-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка звездные истории зима имя искусство история история жизни история любви картины катар концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей романсы российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция французский композитор храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237544


Художники Возрождения:Сандро Ботичелли(2)Весна

Пятница, 16 Февраля 2024 г. 09:47 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

 

"Весна" Боттичелли, "Весна" Боттичелли,
летящие линии в солнечном теле,
струящийся, плавный, томительный танец,
шары золотые, хитонов багрянец.

О чудо чудес, "боттичелиев контур",
мазок, убегающий вдаль к горизонту.
В изломах материй и складках капризных –
сознание хрупкости, зыбкости жизни.

(Кравченко Н.)


 

Сандро Боттичелли, ( настоящее имя - Алессандро ди Мариано Филипепи  1445 г. — 17 мая 1510 г.) — итальянский живописец тосканской школы.. Представитель Раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. 


Алессандро ди Мариано Филипепи родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника Мариано ди Ванни Филипепи и его жены Смеральды. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину.

«Мадонна Евхаристии»
Это прозвище распространилось и на других братьев. (Джованни, Антонио и Симоне ) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы.Сначала, будущего художника, вместе со средним братом Антонио, отдали учиться ювелирному мастерству. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его. Четкость контурных линий и умелое применение золота, приобретенное им в бытность ювелиром, навсегда останутся в творчестве художника. Антонио стал хоршим ювелиром, а Алессандро окончив курс обучения, увлекся живописью и решил посвятить себя ей.

Святой Августин в молитвенном созерцании

Семья Филипепи пользовалась уважением в городе, что, позже, обеспечилo его внушительными связями. По соседству жила семья Веспуччи. Один из них, Америго Веспуччи (1454-1512), известный торговец и исследователь, именем которого названа Америка. В 1461-62г по совету Джорджа Антонио Веспуччи, он был послан в мастерскую прославленного художника Филиппо Липпи, в Прато, город в 20км от Флоренции.

Святой Августин

В 1467-68г, после смерти Липпи, Боттичелли возвращается во Флоренцию, многому научившись у учителя. Во Флоренции молодой художник, учась у Андрео де Верроккио, где в это же время учится Леонардо да Винчи, становится известным.

Мадонна с Младенцем и ангелами.1470

В изменчивых лицах мадонн Боттичелли
есть то, что мы втайне от жизни хотели,
всё то, что пленяет нездешнею властью –
пронзительно-чёткая формула счастья.

Кравченко Н

К этому периоду относятся первые самостоятельные работы художника, с 1469 года работавшего в доме отца. В 1469 году Сандро был представлен Джорджем Антонио Веспуччи влиятельному политику и государственному деятелю Томмазо Содерини. С этой встречи в судьбе художника происходят крутые перемены.

Возвращение Юдифи

В 1470 году он получает, при поддержке Содерини, первый официальный заказ; Содерини же сводит Боттичелли со своими племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. С этого времени его творчество, а это период расцвета, связано с именём Медичи. В 1472-75гг. он пишет две маленькие работы, изображающие историю Юдифи, видимо предназначавшиеся для дверок шкафа.

«Аллегория силы» (около 1470)

Через три года после "Силы духа" Боттичелли создаёт св. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори(Маggiori), во Флоренции.

Поклонение волхвов.1475

Появляются прекрасные мадонны, излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г, исполнил "Поклонение волхвов" для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. Флоренция времен правления Медичи была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров.

Царицу грёз - живую Симонетту
В картинах, как в поэмах воспевал
И Медичи влюблённый ликовал
Твоим небесным гением согретый.

Он состоялся на площади Санта-Корче, его главным героем должен был стать младший брат Лоренцо Великолепного, Джулиано.Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады на штандарте Джулиано.(Об этой истории я писала в предыдущем посте)После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи и свое место в официальной жизни города. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного.

«Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474—1475)

Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. Еще в ранней молодости Боттичелли приобрел опыт в писании портретов, этого характерного испытания мастерства художника. Став известным во всей Италии, начиная с конца 1470-ых, Боттичелли получал все более выгодные заказы от клиентов вне Флоренции.

«Призвание Моисея»
В 1481 Римский папа Сикст IV пригласил живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли в Рим, чтобы украсить фресками стены папской часовни, названной "Сикстинской капеллой ". Живопись стен была выполнена в течение удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля 1481г до мая 1482г. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.

«Искушение Христа»— фреска работы Сандро Боттичелли, написанная в период 1480—1482 гг. Расположена в Сикстинской капелле, Ватикан.

На фреске запечатлены три эпизода из Евангелия, напротив расположена фреска «Призвание Моисея» так же работы Боттичелли, своего рода параллель из Ветхого завета. Надпись на фризе, увенчивающем фреску, гласит: TEMPTATIO IESU CHRISTI LATORIS EVANGELICAE LEGIS (Искушение Христа, несущего евангельский закон).

Наказание Корея, Дафана и Абирона
Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Великолепного, где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем самым подпав под влияние неоплатонизма, что нашло отражение в его картинах светской тематики.

Средневековый. Галльский и тосканский.
С ракушками на голубом песке.
И Богоматерь сказывала сказки
в Своей не отшлифованной тоске.

И мы по сказкам жили, как по звёздам,
вели нас Лев, Телец, Единорог,
и Ариадна складывала гроздья
созвездий в свой папирусный кулёк.

Весна.1478

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи. Художник заканчивает картину "Весна", начатую до отъезда. За это время во Флоренции произошли важные события, которые повлияли на настроение, присущее этому произведению. Первоначально, тема для написания "Весны" была почерпнута из поэмы Полициано "Турнир" в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. 

Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый

Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками всё наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

Однако за время, прошедшее от начала работы до ее завершения, прекрасная Симонетта скоропостижно умерла, а сам Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит. Это отразилось на настроении картины, внеся в нее ноту грусти и понимания быстротечности бытия.В 1483 году флорентийский купец Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из «Декамерона» Боккаччо о Настаджо дельи Онести.

                                                             Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).

«Рождение Венеры»

Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». «…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, впрочем, и живописцев всех времён и народов? Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его „Весны“ и „Рождения Венеры“. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения.

О, Боттичелли, что за веру
Принёс ты на холсте "Венеры..."?
В какую смотрит она даль?
Зачем Красе придал печаль?
"Останься пеной, Афродита...",
Но ты нарушил сей запрет,
Венере предложив сей брег
Греха, порока, злого крика...
Печать на истину печали
Ты, Боттичелли, совершил.
Зефир волнуется отчаянно,
А миг вот-здесь-рожденья жив!

Багинский

Венера (Рождение Венеры)1486

Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения»

"Рождение Венеры" написано несколькими годами позже "Весны". Неизвестно, кто из семейства Медичи был ее заказчиком.

Афина Паллада и Кентавр.1420.

Примерно в это же время Боттичелли пишет эпизоды из " Истории Настаджио дельи Онести " (Боккачио "Декамерон"), "Паллада и Кентавр" и "Венера и Марс".

Пир Настаджио дельи Онести.1487

В последние годы своего правления Лоренцо Великолепный, 1490г призвал во Флоренцию известного проповедника Фра Джироламо Савонаролу. Видимо, этим Великолепный хотел укрепить в городе свой авторитет. Но проповедник, воинствующий поборник соблюдения церковных догм, вошел в резкий конфликт со светской властью Флоренции. Он сумел приобрести в городе много сторонников. Под его влияние попало немало талантливых, религиозных людей искусства, не устоял и Боттичелли. Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. 

Sandro Botticelli - Adorazione dei Mag

Если предыдущие мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная, с глазами полными слез, женщина, много изведавшая и пережившая.Художник стал больше тяготеть к религиозным сюжетам, даже среди официальных заказов его в первую очередь привлекали картины на библейские темы. Этот период творчества отмечен картиной "Коронование Девы Марии", заказанной для капеллы цеха ювелиров.

Портрет Данте.1478

В 1480—1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. «Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки»

Клевета

Последней его большой работой, на светскую тему была "Клевета", но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли.

Религиозные картины 1480-х годов

Боттичелли, «Madonna del Magnificat», 1480—81, Уффици

В имении, оставленном врагами,
Среди картин, среди старинных рам
С холста в тяжёлой золочёной раме
Мадонна тихо улыбалась нам.

В начале 1480-х годов Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» (1481—1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Она является одним из тондо Боттичелли. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж,

«Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), 

В 1485 году по заказу Джованни Аньоло ди Барди Боттичелли написал алтарный образ для капеллы семьи Барди в церкви Санто Спирито: о заказчике напоминают изображённые на картине два святых Иоанна (Иоанн по-итальянски звучит как Джованни). В XV веке, картина была оправлена в раму работы Джулиано да Сангало, в капелле имелись «алтарная завеса», витраж и «палиотто» из дерева (передняя часть алтаря). В настоящее время там остался только палиотто с резным изображением Иоанна Крестителя, сама картина, находящаяся ныне в Берлине, в 1629 году была заменена произведением художника XVII века Якопо Виньяли, сохранившимся в капелле по сей день. Рама же, завеса и витраж пропали.

«Благовещение» (1485)

Религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.

Сандро Боттичелли «Мадонна с книгой».Музей Польди-Пеццоли, Милан.Фоном картины является пейзаж


«Мадонна с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485),


«Мадонна с Младенцем и пятью ангелами» (1485—1490).

В 1483 году вместе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи он расписывает фрески на вилле Лоренцо Великолепного близ Вольтерры.


Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом».

Мадонна держит в руке гранат, являющийся христианским символом (в руке у Сикстинской Мадонны Рафаэля первоначально вместо книги тоже был гранат).В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного. По всему городу звучали пламенные речи Савонаролы. В городе, бывшем колыбелью гуманистической мысли Италии, произошла переоценка ценностей. В 1494 году из города был изгнан наследник Великолепного, Пьеро, и другие Медичи. 

Оплакивание Христа.1500

В этот период Боттичелли продолжал испытывать большое влияние Савонаролы. Все это сказалось на его творчестве, в котором наступил глубокий кризис. Тоской и печалью веет с двух "Оплакиваний Христа" Проповеди Савонаролы о конце света, Судном дне и Божьей каре привели к тому, что 7февраля 1497г., тысячи людей устроили на центральной площади Синьории костёр, где сжигали ценнейшие произведния искусства, изъятые из богатых домов: мебель, одежду, книги, картины, украшения. Среди них, поддавшихся психозу, были и художники. (Лоренцо де Креди, прежний компаньон Боттичелли, уничтожил несколько из своих эскизов с нагими фигурами.)Ботичелли был на площади и, некоторые биографы тех лет, пишут, что, поддавшись общему настроению, сжёг несколько эскизов( картины находились у заказчиков), но точных свидетельств нетПри поддержкой Римского папы Александра VI Савонарола был обвинен в ереси и приговорен к смерти. Публичная казнь очень подействовала на Боттичели.

The Mystical Nativity

В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество», единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится [сказанное в главе] одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его [попранным на земле], как на этой картине».

«Мистическое Распятие» (1490—1500)

Он пишет "Мистическое рождение" , где показывает своё отношение к происходящему. 

«Последнее чудо и смерть Св. Зиновия» (1500—1505)

Последние из картин посвящены двум героиням Древнего Рима - Лукреции и Виргинии а также сцены из жизни Св. Зиновия

Четыре сцены из ранней жизни святого Зиновия

История Виргинии

История Лукреции

.Обе девушки, ради спасения чести, приняли смерть, которая подтолкнула народ к смещению правителей. Картины символизируют изгнание семейства Медичи и восстановление Флоренции, как республики.В 1504 году живописец участвует в работе комиссии художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида» Микеланджело.Боттичелли «отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду». 17 мая 1510 года, на 66-м году жизни, Сандро Боттичелли скончался.

Живописец был похоронен на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции.

Если верить его биографу, Джорджо Вазари, живописца мучили в конце жизни болезнь и немощь. Он стал " так сутул, что он был должен идти при помощи двух палок ". Боттичели не был женат, детей у него не было. Умер он одиноким

«Сандро не идёт в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Не только нам нравится он, но большим успехом пользовался он и у своих современников. Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло „настоящее“»

Христос в терновом венце


http://bibliotekar.ru/Kboticelli/16.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Боттичелли, Сандро // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Булгаков, Ф. И. Сандро Боттичелли (Алессандро Филипепи) // Сто шедевров искусства. — СПб. : изд. ред. «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — С. 15—16.

Деймлинг Б. Боттичелли. Taschen. 2007.

Зарницкий Ст. В. Боттичелли. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 330 с. (Жизнь замечательных людей)

Петрочук О. К. Сандро Боттичелли. — М.: Искусство, 1984. — 224 с.

Рыков А. В. Об историческом значении творчества Боттичелли: понятие эстетической формы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. Вып. 2. 2010. С. 115—122.

Рубрики:  Галопом по Европам/Италия
живопись, графика, акварель/Рассказы о художниках
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 12 пользователям

yuriy_iWowWe   обратиться по имени Пятница, 16 Февраля 2024 г. 11:44 (ссылка)
Postcard солнечная яркая гиф-открытка подумайте о хорошем, к примеру, о пятнице
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Пятница, 16 Февраля 2024 г. 17:23 (ссылка)
Благодарю, Майя! Работы таких художников вечны...Всю жизнь посвятил искусству, и умер бедным и одиноким.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Февраля 2024 г. 19:39ссылка
Спасибо,Лиза.Возрождение,средневековье,любимые периоды,давшие миру самых талантливых художников,поэтов,архитекторов.Больше потом не было такого звездопада
mamula7   обратиться по имени Суббота, 17 Февраля 2024 г. 14:12 (ссылка)
Спасибо,Майя. В прошлом году были во Флоренции. Повезло: жили в отеле в 10-15 мин ходьбы от всех достопримечательностей, вокруг знакомые названия - история времен Возрождени Италии! Зашли в Церковь Всех Святых на ул.Оньиссанти. Снаружи довольно скромный храм.Но внутри огромное величественное здание церкви со скульптурами, фресками знаменитых мастеров итальянского Возрождения: Доменико Гирландайо,учителя Микеланджело, Сандро Боттичелли. А в капелле храма захоронены несколько членов семейства Веспуччи (Симонетта Веспуччи) и сам Сандро Боттичелли. За 9 дней осмотрели все достопримечательности Флоренции, несмотря на мою поломанную ногу ("повезло" же ). Даже доковыляла до музея Сальваторе Феррагамо посмотреть на его знаменитые образцы обуви пробки,резины, пластика, войлока...Об этом хорошо рассказано в книге(не в фильме) Сары Форден"Дом Гуччи.Сенсационная история убийства, гламура и жадности". Еще раз спасибо, Майя.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Февраля 2024 г. 17:49ссылка
Добрый вечер.Как приятно общаться с таким же почитателем Флоренции,как сама
Флоренция, как первая красавица великой эпохи ренессанса, стала для нас, простых путешественников, местом паломничества и воспевания ее величия и совершенства, а мы — мы лишь мелкие песчинки ее многочисленных поклонников, которых она даже не заметит среди стекающихся сюда, в надежде увидеть улыбку красавицы, миллионов и миллионов, этих страждущих прикоснуться к подолу ее одеяния, сотканного великими сынами ее прошлого.
Ни в одном из средневековых государств Италии просветительское движение не достигло такой высоты как во Флоренции.
Искусство живописи, начавшееся с Джотто, открыло неслыханную прежде полноту и красоту жизни, ее натуралистичность, да и могло ли быть иначе в самом сердце Тосканы? Мазаччо, Фра Филиппо Липпи, Ботичелли, Доменико Гирландайо украшали произведениями своих кистей алтари и стены тосканских церквей. Брунелеско, великий архитектор возрождения, взял из античной древности лишь орнамент и устройство колонн, опирающихся на балки, остальное — лишь его горящий гений.

Донателло стал истинным выразителем пластического искусства скульптуры. Данте, Петрарка и Бокаччо — эти три имени, опередившие свое время, воплотили в себе все существенные стороны индивидуальной духовной жизни эпохи. И конечно не забудем о Козимо Медичи, который встал во главе родного города, и чья семья непрерывно управляла его судьбами.
И насладится прогулкой вдоль реки, чтобы затем вновь свернуть вглубь от любой маленькой пьяццы к готической церкви Санта-Кроче, где покоятся остатки выдающихся сынов Флорении, Микеланджело и Галилея.
ГалКон   обратиться по имени Суббота, 17 Февраля 2024 г. 17:47 (ссылка)
Привет, Майя! Спасибо большое за интересный рассказ о жизни и творчестве Сандро Ботичелли! Всю жизнь в трудах праведных, а старость встретил в нищете. Хорошо, что знакомые с его творчеством и те, чьи заказы он выполнял, не дали ему умереть с голоду. Его бессмертные произведения по сей день радуют глаз. Поэтому о мастерстве Ботичелли говорить излишне. Если бы не этот святоша, сколько бы картин на светские темы было бы написаны. Но не смотря на то, что тематика художника поменялась, картины стали не менее интересными для потомков. Спасибо, Майя, за приобщение нас к высокому искусству в живописи!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Февраля 2024 г. 17:56ссылка
Спасибо,Галя.Жаль,что к бессмертному таланту неохотно приобщаются камелотовцы,в "отместку" ненавистной Европе и зеркально их отношению к нашей культуре.Но такая месть мне непонятна...мы обделяем себя и ставим себя на уровень тех недалеких людей
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Февраля 2024 г. 18:05ссылка
Майя, а может это не месть, а люди просто еще "не доросли" до такой тематики?
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Февраля 2024 г. 19:36ссылка
Мне так объяснили то,что не хотят комментировать мои посты
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Февраля 2024 г. 20:03ссылка
Ну, это не от великого ума! Глупо и тупо приравнивать эпоху Возрождения к сегодняшним реалиям
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку