-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_diak_kuraev

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.03.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 188




диакон Андрей Кураев - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://diak-kuraev.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??7ebb6cc0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

За рубежом

Пятница, 09 Сентября 2022 г. 14:27 + в цитатник
Министерство иностранных дел Украины требует от Венгрии скорейшего исправления учебника географии для восьмого класса. Об этом сообщил спикер украинского МИДа Олег Николенко.

«Нам известно о ситуации с учебником географии для восьмого класса в Венгрии. Вчера украинские дипломаты провели встречу в венгерском внешнеполитическом ведомстве, во время которой отметили неприемлемость подачи недостоверных и искаженных фактов об Украине. Требуем скорейшего исправления ложной информации в учебнике», - сказал он.

Внимание на учебник обратила украинская газета «Европейская правда». Журналистов возмутило, что венгерские авторы «лишили» Украину суверенитета над крымскими горами, сообщив школьникам, что Карпаты – «единственные высокие горы в Украине, у подножия которых расположены исторические венгерские города Унгвар (Ужгород), Мункач (Мукачево) и Хуст».

Кроме того, в разделе новейшей истории венгерских детей убеждают, что в Украине идет гражданская война, к которой Россия не причастна. В учебнике также есть рисунок, на котором Дядя Сэм, медведь в шапке с флагом России и мужчина в шляпе с европейской символикой на одежде перетягивают украинский флаг.



Тем временем

Правительство Польши в ближайшее время потребует от Чехии передать 368 гектаров территории. Об этом в четверг, 8 сентября, пишет польская газета Rzeczpospolita.

Чешская Республика должна землю своему северному соседу после демаркации чехословацко-польской границы, которая состоялась в 50-х годах прошлого столетия. Тогда линию границы выровняли, чтобы ее легче было охранять.

В прошлом чешские власти предложили за землю денежную компенсацию, однако поляки отказались. В 2015 году чешское правительство признало территориальный долг и направило польской стороне на согласование перечень земельных участков, которые республика готова передать. Однако возникли споры и дело заглохло.

По данным газеты, в марте 2021 года премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий направил письмо своему чешскому коллеге Андрею Бабишу, напомнив ему о территориальном долге, но ответ был «общим и уклончивым».

Теперь польские власти рассчитывают, что новое правительство Петра Фиалы будет более решительным.

«Польская сторона будет последовательно добиваться того, чтобы этот вопрос стал предметом дальнейших переговоров, дабы добиться согласования земельного перечня, а затем договориться о международном соглашении, которое послужило бы правовой базой для передачи земли Польше», – заявил замглавы польского МИДа Петр Вавжик.

https://diak-kuraev.livejournal.com/3843937.html


Смотрители, хранители, надзиратели

Пятница, 09 Сентября 2022 г. 13:45 + в цитатник
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 15-летием трудовой деятельности в Московской Патриархии смотритель Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы иеромонах Митрофан (Матыцын) был удостоен медали ордена преподобного Сергия Радонежского.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 45-летием со дня рождения хранитель Патриаршего подарочного фонда монахиня Елисавета (Киселева) была награждена Патриаршей грамотой.
http://www.patriarchia.ru/db/text/5957539.html

А ведь Иоанн Златоуст предупреждал: как слишком большая обувь натирает ногу, так слишком большое жилище натирает душу...

Имущество требует смотрения, вложений и охраны. Чем больше имущество - тем больше этих трат и забот. И вот мы видим монахов (!), чьи жизни всецело принесены в жертву этим вполне земным хлопотам.

https://diak-kuraev.livejournal.com/3843589.html


Сводка боевых действий

Пятница, 09 Сентября 2022 г. 13:09 + в цитатник
Сейчас на соловьевском телеканале аж заместитель президента "Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН)" доктор военных наук, действительный член РАРАН Сивков К. В. все объяснил:

оставление Балаклеи - это хитрый план. Заранее было придумано выманить врага из его укреплений в открытое поле. Для этого надо было поддаться его атаке, отойти в чистое поле, а потом включить два дивизиона "Солнцепеков" (42 штуки) и всех там поджарить.

https://t.me/SolovievLive/126095

сегодня в 12.11
https://smotrim.ru/video/2474998

Вот что значит - дядя посмотрел третью серию "Дома дракона". Там татаро-образные пираты укрываются в пещерах, в которых их нельзя достать. Но Деймон Таргариен имитирует свою сдачу им в плен. Торжествующие пираты выбегают из пещер - и тут по ним бьет Солнцепек дракон...

https://diak-kuraev.livejournal.com/3843390.html


Океания всегда воевала с Остазией.

Пятница, 09 Сентября 2022 г. 08:44 + в цитатник
1 июня 2005 г
Отвечая на вопрос членов греческой делегации, Патриарх Алексий подчеркнул, что позиция Русской Православной Церкви в данном случае остается неизменной: Македонская Церковь считается канонической частью Сербской Православной Церкви.

«Когда ко мне обратился Патриарх Павел (Предстоятель Сербской Православной Церкви — Ред.) и сказал, что существует проект создания некой «параллельной» иерархии для Македонской Церкви, я в ответ посоветовал не идти на это и всеми силами и способами сохранять церковное единство. «Параллельная» иерархия — это путь к углублению раскола».
http://www.patriarchia.ru/db/text/20415.html


8 сентября 2022 г.
"Наша Церковь всегда стремилась поддерживать Македонское Православие"
http://www.patriarchia.ru/db/text/5957429.html

https://diak-kuraev.livejournal.com/3843153.html


Метки:  

God save the King

Пятница, 09 Сентября 2022 г. 01:26 + в цитатник


The UK's new monarch, King Charles III


Nov. 14, 1952 file photo, Prince Charles, right, sits with his sister, Princess Anne


Charles became king on Thursday following the death of his mother, Queen Elizabeth II.

No date has been set for his coronation. But Clarence House on Thursday afternoon confirmed he would be known as King Charles III.

Непонятно, почему стали шуметь вокруг того, что от станет "королем Карлом". Таковым его сделали только русские журналисты. Его имя нимало не изменилось.

https://diak-kuraev.livejournal.com/3842863.html


Какое слово запрещено в передачах Соловьева

Четверг, 08 Сентября 2022 г. 22:28 + в цитатник

God save the Queen

Четверг, 08 Сентября 2022 г. 22:02 + в цитатник

В гостях у сказки

Четверг, 08 Сентября 2022 г. 19:32 + в цитатник

Недоумение

Четверг, 08 Сентября 2022 г. 19:27 + в цитатник
Вот неясно мне, почему журналисты звонят мне по поводу событий в церковно-политической жизни Латвии, а не местному митрополиту? Отчего он-то молчит?

Или это его договоренность с местным президентом - ты, мол начни, а мы поддержим? Возможно и обратное: человек с биографией этого бармена из клуба "Голубая лагуна" вообще очень легко становится предметом манипуляций.

https://diak-kuraev.livejournal.com/3841902.html


Всемирный совет церквей не погладил моспатриархию

Четверг, 08 Сентября 2022 г. 15:15 + в цитатник
Кирилл Говорун:

"Какими бы ни были официальные и неофициальные объяснения, звучащие со стороны делегации РПЦ на Генассамблее ВСЦ после голосования за финальные резолюции, в том числе по войне в Украине, эта делегация фактически приняла эти резолюции. Если убрать эмоции и риторику, и оставить лишь процедуры, то неприятие резолюции могло иметь единственную форму - голосования против.

Если бы делегация РПЦ проголосовала против, то в силу процедуры консенсуса, в свое время инициированной самой РПЦ, резолюция не была бы принята. Сейчас делегация РПЦ стала заложницей этой процедуры. Если бы она проголосовала против, то навлекла бы на себя и руководство ВСЦ, которое активно лоббировало сохранение членства РПЦ, огромный скандал. Она нарушила бы своего рода джентльменское соглашение с руководством ВСЦ: делегация не устраивает скандалов и за это остается с полными правами членства. Поэтому пришлось проглотить резолюцию. Если бы не было процедуры консенсуса, то делегации было бы легче выкрутиться: голосовать против, зная, что резолюция все равно будет принята."


Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей приняла документ с осуждением
ны в Украине и выражением солидарности с украинским народом. Принято консенсусом - с участием Русской Православной Церкви.

Выдержки из полного документа:

«Война в Украине.

Сейчас, когда мы встречаемся в Карлсруэ, трагическим образом мы являемся свидетелями войны, которая приводит Европу в отчаяние. Мысли и молитвы всех участников 11-й Ассамблеи ВСЦ обращены к народу и стране Украины, а также к трагическим последствиям, которые они уже испытали и продолжают испытывать начиная с российского вторжения 24 февраля 2022 года, в дополнение ко всем тем тысячам жертв, в том числе среди гражданского населения на востоке страны и сотен тысяч беженцев и перемещенных лиц, начиная с 2014 года.

Эти шесть месяцев принесли 13 тысяч мирных жертв среди украинцев, а города, такие, как Мариуполь, были разрушены до основания. На данный момент около 14 миллионов человек - почти треть всего населения Украины - были вынуждены покинуть свой дом. Более того, насчитывается большое количество сообщений о зверствах, которые могут быть квалифицированы как военные преступления и преступления против человечности, в том числе, о сексуальном и гендерном насилии, а также о значительном росте уязвимости перед торговлей людьми. Кроме того, мы очень обеспокоены рисками катастрофических последствий в результате нанесения ущерба Запорожской АЭС в результате военных действий в ее окрестностях, а также обеспечением безопасности на месте Чернобыльской катастрофы 1986 года.

На своей встрече в июне 2022 года Центральный комитет ВСЦ высказал порицание войне как "незаконной и не имеющей никакого оправдания", сокрушаясь по поводу ужасных и продолжающихся потерь - смертей, разрушений и вынужденных перемещений, разрушенных отношений и все более углубляющегося антагонизма между народами в регионе, эскалации конфронтации в глобальном масштабе, увеличения риска голода в неблагополучных с точки зрения продовольствия регионах мира, экономических трудностей и усиления социальной и политической нестабильности во многих странах.

Ассамблея решительно подтверждает позицию, выраженную Центральным комитетом, и осуждает эту незаконную и не имеющую никакого оправдания войну. Как христиане из разных частей мира, мы вновь призываем к немедленному прекращению огня, чтобы прекратить смерти и разрушения, а также к диалогу и переговорам для обеспечения устойчивого мира. Мы призываем все стороны конфликта придерживаться принципов международного гуманитарного права, особенно по отношению к защите гражданских лиц и гражданской инфраструктуры, а также гуманного обращения с военнопленными.

Мы также решительно подтверждаем заявление Центрального комитета о том, что война несовместима с самой Божественной природой и волей в отношении человечества, и противоречит нашим фундаментальным христианским и экуменическим принципам, и, соответственно, мы отвергаем любое злоупотребление религиозным языком и авторитетом для оправдания вооруженной агрессии и ненависти.

Мы призываем все стороны отказаться и воздерживаться от военных действий в районе Запорожской атомной электростанции и в других подобных местах, где они могут создать невообразимую угрозу нынешнему и будущим поколениям.

Мы соединяемся в молитве за всех жертв этого трагического конфликта в Украине, в регионе и во всем мире, дабы их страдания прекратились, дабы они могли утешиться и вернуться к жизни в безопасности и достоинстве, и мы заверяем их в своей любови и сопровождение их со стороны мирового сообщества церквей ВСЦ. Мы благодарим поместные церкви, специализированные служения и все гуманитарные организации, которые поддерживают страждущих людей во всех уголках Украины и за ее пределами, принимают и заботятся о беженцах, спасающихся от войны, с полным уважением к их Богом данному человеческому достоинству.

Как отмечалось на заседании Центрального комитета в июне, ВСЦ должен играть решающую роль в сопровождении своих церквей-членов в регионе, а также выступать в качестве платформы и безопасного пространства для встреч и диалога ради решения многих насущных проблем мира и экуменического движения, являющихся следствием этого конфликта. Мы подчеркиваем призвание и обязанность членов ВСЦ стремиться к единству и вместе служить миру.

Присутствие представителей церквей из Украины и разнонациональной делегации Русской Православной Церкви, а также делегатов и участников церквей-членов ВСЦ и экуменических партнеров из других стран Европы и всех регионов мира стало практической возможностью для этой встречи. Мы берем на себя обязанность вести интенсивный диалог по разделяющим нас вопросам – это и является основной целью ВСЦ. Ибо вопросы, поднятые этим конфликтом, действительно глубоки и фундаментальны - как для экуменического движения, так и для всего мира, и они требуют интенсивного и устойчивого диалога для своего решения.

Тем временем мы повторяем призыв ЦК к нашим христианским братьям и сестрам и к руководству церквей в России, а также и в Украине, возвысить свои голоса против продолжающихся смертей, разрушений, перемещений и лишений людей из Украины. Мы призываем ВСЦ предоставить платформу для того, чтобы все голоса за мир были услышаны и усилены, и молимся что эта война скоро закончится.

Задача послевоенного восстановления будет трудной и длительной, с огромными гуманитарными, финансовыми и экологическими издержками. Церкви должны будут играть ключевую роль в исцелении воспоминаний, примирении и диаконской заботе. Мы признаём, что в войне не бывает "победителей", и никто никогда не должен прибегать к войне.

В ответ на рост милитаризации, конфронтации и распространения оружия, мы призываем правительства Европы и всего международного сообщества вкладывать гораздо больше средств в поиск путей к миру и продвижение мира, к укреплению ненасильственного разрешения конфликтов, в процессы трансформации гражданских конфликтов и примирения, а не в эскалацию конфронтации и разделения. Мы призываем ВСЦ, вместе со своими церквами-членами, продолжать придерживать своего подхода ясности и диалога, мы поощряем круглые столы и другие форматы, которые могут способствовать поиску решений конфликта и его последствий. Мы обязуемся нести свою ответственность - быть подотчетными друг другу за сохранение союза нашего единства во Христе.»

Неофициальный перевод: Наталля Василевич

https://diak-kuraev.livejournal.com/3841650.html


Про Аллу Пугачеву и не только

Четверг, 08 Сентября 2022 г. 14:54 + в цитатник

Что-то не по плану?

Среда, 07 Сентября 2022 г. 20:25 + в цитатник

Судьба человека. Судьба поколения

Среда, 07 Сентября 2022 г. 13:07 + в цитатник

https://www.youtube.com/watch?v=WqxcYiHMh7E

Татьяна Александрова - автор замечательной книги о митр. Питириме Нечаеве "Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима". Преподаватель ПСТГУ.
Очень хороший историк (в своей античной теме: ее заключительный тезис про то, что самые жестокие войны вели именно христиане, может возникнуть именно из-за незнакомства с историей Востока, в том числе - Дальнего).

В рассказе мне понятно и близко всё, особенно - память о Вячеславе Адриановиче Грихине, моем репетиторе.

https://diak-kuraev.livejournal.com/3840915.html


В мире эвфемизмов

Вторник, 06 Сентября 2022 г. 13:22 + в цитатник
В сегодняшней проповеди патриарх Кирилл решил тщательно избегать слов "татары" и "монголы" при описании событий 14 века и причин переноса митрополичьей кафедры из Киева во Владимир. Киев разоряли некие "кочевники".

Ничего он не сказал и про то, что это было не переносом кафедры, а ее удвоением и что сделано это было по благословению Вселенского патриарха.

Зато он сказал отчетливую историческую неправду - что якобы митр. Петр перенес в Москву свою кафедру и стал именоваться Московским митрополитом. Нет, до конца своих дней Петр именовался митрополитом Киевским (как и его преемники до Ионы). Митрополитов Московских история не знает вплоть до 18 века.

Кроме того, не надо путать жизнь Петра в Москве как в его личной дачной резиденции и местопребывание епархии. Епархиальные службы остались во Владимире.

Без благословения своего патриарха Петр просто не имел права менять местоположение своей кафедры. Как современный Рязанский митрополит не может без ведома патриарха и без решения синода (собора) изменить название своей епархии - так Петр не мог этого сделать в 14 веке.

Да и зачем ему славное имя "Киевский" было менять на никому тогда не известное прозвище "Московский"?

Еще один эвфемизм патриарха Кирилла - в том, что половину проповеди он обличал некий неназванный грех, популярный в западном мире. Наверно, он имел в виду гомосексуализм. Это, мол, утрата различения добра и зла. Другие грехи (такие как взяточничество, дикое социальное расслоение, военное насилие) патриарха не волнуют.

Наконец, на следующий день после вынесения чудовищного 22-летнего приговора журналисту Ивану Сафронову патриарх сказал что Куба - любовь моя "Москва - остров свободы". Ага.


см. https://www.youtube.com/watch?v=Xx0eSjzOJ8k

https://diak-kuraev.livejournal.com/3840541.html


Метки:  

"Рейган - дурак!"

Вторник, 06 Сентября 2022 г. 10:20 + в цитатник
Мы живем в самой свободной стране, и соседи нам завидуют.

В России можно свободно высказываться в поддержку военных действия на Украине. А вот

"Полиция Чехии завела 73 уголовных дела об одобрении вторжения России.

С конца февраля по настоящее время чешская полиция завела 73 уголовных дела о публичном одобрении российского вторжения в Украину. Из них 37 находятся на стадии следствия, то есть фигурантам еще не были предъявлены официальные обвинения. Об этом порталу iDNES в пятницу, 2 сентября, сообщил генеральный прокурор Чехии Игор Стржиж.

По его словам, на данный момент в базе следователей числится 254 уголовных дела, связанных с войной в Украине. В 73 случаях речь идет о публичном одобрении развязанной Россией войны и агрессивной политики Кремля. Ежедневно от граждан поступают несколько десятков подобных сообщений, которые затем проверяются.

Стржиж отметил, что преступность таких деяний всегда определяется индивидуально и зависит от нескольких факторов, в том числе от серьезности и интенсивности высказываний. Преступлением обычно считается только экстремальные высказывания, сделанные через СМИ, социальные сети, Интернет или на массовых собраниях.

«Необходимо также различать характер высказывания, чтобы не путать одобрение войны с формой выражения политического или исторического мнения, которое полностью защищено конституцией. Другими словами, для того чтобы устное высказывание было признано преступным, уровень его серьезности должен достигать высокой степени противоправности и социального вреда», - сказал генпрокурор.

Напомним, почти сразу после начала войны генпрокуратура и полиция Чехии предупредили жителей, что публичное одобрение вторжения России в Украину или действий российского руководства в данной связи, может трактоваться как уголовное преступление и подпадать под одну из двух статей: «одобрение совершенного уголовного преступления» или «отрицание, одобрение, оправдание геноцида».

В первом случае нарушителю грозит до года тюрьмы, во втором – от 6 месяцев до 3 лет. Затем полиция опубликовала второе предупреждение, сообщив, что мониторит социальные сети на предмет постов и комментариев с одобрением агрессии РФ".
vinegret.cz

***
Но 70-тысячный митинг не в пользу Украины в центре Праги на днях все же прошел, и никого не арестовали и не избили.

https://diak-kuraev.livejournal.com/3840445.html


Зложелательство африканского митрополита

Понедельник, 05 Сентября 2022 г. 23:36 + в цитатник

Сплошной позитив

Воскресенье, 04 Сентября 2022 г. 19:44 + в цитатник


Вот ведь что странно:

Девочки прекрасны.
Фреска хороша.
Флаг любим.

А вот в целом получилось как-то не очень.

https://diak-kuraev.livejournal.com/3839474.html


Ну и кто перевирает историю Второй Мировой?

Воскресенье, 04 Сентября 2022 г. 15:47 + в цитатник
Вчера, 3 сентября на соловьевском ютьубе у Карнаухова некий историк Александр Мясников выдал:

"Американцы кинули две ядерные бомбы, а до этого много-много лет воевали на море, и кроме своих поражений на Перл-Харборе они ничего не поимели, и тем не менее они считаются победителями Японии. Это ужасно, что есть люди, которые все время пытаются перевернуть историю".

https://yapolitic.ru/39269-solovev-live-labirint-karnauhova-030922
см 1 час 2 минуты

То есть не было ни сражения у атолла Мидуэй, ни битвы за Гуадалканал, ни Филиппинской операции, ни боев за Иводзиму...

И как это Япония к лету 1945 осталась без флота и без авиации, запертой на своих островах?

В войне на Тихом океане Соединённые Штаты потеряли погибшими и умершими примерно 200 тысяч военнослужащих. Потери японцев (не гражданских лиц, а именно военных) были в 7 раз больше (1 554 500).

См http://ajrp.awm.gov.au/ajrp/AJRP2.nsf/530e35f7e2ae7707ca2571e3001a112d/e7daa03b9084ad56ca257209000a85f7?OpenDocument

Мясников ужасает зрителей рассказкой про сухопутных камикадзе, бросавшихся под советские танки. На самом деле таким путем им удалось подорвать лишь десять машин - и это ценой гибели целой бригады генерала Онитакэ – 4000 смертников, специально обученных бросаться под танки.
см. https://rg.ru/2019/08/27/kak-sssr-v-1945-godu-spas-iaponcev-ot-samih-sebia.html
и
https://warspot.ru/1106-v-teni-kamikadze

Американцы много раньше столкнулись с таким поведением японских противотанкистов, так что советская армия знала об этом оружии и смогла защитить себя от него.

Так кто перевирает историю?



***
Кстати, японская Квантунская армия в Манчужирии вовсе не была самой многочисленной группировкой японских сухопутных войск (Квантунская армия потеряла убитыми около 84 тысяч солдат и офицеров, свыше 15 тысяч умерли от ран и болезней на территории Маньчжурии, около 600 тысяч человек попали в плен). Это была отдыхающая учебно-резервная группировка. А боевые части Японской армии воевали с китайскими армиями.

Они капитулировали в Нанкине 9 сентября

Хэ Инцинь, который в то время занимал пост командующего сухопутными войсками Китайской Республики, от лица правительства Китая был председателем церемонии капитуляции. Он принял капитуляцию японской армии на китайском фронте, в который входили Тайвань, Пескадорский район и регион Вьетнама, расположенный к северу от 16-ой параллели северной широты. Командующий японскими войсками в Китае, генерал Ясудзи Окамура, подписал акт о капитуляции Японии от лица японского правительства. После окончания церемонии приема капитуляции в Нанкине, в других районах китайского фронта также были проведены церемонии приема капитуляции.

Всего китайские инстанции приняли капитуляцию 1,24 млн солдат и офицеров армии Японии и 950 тыс. военнослужащих коллаборационистских войск. С зимы 1945 г. и до лета 1946 г. Национальное правительство репатриировало в Японию 2,13 млн японских военнопленных и гражданских лиц.

https://shansbooks.ru/spravochnik-kitaista/priem-kapitulyatsii-yaponskikh-voysk-v-nankine-/

http://russian.china.org.cn/china/China_Key_Words/2015-11/16/content_37083216.htm

https://diak-kuraev.livejournal.com/3839162.html


Сегодня хоронят моего работодателя ч. 2

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 18:20 + в цитатник
У меня были встречи с Михаилом Сергеевичем и в рамках круглых столов, и наедине.
Все - уже после его ухода с поста президента СССР.

Нет, ни разу он не порадовал меня глубиной мысли или анализа и даже просто способностью адекватно понимать собеседников.

И все же сейчас я убежден: это был человек от Бога. Именно такой интеллектуальный увалень и нужен был для мирного роспуска СССР и демонтажа тоталитарной системы. Человек без стратегии, без ясного понимания цели, без идеологии. И который именно поэтому не стал проливать кровь ради своих убеждений и планов.

***
М. С. Горбачев был моим работодателем в начале 1990х годов. Я числился советником его Фонда. По сути нулевая зарплата в патриархии в те суперинфляционные дни компенсировалась этим приработком. Кроме того, он давал возможность интересных контактов с умными людьми, среди которых были Виктор Кувалдин, Александр Ципко, Андроник Мигранян. Работа состояла в проведении круглых столов - порой в присутствии М. С.

Именно в Фонде Горбачева в те дни я был свидетелем замечательной дискуссии. Михаил Сергеевич уже расстался с мыслью о том, чтобы возглавить ООН. Он стал присматриваться к идее создания Всемирной Организации Религий. И для начала пригласил к себе религиоведов. Первое слово было у индолога Владимира Кирилловича Шохина. Он вполне доходчиво пояснил несовместимость аксиоматики буддисткой и христианской.
Ему отвечал Григорий Соломонович Померанц. Да, аксиоматика и догматика различны. Но что такое догматика в религии? Это лишь указание на верный путь. Дорожный знак. Вот в этом нашем большом зале сидят два человека. Если их попросить показать на люстру, тот, кто сидит в президиуме, будет указывать в одном направлении, а тот, кто сидит у выхода, - в другом. Если сравнивать только указания их пальцев, они будут противоречивы. Но если поднять глаза вверх и посмотреть, на что именно они указывают, то обнаружится, что они ведут к одному и тому же предмету.
Конечный плод каждой религиозной традиции апофатика. Некое молчание перед лицом святыни, И это означает, что вот этот предельный, а, может быть, и изначальный, религиозный опыт у разных религий все-таки един. Един исток и единая цель у разных религий. А разнообразие возникает позже и уже в частностях, из-за которых не стоит спорить друг с другом.
Меня этот тезис Померанца малость удивил. Дело в том что тема нашей встречи была заявлена как «Диалог религий». А слово диалог включает в себя слово логос. Диалог это когда люди говорят, а не когда молчат. Если прав Григорий Соломонович, в таком случае экуменические встречи должны представлять из себя скамейку, на которой сидят и молчат представители разных религий. Но если вы хотите диалога, разговора, значит, вы признаете определенные права речи и мысли в мире религии. И, значит, религия не тождественна апофатике и молчанию.
Кроме того, я могу усилить образ Григория Соломоновича другой притчей, взятой уже из собственно буддистской традиции. Эта знаменитая притча о слепцах и слоне. Очень многие современные синкретические движения любят его цитировать.
В деревню, где жили слепорожденные, привели слона. И говорят им: «Знакомьтесь, это слон!». Как слепой человек как может познакомиться с новой для него реальностью? - Только пощупав. И вот слепцы окружают слона и начинают его щупать. Ладошки у людей маленькие, а слон большой, и поэтому каждый из слепцов хватает то, что в самом буквальном смысле подвернулось ему под руку. А затем делятся своими впечатлениями. Кто-то поймал слона за ухо и говорит: «Я понял: слон - это лопух!». Кто-то поймал слона за хвост и возраждает: «Нет, что ты говоришь! Слон - это лиана!». Кто-то ухватил его за хобот и оспаривает остальных: «Ну что вы, ребята, с ума сошли? Очевидно же, что слон это шланг!». Кто-то ногу слона обхватил и рапортует: «Понятно же, что слон это колонна!».
Очень красивая притча и у нее очень интересная история интерпретаций. В современной оккультной синкретической литературе эта притча упоминается, чтобы пояснить, что у каждого из слепцов есть частичка правды. Если мы хотим познать истину о Едином Боге, то мы должны соединить опыт, накопленный в самых разных религиозных традициях и сложить целостную мозаику. Но собственно в Буддисткой традиции эта притча имеет совершенно противоположное звучание: слепцы - это богословы разных традиций которые мнят себя знатоками того, чего они на самом деле не видели. И вывод: все религии достойны презрения.
Эти притчи про лампочку и про слона совершенно замечательны. Но красота обеих притчей несколько начинает таять, если задать один простой вопрос: Господа, а откуда вы взяли, что Бог подобен лампочке или слону? Такое уподобление есть изначальное нарушение именно принципа апофатики, воздержания от суждения и отождествления Бога с чем-то земным. Дело в том что и лампочка и слон это только пассивные объекты нашего исследования, которые пассивно претерпевают наше познающее домогательство. Слон не может вмешаться в дискуссию ученых слоноведов и сказать им: «Коллеги, вы ошибаетесь, я не лопух!». А Бог может вмешаться в дискуссию богословов. Если Бог есть любовь, тогда возможно Его действие, превозмогающее наше молчание. Бог свободен и может выйти за пределы Своей непостижимости. И тогда для человека, изучающего историю религии, возникает вопрос: а где та точка, где Бог вошел в мир людей? Где произошел этот акт дарения? Узнать эту точку дарения (откровения), опознать ее и сохранить - это уже задача богослова.

Вроде, после этого Горбачев к теме объединения религий не возвращался…

Через этот Фонд я на минутку даже прикоснулся к бессмертию. Точнее – к «Группе Бессмертных». Так называлась группа экспертов, собранная вокруг Александра Бессмертных, который с 15 января по 28 августа 1991 года был министром иностранных дел СССР. Вячеслав Глазычев, Глеб Павловский, Cергей Чернышев, Алексей Кара-Мурза, Петр Щедровицкий. Эта Группа работала на Внешнеполитическую Ассоциацию, которую Бессмертных возглавляет с 1992 года.

Чернышев предложил поучаствовать в написании антологии «Иное». И позже, ноябре 1995го свозил авторов на конференции на остров Крит. Признаюсь, приятно было плавать в море, размышляя о том, что останься я в Москве, в этот день и час я должен был бы месить грязно-снежную жижу под ногами по дороге к университету…

В августе 1992 года в Москве проходила международная конференция с участием М. С. Горбачева.
Он пришел как раз перед моим выступлением. Сел, не привлекая к себе внимания. Я же в завершение своей речи обратился к нему:
«Я думаю, будет непорядочным, если мы не вспомним, что год назад это был один из самых тяжелых дней в Вашей жизни. Вы можете не отвечать на мой вопрос. Это вопрос не к политику, а к человеку. Скажите, в часы Вашего заключения на Форосе в Вашем сердце была ли какая-то мольба?»
Ответ Горбачева была таким: «Я человек атеистических убеждений, но на Форосе я действительно думал и говорил – хорошо было бы, если бы Бог был и помог».
Кроме того, в те дни пресса активно обсуждал признание Горбачева в том, что он послал матом путчистов, прилетевших к нему в Форос на переговоры.
Потому я сказал: «Михаил Сергеевич, ругаться матом это грех, но ваши матюги в адрес путчистов я готов простить». Посмеялись.
Но, увы, вскоре «Комсомольская правда» вышла с большим заголовком: «Горбачев: мне сказали, что церковь отпустила мне все грехи!». «18 августа прошлого года – это был самый тяжелый день для меня. Я сделал то, что я должен был сделать, отвергнув ультимативные требования и соответствующим образом оценив их на политическом языке и на богатом русской языке. Мне потом сказали, что церковь отпустила мне этот грех сквернословия» (Комсомольская правда 22 августа 1992).

И это – одна из причин, почему Михаил Сергеевич весьма разочаровал меня в личном общении.

В том же 92 году в столовой Горбачев-Фонда он подсел к моему столику и ошарашил меня вопросом: «Ну, скажите, батюшка, какие настроения в народе».

Сравнить это можно лишь с патриархом Кириллом, который делится результатами своих бесед с дворниками своей резиденции. "Прогуливаясь, я обычно беру кого-нибудь из своих сторожей, дворников, и начинаем говорить о футболе непременно, о соловьях, о пряниках, а потом я позволяю себе спрашивать о чем-то существенном. Я поражаюсь, как эти простые люди разбираются в политиках и законах, не зная ни законов, ни лично политиков» (29 марта 2016 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=62381).

Но вновь скажу: я лично благодарен Михаилу Сергеевичу еще и за то, что в далеко не сытую первую половину 90-х он предложил работу. Это были небольшие деньги, но они были важны: мой отец уже ослеп, и семью надо было тащить мне. Вот эти зарплаты в Фонде, Российской газете, Московских новостях, Московском Экстерном Гуманитарном Университете (где вышла моя первая книжка в 93-м) были невелики каждая в отдельности (хотя и больше моих официальных зарплат в МП, РПУ и МГУ), но все вместе вкупе с посылками немецкой гуманитарной помощи - помогли.

И эта многоопорность моего бюджета позволяла мне в те дни говорить: "новый русский - это я: ведь я не бюджетник и сам нахожу средства пропитания".

https://diak-kuraev.livejournal.com/3838754.html


Сегодня хоронят моего работодателя ч. 1

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 16:32 + в цитатник
Так о Михаиле Сергеевиче можно сказать и в широком смысле этого слова, и в узком.

Крестившись в 1982м, я пришел в церковь буквально не думая о завтрашнем дне. Понятно, что я сознательно перечеркивал свою университетско-академическую намечавшуюся карьеру. А что взамен? А ничего. У меня не было никаких отчетливых планов и мечтов. Было знание того, что КГБ контролирует церковную жизнь насквозь и что таких "ренегатов", как я, туда не пропустят. Я не разрешал себе мечтаний о священстве. План на жизнь был прост: хоть хворостиной, да в церковной ограде торчать.

В 1985 я все же постучал в академическую калитку.

Едва наметившиеся тогда ветра перестройки тогда дули мимо религиозной политики.

Вот стороннее свидетельство об этом:

Владимир Снегирев.
"Что написано пером, того не вырубить топором.
В поисках нужной тетрадки с записями давней поры набрел на книжку, в которой фиксировал директивные указания советских начальников в годы перестройки. Я тогда работал главным редактором «Собеседника» и по должности был обязан присутствовать на всяких идеологических совещаниях.
Открыл книжку и не смог оторваться. Во-первых, поразило, как же часто нас собирали в ЦК и пытались промыть мозги... Когда набрал силу М.С. Горбачев, то и он стал регулярно приглашать на Старую площадь главных редакторов и выступал перед нами с длинными речами. Кроме того, не отставали от вождей руководители отдела пропаганды (главные надсмотрщики над прессой) и, ясное дело, комсомольские секретари, чутко ловившие все сигналы, поступавшие со Старой площади.
Вот запись от 5 октября 1985. Один из зам завов агитпропа (Заместитель заведующего отдела ЦК КПСС по агитации и пропаганде) наставляет меня: «Ежедневно и ежечасно формировать и утверждать советский образ жизни, то есть ленинизм. Мир развивается по нашей марксистко-ленинской философии – это объективный и непобедимый процесс. На примере Югославии показывать ошибочность рыночной экономики: там высокий уровень безработицы, много неграмотных, большой разрыв между богатыми и бедными. Не забывать наших пионеров-героев, например, Павлика Морозова. Поднимать детей против нечестных и вороватых отцов. Обратить внимание на репертуар театра имени Ленинского комсомола – там, конечно, есть хороший спектакль «Юнона и Авось», но где комсомольская тема? Быть нетерпимыми к наступлению религии. Каждый факт крестин должен получать принципиальную оценку со стороны комсомольских комитетов. Это торговля убеждениями. О фарцовщиках писать так, чтобы их все ненавидели. Формировать товарищеское отношение к женщине (???)» (https://www.facebook.com/v.sneg/posts/4740721365997972).

Новый Устав КПСС, принятый в 1986 году на 27 съезде партии, ужесточал формулировку по сравнению с Уставом, принятым ранее.

Было: «Вести решительную борьбу с любыми проявлениями буржуазной идеологии, с остатками частнособственнической психологии, религиозными предрассудками и другими пережитками прошлого».

Стало: «Вести решительную борьбу с любыми проявлениями буржуазной идеологии, частнособственнической психологии, религиозными предрассудками и другими чуждыми социалистическому образу жизни взглядами и нравами;

«Пережиток» все же мягче, тут нет оттенка вины за свою «чуждость» и ответственности…

Программа КПСС пополнилась параграфом «Атеистическое воспитание. Партия использует средства идейного воздействия для широкого распространения научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Выступая за неукоснительное соблюдение конституционных гарантий свободы совести, партия осуждает попытки использовать религию в ущерб интересам общества и личности. Важнейшая составная часть атеистического воспитания - повышение трудовой и общественной активности людей, их просвещение, широкое распространение новых советских обрядов и обычаев. Работа по коммунистическому воспитанию неотделима от борьбы с проявлениями чуждой идеологии и морали, со всеми негативными явлениями, связанными с пережитками прошлого в сознании и поведении людей, с недостатками практической работы в различных областях общественной жизни, с запаздыванием в решении назревших проблем. Партия придает первостепенное значение последовательному и настойчивому искоренению нарушений трудовой дисциплины, хищений и взяточничества, спекуляции и тунеядства, пьянства и хулиганства, частнособственнической психологии и стяжательства, подхалимства и угодничества. Необходимо сполна использовать для борьбы с этими явлениями авторитет общественного мнения и силу закона».

То есть религия оказалась в одном ряду с пьянством и хищениями…

В предыдущей Программе КПСС, принятой 22 партсъездом, отдельного параграфа не было. Сравним:
«Партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду, терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований, возникших в прошлом на почве придавленности людей стихийными силами природы и социальным гнетом, из-за незнания истинных причин природных и общественных явлений. При этом следует опираться на достижения современной науки, которая все полнее раскрывает картину мира, увеличивает власть человека над природой и не оставляет места для фантастических вымыслов религии о сверхъестественных силах».

Снова отметим отказ от того, чтобы считать религию при социализме в общем-то естественным для «переходного периода» «пережитком». И – удаление фразы «не допуская оскорбления чувств верующих».

Об этих тревожных различиях я даже написал докладную записку ректору Академии (март 1986).

16 февраля 1988 года я «по старой памяти» зашел к своим коллегам. В правлении общества «Знание» было годичное собрание лекторов по атеизму. Нет, сам я ни одной лекции по атеизму в жизни не прочитал, но готовили меня именно к этому и потому этих профессиональных атеистов я имею право считать своими коллегами.
По отчету Э.Г. Филомонова, главы этой секции, за 1997 год 170 членов секции прочитали 1409 лекций. Акцент его доклада: хотя председатель Совета по делам религий К. М. Харчев говорит, что «религия реальна и в обозримой перспективе изменений не будет, мы не можем отодвигать перспективу в такую даль. Мы должны вести счет на поколения. Главное – сокращение воспроизводства религиозности, и это проблема школы... Поддерживают ли верующие перестройку? Нам не всякая их активность нужна, а лишь та, которая освобождает их от религиозных убеждений… Я боюсь, что развивая общественную активность верующих, их будет трудно в чем-либо упрекнуть… Этот год тяжелый – 1000-летие крещения Руси».
Проф. Д. М. Угринович: «Не стоит давать духовенству возможность для выражения перед массовой аудиторией своих религиозных взглядов».

Нет, в ту пору госатеизм еще на сдавался и пробовал «мыслить поколениями» .

Поворот государственной религиозной политики произошел позже, весной 88 года.

Я же уже в феврале того года выступил с первым публичным диспутом в университете (в Коломенском пединституте). Итогом было постановление московского обкома КПСС "О неудовлетворительной постановке атеистической работы в Коломенском педагогическом институте" и угроза моего отчисления из семинарии.

Так вот, то, что я все же смог доучиться в семинарии и потом в Академии, что я смог потом годы провести в миссионерской работе - это было бы невозможно без М. С. Горбачева. В этом широком смысле он мой работодатель.

И за это я ему именно лично благодарен.

https://diak-kuraev.livejournal.com/3838713.html



Поиск сообщений в lj_diak_kuraev
Страницы: 613 ... 594 593 [592] 591 590 ..
.. 1 Календарь