-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_galik_123

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.08.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 12


Тициан в Вене

Среда, 05 Января 2022 г. 13:33 + в цитатник

Римская Афродита Каллипигос, II в. н.э. Неаполь, Национальный археологический музей Неаполя. © Su concessione del Ministero della Cultura - Национальный археологический музей Неаполя, Фото: Джорджио Альбано

Выставка "Женщины глазами Тициана: красота - любовь - поэзия" в Художественно-историческом музее Вены после трёхнедельного локдауна продлила свою работу до конца января. Воспользуемся возможностями интернета и посмотрим на лучшие произведения Тициана. Эта выставка показывает, как Тициан и его современники создали новое видение женственности, сочетая реалистичную портретную живопись с историческими, мифологическими и аллегорическими изображениями.

На выставке представлены 60 полотен самого Тициана и других венецианских живописцев эпохи Возрождения. Это картины из Лувра, Эрмитажа, Прадо, Метрополитена, галереи Уффици, Старой пинакотеки Мюнхена и частных собраний.


Художественно-исторический музей Вены.Фото: en.wikipedia.org

В начале XVI века живописцы начинают писать прекрасных венецианок. На одних портретах они были идеализированы, на других - имели сходство с реальными моделями, на третьих изображались в образе Флоры и Венеры. Вдохновленные любовной поэзией и литературой, Тициан и его современники, в том числе Пальма Веккьо, Лоренцо Лотто, Пэрис Бордоне, Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе, создавали поэтические, чувственные, возвышенные портреты женщин. Лучшие из них были написаны кистью Тициана.


Тициан. Виоланте, 1510-14. Художественно-исторический музей, Вена. © KHM-Museumsverband



Пальма иль Веккьо. Женский портрет "Ла Белла", 1518. Мадрид, Национальный музей Тиссена-Борнемисы. © Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Недавно отреставрированные картины "Ла Белла" из Флоренции и эрмитажная "Девушка в шляпе с перьями" представлены вместе с картиной, которая сейчас находится в Художественно-историческом музее Вены. Неизвестно имя девушки, изображенной и на этом портрете. Она одета в роскошное платье по последней моде, носит драгоценности. Поэтому долгое время считалось, что это портрет легендарных знатных дам Ренессанса Элизабет Гонзага или Изабеллы д’Эсте. Но лицо этой девушки повторяется и на других картинах Тициана, значит это была его личная знакомая.


Тициан. Портрет дамы("Ла Белла"), 1534-36. Флоренция, галереи Уффици. © Galleria Palatina e Appartamenti Reali di Palazzo Pitti
Тициан. Молодая женщина в мехе, 1534/36. Венский Художественно-исторический музей. © KHM-Museumsverband
Тициан. Женщина в шляпе с перьями, 1534-36. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. © Государственный Эрмитаж, 2021. Фото: Дмитрий Сироткин

Ведущие венецианские мастера создали удивительно мало узнаваемых портретов натурщиц. Часто на вполне реалистичных портретах мы видим анонимных натурщиц, как и Ла Скьявона из Лондонской национальной галереи.


Тициан. Ла Скьявона, 1510/12. Лондон, Национальная галерея. © Национальная галерея, Лондон

Несколько ранних изображений было выполнено на материке, где женщины играли более заметную роль в качестве глав семейных кланов, чем венецианки. Изабелла д'Эсте, дочь герцога Феррары и Модены, вышла замуж за Франческо I Гонзага, маркграфа Мантуи в 1490 году. Будучи одной из величайших женщин-покровительниц искусства в истории, она превратила мантуанский двор в центр самых выдающихся ученых эпохи Возрождения. Изабелла разрешила Тициану дважды нарисовать свой портрет в 1530-х годах: в реальном возрасте 60 лет.


Тициан. Изабелла д'Эсте, маркиза Мантуи (1474-1539). 1534/36. Венский историко- художественный музей. © KHM-Museumsverband

На некоторых портретах изображена дочь Тициана - Лавиния.


Тициан. Портрет Лавинии, 1565. Staatliche Дрезден. © Галерея старых мастеров, Государственные художественные собрания Дрездена. Фото: Элька Estel / Hans-Peter Klut


Тициан и Мастерская. Портрет женщины (традиционно отождествляемой с Лавинией), около 1565 года. Венский Художественно-исторический музей. © KHM-Museumsverband



Якопо Тинторетто. Портрет молодой женщины,1553/55. Венский Художественно-исторический музей. © KHM-Museumsverband



Анонимный портрет молодой женщины, Брешиа, около 1540 года. Венский Художественно-исторический музей. © KHM-Museumsverband

"Тициановскую красоту" отличает еще одна деталь - цвет волос его героинь оттенка янтарного меда. Именно такие светло-каштановые локоны спадают на плечи "Флоры", такие кудри вьются на голове его "Данаи под золотым дождем", медом отливает и изысканная прическа его "Красавицы" (La Bella).


Тициан. Молодая женщина у туалета, ок. 1515. Париж, Лувр. Фото: © RMN-Grand Palais (музей Лувра) / Franck Raux

На полотнах венецианцев мы видим много зеркал. С одной стороны, живопись в то время тоже стремилась отражать красоту, а с другой - это напоминание о том, что Венеция была центром производства зеркал.


Джованни Беллини. Молодая женщина с зеркалом, 1515. Художественно-исторический музей Вена. © KHM-Museumsverband



Тициан. Ванитас, c.1520. Мюнхен, Старая Пинакотека. © БПК I Баварского Staatsgemäldesammlungen

Знаменитые мастера и их покровители буквально возносили женщин до небес. Они изображали их в виде классических божеств или возлюбленных богов. Картина, изображающая нимфу, которой, по легенде, овладел бог Зефир и превратил её в соблазнительницу, считается первым образцом "тициановской" красоты. В руке она держит букетик цветов (в римской мифологии Флора - покровительница растительности, цветения и весны).


Тициан. Флора, около 1517 г. Флоренция, Галерея дельи Уффици. © Galleria delle Statue e delle Pitture degli Uffizi, su concessione del Ministero della cultura



Бартоломео Венето. Флора, около 1520 г. Франкфурт, Штедельский музей. Creative Commons, Штедельский музей, Франкфурт-на-Майне



Джорджоне. Портрет молодой женщины (Лаура), 1506. Художественно-исторический музей, Вена. © KHM-Museumsverband



Бернардино Личинио. Портрет женщины, обнажающей грудь, 1536 г. Бергамо, частная коллекция. © Частная коллекция



Бордоне. Влюбленные, 1525/30. Милан, Пинакотека Брера. © Pinacoteca di Brera, Милан

Музыка часто присутствует в композициях Тициана, один из примеров - "Венера с органистом...".


Тициан. Венера с органистом и Купидоном (ок. 1555). Национальный музей Прадо, Мадрид. Фото: © Archivo Fotográfico



Бернардино Личинио. Портрет женщины с портретом мужа, 1525/28. Милан, Кастелло Сфорцеско. © Comune di Milano, tutti i diritti riservati

Доблесть, преданность и решимость в сочетании с целомудрием, добродетелью и смирением - вот характеристики натурщиц, прославленных на картинах художников Возрождения. Их истории могут отличаться, но их объединяет одно - красота.


Лоренцо Лотто. Портрет женщины, вдохновленный Лукрецией, 1530/33. Лондон, Национальная галерея. © Национальная галерея, Лондон

История Лукреции оказалась популярной темой в живописи. Она покончила жизнь самоубийством после того, как ее изнасиловал Луций Тарквиний, сын последнего императора Рима. На протяжении многих веков она считалась олицетворением добродетели. Тициан неоднократно возвращался к её истории.


Тициан. Лукреция и ее муж, около 1515 года. Венский Художественно-исторический музей. © KHM-Museumsverband



Тициан. Тарквиний и Лукреция, 1570-1576. Вена, Akademie der bildenden Künste. © Gemäldegalerie der Akademie der bildenden Künste Wien

Паоло Веронезе тоже изобразил Лукрецию перед самоубийством.


Веронезе. Лукреция, 1580/83. Вена, Художественно-исторический музей. © KHM-Museumsverband



Веронезе. Юдифь, около 1580 года. Венский Художественно-исторический музей. © KHM-Museumsverband



Тициан и Мастерская. Кающаяся Магдалина, около 1565. Штутгарт, Государственная галерея Штутгарта. Creative Commons, Государственная галерея Штутгарта



Тициан. Христос и грешница, ок.1520. Венский Музей истории искусства

Венеция в XVI веке стала центром европейского книгопечатания. Медийная революция в эту эпоху сравнима с потрясениями, вызванными цифровизацией сегодня. Друг Тициана Пьетро Бембо - гуманист, философ и поэт эпохи Возрождения, сотрудничал с издателем Альдом Мануцием, и при его поддержке опубликовал стихи Петрарки и Данте.


Тициан (приписывается). Портрет мужчины (Пьетро Бембо?), 1515/20. Безансон, Музей изящных искусств и археологии. © Безансон, Музей изящных искусств и археологии. Фотография Николя Вальтефаугля

В этот период женщинам всех сословий стало легче утвердиться в роли поэтов, писателей и художников.


Алессандро Бонвичино. Моретто Саломе (Туллия д'Арагона, ок. 1510-1556 ), ок. 1540. Брешия, Музейный фонд Брешии. © Archivio fotografico Civici Musei di Brescia

Большинство сюжетов картин Тициана взято из "Метаморфоз" Овидия или произведений других классиков. В каждой из своих композиций Тициан мастерски выбирает момент, в котором история приближается к своей драматической кульминации. На известной картине "Венера и Адонис" изображена тщетная попытка Венеры помешать Адонису отправиться с собаками на последнюю охоту. Подобная картина находится в частной русской коллекции.


Тициан. Венера и Адонис, 1555/57. Англия, Частная коллекция. © Частная коллекция

Тициан написал четыре, а то и больше картин на этот сюжет из древнегреческой мифологии; он очень нравился заказчикам и пользовался спросом. Не только потому, что изображал роскошную обнаженную женщину. Но и потому, что символизировал факт: если у тебя есть деньги (золото), ты проберешься куда угодно и получишь любую красавицу.


Тициан. Даная, около 1545 г. Неаполь, Музей Каподимонте. © bpk | Scala

Экспозиция, в которой представлены портреты молодых красавиц, завершается картиной "Старуха" Джорджоне и аналогичным портретом Дюрера. По задумке куратора, они напоминают о том, что красота имеет срок годности, а также о скоротечности времени и бренности бытия. Рядом экспонируется портрет девочки, знаменующий вечное обновление и смену поколений.


Тициан. Кларисса Строцци (1540–1581), 1542. Государственный музей в Берлине. © bpk I Государственный музей в Берлине, Галерея драгоценностей / Кристоф Шмидт
Джорджоне. Ла Веккья (Старуха), около 1506. Венеция, Галерея Академии. © GAVE Archivio fotografico

Арт-тур по выставке "Тициан: женские образы" с искусствоведом в Вене

Обзор выставки подготовлен по материалам Художественно-исторического музея Вены tiziansfrauenbild.khm.at и других открытых источников интернета

https://galik-123.livejournal.com/801868.html

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку