-Метки

Дубай австрия азия англия антилопа архитектура бегемот бельгия вена венгрия венеция весна ветер странствий видео всемирное всемирное наследие юнеско германия город города горы грузия дворцы деревня документальный документальный фильм достопримечательности европа египет животные замки замок зоопарк индия индонезия интерьер ирландия испания история италия казахстан карелия кельн китай красноярск красота красоты зарубежья красоты наших городов красоты россии крым кэшлс мальта милан море москва музей музыка наследие норвегия носорог оаэ озеро описание осень отдых париж парк пекин подмосковье португалия прага природа птицы путешествие путешествия растения рим россия санкт-петербург сибирь сицилия средневековье стамбул стокгольм страны сша тбилиси титаник украина усадьба фильм финляндия фото фотографии фотография франция хорватия цветы чехия швейцария швеция юнеско япония яркое великолепие природы

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Geo_club

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 116590


Выдающиеся деятели Древнего Египта.Часть 9.Фараон Сети

Суббота, 10 Сентября 2011 г. 22:36 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Сети I — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1290 — 1279 годах до н. э., из XIX династии. Сын Рамсеса I и царицы Сатра. С Сети I начинается новый блестящий период Египта; памятники начинают опять рассказывать о победах фараона и воспевать славу его царствования.

Голова статуи Сети I. Метрополитен-музей. Нью-Йорк
Точная дата вступления Сети I на престол не известна, считается что это произошло в период между 29 числом IV месяца сезона Перет (т. е. появление суши) и 17 числом I месяца сезона Шему (т. е. засухи). Египтологи предполагают, что Сети был увенчан короной во время торжеств праздника Амона-Ра, которые начинались с новолуния первого месяца сезона Шему, в марте. Он занял престол уже зрелым человеком. Манефон неправильно называет Сети основателем XIX династии, пропуская его отца Рамсеса I.
Уже в 1-й год своего царствования он взялся за решение трудной задачи — вернуть азиатские владения Египта, утраченные царём Эхнатоном. О войнах Сети I мы знаем в основном благодаря уникальном источнику — рельефам, покрывающим наружную сторону северной стены большого гипостильного зала храма Амона в Карнаке. Шесть картин сражений дают нам понятие о главнейших событиях этой войны.

Картуш с именем Сети I
Захват Иеноама, ливанского (?) города Гадер и подчинение правителей Ливана – являлись главными успехами Сети, достигнутыми во время первого похода в Азию, после чего войско фараона триумфально вернулось в Египет. Возможно, сам фараон вернулся в Египет до прибытия туда с палестинского севера основных воинских сил. На изображениях в Карнаке возвращающегося царя сопровождают не все пленные, а только кочевники шасу, тогда как передача царем Амону захваченных ханаанеян изображена особо, после сцены победы над Иеноамом.
Стоя на колеснице, в сопровождении измученных пленников, связанных по нескольку человек в неудобных положениях, царь минует одну за другой пограничные крепости и приближается к египетскому рубежу. Здесь за тихим протоком, заросшим густым тростником, за укрепленными мостом и воротами Сети ждут представители жречества, гражданских и военных властей в приличествующих их званиям одеждах, жрецы с роскошными букетами цветов. Завидев царя и «невиданную» добычу, встречающие шумно приветствуют победителя, криками, движениями рук и поклонами выражая свой верноподданнический восторг.

Изображение Сети I на храме в Абидосе
Сети вёл войны не только на востоке, но и на западе, против ливийских народов. Отличительным знаком этих народов служит в изображении двойное перо наверху головы и сбоку головы локон. Надписи называют их тхухи, тхухен или тхухени, что означает «блестящие», «светящиеся»; заметим, что эти самые народы назывались позже греками мармаридами, жителями Мармарики, с совершенно тем же значением.
В этот поход Сети взял своего сына и наследника Рамсеса. Цари мармаридов были разбиты наголову. В изображениях Сети рисуется стоящим на боевой колеснице, парная упряжь которой носит имя «Победоносен Амон». Поход совершался в гористой и изобилующей пещерами стране; по крайней мере, надпись так говорит о нём: «Царь уничтожил их, стоя на месте сражения. Они не могли держать лука и держались спрятанными в своих пещерах, как лисицы, — страха ради царя».

Сети I перед богом Птахом. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. XIX династия. 14 в. до н.э.
Возможно, что на 9-м году Сети, который, видимо, считал своё положение на престоле недостаточно надёжным, решил провозгласить своего сына и наследника Рамсеса своим соправителем.
Знаменитый храм в Абидосе, построенный Сети, был посвящён семи божествам. Изначально его фасад имел семь дверей, от которых семь параллельных аллей через два гипостиля вели к семи сводчатым святилищам. Его центральное святилище было посвящено Амону. Однако этим лишь отдавалась дань значимости Амона-Ра, «царя богов»; в действительности, храм был посвящён Осирису. Справа от него находились святилища Абидосской триады: Осириса, Исиды и Хора. Слева в двух святилищах почитались Ра-Хорахте и Птах; последнее святилище предназначалось для отправления заупокойного культа самого Сети. Здесь также почитались все обожествлённые цари-предки Сети I. Две двери южнее вели в галерею, где находится знаменитый Абидосский царский список: 76 картушей-имён царей предков, которым поклоняются сам Сети и наследный принц Рамсес. Этот список начинается с первого царя I династии Менеса, завершаясь именем правящего фараона.

Храм Сети I в Абидосе

До завершения строительства Сети не дожил; храм был закончен его сыном Рамсесом. Прекрасно сохранившийся, храм и в наши дни потрясает своей атмосферой и высочайшего уровня рельефами, прекрасно сохранившими свой исконный цвет. Из Абидоса происходит большинство статуй Сети I, отличающихся превосходным качеством. Сети I придавал огромное значение абидосскому храму: это подтверждается знаменитым декретом царя, высеченном на стеле в Наури, и надписями маленького храма Канаис в Вади Мийа, где упомянуты привилегии храма в Абидосе, а также копи, снабжавшие храм золотом.

Сети I и его наследник Рамсес перед списком предков в Абидоском храме
К западной стене храма Сети I в Абидосе примыкает ещё одно здание, которое называют Осирион. Уже в глубокой древности существовала легенда, что именно в этом храме была захоронена голова Осириса (отсюда название). Осирион был обнаружен известным египтологом Ф. Петри в 1903 году, но только в 1914-м постройку полностью расчистили от песка. Дело в том, что уровень пола Осириона расположен примерно на 8 метров ниже уровня храма Сети. Профессор Нэвилл из Исследовательского фонда Египта, расчистивший этот комплекс, считал, что Осирион является одной из самых древних построек Египта. Но после того как в 20-е годы прошлого века на его стенах обнаружили несколько надписей от имени Сети I, это здание было объявлено постройкой данного фараона.

Осирион
В Фивах в Карнаке он продолжил строить грандиозный гипостильный зал между третьим пилоном эпохи Аменхотепа III и вторым, возведённым при Хоремхебе. Начало строительству было положено ещё при Рамсесе I, однако краткость его правления помешала воплотить в жизнь колоссальный проект. Зал имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину и насчитывает сто сорок четыре колонны. Потрясают воображение двенадцать колонн среднего прохода высотой в 19,5 м (без абак), с капителями в виде раскрытых цветов папируса.

Главный проход гипостильного зала в Карнаке
Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок не распустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были отделаны листами золота и покрыты великолепными рельефами общей площадью 24 282 м². Имена зодчих строивших этот храм нам известны — это были Майа, Иупа и Хатиаи. Работами по декорировке колонн гипостиля руководил выдающийся художник этого времени — Дидиа. Окончательная декорировка и отделка гипостиля была завершена лишь при Рамсесе II

Поминальный храм Сети I в Курна
На левом берегу Нила в Фивах, в местечке Курна, был возведён поминальный храм (Мемнониум) Сети I, часть которого посвящалась культу его отца Рамсеса I. До нашего времени дошло основное храмовое здание с великолепно выполненными рельефами, покрывающими стены. Колонны изысканной формы с капителями в виде бутонов папируса украшают фасад храма. Известно древнее название комплекса в Курне — «Великолепное здание царя Минептах-Сети в городе Амона на западной стороне Фив»; часто к этому названию придавались ещё и следующие слова: «в виду Ипет» (то есть в виду Карнакского храма).
Сети начал строить пещерный храм в Абу-Симбеле, но не успел его закончить. Он был довершён его сыном Рамсесом II.
При Сети I было восстановлено огромное количество памятников религиозного искусства, уничтоженных или повреждённых при Эхнатоне. Большие реставрационные работы были проведены в храме Аменхотепа III в Луксоре. В Карнаке Сети I также перестроил небольшой киоск Аменхотепа II в поминальный храм этого царя. При этом имена властителей XVIII династии в некоторых святилищах, например в храме Хатшепсут в Спеос Артемидос, были, в свою очередь, заменены титулатурой и изображениями Сети I.

Обелиск Сети I прежде стоявший в Гелиополе, сегодня на Пьяцца дель Пополо в Риме
Нижний Египет также не был обойдён вниманием царя. В Мемфисе сохранилось уникальное святилище Сети I, на стене которого царь изображён как мальчик, сидящий на коленях двух богинь. Вероятно, ещё другой храм был построен в Гелиополе, откуда происходит обелиск царя, в настоящее время находящийся в Риме.
Помимо своей излюбленной резиденции в Мемфисе, Сети I построил дворец на месте Авариса (северо-восток Дельты), старой столицы гиксосов, где он также расширил и украсил храм Сета (Сетха), своего бога-покровителя. Таким образом, город был подготовлен к тому, чтобы при Рамсесе II стать столицей и получить имя Пер-Рамсес – «Дом Рамсеса». Среди причин этого выбора следует, прежде всего, отметить уже упоминавшуюся тесную связь семьи Рамессидов с предположительным местом своего происхождения, а также политически важная близость к азиатской границе Египта.

Фараон Сети I подносит дары богине Изиде. На блюде несколько буханок грубого помола
В египетской религии Сети постепенно начал выдвигать на первое место культ бога Птаха. Он уже считал возможным носить добавочное имя Мернептах (Мар-ни-Птах, «Тот, кого возлюбил Птах») и не упоминает в своей, общепринятой царской титулатуре ни единым словом об Амоне
Супругой Сети I ещё задолго до воцарения стала Туйа, происходившая, как и сам царь из среды военных: её отец Райа был «командиром колесничих войск». Сети и Туйа имели, по крайней мере, двоих детей — дочь по имени Тиа и сына, будущего Рамсеса II. Вопрос о существовании принца [Небен]хасетнебета, так называемого «старшего сына» Сети I, остаётся нерешённым до сих пор; принцесса Хенутмира, видимо, также была дочерью царственной четы.

Известный рисунок из храма в Абидосе
Из окружения царя следует упомянуть одного из самых известных людей этой эпохи, чати (везиря) Пасера, вступившего в должность при Сети I, сменив на посту своего предшественника — Небамона. Хорошо известны его великолепные скульптурные портреты и роскошная гробница. Свои функции этот вельможа продолжал выполнять и позже, собственными руками коронуя Рамсеса II. Огромное количество памятников сохранилось и от Хормина, управителя царского гарема в Мемфисе. Нубия управлялась наместниками — «царскими сыновьями Куша» Иуни и Аменемипетом, сохранявшим власть ещё в начале царствования Рамсеса II. При Сети I были назначены специальные управители землями оазисов. Так, хорошо известна гробница Аменхотепа, управителя оазиса Бахария.


Гробница царя

План гробницы Сети I
Продолжительность царствования Сети неясна. Летописи неясно различают окончание его царствования и начало единоличного царствования его сына Рамсеса II. Последний известный год правления Сети I — 11-й (11 год , IV месяц сезона Шему, 12 или 13 число), встречается в надписи на стеле, посвящённой основанию храма в Гебель Баркале — обители Амона, владыки Нубии или, как её называли египтяне, «Южном Карнаке». Хотя Манефон утверждает, что Сети правил 21 год, что маловероятно; предположить, что от 10 лет правления Сети совершенно не сохранилось датированных памятников, не представляется возможным. Как бы то ни было, но ещё не старым сошёл фараон в свою гробницу в Долине царей, самую протяжённую (100 м) и изящную по отделке среди всех царских гробниц.

Изображение Сети I из его гробницы, вольно скопированное Генри Вильямом Бичи
Гробница Сети I (KV17) или как её ещё называют «гробница Бельцони», по имени открывшего её ученого, была найдена в 1817 году. Вход в неё был настолько хорошо сокрыт, что он совершенно не был приметен, пока сильный дождь не произвёл земляного обвала, который открыл гробницу. Однако когда Бельцони, вслед за этим, проник в неё, то оказалось, что когда-то в прежние времена она была посещена уже грабителями; алебастровый саркофаг Сети (который ныне находится в Англии) был открыт, разбитая крышка лежала в стороне и мумии в нём не было.

Настенный рисунок из гробницы Сети I. Британский музей .
Лестница (27 ступеней) ведёт от входа вниз к вратам с картушами Сети-Усири, то есть сделавшегося Осирисом умершего. Из врат ведёт проход 11 м длины при 2,7 м высоты и 2,5 м ширины, который наклонен вглубь и вниз под углом 18° и приводит ко вторым вратам.
От этих вторых врат ведёт спуск по лестнице в 25 ступеней к третьим вратам, от которых опять идёт наклонный вниз коридор длиной 11 м. На конце этого второго прохода находится комната 4,2 м ширины и 3,6 м длины, в которой при Бельцони (видевшем гробницу ещё в полном блеске и почти в целости) находился глубокий вертикальный колодец, за которым возвышалась стена, покрытая иероглифами. По-видимому, здесь кончалась гробница. Однако Бельцони не был обманут этим устройством гробницы; звук, производимый при ударе в стену, показался ему подозрительным; он приказал завалить шахту и пробить стену и был вполне вознаграждён за свои усилия.

. Братья Расулы в камере, где находился саркофаг Сети I
Здесь, за пробитой стеной, открылась первая зала. Она лежит на полметра ниже той комнаты, из которой в неё проникают и имеет 7,9 м в длину и 7,5 м в ширину; четыре колонны поддерживают потолок. Все расположенные ранее врата, лестницы и проходы покрыты иероглифами и картинами, — но все они меркнут, так сказать, перед величием и великолепием картин и скульптур, находящихся в этом и следующих залах. Все эти картины составляют в сущности одну картину, продолжающуюся от входа в залу, по ней и по всем следующим помещениям.
Они нарисованны по тонкой штукатурке желтоватого цвета и изображают странствование души по разным отделам Аменти («скрытого», то есть загробного мира), пока она не воспринимается в «цветущие» равнины Аалу, в «доме солнца». В них видно, как царь предстаёт перед разными божествами Аменти, к которым он подъезжает на ладье солнца. В числе не разъяснённых ещё символов можно отметить процессию людей, несущих громадной длины змею.

Изображение египтянина, семита, нубийца и ливийца из гробницы Сети I
Затем изображено шествие шестнадцати мужчин, по четыре в группе, подходящих к Хору. Это четыре расы людей, египтяне, семиты, чернокожие негры и белокожие ливийцы. Последние в длинных одеждах и перьях на голове.
Ниже первого зала на четыре ступени лежит другая палата 8,1 м в длину и 7,2 м в ширину. В зале две колонны; здесь стенные картины не окончены: видны абрисы фигур, набросанные мастерской и смелой рукой. Первые абрисы учеников начертаны красной краской; исправления художника сделаны чёрным карандашом. Здесь особенно замечателен портрет Сети I

За этим залом в глубь горы нет продолжения гробницы; но из предыдущего зала с четырьмя колонами, в левой стороне от входа, открывается лестница в 18 ступеней, ведущая вниз, которая приводит к коридору в 11 метров длины, также понемногу понижающемуся. В этом проходе также великолепно раскрашенные картины, относящиеся к культу мертвых и загробным мифам.
Коридор заканчивается вратами; на пилястрах этих врат изображён царь в пышной военной одежде и вооружении, сидящим на золотом троне. От ворот опять шесть ступеней спускаются в маленькую аванзалу, в которой царь изображён стоящим перед Хатор, Хором, Анубисом, Исидой, Осирисом и Птахом.

Астрономические знаки на потолке гробницы Сети I
Из этой входной комнаты попадаешь в большую палату с шестью колонами (7,8 × 7,5 м), к которой примыкает другая, не отделённая от неё палата (9 × 7,8 м), но пол которой ниже первой на четыре ступени, а потолок гораздо выше. Это погребальная камера; впечатление им производимое при достаточном освещении, поразительно. Со всех сторон выступают из темноты как живые странные, но мастерски очерченные образы; на потолке виднеются астрономические знаки и формы крокодила и гиппопотама, льва и священного быка. Здесь же в середине сводом покрытого зала находился алебастровый саркофаг (2,85 м длины, почти метр шириной, с толщиной стенок 5 см), покрытый изящными рельефами, инкрустированными голубой стеклянной пастой, — сценами из заупокойных текстов — «Книги Врат» и «Книги Мёртвых».

Голова мумии Сети
Подле залы с колоннами и подле залы саркофага лежали ещё комнаты, по две при каждой, в которых начертано продолжение тех же изображений, которые находятся на стенах всей гробницы. В особенности интересна большая комната, лежащая возле залы саркофага; здесь изображён ряд испытаний души: огонь меч, ядовитые змеи угрожают ей, и только «оправданный» может пройти посреди этих страхов, чтобы войти в «звёздное жилище». Это последнее жилище изображено на своде «золотой залы», то есть залы саркофага, где лежала мумия. Это необычайно интересное изображение, составленное из всех египтянам известных созвездий, из планет и деканов с указанием восхождения светил. Здесь же живёт очищенная душа жизнью, «не имеющей второй смерти», и воспевает гимны, тексты которых начертаны на стенах погребальной камеры.

Голова мумии Сети
Сзади «золотой залы» найдена ещё палата 12,6 м длины при 5,1 м ширины, покоящаяся на четырёх колоннах; но она осталась неоконченной. От того места, где стоял саркофаг, идёт еще глубоко в гору, вниз метров на 60, ход или штольня, поворачивающая несколько направо и упирающаяся в голую скалу.

На стенах её нет рельефов. Думалось видеть в этой штольне соединительный ход с долиной Ассасифа, но это не оправдалось; вероятнее всего, что штольня эта проделана ввиду предполагавшегося увеличения гробницы, но потом оставленна. Нижняя точка этого хода лежит на 52 метра ниже входа в гробницу в ущелье. Великолепная гробница Сети I, вырубленная в скале, имеющая 6 лестниц, 4 колонных зала и 16 других помещений, является потрясающим и непревзойдённым шедевром египетского заупокойного зодчества.
Великолепно сохранившаяся мумия Сети I и остатки первоначального деревянного гроба были обнаружены в тайнике Дейр эль-Бахри в 1881 году.

Роспись гробницы Сети
Значимость личности самого Сети I была, во многом, скрыта последующим царствованием его знаменитого сына — Рамсеса II, длительность и обилие памятников которого общеизвестны. Однако значение царствования и деятельности Сети I заключалось, прежде всего, в том, что египетская традиционная цивилизация, потрясённая амарнской реформой, при нём частично возродилась. Во многом, это возрождение оказалось искусственным и условным, однако Сети удалось временно приостановить грядущий упадок и создать предпосылки для дальнейшего расцвета страны.

Находка из гробницы
Несмотря на то, что Сети менее известен, чем его знаменитый наследник Рамсес II, он фигурирует во многих художественных фильмах, посвящённых Древнему Египту. Чаще всего он изображается в фильмах о Моисее, где представлен в качестве отца царевны, спасшей иудейского пророка, и фараона, ужесточившего политику по отношению к евреям. В анимационном фильме «Принц Египта» Сети — мрачный деспот, в то время, как Рамсес только вынужден продолжать его политику, и Моисей пытается достучаться до его почерствевшего сердца, акцентируя внимание именно на этом факторе. Жестокость Сети подтверждают и египетские источники. Кроме того, Сети является второстепенным персонажем фантастических фильмов «Мумия» (1999) и «Мумия возвращается», где он изображён фараоном, павшим жертвой заговора своего верховного жреца Имхотепа.
Рубрики:  Страны
Люди
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку