужская" (каждый день у них было аудирование по дороге в университет и обратно), название улицы Ленинский проспект (нужно было знать адрес университета при заполнении некоторых документов). Когда мы изучали прилагательные, мы узнавали окончания, старались вывести правила. В учебнике видели новые примеры и таблицы.
Вне языковой среды такое устное опережение вряд ли будет.

Ещё прилагательные отлично усваиваются при разговоре о цветах и об осени. Можно делать карточки с прилагательными (найти нужные окончания).

В общем, желаю вам вдохновения! Выбирайте именно такие материалы, такие способы и такую последовательность объяснения прилагательных, которые будут интересны и не очень сложны для вас и для ваших учеников.

И обязательно оставляйте свои комментарии, делитесь, пожалуйста, своим опытом и мнениями! Они для меня очень ценны.



https://marjulia.livejournal.com/233057.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_marjulia
Страницы: 43 ... 20 19 [18] 17 16 ..
.. 1 Календарь