Год назад церковный суд Мосепархии в первый раз лишил меня сана. В мое отсутствие на суде и без предъявления мне обвинений
Дата была выбрана, как казалось организатору процесса, удачно: в канун новогодних праздников и предпраздничной суеты.
Эту технологию повторил и путинский суд, ликвидировав "Мемориал" вчерашним днем. Празднуйте и не отвлекайтесь!
Но патриархия свято чтит свои памятные даты!
Вот и в сегодняшнюю годовщину зампред чего-то там синодального Вахтанг Кипшидзе не мог не полаять в мой адрес:
"Наверное, уже мало кто помнит, что условно запрещенный протодиакон Кураев предлагал "накормить участниц движения Pussy riot блинами" вместо преследования, предусмотренного законом.
Обратите внимание на фото - это из решения Европейского суда по правам человека по делу Pussy riot (Мария Алехина против России). То есть этот полубывший клирик придерживается более либеральной, допускающей издевательства над верующими позиции, чем судьи Европейского суда по правам человека. Ведь они прямо признали, что вмешательство государства "имело законную цель", а права третьих лиц (которые закреплены в российском законе как чувства верующих) были нарушены. Вот ведь как бывает: судьи ЕСПЧ сохранили большую связь с христианской этической и правовой традицией, чем выпускник кафедры научного атеизма из СССР. По крайней мере, если судить по этому делу.
Безумная идея замены уголовных наказаний на блины не оставляет головы экс-протодиакона. Теперь он предлагает премию и медаль А.Лебедеву за его издевательский пост".
https://t.me/s/angry_opposumЭту косточку (цитату из решения ЕСПЧ) Кипшидзе обсасывает не первый раз. Вот декабрь 2018 года:
"Неприятный сюрприз для отечественных любителей группы Pussy Riot заключается в том, что ЕСПЧ признал применение санкций имеющим законную цель", - заявил он журналистам в пятницу в Москве.
Кипшидзе пояснил, что в пункте 210 решения говорится: "Учитывая, что представление заявителей прошло в соборе, являющемся местом религиозного поклонения, суд считает, что вмешательство государства может считаться имеющим законную цель защиты прав других лиц". "Мы расцениваем это как принципиальную позицию Европейского суда по правам человека о незаконности действий группы Pussy Riot, - заявил представитель синодального отдела".
https://www.interfax.ru/russia/642422То, что он решил обработать ее вторично именно сегодня, говорит о том, что нынешний день в его календаре посвящен именно мне.
В зампредовском тексте минимум 4 передергивания.
(решение ЕСПЧ по английски тут
https://hudoc.echr.coe.int/fre#{%22itemid%22:[%22001-184666%22]} а в плохом русском переводе тут
https://european-court-help.ru/delo-38004-12-maria-alehina-i-drugie-protiv-rossii-zhaloba-po-delu-pussy-riot/ )
1.
ЕСПЧ принял решение в пользу заявителей (Пусси), и предусмотрел многотысячную компенсацию в евровом эквиваленте для заявителей из бюджета РФ.
ЕСПЧ указал, что акция панк-группы укладывается в рамки свободы слова и самовыражения, и что это была акция политическая не несущая оскорбление религии как таковой.
ЕСПЧ считает возможным (но сам этого не делает) квалифицировать акцию как административное правонарушение, но никак не уголовное.
2.
Никто не сомневался в праве полиции или даже охранников ХХС прекратить эту акцию выдворить на улицу ее участников. Возмущение вызвала криминализация этой акций, уголовный суд и тюремный срок. Плюс дружный лай всяких кипшидзе-чаплиных и иных правослактов про необходимость расправы.
3.
Вот моя первая реакция на инцидент:
14:19, 21 февраля 2012 INTERFAX.RU - Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев предположил, что феминистская панк-группа "Pussy Riot", проведя акцию в храме Христа Спасителя в Москве, таким образом хотела отметить Масленицу.
"Когда речь идет о выходке этих девушек, в качестве обстоятельств, смягчающих их вину, стоит учесть два факта: сейчас все-таки Масленица. Это время, когда, по канонам православной, древнерусской культуры, норма нарушается, рушится социальный космос: человек одевался зверем, зверей обряжали в человеческие одежды, мужика - царем, пьяницу - попом и так далее", - заявил отец Андрей "Интерфакс-Религия".
По его словам, вопрос в том, "сами девушки это так понимают или нет".
Как отметил собеседник агентства, второй момент связан с тем, что храм Христа Спасителя не находится в собственности Русской церкви.
"Отсюда возникает вопрос, какие конфессиональные ограничения могут налагаться на людей, которые зашли в муниципальное учреждение, по определению доступное для всех граждан", - сказал он.
Таким образом, продолжил протодиакон Кураев, одно дело нравственная оценка, а другое дело - правовая.
"В правовой оценке я, конечно, некомпетентен. Но, мне кажется, для Церкви гораздо в большей степени будет хуже, если мы сейчас начнем требовать всех к ответу - "наказать по всей строгости закона" и так далее. Не зная содержания текстов песен (исполненных у алтаря - "ИФ"), я не могу дать более конкретную оценку", - заявил отец Андрей.
Он признался, что и сам, заходя в православный храм, не может воздержаться от того, "чтобы не спеть там какую-то молитовку, хотя, наверное, это тоже не очень канонично".
https://www.interfax.ru/russia/231975время события - 10 ч 47 мин. Первая публикация в Интерфаксе - в 12 часов
"12:19
Участницы скандальной панк- группы Pussy Riot устроили провокационную акцию в Храме Христа Спасителя. Одетые в яркие костюмы, с лицами, скрытыми под масками, девушки устроили танцы прямо перед иконостасом.
Фото, сделанное во время этой акции, можно найти в блоге известного галериста Марата Гельмана. Как сообщают некоторые СМИ, выступление продлилось не больше 5 минут. Четырех участниц импровизированного концерта задержали.
В пресс-службе ГУ МВД Москвы Вестям.Ru сообщили, что пока не в курсе этого инцидента и сейчас уточняют информацию".
Публикация моей реакции на нее - в 14 часов.
Далее я написал в своем ЖЖ:
"Какие-то девчонки что-то самочинно спели в Храме Христа Спасителя.
Что именно - пока неизвестно. Наверно что-то хулиганское. Сами девушки написали в "Твиттере", что их выступление было "панк-молебном".
Но будь я ключарем этого Храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения.
А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще бы и ущипнул их малость... По отечески. Для вразумления.
Ибо учиненное ими, конечно, безобразие, но - законное безобразие. Масляница на дворе. Время скоморошества и перевертышей. Социальный космос рушится (в надежде его весеннего обновления вместе с природой), социальные роли меняются местами. Во времена Петра Великого такого рода выходки в такие дни были в порядке вещей (точнее - в масляничном беспорядке).
Читать то про древние традиции в умных книжках нам нравится. А вот как дошло до дела... Это очень непростой вопрос о культурной норме. Не все таковые нормы мне нравятся, но это не повод забыть о том, что они именно - нормы. Ну такая вот НОРМАльная выходка. Эти юные хулиганки могли об этом и не знать (о традициях масляницы). Но нам то, продумывая нашу реакцию, забывать про них не гоже".
http://diak-kuraev.livejournal.com/285875.htmlНадо быть очень предвзятым человеком, чтобы не заметить в моей речи слова "выходка", "вина", "хулиганки", "безобразие".
4. То же самое можно сказать и о моей реакции на слова Лебедева про мощи.
"Во-первых, пост Лебедева не просто резкий — там был мат, — цитирует слова Кураева издание "Собеседник". — Во-вторых, там была фраза, что все святые — "законченные алкаши". Это элементарное нарушение этики: а) человеческой, б) журналисткой. Представитель духовенства обращает внимание на то, что среди святых множество мучеников, которые погибли в сталинских застенках.
"Они конченые алкаши, да? Может, Лебедев готов сказать, что и жертвы Освенцима все конченые алкаши и торгаши, да? Тогда почему он себе это позволяет? Это совершенно четко — хамство и непрофессионализм. И это не правовая оценка, а чисто человеческая и этическая. Должно быть, Лебедев сам был пьян, когда это извергал из себя", — выразил свою точку зрения Кураев" (
https://diak-kuraev.livejournal.com/3579870.html).
***
Действия охранников законны. Но так же действуют охранники везде - в пабе на стадионе, на дискотеке. Значит, в этих их действиях нет ничего собственно христианского. А реакция христиан все же, наверно, должна отличаться от обычно-самцовой.
Я пробовал удержать церковную власть и общественность от позора. Но они захотели обделаться по большому. Их право. Но сколько же можно выставлять напоказ свои грязные подштаники?
https://diak-kuraev.livejournal.com/3584001.html