-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай арии из опер архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка звездные истории зима имя искусство история история жизни история любви картины катар концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей романсы российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237673


Оборотни,вампиры и прочая нечисть....Готика в литературе

Четверг, 30 Ноября 2023 г. 06:52 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Фонтхиллское аббатство — резиденция в готическом вкусе, выстроенная Уильямом Бекфордом, автором повести «Ватек» (1787). Современники сравнивали её с декорациями готического романа.

Готическая литература — жанр литературы, возникший во второй половине XVIII века и особенно характерный для раннего романтизма (предромантизма). Это произведения, основанные на приятном, эстетизированом ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. На рубеже XVIII и XIX вв. готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в континентальной Европе

Готическая литература — предтеча современной литературы ужасов и мистического жанра, она также повлияла на жанры детектива, фэнтези и научной фантастики. Готика закрепила в культуре многие из традиционных тропов, клише и образов, таких как вампиры. Многочисленные экранизации готической литературы породили готический кинематограф. 

Знаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Сверхъестественный омнибус» выделяет следующие типы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа 

Английский исследователь Уолтер Фрай в своей книге «Влияние готической литературы на творчество Вальтера Скотта» утверждает, что именно Вальтер Скотт поднял жанр из небытия и находит элементы готики во всех романах, выпущенных после «Уэверли».

«Уэверли, или Шестьдесят лет назад»  — исторический роман Вальтера Скотта,

 Одной из первых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужаса принадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» эта классификация выглядит следующим образом:

Представители:

Готического романа (The Gothic Romance)

Хорас Уолпол, середина XVIII века

«Замок Отранто» (The Castle of Otranto), первый «готический» роман, действие которого происходит в эпоху первого крестового похода. В этом романе нагромождены всевозможные ужасы: с неба падает шлем, убивающий принца, статуя предка одного из героев неожиданно начинает кровоточить, ему же является видение исполинской руки и т. п. Погружённый в детали мрачных и таинственных описаний, автор проводит в этом произведении идею рокового возмездия, падающего на потомков за грехи и преступления их предков

Также -драма «Таинственная мать» ,«Сомнения относительно характера жизни и царствования короля Ричарда III»


 Клара Рив,-английская писательница,

Наиболее известным и обсуждаемым произведением Клары Рив является роман «Старый английский барон». Это первый роман Рив, принесший ей славу и популярность. В романе писательницей используется основной сюжет «Замка Отранто» Уолпола: законный наследник титула преследуемый и гонимый пытается добиться признания его права на наследство. Основное и единственное отличие — действие происходит в Англии.

  Клара Рив написала романы «Два учителя»,«Школа вдов»,, «Образовательные планы», «Предназначение, или Воспоминания о жизни частного семейства» ,, а также первое в Англии исследование истории романного жанра – диалог «Становление романа»  

Анна-Летиция Барбо (  июня 1743 — 9 марта 1825) — известная английская поэтесса, эссеистка и детская писательница, сестра писателя Джона Эйкина.

Мэри Шелли (урождённая Мэри Уолстонкрафт Годвин (30 августа 1797, Лондон — 1 февраля 1851, там же) — английская писательница, автор готического романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), который считается ранним примером научной фантастики. Она также редактировала и продвигала произведения своего мужа, поэта-романтика и философа Перси Биш Шелли

Еще дальше в нарушении актуальных для своего времени этических правил зашла Мэри Шелли (1797–1851), автор романа «Франкенштейн: современный Прометей». Как и в сочинениях Эдгара По, в книге хватало пугающих декораций, физиологичности и глубокого психологизма, но появились вопросы и куда более высокого, философского порядка: может ли человек уподобиться богу и собственноручно создать жизнь? Как он должен относиться к существу, которое создал?

Иллюстрация к «Франкенштейну» Мэри Шелли, 1922 год

И как себя вести этому от природы несвободному, ограниченному зверю, который способен на одну только жестокость и в то же время постоянно раскаивается в ней? Посредством истории о живой кукле, по кускам собранной из ошметков чужой плоти, Шелли говорила о сложной организации самого человека, руководимого эмоциями, часто ошибающегося и нелепого, но живого. В каком-то смысле этот текст даже можно назвать религиозным, исследующим «смерть Бога», которого, как позднее писал Ницше, мы сами же и «убили». Ровно такому «убийству» родителя, всемогущей высшей силы, и неспособности справиться с собственной слабостью после него и посвящен «Франкенштейн».

На новый уровень описание «запредельного» ужаса вывел американский писатель Говард Лавкрафт (1890–1937). В своей серии книг «Мифы Ктулху» он создал целый мир, населенный ужасающими созданиями, которые не просто пугают, но заставляют остолбенеть, утратить сознательность и раствориться в поглотившем героя страхе. Лавкрафт был идеологом космицизма — его авторской философии, согласно которой люди занимают незначительное место во Вселенной, где нет единого христианского бога, зато есть непостижимо большое количество существ абсолютно другой природы, своей беспомощности перед которыми человек неосознанно боится всю жизнь.

Неспособность людей как-либо повлиять на окружающий мир — это беспощадный вердикт Лавкрафта в том же поле, где пару веков назад Мэри Шелли задавалась вопросами о ценности человеческой жизни. По сюжету абсолютного большинства произведений главного космициста поиски «запретных знаний» в «черном море бесконечности» всегда заканчиваются для героев смертью, встречей с чем-то настолько страшным, что пережить ее просто невозможно. Таким образом Лавкрафт, как человек радикально консервативных взглядов, вступал в полемику с антропоцентристами из литературного мейнстрима — европейскими и американскими модернистами, для которых в центре всего происходящего в мире находится человек.

В 27 лет Лавкрафт написал рассказы «Дагон» и «Склеп» (1917). В рассказе «Полярная звезда» (1918) появляется Страна снов[90]. В рассказе «Картина в доме» (1919) появляется окружение сельской местности Новой Англии («Страна Лавкрафта»). В рассказе «Карающий Рок над Сарнатом» (1919) появляются Древние боги. В рассказе «За стеной сна» (1919) появляется космический скиталец. В рассказе «Извне» (1920) ученый открывает проход пришельцам из Иного мира. В рассказе «Ньярлатхотеп» (1920) ученый вызывает Конец света. В рассказе «Изгой» (1921) описана Загробная жизнь. В рассказе «Музыка Эриха Цана» (1921) музыкант открывает проход в Иной мир, играя на виоле.

Марджори Боуэн ( настоящее имя Габриэль Маргарет Кэмпбелл -1 ноября 1885,  Хэмпшир — 23 декабря 1952, Лондон)

— британская писательница, автор исторических и готических романов, а также произведений в стиле «хоррор».   Её литературное наследие составляет более, чем 150 произведений, большая часть которых была опубликована под псевдонимом Марджори Боуэн. Также она писала свои работы, пользуясь псевдонимом Джозеф Ширинг   и ещё несколькими псевдонимами, а часть книг опубликовала под своим настоящим именем. Под псевдонимом Джозеф Ширинг она написала несколько зловещих готических романов, пронизанных атмосферой мистики и страха. Несколько её книг были экранизированы.

Роман напряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense)

Анна Радклиф (Энн Рэдклифф,  урождённая Уорд ; 9 июля 1764 — 7 февраля 1823)

— английская писательница, одна из основательниц готического романа. Самые известные её произведения — «Роман в лесу» (1791), «Удольфские тайны» (1794), «Итальянец, или Исповедальня кающихся, облачённых в чёрное» (1797).

Роман ужаса (The Novel of Terror)

Эрнст Теодор Амадей ( 24 января 1776  Кёнигсберг — 25 июня 1822  Берлин — немецкий писатель-романтик, сказочник, композитор, художник, юрист.

Чарльз Ро́берт Метьюрин ( 25 сентября 1780, Дублин — 30 октября 1824, там же) — английский (ирландский) священник и писатель.


Восточная повесть ужаса (The Oriental Tale of Terror)

 Уильям Бекфорд

Уильям Томас Бекфорд ( 1 октября 1760, Лондон — 2 мая 1844, Бат) — богатейший среди представителей третьего сословия англичанин конца XVIII века, член Британского парламента, известный собиратель и ценитель искусства, первопроходец неоготического движения в архитектуре, автор готического романа «Ватек». Писал на английском и французском языках.
Сатира на роман ужаса (Satires on the Novel of Terror)

Джейн Остин,

Джейн Остин, распространён также вариант Джейн Остен (J16 декабря 1775 — 18 июля 1817) — английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, сатирик, писала так называемые романы нравов. Её книги являются признанными шедеврами, которые сочетают в себе простоту сюжета, глубокое психологическое проникновение в души героев и ироничный, мягкий, истинно «английский» юмор.

Категорию ужасного Эдмунд Бёрк определяет следующим образом:
Чувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и называется изумление (astonishment); и изумление есть такое состояние нашей души, в котором все её движения замирают в предчувствии ужаса (horror). Ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх (fear) 

Одной из следующих попыток классификации готических романов принадлежит профессору Девендре Варме в его работе «Готическое пламя». В качестве соединения нескольких школ он приводит роман Мельмот Скиталец, в нём он обнаруживает черты школы напряжения и необъяснимой тревоги и черты школы ужаса.

Мэтью Грегори Льюис ( 9 июля 1775, Лондон — 14 мая 1818, на море по пути из Вест-Индии) — английский романист и драматург, автор готического романа «Монах» (1796).

В 1796 году был напечатан еще один знаковый для направления роман — «Монах» Мэтью Грегори Льюиса, главный герой которого насилует нескольких своих послушниц. Одна из них, убитая позднее самим монахом, оказывается его родной сестрой, а вторая — посланницей дьявола, соблазнившей священника на грехопадение. После публикации книга вызвала огромный скандал. Один из главных английских романтиков Джордж Байрон называл роман «фантазией пресыщенного сластолюбца, стремящегося возбудить себя».

Такая реакция была предсказуемой — о перверсии, пусть даже в таком нравоучительном ключе, не писал прежде никто. Считается, что книга во многом воплощала те разрушительные эротические тенденции, которые господствовали в обществе эпохи романтизма. Скандалы и разгромные рецензии от коллег по цеху не прошли даром — уже к 1798 году роман переиздали четыре раза, а новый жанр прочно утвердился в литературном мейнстриме.

Хотя пугающие декорации являются неотъемлемой частью жанра и одной из самых узнаваемых его черт, «внешний мир» в готике «не угрожает человеку так сильно, как внутренний», утверждал Блум. По его словам, первым, кто привнес в направление черты психологического триллера, был американский поэт, беллетрист и мистик Эдгар Аллан По (1809–1849).

Эдгар Аллан По, 1848 год

Стиль его письма был грубым и интенсивным, местами он напоминал даже технику потока сознания, которую изобретут только в начале XX века. В своих произведениях По глубоко изучал то, как человек становится рабом ужаса и пытается справиться с ним, исследовал природу ненависти и гнева, изображал опыт как физического (погребение заживо), так и эмоционального потрясения (состояние истерии и кататонии). Он пытался препарировать те явления (вроде помешательства, зависимостей, домашнего насилия и всевозможных — не только и не столько сексуальных — «извращений»), которые в литературе прошлых лет старались даже не упоминать.

По исходил из представления о том, что каждый человек от рождения безумен, вопрос только в том, насколько глубоко во тьму внутри себя самого он сможет (или будет вынужден) погрузиться. Противоречие моральному стандарту, влечение к запрещенному, темному, «грязному» — еще одна ключевая черта готики как культурного явления. Кроме того, именно По одним из первых придумал описывать «страшное» от лица героя, что помогало читателю ассоциировать себя с ним и глубже вовлекаться в сюжет.

Иллюстрация Гарри Кларка к рассказу Эдгара По «Колодец и маятник», 1919 год

Огромный потенциал готики литературовед Клайв Блум объяснял невозможностью исчерпать страх, окончательно развенчать его: «Сила страха продолжает захватывать нас».этой книге Девендра Варма выделяет три школы готического романа:

Историческая готика (The Historical Gothic Tale) — Клара Рив, София Ли, Вальтер Скотт
Школа напряжения и необъяснимой тревоги (The School of Terror) — Анна Радклиф
Школа ужаса (или шауэр-романтик) (The School of Horror) — У. Годвин.
Многие исследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готических романов являются:

замок, либо какие-либо старинные развалины (пассивный элемент, вокруг которого разворачивается действие романа);
готический злодей (активный элемент).


Становление и развитие готической литературы в XVIII—XIX веках


Готический роман сложился на фоне интереса предромантиков XVIII в. к рыцарской культуре с ориентацией на собственно рыцарский роман (особенно на такой его образец, как «Гибельный погост») и на роман барокко.

Основоположник стиля готического романа — Хорас Уолпол, выпустивший в 1764 году свой роман «Замок Отранто», назвав его готической историей. Шумный успех романа породил множество подражаний, прежде чем вышла повесть Клары Рив «Защитник добродетели» (во второй редакции получила название «Старый английский барон. Готическая история»). Следующим произведением, отмеченным критиками, явился небольшой рассказ Анны Летиции Барбальд «Сэр Бертранд».

Молодая женщина сидит в кресле и читает историю, которая заставила ее нервничать. Гравюра Р. Грейвса по мотивам Р.В. Автобус.

Исследователь Эдит Биркхэд пишет, что эта была попытка объединить две школы готического ужаса — готическую романтику и роман ужаса.

Следующей заметной фигурой в готическом романе стала София Ли со своим романом «Убежище», её романы заметно повлияли на творчество Анны Радклиф, которая известна такими произведениями как «Сицилийский роман», «Роман в лесу», «Удольфские тайны». Роман «Монах» 1796 года эпатировал публику сценами сексуального насилия и инцеста. Вскоре выходит и роман, который высмеивает жанр ужаса, — «Нортенгерское аббатство» Джейн Остин.

портрет Влада III Цепеша, господаря Валахии в XV веке, ставшего прототипом самого известного в литературе ужасов и популярной культуре вампира — Дракулы

Основные произведения созданы на рубеже XVIII и XIX веков. Протагонист каждого из них — демоническая, «байроническая» личность (романы «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли, «Итальянец» А. Радклиф, «Мельмот Скиталец» Ч. Р. Метьюрина). Примером готического романа за пределами Англии могут служить «Эликсиры Сатаны», а также «Майорат» Э. Т. А. Гофмана (1817), действие которого происходит на территории современной России (в посёлке Рыбачий Калининградской области на Куршской косе) 

Иллюстрация ронтисписа к изданию 1778 года «Староанглийского барона» Клары Рив

В России к авторам-предшественникам готической литературы относятся: Антоний Погорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского), Орест Сомов, Алексей Стороженко, Александр Пушкин, Николай Алексеевич Полевой, Михаил Лермонтов и Александр Бестужев-Марлинский. Основопологающей является миниатюра А. С. Пушкина «Пир во время чумы» 

К готическому жанру также относят стихотворения «Лила» Мещевского, «Ольга» Катенина, «Жених» Пушкина, «Могильщик» Плетнева, поэму Лермонтова «Демон» (1829—1839

Ключевой автор перехода от романтизма к реализму, Николай Васильевич Гоголь, также создал ряд произведений, которые можно отнести к готической литературе. В каждом из трех его сборников рассказов есть ряд рассказов, относящихся к готическому жанру, и многие из них содержат готические элементы. Среди них «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1831—1832), «Портрет» из «Арабесок» (1835), «Вий» из сборника «Миргород» (1835). Однако творчество Гоголя отличается от западноевропейской готической фантастики, так как в нем присутствуют элементы, более близкие к литературе абсурда[8][6].

Макабрические тенденции были характерны не только для прозы, но и для поэзии того времени. В 1797—1799 гг. в моду входят «страшные» баллады о пришельцах с того света. В эти годы Гёте создаёт «Коринфскую невесту», Вальтер Скотт — «Гленфинлас» и «Иванов вечер» (переведённый на русский язык В. А. Жуковским), С. Т. Кольридж — «Кристабель» и «Сказание о старом мореходе».

Иллюстрация к стихотворению Эдгара Аллана По «Ворон» работы Густава Доре

Произведения, продолжающие эстетику готического романа, появлялись и позже (сочинения Эдгара По, викторианские рассказы о привидениях). К этому жанру иногда обращались самые знаменитые писатели, как, напр., Чарльз Диккенс («Тайна Эдвина Друда», 1870), Р. Л. Стивенсон («Владетель Баллантрэ», 1889) и Генри Джеймс («Поворот винта», 1898).

Брэм Стокер утвердил «вампирское» влияние на готические романы своим романом «Дракула», где наиболее детально и чётко, в соответствии с тогдашними представлениями, описывалась жизнь вампиров.

Иллюстрация «Афинодор и призрак» работы Г. Д. Форда, ок. 1900

В XX веке поклонники готической литературы заметно расширили её изначальное определение. Широкое распространение в XIX—XX вв. получили различные сборники и антологии текстов в готической традиции (как, напр., сборник рассказов Анны Лемойн «Дикие розы»). Подобные сборники положили начало недорогим изданиям формата chapbook 

Король ужасов Стивен Кинг

В Америке от «готического» жанра отпочковалась «литература ужасов» (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился жанр тёмное фэнтези (Dark Fantasy). В южных штатах США традиции готической литературы продолжает южная готика, для которой, в отличие от других изводов жанра, характерен интерес к социальным и религиозным вопросам. Популярная в готике тема вампиров в XX веке выделилась в самостоятельное направление, постепенно превратившееся из готических ужасов в низкое фэнтези, порой с элементами любовного романа.

 =========================

 Антон Ефимов. Нигилизм и Готика. Альманах. — М.: OOO «ПринтЛЕТО», 2022. — 496  

Борис Невский. Жанры: Готика в книгах и фильмах // Мир фантастики. — август 2004. — № 12.
Готический роман / Г. В. Заломкина // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Готический роман // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 184—186. — 1596 с.  
Ефимов, А. С. Русский антинигилистический роман 1860—1870 гг. и «готический сюжет» / Антон Сергеевич Ефимов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — № 12. — С. 18-22.

Серия сообщений "Мистика":
Часть 1 - Храм Духа. Николай Рерих.
Часть 2 - "Родня эльфийского народа".
...
Часть 48 - Храни меня мой талисман! Лунный камень
Часть 49 - Храни меня мой талисман. ГОЛУБОЙ ТОПАЗ - камень доброй надежды
Часть 50 - Оборотни,вампиры и прочая нечисть....Готика в литературе

Рубрики:  Литература
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям

babeta-liza   обратиться по имени Четверг, 30 Ноября 2023 г. 17:45 (ссылка)
Благодарю, Майя! Не люблю я такую литературу, даже Гоголя читала с трудом...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 30 Ноября 2023 г. 19:29ссылка
Лиз,Спасибо.Неужели и в юности фантастику не читала....Советские детские книжки -во где ужастики)))А сказки?И лягушку целуют,и в кипящее молоко прыгают
ак одна из сводных сестер золушки, чтобы втиснуть ногу в туфлю, отрубила себе пальцы, а другая пятку! Однако, их обман заметили голуби и предупредили принца! Позже эти голуби выклевали сестрам глаза!

История о той, что всех белее и прекрасней и милее в оригинале похожа на ужастик! Ведь королева не просто приказала охотнику убить Белоснежку, она собиралась съесть её лёгкие и печень! В финале королева в наказание танцевала в раскаленных железных туфлях до того, пока не умерла от ожогов!
На самом деле, Рапунцель тайно встречалась с принцем, который забирался в башню по её волосам, результатом таких встреч стала беременность девушки! Когда об этом узнала ведьма она отрезала Рапунцель волосы и прогнала в пустыню! Затем она издевалась уже над принцем, все дошло до того, что он захотел покончить с собой и упал в терновые кусты, которые выкололи ему глаза! В конце Рапунцель и её возлюбленный встречаются только через семь лет! Слезы девушки вылечили слепоту принца!

А волк и семеро козлят?На самом деле волк съел 6 козлят и прилег отдохнуть, Коза, узнав о трагедии, вспорола ему брюхо и вытащила своих детей! Затем она запихала внутрь тела волка камни и зашила ему живот, когда тот проснулся и захотел попить воды в реке, он пошел ко дну и утонул!
А уж Красная Шапочка?Да какую ни возьми сказку,кто-то кого-то изощренно убивает)))Психику детям готовят к реальной жизни
Перейти к дневнику

Четверг, 30 Ноября 2023 г. 20:50ссылка
В детстве эти сказки совсем по другому воспринимались, было интересно и знали, что будет хороший конец...а фантастику я читала в юности, Ефремова и Рея Бредбори. А ужастики не любила читать и смотреть фильмы.
ГалКон   обратиться по имени Четверг, 30 Ноября 2023 г. 18:45 (ссылка)
Спасибо большое, Майя! Я тоже не любительница ужастиков и фэнтези со страшилками. Не читаю такие книги и не смотрю фильмы. Возможно я впечатлительный человек, а может просто это не мое. В жизни и так полно негатива, а тут еще дополнительные отрицательные эмоции.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 30 Ноября 2023 г. 19:21ссылка
Спасибо,Галя.Любишь-не любишь,всеравно это направление в литературе есть.Я вот с детства любила мистику,фантастику,сейчас уже приоритеты поменялись,но иногда занятно почитать.Архитектура готики,к примеру нравится многим...Кому,что....кому поп,кому попадья)))
Перейти к дневнику

Четверг, 30 Ноября 2023 г. 20:33ссылка
Готические соборы прекрасны, а то что есть готическая литература... ну пусть будет, имеет право на существование. Как говорится на каждый товар найдется свой покупатель.
Galyshenka   обратиться по имени Пятница, 01 Декабря 2023 г. 22:04 (ссылка)
Майя_Пешкова, спасибо, Майя. А я люблю! Даже не удержалась, прочла этот пост на работе. Просто комментарий не смогла там написать.
Эдгара По люблю очень, перечла все самые ужасные его рассказы, включая "Заживо погребенных" и т.д. А Гоголя с его Вием, Страшной местью и Вечерами на хуторе близ Диканьки осилила еще в 3-м классе, одним духом так сказать. Жуть просто, ночью, под одеялом при свете настольной лампы...в летние каникулы на даче, практически в лесу. Впечатлений было!
Кстати и фильмы люблю на тему ужасов, но только хорошие, умные и романтичные...некоторые сцены всегда в памяти, настолько заворожили.
Кстати психологи очень рекомендуют - ужасы неплохо разгружают нервную систему (вместо того, чтобы её напрягать). Лучше бояться того, что в книжке, чем того, что в действительности.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку