ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Генеральный директор LRT
Копии: председателю правления LRT, контролеру LRT по этике,
фракции Сейма, Правительство, Президентская канцелярия
Уважаемый генеральный директор LRT, писать Вам нас заставило серьезное беспокойство, вызванное необъективным и неприкрыто враждебным освещением конфликта внутри Литовской Православной Церкви.
В последние недели воздух сотрясается от обвинений в адрес Православной Церкви в Литве. Нас обвиняют в репрессиях против патриотически настроенных священников, якобы уволенных за то, что они выступили против войны, в поддержке путинского режима, в одобрении и даже в инициировании военного нападения на Украину, в выполнении приказов Москвы и сотрудничестве с российскими спецслужбами, и т.д. и т.п.
Все это ложь, от первого до последнего слова. Тем не менее, СМИ изо дня в день публикуют все новые и новые интервью с 3-4 вставшими на путь раскола священниками - им предоставляется слово вместе и по отдельности, а в качестве “экспертов” привлекаются люди, связанные с раскольниками узами личной дружбы, либо по определению враждебно настроенные по отношению к Церкви.
Все, даже самые невероятные утверждения одной из сторон конфликта a priori принимаются журналистами на веру и не подвергаются критическому анализу. К другой стороне (т.е. к Православной Церкви в Литве) журналисты и не думают обращаться, тиражируя лишь одну точку зрения. Возможность прокомментировать обвинения не предоставляется.
Так действуют почти все СМИ, в том числе Delfi, 15min.lt, LNK, TV3 и другие. Иной раз журналистский непрофессионализм и злонамеренная необъективность приобретают форму гротеска, как в случае с порталом bernardinai.lt, который, несмотря на религиозную специализацию, ни в коей мере не может служить источником компетентной информации о нашем внутрицерковном конфликте.
Учитывая, что LRT выполняет особую роль в обществе, является общественным институтом и финансируется за счет средств налогоплательщиков, на ней лежит особая ответственность.
Православная Церковь в Литве является одной из крупнейших традиционных религиозных организаций в нашей стране с историей, уходящей корнями в далекое прошлое. Не только СМИ, но и все здравомыслящие люди должны понимать, что ситуации, чреватые раздуванием межнациональной и религиозной розни, подразумевают осторожность и взвешенность суждений.
К сожалению, LRT не только не подает в данном случае примера последовательного соответствия международным стандартам журналистской этики и объективного освещения событий, но и сама активно включилась в кампанию по дискредитации и расколу Православной Церкви в Литве. Это абсолютно неприемлемо, и мы от имени 120 000 православных верующих Литвы (кстати, налогоплательщиков, из средств которых осуществляется финансирование LRT) требуем, чтобы руководство LRT провело тщательный разбор своих публикаций на тему церковного конфликта, сделало бы соответствующие выводы и отчиталось бы об этом перед общественностью.
Наши утверждения не голословны. Вот перечень публикаций с интернет-портала LRT:
22 04 15 Atleistas staciatikiu kunigas: mums buvo pasakyta nekalbeti apie kara ir apie Ukraina apskritai - Интервью с одним из ушедших в раскол священников Георгием (Гинтарасом) Сунгайлой, содержащее ряд ложных утверждений. Другой стороне внутрицерковного конфликта слово не предоставлено.
22 04 15 Alisauskas apie atleistus lietuviu kunigus staciatikius: jie turi sulaukti palaikymo ir globos - Телеинтервью с одним из ушедших в раскол священников Виталисом Даупарасом, содержащее ряд ложных утверждений. Со стороны Православной Церкви в Литве слово предоставлено епископу Амвросию, но далее следует длинное интервью с экспертом, крайне критично настроенным по отношению к Православной Церкви в Литве. Возможности ответить на обвинения не предоставлено.
22 04 15 60 minuciu. Del Rusijos sukelto karo kritikos atleisti trys Lietuvos ortodoksu kunigai — Примерно 15-минутное радиоинтервью с Гинтарасом Сунгайлой содержит ряд ложных утверждений. Другой стороне слово не предоставлено.
22 04 15 Panorama. Rusijos staciatikiu baznycia atsikrato Kremliaus agresija Ukrainoje smerkianciu dvasininku lietuviu — Интервью с двумя ушедшими в раскол священниками Виталисом Даупарасом и Владимиром Селявко содержит ряд ложных утверждений. Вставлен отрезок интервью епископа Амвросия длиною в несколько секунд. Таким образом, другая сторона конфликта представлена непропорционально мало, возможность ответить на обвинения не предоставлена.
22 04 20 Byrant Maskvos patriarchatui priklausanciai Lietuvos staciatikiu baznyciai, ekspertai sako – kova vyksta ne del dogminiu skirtumu — Слово предоставлено Гинтарасу Сунгайле и двум критически настроенным по отношению к Православной Церкви в Литве экспертам. Звучит ряд ложных утверждений. Другой стороне конфликта слово не предоставлено.
22 04 20 Rengiamas staciatikiu kreipimasis i Konstantinopolio patriarcha del prisijungimo: „sazine neleidzia uzmerkti akiu“ — Экстремистские высказывания Р. Шимашюса в адрес Православной Церкви в Литве, слово предоставлено ушедшим в раскол Гинтарасу Сунгайле и Виталису Даупарасу, звучит ряд ложных утверждений. Другой стороне конфликта слово не предоставлено.
22 04 21 Prabilo kritikuojamas Traku ortodoksu vyskupas: mes nesame Maskvos filialas — Процитировано пресс-сообщение Православной Церкви в Литве, представлена позиция епископа Амвросия.
22 04 22 LRT trumpai. Itampos Lietuvos staciatikiu baznycioje: ar ivyks atsiskyrimas nuo Maskvos? - В качестве якобы независимого эксперта использован журналист bernardinai.lt Simonas Bendziaus, личный друг Г. Сунгайлы, проявивший в освещении конфликта особую необъективность. Звучит ряд ложных утверждений, возможности ответить на обвинения не предоставлена.
22 04 24 Staciatikiu diakonas Georgijus: „Karas – tai morales klausimas. Ar Jezus palaikytu smurta? Aisku, kad nepalaikytu“ — Интервью с примкнувшим к раскольникам диаконом Георгием Цибуревкиным (Georgijus Cyburevkinas), другая сторона конфликта не представлена.
22 04 28 Maskvos patriarchata kritikuojantis diakonas – apie tylius dvasininku karus, „rusu pasaulio“ citadele Vilniuje ir galima FSB ranka is Maskvos — Длинное интервью с одним из раскольников диаконом Виктором Миниотасом, звучит ряд ложных обвинений, другая сторона конфликта не представлена.
Как видим, из десяти публикаций лишь в трех представлена позиция другой стороны конфликта - Православной Церкви в Литве. При этом в двух случаях это делается только «для галочки»: слово предоставлено в непропорционально малом объеме, нет возможности ответить на обвинения. С раскольниками одно за другим делаются длинные интервью, с представителями Православной Церкви в Литве этого не случается никогда.
Безусловно, тема необъективного освещения церковного конфликта в общественно-правовых СМИ имеет самое широкое значение. Ведь если LRT столь однобоко освещает тему, связанную с попыткой церковного раскола, то где гарантии, что во всех остальных случаях освещение событий и проблем будет совершаться объективно и исходя из общественных интересов?
Просим разместить данное открытое письмо на портале LRT и осветить его по телевидению. Ждем аргументированного ответа от руководства LRT.
C уважением,
митрополит Виленский и Литовский Иннокентий
епископ Тракайский Амвросий
Православная Церковь в Литве
Вильнюс, 2022 04 29
https://orthodoxy.lt/novosti/3678-otkrytoe-pismo?fbclid=IwAR3UgM7FZmL5E3MfJr49jZIRFTmrMFFsLfb_f8u_gwr24Venv5UNLSkDOJM****
Ну вот взяли литовские архиереи сами микрофон в свои руки. И что сказали? А ничего. "Нас обижают".
Что мешает внятно продемонстрировать свою независимость от московской политики подтвердив единожды и уже давно прозвучавшее из уст митр. Иннокентия осуждение агрессии? Что мешает убрать из присланной из Москвы молитвы те политизированные слова, что справедливо смутили литовских священников?
Почему вообще епархия борется не за этих священников (убеждая их вернуться и создавая для этого условия), а против их?
Вот сын ушел от отца, а отец скандалит и требует телеэфира, чтобы проклясть ушедшего. Это так принято в хороших домах?
https://diak-kuraev.livejournal.com/3729509.html