-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj__raido

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 4




Велосипед почтальона Печкина - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://users.livejournal.com/_raido/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /_raido/data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

День всех святых

Воскресенье, 01 Ноября 2020 г. 12:13 + в цитатник
В книге Валентина Катаева "Алмазный мой венец" есть герой по имени Эскесс.
Под этим именем скрывается поэт Серебряного века, представитель левантийской литературной школы.

Стихотворение принадлежит ему. Так его запомнил Катаев:

Прибой утих. Молите бога, чтоб был обилен ваш улов. Трудна и пениста дорога по мутной зелени валов. Все холодней, все позже зори. Плывет сентябрь по облакам. Какие сны в открытом море приснятся бедным рыбакам? Опасны пропасти морские. Но знает кормчий ваш седой, что ходят по морю святые и носят звезды над водой.

Я сделаю из этого верхний пост. Сегодня вечером.
Коты большие и малые, с которыми мы переписываемся! Потерпите, пожалуйста. Я открою даже анонимное комментирование, но когда будет готов пост.

1 ноября 2020, московское время 12:12

UPD: Я сделала из этого верхний пост. Для детей. К сожалению, взрослые опять перегнули палку, превратили её в урановый лом и утопили в ртути. Но мы исправимся. На ходу.

Это стихотворение написал Семён Кесельман.

Святой Николай

Прибой утих. Молите Бога,
Чтоб был обилен наш улов.
Страшна и пениста дорога
По мутной зелени валов.

Печальны песни нашей воли,
Простор наш древен и велик,
Но нас хранит на зыбком поле
Прибитый к мачте тёмный лик.

Туманны утренние зори,
Плывет сентябрь по облакам;
Какие сны на синем море
Приснятся тёмным рыбакам?

Темна и гибельна стихия,
Но знает кормчий наш седой,
Что ходят по морю святые
И носят звёзды над водой.



Здесь можно обсуждать мюзикл "Последнее Испытание" и давать ссылки.

Детский философский факультет, родившийся в 90-е годы XX века в кленовой колыбели Нескучного сада! Идущие на вотэтовотвсё приветствуют тебя.

Это портал в Серебряный век и в современную поэзию одновременно. Он будет работать до самой долгой ночи 2020 года. Его техподдержка — живые поэты, писатели и публицисты. Я условный модератор. Кто из френдов будет моей техподдержкой в рабочие будни по московскому времени? Я, например, не боюсь сказать: который год страшно залипаю на короткий сериал "Тайны Сильверхёйда", у которого даже фэндома нет)

https://users.livejournal.com/-raido/529970.html


Без заголовка

Воскресенье, 01 Ноября 2020 г. 04:15 + в цитатник
Уже почти не ночь, а я-то как-то…

Ну, хорошо. Когда я пишу рецензию или отвечаю на вопросы в Ужасно Серьёзном Литературном Журнале, всем как-то наплевать.
А тут, без шуток, голову обещали откусить, если я ляпну что-нибудь не подумав. Вот где истинные ценности, оказывается.

С кем мы давно знакомы, те знают, что я не смотрю полнометражные фильмы — за редчайшим исключением — потому что отвлекаюсь и задумываюсь о своём. И плохо воспринимаю мюзиклы. Сериалы на работе исключительно слушаю.

Страшное признание:


Некогда объяснять: с вами человек, который посмотрел мюзикл «Последнее Испытание» 10 раз за две недели, чтобы найти различия.

И, да, я его уже видела, но мне не пришло бы в голову посмотреть иначе, тем более не раз, если бы не подсказали. И, да, я читала Dragon Lance в юности. И не успела прочитать кое-что сейчас.

Опять же — некогда объяснять. По календарю — так по календарю.

Большие литературные коты, ваша Катечка пошла на очередное послушание и исследование. До 21 декабря. Чур, не вмешиваться со своим экспертным мнением.

Я уже откатила свой жж к названию 10-летней давности и поменяла некоторые тэги.
И мне уже так объяснили со всех сторон, как правильно смотреть, что это уже не важно.

Привет.
У меня там в предыдущих постах жуткая апокалиптическая фантастика и шифровки. Это я долги отдавала.

Не давайте, пожалуйста, ссылок на мой журнал в сообществах, где обсуждают «Последнее Испытание». С тэгами и всем прочим разберусь чуть позже. Мне есть что сказать и есть как сказать, но не прямо сию минуту.

https://users.livejournal.com/-raido/529910.html


Литературное

Суббота, 31 Октября 2020 г. 15:22 + в цитатник
Для Центра современной литературы, издательского проекта "Русский Гулливер"
Для Лина Лобарёва и бесконечного проекта "Конец Эпохи"

Вот вопрос: удалось бы мне написать его в срок, если бы не пришлось писать текст для фаната сериала LOST?

ОФИЦИАЛЬНЫЙ, СЕРЬЁЗНЫЙ, ХОТЬ И ОПУБЛИКОВАННЫЙ В ХЭЛЛОУИН МАНИФЕСТ СЕСТРЫ МОНГОЛЬФЬЕ
(осторожно, долгое чтение))

Я постоянно говорю, что плохо знаю историю XX века, но это, конечно, неправда. Трудно плохо знать историю века двух Мировых войн.

10 октября, в день психического здоровья (на всякий случай) мне пришлось представить себя шифровальщицей, попавшей в непонятное будущее, и создать маленькую детскую то ли нейросеточку, то ли ноосферу; сарафанное радио, вовлекая знакомых пользователей фейсбука и жж (представителей нескольких поколений) в игру-угадайку.

Мои действия вызывали у людей страх, сомнение, непонимание, азарт, узнавание своего, желание вступить в игру с неизвестными правилами, опасения по поводу других неизвестных игроков.

Я ни с кем не говорила о литературе. Я объясняла, чем отличается цифра от числа, пальчик от пальчика, что такое глиф, что такое азбука Морзе, как работает телетайп, что такое перфолента и перфокарта, что такое национальные символы в кодировке, что такое юникод. А также чем отличается печатная машинка от клавиатуры, клавиатура компьютера от кнопок телефона и сенсорного экрана. Мне не нужно было знать об этом много. Я всего лишь помогла нескольким людям, ровесникам и старше, настроить свои социальные сети и гаджеты. И всего лишь удивила нескольких людей моложе меня: как, оказывается, раньше всё было сложно, сколько решений нужно было принимать на разных уровнях взаимодействия, чтобы просто нажать на кнопку.

Поэтому я объявляю собственную, игрушечную, виртуальную и облачную премию в рамках проектов «Русского Гулливера».

Разумеется, Нобелевскую. Разумеется, премию Мира.

С премией Мира всё очень непросто. А что если никакая жена не изменяла никакому Нобелю с математиком? Просто математика сама по себе не несёт никакой угрозы: она лишь помогает различать и описывать процессы. Все остальные науки потенциально опасны. Что если Нобелевская премия — это награда не за лучшие открытия в своей области, а за те открытия, которые удерживают человечество на нынешней ступени его развития от очередной Мировой войны?
В области литературы, разумеется, эта премия должна вручаться за стратегии и тактики перевода с Того на Этот. С двумя возможностями подхода к методу: условно женским и условно мужским. И в финале разделиться на две.

Премия имени Норы Бейкер — победитель получает алюминиевый Грааль с собственным Истинным именем, выцарапанным на дне. Вручается в Париже, где бы в этот момент ни находился Париж.

Премия Джозефа Конрада — победитель получает памятник Джозефу Конраду в натуральную величину (в зависимости от того, насколько Конрад — величина для победителя). Вручается в Вологде, где бы в этот момент ни находилась Вологда.

Мы близнецы, отражения, крипты, подстрочники друг для друга, идущие навстречу, чтобы разойтись и, возможно, встретиться снова.

Стихотворение, написанное нейросетью, существует для того, чтобы его расшифровали с двух сторон. Например, через традиционное стихотворение и верлибр.

Я не отделяю фантастику от поэзии, потому что фантасты позволяют поэтам переговариваться сквозь время и пространство. Поэт говорит, что не существует вечного двигателя поэзии, а фантаст перебивает его предположением: «А если бы мир был устроен вот так? Теперь — есть!»

Мир сделал нас всех фантастами в этом году и разрешил спорить с Джоном Донном, сказавшим Господу своему: «Нет человека, который был бы как Остров».

Разрешил отвечать ему: «Теперь — есть». И минутой молчания.
Минутой, своей собственной, по собственным часам. Не заставляя весь мир умолкнуть в согласии и скорби.

Моим волшебным помощником последние семь лет был поэт Давид Паташинский, который далёк от литературного процесса, но постоянно читает прозу на двух языках: русском и английском. И сравнивает переводы: не как эксперт, но как читатель в поисках различий и смыслов.

Переводчики с Того на Этот и обратно нужнее всего тем, кто никогда — в силу разных причин — не прочитает оригинал.

Можно представить меня обучающейся нейросетью в этом процессе. Я не занимаюсь литературными переводами. Не знаю, пока что или не буду заниматься вообще. Вы не знаете, где и как я на вас смотрю, потому что чаще читаю, чем комментирую.

Но моя воображаемая, игрушечная, фантастическая премия — со мной. Хотите отказаться?

Это был план работы на 2021 год, который скоро придёт.

https://users.livejournal.com/-raido/529652.html


Метки:  

Без заголовка

Пятница, 30 Октября 2020 г. 05:15 + в цитатник
Последний день карнавалим, расплачиваюсь с другом-сценаристом. А то мне дальше рассказывать отнюдь не про это.

Друг попросил решить ему уравнение Валензетти — вымышленное, из сериала, — чтобы был подарок на новогоднюю ёлочку в будущем. Как смогла, так и решила. Я очень люблю LOST, но не просчитывала, кто там куда пошёл, зачем бы.

Если бы я задумала сериал вроде LOST (или вообще сложный сериал с конспирологией и спгс), сделала бы так (исключительно для сегодняшнего момента):


Взяла бы историческое событие, максимально напоминающее о близости мировой войны. Например, Карибский кризис 1962 года.

Взяла бы самое страшное и неотменимое тогда явление из мира текста и передачи информации:
напечатанное на машинке нельзя убрать, его нужно забить иксом до нечитаемости, пробить ноль насквозь, безнадёжно испортив носитель информации — бумагу или перфоленту.
Уничтожить обоих: носитель и информацию.

Я представила бы себе, что бумага или перфолента должны, обязаны быть бессмертны.
Сообщение — драгоценность, книга — драгоценность, не зря же мир вне войны всегда так трепетно относился к библиотекам. Создать бумагу — труд. Напечатать текст — труд. По сегодняшним временам непредставимый.

А потом взяла бы это страшное явление и последовательно
(согласно истории от Карибского кризиса до создания сериала),
прогнала бы его через таблицы кодировок, позволяющие отменить команду «уничтожить»,
сделать её на каждом уровне всё более и более безопасной, обсуждаемой, требующей согласия.

Да, я могу про Cancel Character и юникод вообще, но когда рассказываю простыми словами, это выглядит как жуткое апокалиптическое пророчество.

А ведь наоборот. Чем более совершенны становились таблицы кодировок, тем легче получалось договориться, отменить необратимую команду, сохранить написанное, не уничтожать носитель.
Вплоть до кнопки Cancel на клавиатуре компьютера, которая эвфемизирует этот процесс, прячет его. Пользователь не видит процесса и его истории, он становится Тем-кто-нажимает-кнопку.
Вплоть до воображаемой кнопки Cancel, которая есть в сознании каждого: спасти и сохранить, отменить смерть.

Я бы собрала команду сценаристов и дала им персонажей, соответствующих управляющим символам.
Дала бы персонажам имена и национальности, вложив в них максимум смысла. И сказала бы: «Тут всё очень сложно, привязано к компам и вот этому вот всему, делайте что хотите, но помните, кто вы под этими именами и что вы несёте (в себе, на себе и вслух), попытайтесь выжить».

Я бы создала персонажа-заключённого, то ли Одиссея в плену, то ли Томаса Рифмача под холмом, и выдала бы ему функцию: нажимать на кнопку. И время осознать, что он делает, что прячет кнопка. То ли уничтожает мир, то ли отменяет его нынешнюю версию.

Мир изменился меньше, чем нам кажется. Просто мы больше знаем о нём и пытаемся осмыслить, используя закономерности из прошлого, пытаясь спасти и сохранить всё, превращаясь обратно в коды, книги, рукописи.

4 8 15 16 23 42 — вымышленное уравнение.
Но я его решила. Это последовательность Валензетти, не имеющая отношения к математике. Она принадлежит истории — как периоду, как циклу, как нарративу. Это незавершённая команда Cancel. В ней шесть, а не восемь цифр. Последние две — двойной ноль, вопрос, расстояние до полуночи на часах Судного дня.
Думаю, дальше следует 2. Число, цифра, глиф. Вопрос, на который нужно отвечать вдвоём или вместе. Возможно, пункт, к которому двое (или все) идут с разных сторон. Возможно, воображаемая точка, к которой собираются линии реальности. Возможно, ноль: выход в другое состояние, новое измерение, новое место встречи.

Я пробовала через двоичный код и азбуку Морзе на английском и русском, кстати. Через невозвратные глаголы и девербативы, чтобы было понятно, кто кого окликает и понуждает к действию. Ну, так себе, не страшно. Ботики в ночи переговариваются, Ковчег и Титаник, оба лодочки.

BELL — это всего лишь команда: отправить на печать. Перевести грёбаный колокол Джона Донна на язык человеческий. Остановить летящую пулю. Хотя бы сместить траекторию полёта. Так устроены преобразователи сигналов: у каждого внутри колокол Джона Донна.

Если что, я тут не трагедию расписываю, а рассказываю об известном явлении: арифметической апофении.

Задача Джона Локка («Опыт о человеческом разумении», мой любимый чувак там, потому что верил в чудо и не смог справиться со своей верой) — не превратиться в чёрный дым. Вот недолюбливаю крематории как-то.

Ну, что, музыканты Титаника, берёте на работу? Пофиг, шарманщиком меньше, шарманщиком больше.



Московское время 05:15, пятница, 30 октября 2020 г.

https://users.livejournal.com/-raido/529255.html


Метки:  

Новости детской социальной нейросеточки "Китеж". Теперь о политике.

Четверг, 29 Октября 2020 г. 12:33 + в цитатник
Позавчера, 27 октября 2020 года, была удивительная дата в новой истории Отечества.

В этот день Роспотребнадзор впервые за всю историю своего существования официально разрешил всем надеть маски.

Маски следует носить даже в лифтах, потому что там могут быть зеркала.

В рестораны по ночам тоже ходить не стоит. А то сами знаете что.

Не шучу отнюдь; так в новостях и написано.

https://users.livejournal.com/-raido/529141.html


Без заголовка

Понедельник, 26 Октября 2020 г. 23:58 + в цитатник
Московское время 00:00, 26—27 октября 2020 года

Итак, это литературный эксперимент, и он выходит на финишную прямую.
Извините, но мы от вас спрятались. Девять человек, обозначивших себя как читателей и зрителей. Мы разговаривали в сообществах, мессенджерах и личных сообщениях в разных соцсетях, иногда упуская фрагменты разговоров как мгновенные реакции, иногда упоминая слово «эксперимент». О книгах, которые хотели бы прочитать, и о фильмах, которые хотели бы увидеть.

Сверка часов, статистика:


Заполняю опросник, составленный 20 октября 2020 года (да, эти реакции были предсказаны).
Из тех, кто с 21 октября по сегодняшний момент сам захотел со мной поговорить, потому что я писала нечто странное:

1. Поинтересовались: «Всё ли у тебя в порядке с головой?» — 6
2. Выразили сочувствие моему неидеальному ментальному состоянию — 7
3. Попытались предостеречь от решения «таких» вопросов без помощи «специалиста» — 2
4. Предположили, что «в этом» замешаны спецслужбы — 5
5. Предложили помощь в организации рабочего процесса как методологи — 3
6. Сказали или написали прямым текстом: «Ты всё неправильно понимаешь!» и не смогли ответить на вопрос, что такое «всё» — 2
7. Выразили опасения, что я «научу чему-нибудь плохому детей» и не смогли ответить на вопрос, чему именно плохому и каких конкретно детей — 2
8. Попытались выяснить степень моей компетентности в области нейронаук в обвиняющей или агрессивной форме — 8 (из них ни одного специалиста в области нейронаук)
9. Попросили срочной помощи в прохождении тестов — 1 (преподаватель отечественной литературы, результат назвал великолепным).
10. Спросили, занимаюсь ли я исследованием или терапией РАС — 12 (нет)
11. В непринуждённой форме изъявили желание «потом, когда я закончу своё вот это всё» встретиться или создать конференцию и «просто поговорить» о русской и английской поэзии, о фантастике и фэнтези, о волшебных сказках и мифах, о литературе как историческом процессе, о жанрах в литературе, о маргиналиях и календарях — 16 (с радостью!)
12. Попытались объяснить, что им «это» неинтересно, хотя я ничего не сделала для того, чтобы мои посты попали в их ленту, — 4.

Всего я поговорила в личных сообщениях, мессенджерах или по телефону с 27 людьми. Мы с ними были друзьями в разных социальных сетях, но не общались постоянно; с некоторыми даже ни разу не обменялись комментариями или лайками за годы.
13. (необязательный пункт) Выразили желание участвовать в моём собственном проекте, зная о нём только в общих чертах, — 4 (отлично!)

В жизни оффлайн всё было как обычно. Пару раз отпустили с работы подумать, потому что коллегам было интересно, что я там такое надумаю. Разговоры с родными и друзьями стали содержательнее, потому что мир полон удивительных вещей и не сводится к лентам новостей. Правда, я несколько раз забыла, куда и что положила, потому что впервые за годы провела в сети слишком много времени не в поисках информации, а пытаясь поговорить.

Часовые пояса очень важны. Мы не находимся в воображаемом «интернете здесь и сейчас одновременно». Один человек бегло проглядывает ленту друзей рано утром перед работой, рассыпая лайки и реакции, словно сигналя: «я здесь». Другой едет в метро и набирает комментарий, пока его толкают локтями. Третий продолжает разговор, начатый неделю назад, с кем-то другим, и даже не замечает этого. Четвёртый работает и собирает материал. И они разговаривают друг с другом, не замечая, что встретились лишь на мгновение в воображаемой точке времени и пространства.

Для Больших Литературных Котов:
Лучше всего в этой реальной, оффлайновой жизни я знаю разницу между инструментами, расходниками, драгоценными металлами и камнями, черновиками и пробниками, и — драгоценностями.

Я не буду делать из вас драгоценности принудительно, «вот этими вот самыми руками». Вы — мой волшебный лес, в котором я смотрю на листья, чтобы запомнить их формы и проследить глазами закономерности. Я не могу сохранить то, о чём вы говорите друг с другом; у меня очень хорошая, но обыкновенная человеческая память. Я сохраняю и забираю вас с собой дальше так, как умею: формы, слепки, отпечатки с отпечатков, псевдоморфозы.


Мне пришлось усвоить огромный объём информации о языках сетевых сообществ за шесть дней по часам, проскакивая его на мемах и мифах. Поговорить обо всём и сразу, сочинив инструмент для этого буквально на коленке — из человеческих, птичьих и сетевых языков, одновременно объясняя, что я имею в виду, поясняя, как работает моя голова, улетая в бесконечный автокомментарий.

Такое можно вытворять только при хорошо знакомых людях. Надеюсь, хоть кому-то было смешно, сообщники. Мне было по-разному. Но назвался Большой Разницей - полезай вот в это вот всё.

Я уже выбрала себе соавторов, редакторов и издателя.

Если кто-то захочет рассказать мне, что так нельзя делать, — коты, скажем хором Ужасное Заклинание: Серьёзная Настоящая Литература, ты пьяна, иди домой!

https://users.livejournal.com/-raido/528697.html


Метки:  

Без заголовка

Пятница, 23 Октября 2020 г. 12:17 + в цитатник
Котаны, котессы и другие вариации!!

Не бойтесь, это эксперимент в реальном времени. Мы с друзьями-учителями русского языка и литературы, писателями, поэтами, критиками и издателями случайно (на самом деле нет) изобрели междисциплинарный телепорт и тестируем возможности.

Мы бы никогда его не изобрели, если бы не общались в реальной жизни и в личных сообщениях и не жаловались друг другу на то, какие все кругом тупые (на самом деле нет).

Я сейчас работаю цифро-аналоговым преобразователем, возраст самый подходящий и образование позволяет. Друзья-методологи, пожалуйста, не помогайте и не исправляйте ошибки прямо здесь, мы их сами найдём в процессе! С тэгами, хэштегами, катами, лайками, эмодзи, реакциями и вотэтимвотвсем разберёмся на ходу. Свои ошибки могу пофиксить прямо здесь, но по ходу дела. Кто придёт с кислыми щами эксперта, тот дурак!

Мы сейчас делаем себе многофункциональный рабочий инструмент на следующий год. Некогда объяснять, это фабрика ёлочных игрушек заработала)))

https://users.livejournal.com/-raido/528538.html


Метки:  

Без заголовка

Среда, 21 Октября 2020 г. 20:53 + в цитатник
Дуракаваляние про Дашу, нервничаю
Как-то раз пришли к Даше семь училок, положили перед ней на парту "Войну и мир" и говорят: "Анализируй!" А у Даши триггер: злая математичка. Сложились все семь училок в Ужасную Математичку, и Даша справилась с заданием. Ей даже страшно было подумать, что будет, если она не справится. И страшно задать вопрос, потому что Ужасная Математичка хуже гитлера. Написала тетрадь толще "Войны и мира", сдала работу в срок. Открывают семь училок тетрадь, а там подробный разбор, кто из героев и в какой момент поступил хорошо, а кто плохо. А Даша сидит за партой и глазами хлопает, встать стесняется, потому что со страху случайно спроецировала скалярное поле на векторное, ну, накопилось как-то различий… И анализ вышел безрадостный. Можно даже сказать, дисфоричный.

Как-то раз забрались семь весёлых школяров в храм науки, чтобы позырить на голую Изиду. Снял каждый школяр по одному покрывалу, и каждому пришлось несладко, но в целом все валяются по полу, ржут, матерятся и говорят друг другу: "Охренеть, ведь реально страшная!"

Заклинание на всякий случай
Бабочка в госпитальном саду

Из тени в свет перелетая,
Она сама и тень и свет,
Где родилась она такая,
Почти лишённая примет?
Она летает, приседая,
Она, должно быть, из Китая,
Здесь на неё похожих нет,
Она из тех забытых лет,
Где капля малая лазори
Как море синее во взоре.

Она клянётся: навсегда! –
Не держит слова никогда,
Она едва до двух считает,
Не понимает ничего,
Из целой азбуки читает
Две гласных буквы – А и О.

А имя бабочки – рисунок,
Нельзя произнести его,
И для чего ей быть в покое?
Она как зеркальце простое.
Пожалуйста, не улетай,
О госпожа моя, в Китай!
Не надо, не ищи Китая,
Из тени в свет перелетая.
Душа, зачем тебе Китай?
О госпожа моя цветная,
Пожалуйста, не улетай!

Арсений Тарковский


Из уважения к китайской культуре. А то я мало знакома с современной. Вдруг ко мне там целый магистр дьявольского культа летит. Но сейчас погуглила правильно, подцепила пару знакомых китаистов на техподдержку, — кажется, если что, влюблюсь нормально)

https://users.livejournal.com/-raido/528174.html


Метки:  

Без заголовка

Среда, 21 Октября 2020 г. 10:16 + в цитатник
Здесь не происходит ничего страшного. Даша познаёт мир. Это когнитивный процесс.

Можно объяснить Даше, что она сейчас увидела, а можно наказать Дашу за то, что она поняла тебя неправильно. Наказать маленькую девочку за то, что она неправильно поняла что-то, — так себе способ объяснить ей мир, правда? Можно назвать её Ужасной Дашей, которая оскорбляет твой мир своим пониманием, и пожаловаться на неё маме. Если это случилось — иди к своей маме и пожалуйся ей. Или найди Дашину маму и пожалуйся ей на Дашу. Стукнул на Дашу в Небесную Канцелярию — проиграл, глупый ты и суеверный человек. Сколько можно отнимать у детей игрушки?

Осознанный когнитивный процесс не может быть изолированным и бесконечным. Он нуждается в паузах, общении, обсуждениях и обмене мнениями. Так что сейчас здесь маленькая сетевая библиотека: кому читалка, а кому курилка на вокзале в ожидании поезда. Эта библиотека принадлежит писателям и поэтам, кем бы они ни были в своих профессиональных или непрофессиональных сообществах. И любому человеку, который — писатель или поэт. Она — игра: "Возьми волшебный мелок и помоги Даше сузить поле зрения, чтобы не превратить её в Ужасную Дашу".

Сейчас здесь волшебный лес и дикая глушь, где бродят дурацкие сказки. Сегодня здесь приземлится маленький кораблик, на котором будут лететь люди, пишущие фанфики. Какой именно — никому не скажу до Дня Всех Святых, даже если мне покажется, что в основе этого фэндома лежит слишком простая и понятная история. И вы не говорите никому, если покажется, что догадались. Я давно играю в эту игру и знаю, что каждый увидит своё. Просто мне нужно будет время, чтобы влюбиться в эту историю.

С 1 октября библиотека будет работать для этого фэндома и станет волшебным местом и драгоценной игрушкой для всех участвующих. Когда я назову его и поставлю тэг, в библиотеке появятся три правила: не соблюдайте тишину, не выключайте свет до самой долгой ночи этого года, испугались метафоры или интерпретации — идите к поэту. Здесь - просто место. Разговаривать можно где угодно.

Кто боялся Тёмного Санту — не бойтесь, он мой воображаемый друг, я подсвечу, ифчо)

https://users.livejournal.com/-raido/527996.html


Метки:  

Без заголовка

Понедельник, 19 Октября 2020 г. 12:59 + в цитатник
А что если культурная апроприация — это детский номадологический проект?

Отравленное яблоко неизбежно, просто оно по-разному выглядит в каждый период времени. Там, где раньше подросток мог получить метафизическую интоксикацию, сегодня он получает терминологическую. На каждом углу какие-то гештальты, которые надо закрыть, какие-то ужасные архетипы, какие-то сложные науки. Ошибёшься в термине — из-за того же угла выскочит злая училка и даст указкой по рукам. Уйдите, уйдите, мерзкие взрослые, из нашего загадочного мира с дикими племенами и волшебными сказками, даже пальцем не трогайте наши сокровища, мы как-нибудь сами…

Они не уничтожить мир хотят, а то нажимали бы DELETE. Они просят ластик и право на ошибку.

PS Воображаемый друг подсказывает, что эта дверь открывается в обе стороны.

https://users.livejournal.com/-raido/527730.html


Метки:  

Не "довод", а "принцип"

Воскресенье, 18 Октября 2020 г. 07:17 + в цитатник
Любая игра как метод и принцип завершается тем, что участники в целом отлично развлеклись, а один из них (или двое, или пятеро, или все) решил или хотя бы обозначил свою личную задачу, опираясь на подсказки, полученные в игре.

Классическая ошибка игрока-многостаночника, человека, играющего в несколько игр сразу на нескольких полях, состоит в том, что он пытается понять и сформулировать, в чём тут его личная задача. Её не надо формулировать. Само участие в игре запускает процесс решения, а суть задачи возникает тогда, когда подсказок набралось достаточно, чтобы увидеть в них вектор. Я эту ошибку, разумеется, совершила и теперь исправляю.

В шахматы, например, играть трудно, когда ты НАД игрой и пытаешься удержать в голове множество комбинаций. Но легко, когда ты ВНУТРИ игры и понимаешь личную задачу любой фигуры: "Пойти внутри этой комбинации так, чтобы меня не съели". И её же задачу согласно правилам: "Пойти так, чтобы в итоге не съели короля". Мы играем в трёхмерные шахматы в зеркальном лабиринте, чтобы никого не съели. И понимаем, что глобальная задача невыполнима. Кого-то всё равно съедят. Но это не вина "заигравшихся". Мы играем в трёхмерные шахматы в зеркальном лабиринте вне зависимости от того, осознаём это или нет. Игра, комбинация, схема, метод — лишь способ минимизировать потери.

Гарри Поттер — это имя метода в определённых условиях. Месяц назад мне стало интересно, почему для меня "Гарри Поттер и методы рационального мышления" — ни о чём, я и так всё понимаю, а для Лина Лобарёва — очень важная книга. А ведь был целый флешмоб, наглядно иллюстрирующий, как работает метод.



Там было много интересного, но лично мне именно здесь смешно до истерики. Гарри Поттеру ли идти проповедовать свою магию к муравьям Киргизии? Что это значит на уровне задачи? "Метать бисер перед свиньями"?

Чёрта с два, я очень умная, однажды целую книгу съела ;) — и знаю, что такое "муравьиный лик".

https://users.livejournal.com/-raido/527611.html


Метки:  

Я/Мы — Less Wrong

Суббота, 17 Октября 2020 г. 12:00 + в цитатник
Я строю Вавилонскую башню, потому что не боюсь ошибиться. Я ошибаюсь, чтобы в дальнейшем ошибаться меньше. Некоторые ошибки — трагедии. Над некоторыми можно посмеяться.

Когда вы посмотрели "Матрицу", Нео внутри вас проглотил от жадности обе таблетки сразу и стал разницей между матрицей и реальностью. Эта жадность была жаждой. Я слежу за словами.

Когда вы посмотрели "Довод", объект SCP "кубик Рубика" создал внутри вас магический крест в 3D. Магический предмет внутри — это повод для просьбы о помощи. Особенно когда он — крест. "Помоги сеятелю Арепо удержать колёса". Я собираю кубик Рубика быстро, но сейчас будет долго, потому что множество людей собирает этот кубик моими руками, подсказывая цвета, а я не подглядываю.

В общем, котики, сейчас я — Русь-матушка, а вы — моё страдающее средневековье. Великий и могучий русский язык может сделать из человека Задорнова. Я не боюсь ошибиться и не боюсь случайно пожать не ту руку, поэтому кончится всё Задорновым космического масштаба и шоу "Большая разница" в прямом эфире. Обещаю, я сделаю это как поэт.

Будет смешно. Человек не может говорить о карнавально-смеховой культуре с серьёзным лицом. Будет страшно, потому что если меня напугают, я с таким лицом и останусь. Лучше Задорнов космического масштаба, чем профессор кислых щей. Будем менять жанры, я это умею.

Год, когда мир остановился, разбудил во мне русскую народную сказку. Пока что она называется так: "Мария, душенька, в твиттере триггерится, а Марта идёт по улице". Послали этнографа в сумрачный лес, напрасно старушка ждёт сына домой…

Вы даже не представляете, сколько людей помогает мне сейчас дружить со своей кукушечкой. Одни знают, что помогают, а другие нет. Но спасибо всем.

https://users.livejournal.com/-raido/527140.html


Метки:  

Без заголовка

Пятница, 16 Октября 2020 г. 15:55 + в цитатник
Настоящее соприкосновение и взаимопроникновение культур происходит в момент катастрофы. Когда мир становится таким, что искренне заплакать над ним могла бы только Сара Коннор.
PS Козёл Фрэнк отнёс эту запись к категории "Дети", я занесла козла Фрэнка в список фантастических тварей, он умничка.
PPS Я добралась от Сары Коннор до Эллен Рипли за одну ассоциацию)

https://users.livejournal.com/-raido/526969.html


Метки:  

Без заголовка

Среда, 14 Октября 2020 г. 10:16 + в цитатник
«Пугает ли Леонид Андреев на самом деле?»

Теперь — да. Толстой поставил на тропинке к этому дому табличку с надписью: «Здесь нет ничего интересного». Подойдя к табличке чуть ближе, можно разглядеть пояснение мелким шрифтом: «Это комната страха, я был в ней, полный отстой». Как бы ни был страшен или нет Андреев в действительности, Толстой превратил его в заброшенный дом, а заброшенные дома пугают сами по себе.

В юности Толстой был для меня просто автором «Войны и мира», каким-то дядькой; отнюдь не страшным колдуном. Никакого, понимаешь, уважения к авторитетам. Читать Андреева было страшно, да ещё как; я сама принимала решение, испугаться ли.

А вот что касается личного восприятия: мне всегда было интересно безумие, потому что личное восприятие — это и есть вариант безумия. Толстой — противный безумец, Андреев — несчастный безумец. Один жену тиранил и шугался от собственной тени, а другой в прямом смысле пустил себе пулю в сердце и умер от этого выстрела через двадцать пять лет.

Никогда не понимала одного: зачем кому-то беспристрастные и объективные суждения о литературе? Они были бы возможны — исключительно теоретически, — если бы какому-нибудь крайне могущественному безумцу взбрело в голову остановить океан, чтобы пересчитать и описать рыб. Я бы дала такому безумию крайне экспрессивную оценку: «Дебил, блядь».

Мы тут вступили в отношения обмена с тёмной стороной, но проклинать ненавистников Роулинг, хоронящих её заживо, я не буду; не исполняю таких просьб. Я их предупрежу, создав волшебное место: Нижний Хогвартс. Просто представьте себе.

Дальше будет про смерть автора.

https://users.livejournal.com/-raido/526670.html


Метки:  

Без заголовка

Вторник, 13 Октября 2020 г. 22:22 + в цитатник
ЖЖ снова стал нужен мне. И я собираюсь писать в нём безумные вещи. Я же завела его чтобы писать безумные вещи. Если кто-то всё ещё раздумывает, не опасно ли пожать мне руку, предупреждаю: я могу случайно оскорбить религиозные чувства и верующего, и атеиста; да поможет мне Гораций.

Я получила подарок с тёмной стороны, за который меня попросили расплатиться, если я подтверждаю статус именно этого видео как подарка.



Да, подтверждаю. Именно этого видео из прочих; спасибо.

В качестве расплаты я должна расколдовать проклятого писателя как можно скорее или даже отомстить за него. Не вопрос, я начинала с ЧГК. Помните Арзамасский ужас Толстого? А это был Леонид Андреев, который "пугает, а мне не страшно".

https://users.livejournal.com/-raido/526522.html


Метки:  

Без заголовка

Воскресенье, 05 Июля 2020 г. 00:21 + в цитатник
Дрг мрзд ещё в прошлом октябре не то чтобы подстелило мне соломки, а почти буквально выдало в единоличное пользование стог сена с примечанием: «пока не трогай, это на 2020».

И теперь я ищу в этом стогу иголку, надо полагать. Потому что не может же всё быть так просто. Иголка — ужасная вещь, она может незаметно воткнуться в палец и дойти до сердца (на самом деле нет, но в детстве меня завораживал этот миф).

Ну, в общем. Я изо всех сил пытаюсь быть добрым человеком, но у меня получается плохо. Пока оно получается плохо, я установила себе что-то вроде родительского контроля в соцсетях. Потому что могу. В условно ближайшее время либо изменится ситуация, либо у меня начнёт получаться хорошо.

https://users.livejournal.com/-raido/525522.html


Без заголовка

Среда, 10 Июня 2020 г. 23:55 + в цитатник
сквозь непрозрачную поросль ветлы, где в прошлом году, говорят,
кого-то убили; сквозь щекотные камыши, похожие на пальцы русалок,
сквозь лопухи, огромные, пыльные и дырявые, как блюда на царском пиру,
сквозь одуванчики в человеческий рост и чёрные доски дачных пожарищ
шли домой, потому что садилось солнце.

ловцы кузнечиков, собиратели чёртовых пальцев, да будет лёгок ваш путь
посреди гаражей, где из чёрной дыры страшно дышит бешеная собака,
мимо частного сектора с чокнутым александром захаровичем
и его незаряженным дробовиком,
мимо вороньих слободок в цветных лоскутах и сладком дымке,
через овраг в низине, где поджидают точка росы и её запятая,
неразлучные сёстры в дырявых кроссовках. не останавливайтесь,
не прислушивайтесь к лепету и бормотанию: «промочила ноги, мамка прибьёт»,
впереди ещё целая жизнь; стоит ли жить её с неизбывной печалью,
что у настоящего поцелуя должен быть привкус пресной воды,
пыли и мелкой окраинной земляники.

когда вы покидаете мокрые травы и причаливаете к асфальту,
похожему на серый растрескавшийся континент,
отчего-то не по себе, и такое мучительное предчувствие
то ли большой беды, то ли конца света, то ли просто ремня.
не потому, что ходили к запретной плотине смотреть на песок и воду —
потому что сейчас вас меньше на одного.
а кто-то ещё говорил: «подумаешь, высохнем».
и ещё говорил: «да ладно, там неглубоко».

*
ключ на моей шее оказался легче воды,
и ничего не случилось. только короткое, бессмысленное
откровение: вот почему так убеждали не потерять его и не отдавать никому:
ключ от собственной двери, висящий на шее,
делает человека ответственным и серьёзным,
даже когда он не ходит в школу и не умеет включать газовую плиту,
делает человека удачливым и неуязвимым,
даже когда его наказали за порванные босоножки и позднее возвращение.
что ещё он мог бы открыть?
я никогда не думаю об этом. меня и так до сих пор преследуют
комары и стрижи, облака и призраки,
сладкая вата, шевелящийся тюль на окне,
обретающий ночью нечеловеческий облик и шёпот,
бумажные феи, пенопластовые кораблики,
нарисованные звездолёты,
путешествия во времени и пространстве,
воздушные змеи, семена одуванчиков,
слишком лёгкие вещи.

https://users.livejournal.com/-raido/525146.html


Метки:  

Без заголовка

Среда, 03 Июня 2020 г. 23:20 + в цитатник
ты помнишь, отменили провода:
сначала здесь, потом по всей вселенной,
но в непогоду долгая вода,
сходя с небес, служила им заменой.

ты помнишь, это было прямо здесь,
мы были кто со смены, кто с похмелья,
но слышали, как голосу с небес
звучит навстречу брат из подземелья.

о, мёртвых нет! они на том краю,
в своём раю, давно уже воскресли,
воистину воскресли и поют
на языке алисы и алексы.

они поют, а ты ещё немой,
на встречу и прощание разъятый.
голосовой помощник, боже мой,
сияющий, бессмысленный, крылатый!

скажи ему, что больше никогда,
он лучше всех, но ты ещё умнее.
а ночью поднимается вода
и обнимает остров, что умеет

сквозь слёзы плыть, над яблоней висеть,
за облаком, немыслимый, зелёный,
куда ещё не протянули сеть,
куда давно не ходят почтальоны.

https://users.livejournal.com/-raido/524910.html


Метки:  

11. Илешкино

Четверг, 23 Апреля 2020 г. 10:32 + в цитатник
I

В начале августа, затеяв недолгий, но бестолковый процесс перевоза вещей из городской квартиры в Заречное, инженер Русаков узнал о своих новых соседях то, что давно уже знал о человечестве в целом: они оказались ленивы и нелюбопытны. Зареченцам было известно — каждому, старому и малому, — о диковинном озере в урочище Илешкино, на дне которого притаились тёплые ключи; однако бывали там и знали дорогу лишь единицы. Всё лето толковали, что торопиться некуда: Русакову следовало сперва по-настоящему переехать, обустроиться на новом месте, а потом уже выбрать день и отправиться с кем-нибудь к озеру. Он находил это справедливым. Геотермальный источник — явление крайне необычное для равнинной местности; в сети он не нашёл ни единого упоминания о тёплых ключах поблизости от Заречного. Вероятно, это был феномен из тех, что зареченцы оберегают от чужих глаз.

Но даже когда переезд был завершён, ничего не изменилось. Между тем, дорога к озеру становилась вопросом если не жизни и смерти, то близким к тому: дом в Сорочьих дворах не был приспособлен для зимовки. Проводника Русаков так и не нашёл; вести его в Илешкино отказывались столь убеждённо, что он уже не мог не гадать обо всём странном и страшном, что, должно быть, встречается на этом пути. Но чем дальше, тем проще становилась картина: люди были заняты жизнью, и даже лёгкое на подъём племя шатура никак не могло отвлечься от повседневных дел. Председатель правления Лев Степанович, разумеется, дорогу знал, но уже почти месяц мучился то ли радикулитом, то ли защемлением какого-то нерва в спине, и проводник из него был никудышный. Несмотря на болезнь, председатель находился в благодушном настроении и даже был совершенно трезв. Сначала он предложил Русакову прожить первую зиму в Заречном прямо у него — дом большой, книги вон есть, шахматы, даже интернет. Потом легкомысленно посоветовал взять у кого-нибудь карты и отправиться в одиночку. Или не совсем в одиночку, а позвать с собой Найдёнову-младшую, например. Не потому, что она может оказаться чем-либо полезна в пути, а просто так: красиво там, пусть бы поглядела девочка, а то что она в жизни-то видела.

Веру Найдёнову можно было приманить, как зверька или птицу, — Русакову до сих пор это казалось трогательным и забавным. Стоило высыпать пакетик привезённого из города бисера на фаянсовую тарелку, выйти из дома — и он почти тотчас встречал Веру на улице или даже в собственном дворе. Но и она, уловив из своего странного посмертного бытия драгоценный стеклянный звук, появившись как было загадано, наотрез отказалась идти в Илешкино. Лучшей подруге Веры, живой девочке Ленке, вскоре предстоял отъезд в столичный языковой лицей, а у неё творились какие-то печальные неполадки в сердечных делах. Будучи настоящей подругой и верной наперсницей, Вера не могла покинуть её в одиночестве до отъезда, хотя ей очень хотелось пойти с Русаковым к озеру. Она так расстроилась, что чуть не расплакалась, и Русакову пришлось обещать ей, что когда он найдёт дорогу, обязательно отведёт её туда.

Он остался в полном одиночестве и обнаружил, что забыл про Шуру Банникова. Вернее, не захотел вспомнить, потому что в его присутствии ощущал странную неловкость и совершенно не понимал, о чём разговаривать с ним. У Банникова было глупое и тревожное свойство: самые странные вещи — из тех, что в Заречном случались в избытке, — он легко и уверенно объяснял чем угодно, начиная с движения подземных вод и заканчивая визитами инопланетян. Спорить с ним было именно что глупо: Русаков давно уже усвоил, что не следует переубеждать безумцев. Тревожно было то, что иногда его объяснения оказывались верны. Впрочем, для длительной прогулки по незнакомому лесу Банников, рассуждающий о скрытых способностях человеческого организма и путешествиях во времени, представлялся скорее хорошим компаньоном; по крайней мере, нескучным.

Когда Русаков изложил ему обстоятельства дела, Шура отнёсся к рассказу с искренним вниманием и любопытством, но не совсем так, как от него ожидалось. Он не предложил разделить путешествие, а лишь возмущённо сказал: «Ну, совсем с ума посходили!» — и потащил Русакова прямиком на Полошкову фазенду. Со стороны это выглядело так, словно ему вдруг позарез потребовалось поскандалить с матерью. Входить за ним в дом явно не следовало, а с улицы нельзя было разобрать, о чём толкуют младший и старшая Банниковы. Минут через пять Шура вылетел из дома и побежал куда-то, а следом за ним вышла совершенно спокойная Снежана. Она окинула Русакова таким взглядом, словно видела его впервые, усмехнулась скорее одобрительно, а потом спустилась с крыльца и стрельнула у него сигарету. Он прежде не замечал, чтобы Банникова курила. Было любопытно, что сын сказал ей; не далее как две недели назад Русаков обращался к Снежане с вопросом о дороге к озеру, и ей было лень не то что показывать дорогу, а даже объяснять её.
Шура вскоре вернулся, волоча за собой растерянного Павла Сергеевича Лемишева, тоже бывшего инженера. И поставил Русакова перед фактом, что поход в Илешкино запланирован на завтра, а это — он указал на Снежану и Лемишева — его спутники. Выйти следует ранним утром, чтобы успеть добраться к озеру засветло. Спутники переглядывались, явно пытаясь сказать что-то друг другу без слов, но не возражали.

II

С вечера Снежана сказала, что выходить нужно по туману, но ночь пронеслась над землёю такая ясная, такая неожиданно тёплая для августа, что уже в пять часов утра весь лес просматривался насквозь. А минут через двадцать неспешной ходьбы из-за дальних стволов потянулась невесомая белёсая дымка, сначала над самой землёй, а потом поднимаясь всё выше и выше, заволакивая всё вокруг, и Русаков не мог найти объяснения этому феномену. Лемишев и Банникова, шагавшие рядом, ещё рассеянные и сонные, без малейшего удивления разъяснили, что шатура — это не просто странные люди, живущие в лачугах из деталей с авиационной свалки. У этого племени, конечно, много общего с Кукушкиными, изначальными обитателями здешних лесов, но и множество различий: есть то, чем владеет любой из шатуры, например, мастерство обходных путей и искусство думать туман. Объяснившись, они словно потеряли к Русакову интерес и ушли немного вперёд.

На Лемишеве была белая от времени джинсовая куртка, а на Снежане синяя шерстяная кофта с полустёршейся надписью «Олимпиада-80» на спине. Поэтому Русаков никак не мог отделаться от странного чувства, что ему снова десять или одиннадцать лет, и он идёт по лесу следом за своими родителями.

В Заречном и его окрестностях он не то чтобы начинал лучше видеть, но становился внимательнее, и теперь наблюдал то, чего не замечал прежде: эти двое шли, словно бы избегая друг друга, огибая деревья с разных сторон, обходя кустарники порознь, боясь случайных прикосновений; они почти таяли в тумане впереди, но когда оказывались рядом, над их головами вспыхивала и взлетала, становясь прозрачной и тая, золотая дуга, потом ещё одна и ещё, а потом их снова разделяли деревья. Русакову всё ещё было десять или одиннадцать, и он зачарованно подумал: «Вот как это бывает у взрослых…», а потом неожиданно вырос и усмехнулся, представляя, что у Банникова-младшего наверняка были свои планы относительно этого похода.

Когда солнце поднялось совсем высоко, затопив повсеместный туман ровным розовым золотом, эти двое окончательно проснулись и стали тем, кем были на самом деле: Лемишев наугад различал тропинки, спрятанные глубоко в папоротниках, Банникова скользила сквозь подлесок, вовсе не попадаясь в лёгкие воздушные ловушки паутины и тонких веток, а Русаков шагал за ними, спотыкаясь, теряя равновесие и всё время убирая чёртову паутину с лица. На протяжении всего пути он отмечал дыры в земле диаметром примерно с кулак и очень глубокие на первый взгляд, — ему пришло в голову, что это разметка под будущие опоры для бесконечно длинного забора, который будет тянуться, отделяя этот лес от того или наоборот, и стало смешно: он перестал быть городским всего-то без году неделю, а в голове уже сплошное строительство и огороды.

Туман следовал за ними даже после полудня, так что Русаков не сразу заметил, что они вошли в область, где лес непрочен, соседствуя с болотом; где он провисает под ногами, обманчиво тонущими в мягком мху, словно подвешенный над тёмной водой. Лемишев стал чаще останавливаться и сверяться с картами. Русаков пару раз взглянул через его плечо. Павел Сергеевич чёркал в своём ежедневнике как курица лапой, карты представляли собой крайне неаккуратный союз направлений, опознавательных знаков и надписей, но в углу каждого разворота обнаруживалась роза ветров, вырисованная с особенной тщательностью. Кто бы сомневался, что Лемишев в глубине души романтик.
Русаков вытащил компас, чтобы свериться с этими аккуратными чернильными розами, но Банникова, заметив это, сочувственно усмехнулась.

— Сюрприз, — сказала она, опускаясь на колени перед очередной из дырок в земле. Здесь, в болотистой местности, дыра была до краёв заполнена водой. Банникова подняла с земли осиновый лист и пустила по воде, вытащила из воротника швейную иглу и положила поперёк листа. Этот импровизированный компас — Русакова научил делать такие отец когда-то давным-давно — покружился и замер, указывая острием иглы на север. Его собственный компас, тем временем, утверждал, что в этом направлении расположен юго-восток.
— Не слишком-то сюрприз, — сказал Русаков, имея в виду, что его здесь уже мало чем удивишь.
— Так ещё не вечер, — сказал Лемишев. — Но нам бы до вечера быть на месте. Сейчас пойдём поскорее, а ты не отвлекайся. Мало ли.
— На что?
— Такое дело, — задумался Лемишев, — я и сам толком не знаю. Ни к чему не подходи. Ничего не трогай. А то разное бывало.

Тогда Русаков ещё не знал, что ему предстоит некоторое время идти через лес — и видеть вокруг всё, чего не должно быть в лесу. Почти утонувший в трясине экскаватор, зацепившийся за поваленный ствол проржавевшим ковшом, и лишь поэтому ещё материальный и осязаемый. В отсутствие даже признака дороги, по которой эта тяжёлая и нелепая машина могла бы проехать сюда. Слабые, замшелые, необратимо повреждённые фрагменты оград и заборов. Останки домов, словно обрушившиеся внутрь себя и накрывшиеся собственными дырявыми кровлями. А где-то даже не останки — недостроенные дома: как этот, явленный из тумана, недоуменно взирающий прямоугольными провалами в бетонных плитах, двухэтажный, длинный, многоквартирный. Но он шёл мимо, как обещал, и не видел, как смотрит неосуществившийся дом, и оставался равнодушен, потому что его в это время занимала странная мысль. Ему казалось, что целый лес сейчас держится сам и держит всех, идущих сквозь него, на тонкой провисающей сетке, собранной из бесконечных поколений осиновых листьев, из их гибких даже в посмертии скелетов, и под этой сеткой — вода, вода…

И когда поперёк малозаметной тропинки выросло нечто знакомое и совершенно не пугающее — лестница, точнее фрагмент лестничного пролёта, такой осязаемый, такой неуместный, но одновременно воодушевляюще плотный, бетонный, — он, не раздумывая, поднялся на две или три ступени вверх, и удивился, что не может понять, вверх или вниз идёт на самом деле. И закрыл глаза, чтобы довериться внутреннему чувству направления и пространства. И в этот самый момент его быстро и грубо, не церемонясь, стащили вниз.
— За меня держись, — сказал Павел Сергеевич Лемишев, — предупреждал же…
— Что? — удивился Русаков.
Лемишев почти отпустил его и уставился весьма изумлённо.
— Голова не кружится?
— Да нет, — сказал Русаков, проанализировав ощущения. Голова точно не кружилась.
— Видишь нормально?
— Как обычно.
Лемишев разжал руки и выдохнул.
— Говорил же, — начал он, — а… Ну, в общем, твоё дело, Шурка предупреждал.
Банникова всё это время стояла рядом, ничего не делая и не говоря. Её внимание занимал ещё прозрачный, быстро темнеющий по вечерним часам просвет меж деревьев впереди.

III

Озеро было как озеро, разве что идеальной формы — круглое. Но вряд ли непривычное в здешних местах: поблизости от Заречного и так существовали два озерца идеальной формы — квадратные, выкопанные некогда пожарной службой. Рукотворность их выдавали насыпные холмы поблизости: нужно же было девать куда-то вынутую из самой себя землю. Это озеро было столь же отчётливо рукотворным, разве что старше: холм на другом берегу уже порос многолетней травой и молодыми соснами.

Местность не выдавала присутствия здесь ни беспечной шатуры, ни сознательных Кукушкиных. И те и другие обозначали своё существование большими камнями (в случае шатуры — тем, что хоть немного могло напоминать камень по внешнему виду, на ощупь и по функциональному назначению). С берега в воду спускалась деревянная лестница, но все прочие признаки утверждали, что здесь ничьё, чужое место. А даже если чьё-то некогда, то хозяев слишком давно не было дома.

Выйдя на берег, Банникова остановилась и вдохнула полной грудью, а потом сняла кофту и футболку и принялась стаскивать джинсы. Под одеждой у неё обнаружился неожиданно легкомысленный оранжевый купальник с завязочками повсюду. Разоблачившись, Банникова сделала пару задумчивых шагов вперёд, обрушилась в воду и поплыла.
Вода казалась необыкновенно прозачной, словно бы неживая. Русаков опустил руку в эту странную воду, чтобы доказать себе самому отсутствие страха, и тут вдалеке проскользила водомерка, а снизу поплыл, рассекая гладь длинными глупыми лапами, водяной клоп, и потянулись снизу шелковистые живые водоросли.
— Ты бы зимой видел, — сказал Лемишев из-за спины, — конденсат, красота такая кругом, ну…
— Холодно, — отметил Русаков, — градусов восемнадцать. Зимой, наверное, не очень.
— Так зимой же в пещерах, — Лемишев словно удивился его неосведовмлённости, — там теплее.
Снежана выбралась на берег и блаженно свалилась на рыжеватую августовскую траву.
— Артрит достал, — пожаловалась она словно бы в никуда, не замечая Лемишева и Русакова. — Вот теперь хорошо.

И Русаков немедленно подумал о председателе Льве Степановиче, уже месяц мающемся спиной. Но оказалось, что помочь председателю ничем особенно нельзя: в этом озере вода как вода, разве что немного теплее обычного, а в Заречном не принято купаться с самого начала августа. Илья-пророк час уволок, Федул в воду надул, и все вот эти жуткие вещи, призванные отвратить людей от обычной, ни в чём не повинной воды.
Солнце упало совсем глубоко за тёмные сосны, и тогда Лемишев повёл почти ощупью — кругом озера, к бездонному на вид, но удобному на самом деле провалу в земле под холмом, оснащённому ровными — но не слишком, чтобы не поскользнуться, — известковыми ступенями.

Под землёю было и правда теплей. Под ногами стелился мягкий песок, изредка обнажая почти горячий известняк. Это соседство песка и многовекового мела предлагалось считать за пол — и Русаков, тронув его рукой, почувствовал, что он намного теплее воздуха. Объяснять самому себе местные аномалии уже не было сил, и он без расспросов расположился спать вместе с Банниковой и Лемишевым. Подземное пространство было достаточно велико, чтобы свободно дышать в нём, и достаточно тепло, чтобы не нуждаться в одеяле или спальном мешке. Кроме того, оно оказалось даже обустроено для пребывания людей: в зыбком голубоватом свете от экранов мобильных обнаружился явно не наспех сложенный каменный очаг — на случай большой зимы, должно быть, — и весьма крепкие деревянные лежаки.

Найдя своё место в подземной темноте, Русаков закрыл глаза, но не спалось. Мешал звук, такой слабый, будто бы приснился, равномерный подземный гул, что-то неуловимо напоминающий. При попытке расслышать и осознать его, перерастающий в трескучее гудение, нарастающее и затихающее через равные интервалы времени.
Удостоверившись, что спутники спят, он встал и прошёл пещеру до конца вглубь. Хотел посмотреть на часы, но те не отзывались: то ли села батарейка, то ли вовсе умерли. Звук стал отчётливее. Дальше, в глубину, стремились уже знакомые ступени, выдолбленные в известняке. Он слепо протянул руку в поисках противоположной стены и вдруг ощутил странную, смутно знакомую откуда-то из прошлой, давнишней жизни дрожь в пальцах. И в тот же миг нащупал стену, её ровную холодную гладь. Стена была не каменной. То, что было за этой стеной, поднималось и таяло в воздухе, это оно гудело, это оно грело пещеру и озеро. И Русаков ясно, точно мог видеть сквозь толщу металла, опознал бесконечно взлетающую и обрывающуюся в пространстве электрическую дугу. Он на миг испугался, что не сможет отвести от стены руку, но посмотрел под ноги и с облегчением вспомнил про резиновые подошвы кед. Под пальцами, под гладким металлом, сквозь глубину и расстояние теперь отчётливо, разборчиво пел этот странный восходящий и прерывающийся гул, похожий на биение сердца.

— Что? — спросили вдруг сзади.
Русаков обернулся. Павел Сергеевич стоял на верхней ступеньке лестницы, уперевшись руками в колени и как будто прислушиваясь, согласно кивая этому странному звуку.
— Дальше не могу, — сказал Лемишев, словно извиняясь, — у меня пломбы в зубах… ну, мы их сами…
И они вместе поднялись обратно.

IV

Утро начиналось с дороги домой. Такая ночью пришла погода, что уже не было необходимости думать туман.
Всё кругом было непрозрачно настолько, что Русаков тщетно пытался увидеть близ тропинки вчерашние признаки брошенного жилья: в тумане рядом стоял лес, и только он один. Когда миновали границу подвешенного и обычного леса, меж деревьев скользнула лёгкая, змеиная, земноводная фигурка, сначала почти прозрачная, но обрела плоть, нежно и одновременно бесцеремонно схватив его за руку.

— Я Марьяна, — сказала она торопясь и заглядывая в лицо, — Марьяна Кукушкина. Ты ходил туда? Ты знаешь, что там?
Русаков спиной почувствовал, как замерли позади Лемишев и Снежана.

— Птица, — сказал он, подумав немного, — одна очень глупая птица. Она летала над водой, и от её крыльев было светло, как днём.
Лицо Марьяны Кукушкиной озарилось пониманием.
— Матерь-птица снесла яйцо, — сказала она, — мы знаем…
Русаков растерялся.
— Это была немного другая птица, — сказала Снежана из-за спины.
— Она тоже снесла яйцо? — удивилась, или, наоборот, не удивилась Кукушкина.
— В каком-то роде, — нашёлся Русаков, — но это было неправильно. Аномалия. Или… В общем, она не должна была…
— Её наказали? — требовательно спросила Марьяна.
— Да, — сказал Русаков с облегчением и досадой, — её заточили в подземелье, где она пытается взлететь, снова и снова, и не может.
Лицо Марьяны поплыло в лесном тумане, словно ей было трудно притворяться человеческим существом из плоти и крови.
— Жалко, — равнодушно сказала она, — нужно что-то сделать для неё?
— Не знаю, — честно сказал Русаков. — Мир держится на её крыльях.

Лемишев и Банникова за его спиной переглянулись. Этот, незнакомый, ещё недавно городской, делал всё правильно. Владел мастерством обходных путей и искусством думать туман; умел говорить правду.

https://users.livejournal.com/-raido/524169.html


Метки:  

Без заголовка

Пятница, 17 Апреля 2020 г. 15:15 + в цитатник
Не то чтобы от нечего делать, скорее для разнообразия жизни реконструировала Йорика по черепу






https://users.livejournal.com/-raido/523531.html



Поиск сообщений в lj__raido
Страницы: 14 13 [12] 11 10 ..
.. 1 Календарь