Цитата. Церковь Посещения. Часть II. |
Церковь имеет две части, одна над другой, причем эти части не сообщаются друг с другом.
Нижняя часть церкви.
Ниже уровня земли находится древняя часть храма. Против входа — алтарь, а слева от него — проход в пещеру библейских времен, которая, согласно преданиям, служила жилищем Захарии. В пещере есть мраморная ваза, содержащая воду чудесного подземного источника, забившего, согласно преданиям, в момент свидания Марии с Елизаветой. В левой стене — ниша, в которой лежит известковая плита с углублением в ней, напоминающим форму детского тельца. Плита принесена из пустыни, в которой укрывалась Елизавета с сыном во время легендарного избиения младенцев.
|
Цитата. Церковь Посещения. |
В Иерусалиме южнее горы Герцля внизу находится бывшая арабская деревушка Эйн Карем ("источник в винограднике"), которая тесно связана с жизнью Иоанна Крестителя. Именно здесь у Захарии, отца Иоанна, был свой летний дом и Дева Мария посещала там свою кузину Елизавету.
На том самом месте, где стоял этот дом, сейчас расположена церковь Посещения, принадлежащая францисканскому ордену. Современное здание церкви Посещения было возведено в 1935 году архитектором Берлуччи на руинах прежних церквей, первая из которых была построена в 4-м веке н.э., а затем разрушена. Интерьер церкви украшен фресками, изображающими посещение Девой Марией Елизаветы, а ниже алтаря находится древний источник. В склепе церкви находится скала, где, согласно традиции, укрывался в раннем детстве Иоанн от воинов тирана Ирода.
|
Московский модерн. Собственный особняк Сергея Соловьёва |
Цитата поста dr_lathomorum
Этот скромный особняк на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков в Москве примечателен не только как место пребывания грузинского посольства, но и как памятник архитектуры начала прошлого века - одно из знаковых произведений московского модерна.
Строительство собственного дома являлось одним из характерных способов самоидентефикации творческой личности в период конца XIX - начала XX вв. Широко известны собственные дома-студии и виллы западных мастеров модерна - Виктора Орта, Анри Ван де Вельде, Франца фон Штука, Йозефа Марии Ольбриха и других; хрестоматийным примером в истории отечественного зодчества, несомненно, являются целых три московских дома Фёдора Шехтеля (два из них сохранились), знаменующие собой не только различные этапы творческой биографии зодчего, но и смену стилистической моды. Случай с постройкой дома Соловьёва обладает уникальностью. Дело в том, что его строитель и владелец никогда не был приверженцем модерна: представленный особняк является его единственной работой не только в этом стиле, но и вообще в жанре частного дома. Воспитанный как эклектик, Соловьёв делил свои предпочтения между ордерной архитектурой и национально-выразительными формами неорусского стиля, в котором проектировал наибольшее количество своих построек.
Метки: москва архитектура модерн |
Дворец принца А.П. Ольденбургского - санаторий "Чайка" в наши дни |
Метки: абхазия гагра дворец ольденбургского |
История курорта Гагра. Отдых, достойный принца Ольденбургского |
Принц Ольденбургский стоял, задумавшись, над прудом гагринского парка,
как Петр над водами Балтийского м оря. Он стоял, слегка опершись на палку
огромным, все еще поджарым, несмотря на возраст, телом.
Александр Петрович был не в духе. С вита вместе с адъютантом, в
количестве шести человек, стоявшая рядом на длинной и широкой, как
петербургский проспект, парковой аллее, всей своей позой выражала готовность
броситься выполнять любой его приказ, как, впрочем, и разбежаться во все
стороны...
Фазиль Искандер. "Сандро из Чегема"
Столетие с лишним назад член российской императорской семьи принц Ольденбургский, очарованный красотами и климатом Черноморского побережья Кавказа, загорелся идеей обустроить эти места, дабы сделать их столь же популярными у отечественной аристократии, как французская Ницца. Затея почти удалась, принц даже построил себе замок в горах, но вскоре грянула революция... Впрочем, обо всем по порядку.
История курорта Гагра
Достоверно известная история Гагры начинается для нас во II веке до нашей эры. В эти далекие времена здесь был город Триглиф, основанный греческими купцами, колонизировавшими эти берега в поисках новых земель и новых сокровищ. Потом он носил римское имя Нитика, затем византийское Трахея, позже Какара и Хакеры, венецианские Контези ("гавань") и Какура, персидское Дербент ("железные ворота") и турецкое Бадалаг ("высокая гора"). Место это, как видите, всем казалось лакомым кусочком, хотя к тому моменту, когда поднимать здесь свой флаг дошла очередь до России, побережье оказалось полностью заболоченным. Малярия свирепствовала здесь так, что сосланный на Кавказ А. А. Бестужев-Марлинский называл Гагру "гробом для русского гарнизона". Однако настали в русской истории Гагры и счастливые времена.
Метки: абхазия гагра |
Архитектура испанского модерна, г. Пальма-де-Мальорка (Palma de Mallorca) |
Метки: архитектура испания пальма-де-мальорка |
План Даллеса – детская игрушка по сравнению с реформой образования |
Автор - Валентин Непомнящий
Источник - Русский Обозреватель
В XX веке очень нашумел так называемый план Алена Даллеса, в котором излагалась система разложения и уничтожения России изнутри, за невозможностью уничтожить ее снаружи. И там была дана скрупулёзно проработанная программа, что нужно делать, чтобы вывернуть наизнанку наши ценности, чтобы лишить нас нашей идентичности и чтобы нас, в конечном счете, уничтожить.
Так вот, этот план Даллеса - детская игрушка по сравнению с тем, что называется у нас сегодня реформой образования.
Я очень мало буду говорить о Пушкине, но не могу не сказать, что Пушкин есть тот центр, вокруг которого уже два столетия вращается весь космос русской культурной жизни. Без этого центра немыслимо существование ни русской культуры, ни, тем самым, России.
Пушкин - то зерно, из которого выросла великая русская литература и культура, он сосредоточил в себе, в своем корпусе сочинений, отчасти в своей судьбе, главные ценности нашего менталитета, систему ценностей, которой Россия жила довольно долго и благодаря чему оставалась единственной, не похожей на ни какую другую страну. Россия была страной, общностью, которой, как Чаадаев сказал, определено высокое предназначение. Это так и есть, и это подтвердил XX век. А XXI - посмотрим...
Я думаю, что не я один видел телепередачу, в которой преподаватель филологического факультета МГУ рассказывала о пушкинском семинаре, который она вела, и в котором участвовало двадцать человек - студентов. Разговор шел о лирике Пушкина и, в особенности, о стихотворении «Я вас любил». И в конце она задала студентам вопрос, как они понимают последние две строки:
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Девятнадцать человек из двадцати сказали, что это ирония. А двадцатая девочка сказала, что это насмешка...
Это катастрофа. Такого не могло быть никогда на Руси. Только сейчас, в наше время людям становятся неведомы чувства доброжелательности, самопожертвования, благородства, все эти чувства, которые продиктовали вот эти строки. И мысль Пушкина здесь, конечно, не плоская, ему обидно и он действительно считает, что никто не будет любить ее так, как он. В этих словах есть некоторый укол, но с другой стороны он абсолютно искренне желает, чтобы та, которую он так любил, сподобилась бы такой же любви. Вот эти чувства нынешним студентам, воспитанным в 90-х годах, уже неведомы. У меня волосы дыбом встали, когда я это услышал.
Метки: реформа образования |
Цитата |
Глядя вверхавтор: Ирина Редько |
Видя здание с куполом, над которым возвышается крест, мы сразу понимаем, что это храм. Золотые главки видны издалека. Когда появились купола и для чего они, объясняют преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Никита ГАЙДУКОВ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.
Космос, окружающий литургию
![]() |
На главках храма Василия Блаженного мы видим все цвета, весь этот храм - образ Небесного Иерусалима |
Есть два принципа того, как устроен верх человеческого жилища: шалаш и пещера. Шалаш -- это стропила и потолок, а пещера -- это свод и купол. «При строительстве храмов использовался и тот, и другой принцип. Например, в монастыре святой Екатерины на Синае просто потолочные балки, стропила с деревянной крышей, -- поясняет Никита Гайдуков. -- Сейчас практически не используются стропильные перекрытия. Однако в деревянных церквях, например, не сделаешь ни правильный купол, ни свод. Свод должен быть округлым, а дерево не позволяет создавать такую форму, все равно где-то будут углы. В древнерусских деревянных храмах использовалась способы имитации свода. Есть так называемое небо: под центром деревянного шатра обычно делают круглый медальон с изображением Христа, а от него отходят сегменты с изображениями ангелов, апостолов».
Над куполом (или главками) возвышается крест. «Купол строился ради того, чтобы вознести крест, -- говорит Андрей Анисимов. -- Если основной объем храма символизирует мир, то свод символизирует небо. Крест -- символ Христа и Воскресения -- венчает свод, он стоит на шаре -- тоже образе мира».
![]() |
Казанский собор на Красной площади в Москве |
Золотые, зеленый, голубые…
Главки на Русь пришли из Византии. Рассказывает Андрей Анисимов: «Первоначально они были полусферическими, повторяющими форму свода (в шатровом храме Вознесения в Коломенском главки практически нет -- маленькая сферка, и на ней стоит большой крест). У нас эта форма стала развиваться, сфера поднималась, и к XIII - XIV веку купол стал похож на шлем (такие купола у Успенского собора во Владимире, у Покровского собора суздальского Свято-Покровского женского монастыря, главный купол Казанского собора на Красной площади в Москве). Шлем напоминал христианам о том, что они -- воинство Христово, и слова апостола Павла: “Облекитесь во всеоружие Божие”, “ шлем спасения возьмите” (см. Еф. 6 : 11, 17) . К концу XVI века форма главки становится похожей на луковицу, а к XVII веку -- на свечу, особенно если она золотая».
В древности цвет и форма главок не имели особенного значения. Более поздняя традиция предполагает, что цвет главок связан с тем, какому событию священной истории или святому посвящен храм: Богородичный или Рождественский храм -- голубые со звездами, Господский -- золотые, Троицкий -- зеленые. На главках храма Василия Блаженного мы видим все цвета, весь этот храм -- образ Небесного Иерусалима.
![]() |
Церковь Вознесения Господня в Коломенском - первый на Руси каменный шатровый храм. Построена в 1532 г. по повелению великого князя Василия III в честь рождения наследника, будущего первого русского царя Ивана IV (Грозного) |
В русских храмах XVI века барабан и главка возносятся высоко в небо на шатре. «Иногда утверждают, что шатровые храмы -- это наш вариант готической архитектуры, -- говорит Андрей Анисимов. -- На самом деле это не так: в готической архитектуре нет ни одного шатрового храма. Шатер в православном храме расположен в центре, над самим храмом, его объем видно изнутри. На Русь шатер пришел из Византии. Но там он завершался не барабаном с главкой, а небольшой полусферой с крестом. Такой византийский шатер можно увидеть у нас на часовне Крест около Переславля-Залесского -- часовня стоит на четырех столбах и перекрыта шатром».
Часто шатры храмов украшены «горками кокошников» -- декоративным элементом, появившимся в XVII веке. Он возник на основе закомар -- другого обусловленного конструкцией храма элемента -- полукруглых или заостренных завершений наружной стены, повторяющих внутреннюю форму свода.
![]() |
Покровский собор, г. Суздаль. XVI в. Полукруглые и заостренные завершения наружной стены, повторяющие внутреннюю форму свода, - закомары |
Христос-Вседержитель
Внутри потолок православного храма, как правило, сводчатый. «Свод символизирует небесную сферу. Конструктивно это тоже оправдано -- большое перекрытие сделать плоским сложно, -- поясняет Андрей Анисимов. -- Свод дает хорошую акустику -- самая лучшая акустика в сферических помещениях, где звук собирается в центре. Кстати, теплопотери в сферическом помещении тоже меньше, тепло отражается так же, как звук».
Каноны храмовой росписи сложились в послеиконоборческий период (когда на VII Вселенском соборе была осуждена ересь иконоборчества). Возникла необходимость в единой изобразительной системе для восстановления разрушенных иконоборцами изображений, а также создания новых мозаик и росписей. До этого под куполом могли изображаться и Христос, и Богородица, и ангелы, в древности было распространено изображение Бога-Отца, запрещенное VII Вселенским собором (этот запрет был повторен на Большом Московском соборе 1666-1667 годов). В послеиконоборческой Византии обязательным (каноническим) на своде купола становится образ Христа-Пантократора (греч. Pantokrátor -- Вседержитель). «Пантократор -- это Христос Страшного суда, второго пришествия, -- поясняет Никита Гайдуков. -- Есть разные изображения Христа: как Младенца, Отрока (Эммануил), Христа на иконе “Сошествие Святого Духа на апостолов”, на иконах двунадесятых праздников. Образ Христа второго пришествия наделен определенными атрибутами власти, часто Христос изображается в окружении ангелов, херувимов и серафимов. Из Евангелия мы знаем, что Христос никакой власти не применял: “…Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит” (Мф. 12, 20). Он сам пришел пострадать за людей. А о втором пришествии мы знаем, что Христос придет в силе и славе -- и именно это значение имеет иконография образа Бога-Судии, который знает все дела человека».
![]() |
Христос-Пантократор (Вседержитель). Внутренняя роспись купола храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Гаване. Архитектор Алексей Воронцов. 2008 г. |
Со временем на Руси византийская программа храмовой росписи перестала жестко выполняться. В русских храмах под куполом можно увидеть образ Спаса в силах, Богородицу, а также неканонических, но популярных Бога-Отца и Святого Духа в виде голубя. Последнее происходило оттого, что иконописец зачастую вынужден был исполнять волю некомпетентного заказчика. Однако образ Христа-Вседержителя по-прежнему остается у нас одним из самых распространенных в купольной росписи. Одни из лучших образцов этого изображения -- в Софийском и Владимирском соборах в Киеве (во Владимирском соборе -- роспись Васнецова), в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Феофана Грека.
|
Цитата. Вилла Д'Эсте |
В 1551 году Кардинал Ипполит д’Эсте, губернатор Тиволи, занялся преобразованием древнего монастыря Санта Мария Маджоре, резиденции губернаторов, и прилегающей к нему территории для строительства новой резиденции с садом.
Чтобы высвободить место для строительства богатого ансамбля, включающего в свой периметр в том числе и часть крепостной стены, был выселен целый сектор жилого района Св. Креста. Расположение на территории, являющейся неотъемлемой частью населенного пункта, входило в особую концепцию отношения между богатой резиденцией и городом, моделью которой были «просторные блаженства»: система герцогских садов, возведение которых по воле своего отца Альфонсо д’Эсте Ипполит видел в Ферраре. Для кардинала, воспитанного в аристократическом доме Эсте и жившего затем в течение нескольких лет во Франции при дворе Франциска I, строительство виллы означало взять владение над Тиволи в свои руки, чтобы диктовать городу, который еще несколько лет назад пользовался муниципальной независимостью, условия своего собственного образа жизни.
Большая часть построек и разбивка аллей и площадок с некоторыми фонтанами, видимо, были выполнены уже в 1565 году.
Вилла сразу же вызвала восхищение современников пышностью своей структуры, богатством своих украшений, разнообразием игр струящейся воды и фонтанов; среди её «чудес» были также античные статуи, представленные сегодня в различных музеях мира, которые являлись составной частью символического декоративного аппарата.
У Кардинала был отличный консультант и архитектор Пирро Лигорио. Он владел необыкновенным багажом знаний в области античного зодчества, которое использовал в качестве символических элементов в архитектурном декорировании. Он находился на службе у Ипполита с 1550 по 1554 год.
|
Цитата. Триволи, Италия. |
Большинство латинских авторов связывает основание Тиволи с фигурой Евандра. Город был, вероятно, основан в VII – VI веках до р.Х. в результате слияния меленьких близлежащих центров, о существовании которых свидетельствуют археологические находки некрополей. Он расположился у подножия горы Монте Риполи и с одной стороны контролирует проход с долины реки Аниене, а с другой стороны соединяется с Римом судоходным речным путем.
После многочисленных перипетий в 338 году до р.Х. город попал в сферу влияния Римлян и стал municipium, а в 87 году до р.Х. получил римское гражданство и был включен в дивизию императора Августа, в Армию IV: Sabina et Samnium. С XI века Тиволи достигает политической и экономической независимости и становится самым важным центром римских территорий, прилегающих к побережью.
В 1522 году Тиволи теряет муниципальную автономию и переходит в отдельное управление Апостольной Камеры.
Город был разделен на четыре района: Кастроветере на древнем Акрополе, Св. Павла, соответствующий римскому городу, Тревио и Св. Креста.
Со Средневековья из-за обилия воды Тиволи был центром многочисленных видов ремесленной деятельности: здесь находились бумажные фабрики, оружейный завод, шерстопрядильные фабрики, мельницы.
Несмотря на то, что вторая мировая война нанесла огромный ущерб городу, и на главных улицах и в древних районах город представляет собой уникальную целостность, свидетельствуя о своей тысячелетней истории.
|
Римини. Храм Малатеста. |
|
Так как же построили египетские пирамиды? |
Пожалуй, ни одна научная дисциплина не окружена таким количеством оккультных мифов и лженаучных теорий как египтология. С одной стороны это обусловлено низким уровнем человеческой культуры, а с другой — закрытостью и экзотичностью самой египтологии. Сложившуюся ситуацию профессионалы обсудили на круглом столе «Российская египтология: достижения, проблемы, перспективы», прошедшем в Московской торгово-промышленной палате.
За последние несколько лет на счёту российских египтологов появилось сразу несколько крупных археологических находок и научных достижений.
Во-первых, это описание неизвестных до сих пор способов и типов захоронений, которые появились в результате раскопок Восточного некрополя, примыкающего к гробнице Хафраанха (так называемая «Гробница чисел»). Это случилось благодаря экспедиции в Гизу (западную часть Каира), организованной Институтом Востоковедения РАН и Учебно-научным центром египтологии им. В.С. Голенищева РГГУ. Эти же археологические раскопки позволили предположить, как жили представители средних слоев древнеегипетского общества, о чём современной науке сегодня практически ничего неизвестно.
Во-вторых, это уникальная система сборки памятников, от которых сохранились только отдельные фрагменты, ставшая итогом работы российских учёных в составе Европейской миссии по спасению «Колоссов Мемнона» и храма в Ком эль-Хеттан в Египте. По словам президента Ассоциации по изучению Древнего Египта Виктора Солкина, инновационная технология сборки позволяет распределить сохранившиеся фрагменты по скульптурным группам, компьютерная программа соединяет их воедино, а в результате можно легко восстановить первоначальный вид скульптуры. Например, так удалось реставрировать статую львиноголовой богини войны Сехмет, более 30 фрагментов которой были найдены в Ком эль-Хеттане.
В-третьих, это первая российская национальная энциклопедия «Древний Египет», издание которой было инициировано Ассоциацией по изучению Древнего Египта, и 3 сборника, выпущенных по итогам международных конференций, проведённых Учебно-научным центром египтологии им. В.С. Голенищева РГГУ: «Древний Египет и христианство» (2001), «Культурное наследие Египта и христианский Восток» (2004), «Cultural Heritage of Egypt and Christian Orient» (2006). Плюс последних изданий заключается в том, что помимо русского они были выпущены на основных европейских языках — английском, французском, немецком.
В-четвёртых, это георадар «Лоза», с помощью которого можно зафиксировать наличие археологических предметов в том или ином месте земли, не проводя при этом полномасштабных раскопок. Но это уже больше достижение российских геофизиков, а не исследователей древностей. Однако последние с готовностью взяли этот прибор на вооружение. По словам одного из разработчиков «Лозы», старшего научного сотрудника Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В. Пушкова Павла Морозова, использование георадара, с одной стороны, позволяет сохранить многие ценные находки, которые обычно страдали при проведении традиционных раскопок «в слепую», а с другой — заметно сократить как временные, так и финансовые затраты на археологические экспедиции.
Больной мозолью египтологии, впрочем, как и любой другой области отечественной гуманитарной науки, оказалась тема финансирования. Гордо рапортуя на круглом столе о своих открытиях и достижениях, специалисты по Древнему Египту не могли удержаться от жалоб по поводу мизерного финансирования. Разумеется, недостаток денежных средств — это приостановленные экспедиции, неизданные научные труды по итогам раскопок и невозможность подготовить квалифицированных молодых специалистов. Что касается молодежи, то в случае с наукой о Египте это не только количество преподавательских часов, но и обязательное участие студентов в археологических раскопках.
«Основная проблема российской египтологии — это не недостаток финансирования, а её закрытость и неумение контактировать с обществом, — внезапно для аудитории переставил акценты Виктор Солкин, — Робкие попытки нашей дисциплины взаимодействовать с общественностью крайне противоречивы и, к сожалению, явно недостаточны». Отечественная египтология постепенно превращается в «вещь-в-себе», непознанную и непонятную для обычного человека. В результате рядовой обыватель имеет целый ворох псевдонаучных заблуждений — начиная от невероятных теорий о том, что египетские пирамиды построили инопланетяне или представители вымершей цивилизации Атлантиды, и заканчивая предположениями о заключённой в них божественной мудрости.
«Первое, о чём меня спрашивают студенты-первокурсники — об участии инопланетян в строительстве пирамид или о том, как они помогают контактировать с внеземными цивилизациями. И таких примеров можно привести огромное количество, — пожаловался на невежество сограждан младший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Роман Орехов.
Однако за примерами долго ходить не пришлось. Одним из приглашённых к участию в круглом столе оказался Владимир Крылов, скромно представившийся изобретателем. Собранию многоуважаемых профессоров и академиков он поведал о том, что загадка, над которой египтологи бьются уже ни один десяток лет, была им решена — он знает, каким именно способом были построены пирамиды. По его мнению, для доставки наверх тяжёлых известняковых блоков — основного материала, из которых состоят пирамиды, египтяне использовали сложный инженерный механизм — так называемые цилиндры фараона (их назначение до сих пор неизвестно), соединённые простой верёвкой. Чтобы приводить их в действие использовался другой механизм, напоминавший колесо, хотя согласно данным современной науки колеса древние египтяне не знали.
Г-н Крылов мог бы и дальше поражать воображение присутствующих своими сенсационными тезисами, если бы внезапно не нашелся оппонент. Но вовсе не из среды профессиональных египтологов. Один из слушателей тоже оказался изобретателем, у которого имелась своя собственная теория постройки пирамид. Завязалась нешуточная дискуссия. Тезис о том, что египтологи недостаточно внимания уделяют общественности, приобретал зримые очертания.
Конечно, спор новых имён мировой египтологии, не успев разгореться, был пресечён. Но факт остаётся фактом — в сознании обывателей отделить зёрна от плевел в отношении истории и культуры Древнего Египта становится всё труднее. «Уровень образованности и уровень готовности аудитории воспринимать то, что ей преподносят — это зона личной ответственности каждого исследователя. И нашими стараниями, уважаемые коллеги, он может стать совершенно другим», — заключил по итогам дискуссии Виктор Солкин.
И привёл в пример Ассоциацию по изучению Древнего Египта, последним проектом которой было проведение в Государственной Третьяковской галерее цикла открытых лекций по искусству и религии Древнего Египта. «К нашим лекциям был проявлен огромный интерес — зал в 400 человек собирался без проблем. Это говорит о том, что обществу это важно и нужно. Исследователи не должны запираться в башне слоновой кости», — отметил г-н Солкин.
Поддержала его и Элеонора Кормышева, директор Учебно-научного центра египтологии им. В.С. Голенищева РГГУ, рассказавшая о том, что их центр в сотрудничестве с посольством Арабской Республики Египет в Москве создал несколько фильмов об истории и культуре этой страны. Открытый показ первого такого фильма о монастыре Святого Антония запланирован в РГГУ на 9 апреля. Следующие будут посвящены великим пирамидам, каирскому музею и исламской архитектуре Каира.
Предложила г-жа Кормышева и другой путь популяризации египтологии — научный туризм: «В России, к сожалению, отсутствует такое понятие как научный туризм, и это большое упущение. Многие западные учёные с мировым именем не гнушаются тем, чтобы устраивать публичные экскурсии. Мы вполне могли бы воспользоваться их опытом».
Надо сказать, что это предложение вызвало живейший интерес со стороны присутствующего в зале чрезвычайного и полномочного посла Арабской Республики Египет Иззата Саада, который пообещал российским исследователям свою поддержку, если они решат организовать подобные экскурсии. Так что вполне возможно, что через несколько лет наши египтологи оторвутся на несколько часов от своих раскопок и научных трудов и расскажут всем желающим о том, как на самом деле были построены пирамиды.
Альфия Σ Булатова
|
Предложен новый метод определения возраста древних изделий |
Специалисты предложили метод определения возраста древних глиняных изделий — переобжиг позволяет извлекать из них связанную воду, и по скорости процесса судят о сроке существования объекта как такового, сообщает радиостанция «Эхо Москвы».
Новый метод датировки археологических образцов разрабатывается британскими учеными в университетах Манчестера и Эдинбурга, первые результаты его применения опубликованы в Трудах Королевского общества (Proceedings of the Royal Society A). С высокой точностью уже определен возраст керамики времен Римской империи, Средневековья и современных глиняных изделий. В основе метода тот факт, что сразу после первого обжига глина — будь то кирпич, черепица или керамический сосуд — немедленно начинает связывать воду из окружающего ее атмосферного воздуха. Происходит то, что называется регидроксилированием, масса изделия при этом увеличивается. Разрабатывая свой метод датировки по регидроксилированию, исследователи под руководством Мойры Уилсон (Moira Wilson) из Университета Манчестера (University of Manchester) установили, что этот процесс обратим: при повторном обжиге глина может высвободить связанную ранее воду. И чем больше веса теряет изделие под воздействием экстремальных температур (порядка 500 градусов Цельсия), тем больше влаги в нем было до того, значит, тем оно старше.
После обжига датируемого объекта Уилсон с коллегами, используя очень точный инструментарий, отслеживали процесс воссоединения глины с атмосферной влагой. Полученные при этом данные позволяют рассчитать возраст образца по тому, как долго идет восстановление утраченной при обжиге воды. Показательный пример использования этого метода, который приводит, сообщая о работе британских ученых портал Physicsworld, некий загадочный кирпич, возраст которого Уилсон и ее коллегам сообщили только после эксперимента. По данным авторов нового метода, кирпич оказался
|
Галка или галлы? |
Галка или галлы?
© Arcivescovo Ambrosio, Москва, 2009
Недавно мне довелось прочитать статью на одном сайте.
Прочтение оной побудило к написанию настоящей статьи.
Есть город Галич в Ивано-Франковской области на Украине, и свой Галич в Костромской области России. Есть село Галич в Орловской области и деревушка с таким же именованием в Лучинецком районе Словакии. С чем связано такое совпадение названий, ведь указанные города и веси разделяют огромные расстояния?
Приведенный топоним, как видим, присутствует на традиционных территориях расселения славянских племен. Естественно полагать его древнеславянское происхождение.
Этимологический словарь Макса Фасмера[1], переведенный и дополненный О.Н.Трубачевым[2], дает такое объяснение: «представляет собой прилаг. галичь от галица "галка"»[3]. Такого же мнения, как ни странно, до сих пор придерживаются многие ученые мужи. Осмелюсь не согласиться с их точкой зрения.
Уместно будет рассмотреть другую версию этимологии. Праславянское *galъ (черный) + древнерусский суффикс -ičь из -itje (современный русский -ич), образующий слова мужского рода, он указывал на происхождение, родовую принадлежность. В старославянском ему соответствует -ištь. Сравните старославянское козлищь и древнерусское козличь. Этот суффикс использовался в славянских языках для обозначения родового имени, ср. древнерусское вятичь, радимичь; фамилии от имени предка, ср. сербское Немањић[4]; отчества, древнерусское Ростиславичь. В последствии были весьма продуктивны образования патронимических имен с этим суффиксом от притяжательных прилагательных с суффиксом -ov, -ev: сербские Карађорђевић, Обреновић; и русские Иванович, Киреевич. Притом, признавать в качестве прилагательного слова образованные присоединением суффикса -ičь (-ištь) является ошибочным мнением.
Далее словарь Фасмера-Трубачева о слове галка дает, бесспорно, правильное указание: «этимологически связано с праслав. *galъ»[5].
Рассмотрим подробнее. Русское галка, старославянское и древнерусское галица – *galъ + суффикс -ica из -īkā, который образовывал как правило формы женского рода. Сравните старославянские старица (старуха), или владычица – женский род от владыка, более позднее старорусские погласица, согласица – женский род от погласъ, согласъ. Иногда образовывал и слова мужского рода, к примеру, старославянское винопивьца, винопиица. Аналогично мужским суффиксам -ikъ и -icь (ср. старослав. мучьникъ, старьць и совр. рус. отличник), женский суффикс -ica предназначался для обозначения лица.
Если топоним Галич производное от галица, то куда делся суффикс -ica? Оба эти слова, очевидно, производны от *galъ. Но у каждого из них самостоятельная история и одно от другого не происходит.
Наличие суффикса -ičь, по всей видимости, говорит об этнониме или родовом имени обитавшего тут в древности рода или племени. Такое встречается не редко в разных регионах. К примеру, в Козельском районе Калужской области есть села Березичи, Курыничи, Сухиничи – образования множественного числа с суффиксом -ičь. Обратите внимание, во многих старинных деревнях проживают часто носители одной или двух фамилий, которые считают друг друга представителями одного рода. Уместно вспомнить о роде Гущиных, проживающем в селе Карачарово около Мурома, они считают себя потомками былинного богатыря Ильи Муромца[6].
Возможен и другой вариант, Галич – как родовое имя основателя поселения.
Почему же мы встречаем одинаковое название в нескольких, далеко отстоящих друг от друга географических точках?
Такое встречается не редко.
Вспомним помянутое выше село Карачарово, кроме Владимирской области было одноименное село в Подмосковье, со временем оно стало составной частью Москвы и теперь о нем напоминает ж/д платформа «Карачарово». А есть еще и недалеко от Волоколамска. Также в Ярославской и Тверской областях. Даже в Кемеровской области.
Великий Новгород, Нижний Новгород. А если верить итальянским картам XVI века, то был свой Новгород и в Крыму.
В одних случаях можно говорить о переносе названия вызванного происходившими в древности миграциями населения. Так название города Воротынск (ныне село в Калужской области) некоторые специалисты связывают с древним городищем около села Воротынцево в Орловской области, объясняя предполагаемый перенос названия с миграцией вятичей. Но, есть и свой поселок Воротынец в Нижегородской области. К ряду сказать, я сомневаюсь в приведенной версии о происхождении названия Воротынска, чему будет посвящен мой следующий экскурс в ономастику.
Простых решений, к сожалению, нет.
Вернемся же к этимологии топонима Галич. Мы упустили из виду еще один вариант его происхождения. Действительно, может быть галлы?
Галич на Западной Украине находится в регионе исторически именовавшимся Галиция (современное Галичина – поздний вариант названия). И в Испании есть область с похожим топонимом – Galicia, ее название, как установлено, действительно имеет отношение к проживавшим на ее территории кельтам.
У древних кельтских и славянских народов имеется достаточно большое количество культурных параллелей. Говоря же о расселении кельтов, то по всей Европе раскинуты регионы, в которых кельтские племена жили по соседству со славянами. Отсюда наличие множества изоглосс[7], присутствие культурных и языковых заимствований. Свидетельство тому – архаичные явления лексики, в первую очередь в ономастике. Территория современной Галичины и Лучинецкий район Словакии, где расположена деревушка Галич, собственно попадают в ареалы возможных кельто-славянских соприкосновений. Посему и кельтский вариант происхождения топонима Галич имеет право на существование. Хотя, я склоняюсь именно к славянской версии.
[1] Макс Юлиус Фридрих Фасмер (Max Julius Friedrich Vasmer) – родился 28.02.1886 в Санкт-Петербурге, умер 30 .11.1962 в Западном Берлине, известный лингвист, специалист по славистике и балканистике, профессор, иностранный член-корреспонден по разряду лингвистики (славянская филология) Отделения гуманитарных наук АН СССР.
[2] Трубачев Олег Николаевич – родился 23.10.1930 в Сталинграде, умер 09.03.2002 в Москве, известный лингвист, специалист по сравнительно-историческому языкознанию, доктор филологических наук, академик РАН по Отделению литературы и языка (языкознание).
[3] Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка, том I, стр. 388. Москва, «Прогресс», 1986.
[4] Немањићи, в русской транслитерации Неманичи – сербская княжеская династия, основателем которой является Стефан I Неманя.
[5] Там же, стр. 388.
[6] Былинный богатырь, очевидно, является вполне историческим персонажем, жившим во время Владимира Всеволодовича Мономаха. Как было его мирское имя точно неизвестно. Сохранилось прозвище “Чобитько” или ”Чоботок”, по преданию оно связано с эпизодом из жизни богатыря, когда ему пришлось отбиваться от недругов чоботом (сапогом). При постриге в Киево-Печерской Лавре ему было дано имя Илия, а Муромцем его называли по месту рождения. Кстати, не так уж далеки от истины и наши былины, хоть и переносят время его жизни в эпоху Владимира Святого. По былинному повествованию Илья Муромец до тридцати лет не мог ходить. Согласно заключению межведомственной комиссии Минздрава УССР от 1988г., исследовавшей мощи преподобного Илии Муромца, у святого были обнаружены признаки заболевания позвоночника, а также следы множественных ранений. Одно из них смертельное. В 1204 году Киев взял штурмом Рюрик Ростиславич, Киево-Печерский монастырь был разграблен пришедшими с князем половцами, многие монахи убиты, примерно к этому же времени относится и смерть святого Илии. Распространяемую Киево-Печерской Лаврой версию о том, что преподобный Илия после тяжелого ранения принял решение о монашеском постриге, а отсутствие каких-либо записей о нем и жития в патерике – следствие недолгого пребывания в иночестве и последовавшей смерти, при тщательном рассмотрении нужно признать вымыслом. А точнее – очередной попыткой не поднимать тему уничтожения лаврских архивов и рукописей в синодальный период. Стоит помянуть добрым словом профессора КДА по кафедре церковной археологии и литургики Алексея Афанасьевича Дмитриевского (1856-1929), который в то непростое время пытался спасти хоть малую толику из сокровищ лаврской библиотеки, за что имел неприятности с полицией.
[7] Изоглосса – термин, обозначающий границы распространения какого-либо языкового явления.
|
Помогите спасти старый Львов! |
Все, кто смотрел советский фильм "Д'Артаньян и три мушкетера", наверное помнят в начале фильма сцену дуэли Д'Артаньяна с Атосом, Портосом и Арамисом. Помните? А вот место, где проводили съемки:
Это Армянский дворик возле стен армянского Собора Успения Пресвятой Богородицы.
А вот и Армянская улица:
Те, кто никогда не был во Львове, могут представить красоту города, вспомнив помянутый фильм, его снимали на улицах старого Львова.
А теперь посмотрите, что намеревается воздвигнуть на углу Армянской и Краковской улиц компания Будинвест:
У меня сердце содрогается, когда вижу этот ужас!
Все, кому дорог старый славный Львов, и кто не безразличен к судьбе культурного наследия, подписывайте петицию против строительства футуристического ужаса на углу Армянской и Краковской!
(нажмите на ссылку и откроется страничка петиции)
|
Зачистка истории |
Интервью Николая МАКАРОВА, директора Института археологии РАН.
Для перехода к тексту жмите на ссылку.
|
Хранители и грабители (вопросы взаимоотношений) |
Статья Бутягина А.М. на сайте Археология.Ру.
Для перехода к тексту жмите на ссылку.
|
Появление "черных археологов" в Абхазии |
|
Академик О.Н. Трубачев |
Работы видного российского палеолингвиста академика О.Н. Трубачева.
"Языкознание и этногенез славян".
"Temarundam «materm maris». К вопросу о языке индоевропейского населения Приазовья".
"Праславянское лексическое наследие и древнерусская лексика дописьменного периода".
|
Сообщество "Культурные ценности" |
|