Увлечённость все записи автора
В Музее Москвы проходит одна из самых интересных выставок последнего времени - «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым». Ее гости могут увидеть работы художника и педагога-новатора Кузьмы Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной. Живопись Петрова-Водкина - уникальный сплав русского искусства с достижениями европейских мастеров. А Мария Ломакина став продолжателем идей Петрова-Водкина, искала в окружающем пространстве гармонию и красоту, но всё же основным жанром для художницы стал пейзаж. Выставка продлится до 13 июня. Сегодня представлю вам небольшой гид по главным картинам художников.

М.В.Ломакина. Полевые цветы из Долинки. 1946. Холст, масло. «Новый Иерусалим».
Обычно, когда говорят про художника, сразу вспоминают его монументальные работы - «Купание красного коня», «Тревога», «Смерть комиссара». На выставке в Музее Москвы покажут необычного Петрова-Водкина, лирического. Из родного города Хвалынска приедут ранние работы живописца - картина «Двое в лодке», портрет матери, виды Хвалынских холмов. Художник откроется совсем с другой стороны: можно будет увидеть, как начинался путь Петрова-Водкина в живописи.
Кузьма Петров-Водкин родился в семье сапожника. Первые детские впечатления - уютный городок, раскинувшийся на зеленых холмах, Волга, сверкающая в лучах солнца под бледно-голубым небом - заложили основы его художественного мировосприятия. Знакомство со старообрядческой иконой и работой хвалынских монахов-иконописцев подвигло на первые самостоятельные пробы.
Спустя годы художник метафорически воплотит образ Архангела Михаила верхом на крылатом коне в картине "Купание красного коня". Алый конь станет одним из знаковых творений эпохи.
Архангел Михаил - грозных сил воевода России. Конец XVIII - начало XIX вв. Дерево, левкас, темпера. ГИМ
К.С. Петров-Водкин. Семья, 1902. Хост, масло. Научно-исследовательский музей при РАХ
К.С. Петров-Водкин. Портрет жены художника Марии Фёдоровны Петровой-Водкиной, 1913. Холст, масло. ГТГ
К.С. Петров-Водкин К.С. Автопортрет с женой и дочерью. 1936-1937. Государственный художественный музей ХМАО-Югры.

К.С. Петров-Водкин. После боя, 1923. Холст, масло. Центральный музей Вооружённых сил РФ
Одной из самых талантливых его учениц была Мария Ломакина, которая освоив новаторские композиционные приемы мастера, создала собственный живописный язык: она ставила себе задачу показать разрозненные части окружающей действительности как органичные элементы мировой гармонии.
М.В. Ломакина. Автопортрет в розовой косынке. 1928. Холст, масло. ГРМ
М.В. Ломакина. Уголок Загорской лавры, 1938. Вологодская картинная галерея. Зосимовская церковь XVII века, 1945. Рябинка, 1946. Холст, масло. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
М.В. Ломакина. Натюрморт с зеркалом, 1920. Холст, масло. Собрание «Галеев-Галереи», Москва.

М.В. Ломакина. Женский портрет, 1930-е. Холст, масло. ГТГ
Два образа матери
Одна из самых запоминающихся картин Марии Ломакиной - «Спящая» или портрет пожилой спящей матери художницы. Образ женщины предстает перед зрителем беззащитным, уязвимым и хрупким. И нет сомнений, что он наполнен чувством безграничной любви и нежности.
М.В.Ломакина. Спящая. Портрет матери Марии Матвеевны Ломакиной 1929-1930. Холст, масло. «Новый Иерусалим».
Композиционный центр картины - лицо героини, на котором автор акцентирует внимание на расположение ее рук. А сама вибрирующая фактура напоминает зарождающееся в сознании сновидение.
«Портрет матери художника» Петрова-Водкина написан за двадцать лет до работы Ломакиной - в 1909 году. Образ седовласой женщины с ясным, устремленным вдаль взглядом наполнен просветленностью и смирением перед любыми жизненными испытаниями.
Портрет матери художника. 1909. Холст, масло. Русский музей. Петров-Водкин К.С.
В лице Анны Пантелеевны, несомненно, угадывается влияние иконописной традиции. Образ матери, бывшей крепостной крестьянки, воспитавшей в художнике христианские ценности, также прочитывается как архетип, но не уязвимой хрупкой женщины, как у Ломакиной, а вечной, преисполненной мудрости, любви ко всему живому и бесконечной силы святой.
Натюрморт или поле невероятных экспериментов
В послевоенные годы натюрморт стал для многих художников, не вписывающихся в жанр соцреализма, своего рода отдушиной. Ломакина не стала исключением. В ее натюрмортах этих лет, кажется, нет ничего экспериментального.
Однако работа «Полевые цветы из Долинки» 1946 года заключает в себе определенную динамику - взгляд на вазу сверху и резкие диагонали досок. Особенно это заметно в сравнении с более декоративным натюрмортом «Цветы и персики». В этой неожиданной для натюрморта динамике легко угадать следствие обучения Ломакиной у Петрова-Водкина, для которого этот жанр был полем невероятных экспериментов.
После революции и в течение 1920-х годов Петров-Водкин много работает в жанре натюрморта. В нем он сумел выразить основные принципы своего художественного метода, включая «проблемы движения», как бы парадоксально это ни звучало.
В его натюрмортах часто можно увидеть отражающие плоскости, которые создают эффект дополнительных измерений. Например, в одном из натюрмортов 1925 года, представленных на выставке, кроме граненого стакана с водой, металлической ложки и бумажного коробка можно увидеть зеркальную поверхность, в которой отражаются эти предметы, а также, вероятно, дверной проем, что создает дополнительную глубину.
Натюрморт (Фрукты). 1934. Холст, масло. Симферопольский художественный музей. Петров-Водкин К.С.
Набор простых предметов в натюрмортах Петрова-Водкина - это часть мира космоса. Своим ученикам он также предлагал мыслить вне стандартных категорий, например, писать различные фактуры в одном цвете, или передавать ощущение динамики через одни только композиционные приемы.
Крымские зарисовки на полях, землетрясение и портреты татар
Полуостров Крым занимает принципиально разное место в творчестве Петрова-Водкина и Ломакиной. Для Кузьмы Сергеевича, впервые посетившего Крым лишь в 1927 году, он был местом, навсегда связанным с лечением от туберкулеза, который ему диагностировали в 1929 году.
Это было вынужденное место пребывания вдали от семьи и с запретом на использование красок. Здесь он в основном в ироничной манере зарисовывал свой быт на полях писем к жене и дочери.
Однако именно в год его первого посещения Крыма произошло страшное событие - землетрясение 1927 года, ставшее одним из самых разрушительных в истории. Природная катастрофа стала источником вдохновения для художника, которого еще в далеком 1905 году поразила мощь увиденного жерла Везувия.
Землетрясение в Крыму. 1927-1928. Холст, масло. Русский музей. Петров-Водкин К.С.
Поэтому, когда все начали активно собирать вещи и покидать полуостров, Петров-Водкин отказался эвакуироваться. Результатом стала картина «Землетрясение в Крыму», в которой воплотились все принципы его художественно-теоретической системы: сферическая перспектива и фигуры людей под разным уклоном.
Композиционный центр, вертикальная ось, вокруг которой заворачивается пространство, - юноша, всем телом вжавшийся в столб и запрокинувший голову, словно в ожидании нового толчка. Страшное событие лишено трагической экспрессии и обретает у Петрова-Водкина планетарный масштаб и вневременной характер.
Портрет грустного Максимилиана Волошина тоже был написан художником после землетрясения, в его глазах стоят непролитые слёзы.
К.С. Петров-Водкин. Портрет М.А. Волошина, 1927. Холст, масло. Дом-музей М.А. Волошина
Для Марии Ломакиной Крым был родным краем, местом, где она выросла и горячо любила. Это не могло не повлиять на то, каким он предстает на ее полотнах. Так, невероятно выразительны мужские портреты крымских татар кисти Ломакиной.
М.В. Ломакина (1896-1964). Портрет татарина с папиросой в фас. 1920-е гг.
Портрет татарина с папиросой исполнен внутренней энергии. Его смуглое лицо с мужественными чертами покрыто морщинами, но отведенный в сторону взгляд безразличен к оценке зрителя. Перед нами представитель гордого народа, образ, олицетворяющий силу и мощь края напитанных солнцем полей и суровых скалистых гор.
М.В. Ломакина. Дорога в крымских горах, 1920-1930-е. Холст, масло. ГМИ народов Востока, Москва
А вот пейзажи родного края Ломакиной далеки от открыточных идеализированных образов, при этом пропитаны любовью автора к этим местам. В работе «Дорога в крымских горах» выгнутая дуга линии горизонта снова напоминает о сферической перспективе. Колорит создает образ напитанного солнцем края, несмотря на пасмурное небо на картине.
Нв выставку привезли даже одну работу отца Марии Ломакиной, который давал дочери первые уроки живописи. Владимир Гаврилович Ломакин был не только директором Никитского ботанического сада, но и художником.
В.Г. Ломакин (1858-1913). В парке у родника. Крым. Майя рисует, 1910-1912. Холст, масло. Белгородский государственный художественный музей.
*****
Выставка участвует в программе «Пушкинская карта». Оформить бесплатные билеты в рамках музейной недели можно по кнопке «Купить билеты» на
Сайте.
Экспозиция выставки «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» поделена на две части. В первой представлены портреты, пейзажи, зарисовки художников разных лет. Так, зрители увидят работы Марии Ломакиной, которые она создавала в Богородском, где преподавала математику, русский язык и рисунок, и в Загорске (сейчас - Сергиев Посад), куда переехала в 1930-е годы вместе с мужем. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, виды Москвы, Ленинграда - показаны все этапы становления Ломакиной как художника.

Во второй части выставки собраны крымские работы Петрова-Водкина и Ломакиной. В частности, из Русского музея приехала картина Петрова-Водкина «Землетрясение в Крыму» 1927 года. Художник, в тот момент гостивший у Максимилиана Волошина, стал свидетелем этого трагического события, но решил не эвакуироваться, а начал работать над полотном.
А Вятский художественный музей отправил на выставку «Портрет Ариадны Холоповой» 1915 года. Долгое время эта картина считалась просто «портретом девочки», пока в 1966-м на выставке в Русском музее ее не увидела повзрослевшая модель.
Оказалось, что родители Рии Холоповой дружили с Петровым-Водкиным. Когда ей было десять лет, художник написал ее портрет.
К.С. Петров-Водкин. Портрет Рии (Портрет А.А. Холоповой). 1915. Холст, масло. Вятский художественный музей им. Васнецовых