-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 233854


Легендарные преподаватели Царскосельского лицея:Н.Ф.Кошанский

Воскресенье, 16 Июля 2023 г. 12:00 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

19 октября 1811 года Царскосельский лицей, созданный по указу императора Александра I, принял первых учеников. Император был всерьез заинтересован идеей подготовки высших государственных чиновников. Ведь главная цель, которая ставилась при открытии Царскосельского лицея — это воспитание государственных служащих высшего ранга, дипломатов и военных новой формации из детей дворянского сословия.

Группа преподавателей в Александровском лицее в Санкт-Петербурге, фотография 1911 года]

Огромную роль в открытии Лицея сыграл М.М.Сперанский, который со свойственной ему проницательностью осознавал, что России нужны высокообразованные люди с новым мышлением и внутренней свободой. Для работы в Лицее были привлечены лучшие преподаватели во главе с прогрессивным директором, просветителем Василием Федоровичем Малиновским, сын которого, Иван, стал воспитанником этого учебного заведения. Среди друзей Ивана был и Александр Пушкин.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграли педагоги Царскосельского лицея в духовном и нравственном становлении поэта.

Кто были учителя Пушкина в Лицее?

Одним из самых молодых педагогов Лицея был Николай Федорович Кошанский. В Лицее он преподавал русскую словесность и латинский язык. На момент открытия Лицея ему было всего тридцать лет, но он к тому времени уже многого добился. Он закончил с золотой медалью философский факультет Московского университета, имел докторское звание. Был автором целого ряда филологических работ. Кошанский побуждал лицеистов к творчеству, сам сочинял и переводил стихи.

Он старался привить им вкус к прекрасному, показывая образцы из классических произведений древности. На его уроках лицеисты слушали рассказы и проводили анализ произведений авторов, современников лицеистов — Державина, Карамзина, Дмитриева, Жуковского. После окончания А.С.Пушкиным Лицея, Кошанский разбирал с учениками стихи молодого поэта. По свидетельству одного из его учеников, Я. К. Грота, лицеисты заслушивались его рассказами и чтениями во время преподавания им латинской и русской словесности. С декабря 1824 года Кошанский состоял директором института слепых, в 1826 году изобрёл специальный шрифт книг для слепых

Пушкин стал лицеистом в 12 лет.Рисунки Бориса Гущина.

Это на уроках Кошанского лицеисты учились "описывать розу стихами" (Ив. Пущин), спорить, интересно рассказывать о прочитанных книгах, составлять аннотации, подбирать материалы для журнала "Мудрец" - выходил такой в Лицее, забавный полный пародий, веселых шуток, изящных стихотворений, от руки переписанный Данзасом, - разбирать и понимать смысл од Горация, холодную прозрачность строк Анакреонта и прочих "древних стариков". "Трепать их лавры" под руководством остроумного и забавно - строгого Николая Федоровича Кошанского было не так уж трудно. Разбирали лицеисты и трудные формы русских глаголов и размеры греческого гекзаметра, на лету запоминая, что такое прасодия.

Царскосельский Лицей.

Вы можете сказать, что Кошанскому воздают хвалы и помнят лишь за то, что он учил Пушкина, Кюхельбеккера и Дельвига, а те были поэтами от Бога, ничего удивительного! Но я прочла сотни документальных материалов, воспоминаний, записок, биографий, писем лицеистов пушкинского( да и не только!) выпуска.

Среди них были адмиралы и дипломаты, государственные чиновники и опальные ссыльные, просто военные и тихие уездные помещики, врачи и юристы: Знаете, что было их отличительной чертой? Все они великолепно владели русским литературным языком, стилем русского письма, и писали так, что захватывало при чтении писем дух: Да что " захватывало"?.. Так и захватывает до сих пор.

библиотека

И все они подобно Дельвигу могли бы ответить, что свободе и легкости языка, дружбе со словом они обязаны и духу лицейскому, и преподаванию Николая Федоровича Кошанского....

Сын обедневшего московского дворянина, ни сохранившего ни имения, ни крепостных, Кошанский всего в жизни добивался сам. Только с помощью усердия и прекрасных способностей он получил отменное образование, овладев в совершенстве языками - древнеславянским, латинским, греческим, английским, французским. Николай Кошанский закончил Московский университет сразу по двум факультетам - философскому и юридическому.

С начала 1800 по 1804 год Николай Федорович сотрудничает в журнале "Новости русской литературы" - переводит французские галантные романы, пишет небольшие обзоры и статьи. В 1805 году он выпустил в свет кропотливо составленные им "Таблицы латинской грамматики, в 1806 году - "Начальные правила российской грамматики". В 1805 же он сдал экзамен на степень магистра философии, перевел знаменитый тогда труд французского искусствоведа и археолога Милленя, и собрался для совершенствования познаний в чужие края.

Хотел изучать в Италии историю изящных искусств, археологию и совершенствоваться в знании языков.

Друзья: Кюхельбекер, Пущин, Дельвиг.

Но поездка не состоялась. Помешали политические европейские бури, раздел империй под властью Бонапарта.

...Разрушались старинные княжества и графства, образовывались новые, первый консул Французской Республики становился Императором, а в далекой России высокий, стройный молодой человек, с приятными чертами лица, мягким и торжественным голосом, почти каждое утро бродил по Летнему саду или аллеям Павловска, Петродворца, Ораниенбаума, Царского Села, осматривал статуи, каскады, фонтаны, что -то зарисовывал в альбом, а потом вечерами пропадал в Публичной Императорской Библиотеке, штудируя труды по истории искусства и рассматривая запылившиеся альбомы старинных гравюр.

В 1807 году Николай Федорович Кошанский выдерживает экзамен на звание доктора философии и выпускает в свет самый значительный труд того времени:" Руководство к познанию древностей по Милленю в пользу учащися при Московском Университете" - первое практическое руководство на русском языке для изучения античной эпохи. Работоспособность молодого Кошанского исключительна: он преподает одновременно в высших классах московской гимназии, в Екатерининском институте, служит секретарем при цензурном комитете, и в комитете испытаний для получения чиновничьих классов. (*Тогда чиновники для получения определенного ранга, класса должны были сдать нечто вроде небольшого экзамена, аттестации , подтверждающей " профпригодность" - автор). Вся эта нагрузка не мешает ему сотрудничать и в "Вестнике Европы" и в "Русском вестнике" и "Московских ведомостях" - писать стихи, рецензии, обзоры.

В те же годы выходили переиздания его латинских и русских грамматик, которые он правил и дополнял, а в 1811 году вышла прекрасная работа - антология "Цветы греческой поэзии" Это был сборник переводов древнегреческих поэтов, с комментариями - очень подробными и обстоятельными - примечаниями и сравнительными характеристиками, составленными молодым магистром собственноручно!

С таким вот багажом трудов и прибыл Николай Федорович в Лицей, на штатную должность преподавателя словесности, 17 августа 1811 года. Его письмо - прошение на имя Министра просвещения графа Разумовского было составлено столь красноречиво и изящно, что Министр сразу отдал молодому доктору философии предпочтение перед десятком других кандидатов. Правда, жалованье Кошанского в Лицее было вдвое меньше университетского. Но, кажется, это его мало волновало.

Он деятельно принялся помогать директору лицея Малиновскому в обустройстве классов и помещений, закупал учебные пособия, книги для библиотеки, составлял расписание занятий для воспитанников. Избранный почти сразу же секретарем лицейской педконференции, Николай Федорович , стал, если говорить современным языком, завучем Лицея.

Нагрузка его была очень велика. И на уроках лицеистам следовало преподать кроме основных правил, образцы разбора лучших произведений - не только стихов, но и прозы. Иной раз Кошанский вводил в текст лекции коротенькие притчи назидательного плана, разбирал вместе с учениками библейские сюжеты. Все годы преподавания в Лицее Николай Федорович отдавал много сил подготовке учебников для практических занятий по латинскому языку и книг для чтения. Вот краткий список работ Кошанского...

В 1812 году вышли в свет "Басни Федра с исправленным оригиналом и замечаниями"; в 1814 он переиздает свою давнюю латинскую грамматику (потом она выдержала еще 9 изданий!); в 1815 году появился знаменитый любимый Пушкиным "Корнелий Непот. Жизни славных мужей Греции, очищенный текст с замечаниями и двумя словарями". Наконец, в 1816 -1817 годах Кошанский собрал и напечатал материалы лекций, которые читал лицеистам: "Это стало учебником, зачитанным до дыр."

 

в парке

Николай Федорович неустанно составлял учебные планы, отчеты, характеристики на воспитанников. Он был педантом и аккуратистом, но благодаря этой аккуратности мы теперь имеем представление о том, как учились лицеисты. В отчете от 15 марта 1812 года написано:" Из латинской грамматики пройдено: склонения, роды имен и спряжения правильных глаголов.

А вот любопытный документ -характеристика на Пушкина, составленная Кошанским, 15 марта 1812 года. В ней, в частности сказано: "любое затруднение может остановить его, но не удержать; ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством собственной пользы, желает сравниться с первыми питомцами.(Дельвиг, Горчаков) Успехи его в латинском хороши; в русском не столько тверды, сколь блистательны."

Опытный педагог и психолог Николай Федорович сразу заметил блистательность дарования ученика, но не хотел выделять его среди прочих, требуя серьезной основательности и глубины знаний. А, быть может, опасался и соперничества, поскольку сам писал неплохие стихи? Воспитанник Пушкин был часто вспыльчив и несдержанн и Николаю Федоровичу приходилось иногда делать ему строгие внушения. Впрочем, с воспитанниками лицейские педагоги всегда говорили только на "Вы" и при любом обороте дела, даже самом скандальном, выражали надежду, что" сие есть не что иное, как только досадное недоразумение".

Карцер в Лицее всегда пустовал, телесные наказания и вовсе не применялись. Даже во время болезни а затем смерти директора Ив. Ф. Малиновского и годичного отпуска по болезни самого Кошанского, - при видимом безначалии- никаких серьезных происшествий в Лицее не было. Аристократический и в то же время спартанский дух сдержанности торжествовал, как всегда. Излечившись от болезни - нервного воспаления мозга - благодаря заботам брата, забравшего его на время в Петербург, (У профессора никогда не было собственной семьи) Николай Федорович вернулся в Лицей только в декабре 1815. Занятия переводы, разборы, сочинения - все продолжилось...

Кошанский прослужил в Лицее до 1828 года. Сделал три выпуска. Учащиеся после Пушкина лицеисты часто просили профессора привезти из Петербурга какое - нибудь новое сочинение Пушкина и прочесть на уроке вместо скучных латинян и греков. Просьбы эти никогда не встречали отказа. Я. К. Грот - историк Лицея и его выпускник - рассказывал:

"...Кошанский раз привез нам на лекцию только что полученную от товарищей Пушкина рукопись стихотворения "19 октября 1825 года" и прочел нам это стихотворение с особым чувством, прибавляя к каждой строфе свои пояснения. Только там, где речь шла о заблуждениях поэта, он довольствовался многозначительной мимикой, которая вообще входила в его приемы. .. Легко понять, какое впечатление произвел на нас профессор этим чтением. После урока мы принялись переписывать драгоценные стихи о родном Лицее и тотчас выучили их наизусть."

А. С. ПУШКИН - ЛИЦЕИСТ. Г. М. ОСОКИН, 1960

Перед нами трогательное доказательство скрытой любви строгого педантичного профессора к ученику: Вот еще одно, уже явное, доказательство этой любви.

Все последние годы жизни Николай Федорович Кошанский работал над учебниками "Общая риторика" и "Частная риторика". В "Общей риторике" (первое издание -1829 год, второе - 1830, т.е. еще при жизни Пушкина) как единственный поэтический пример "плавности слога" автор приводит надпись Пушкина к портрету Жуковского:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость

( Пушкин. К портрету В. А. Жуковского)

и комментирует так: "третий стих - живое чувство пылкой юности; четвертый стих трогателен как поэзия Жуковского, а пятый стих, так пленителен своею плавностию и так ярко освещен прелестью идей и правдой, что нельзя не назвать его стихом гения"

"Риторики" всегда были радостью и гордостью Кошанского.

Венцом всех его трудов. " Общую " он еще увидел в печати, "Частную" - нет. Составленная по академически безупречно, ясным и простым слогом, она показалась чиновникам - тугодумам от просвещения излишне понятной, да и некоторые переводы Горация - слишком вольными, несмотря на древность. Труд похоронили в пыли архивов.

Николай Федорович Кошанский оставил Лицей в 1828 году, выйдя в отставку с полным пенсионом по выслуге лет - 25.

Тогда же он принял на себя обязанности Директора института слепых, на Литейной улице в Петербурге и Председателя Императорского общества с тем же названием. Должность хлопотная и требующая горячего сердца и усердия. И то и другое - мы знаем, у Николая Федоровича было. Он не щадил себя совершенно. Во время холерной эпидемии 1831 года, хлопоча о размещении больных в лазарете института, Кошанский по неосторожности и сам заразился холерой. 22 декабря 1831 года, не приходя в сознание, он умер. Похоронен на Смоленском кладбище Петербурга. Могила не сохранилась.

# # # # # #

Мы так мало знаем о них - наставниках и учителях знаменитого Лицея. Вместо ясных образов, проходят перед нами какие - то расплывчатые тени. И только вчитываясь иногда в пожелтевшие страницы книг, строчки стихов, понимаем, что Лицей - это нечто большее, чем просто история, а те, кто создавал его - нечто большее, чем просто педагоги. Так же как и Петербург - нечто большее, чем просто город. Это - то, что создавало нас всех, наши души и сердца, то, что теперь стыдливо прячется внутри каждого из нас, хотим мы этого или нет. Убить, уничтожить это - нельзя, невозможно! Так и хочется поспорить с Белинским и сказать в ответ на его знаменитое - трагическое: "Все мы вышли из "Шинели" - "Нет. Из теней лицейских садов!" Но верно ли это будет?... Надеюсь, да.

============================

https://www.peoples.ru/state/teacher/koshanskiy/

https://mi-ta-pe.livejournal.com/806109.html

И. Селезнев. Исторический очерк Императорскаго бывшаго Царскосельскаго ныне Александровскаго Лицея за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 год. — По определению Совета Имп. Александровскаго Лицея, 1861. — 746 с.

Кобеко Д. Ф. Императорский царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811—1843. — СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума, 1911. — 554 с.

Руденские М. П.и С. Д. Наставникам… за благо воздадим. — Л., Лениздат, 1986.

Рубрики:  По России/Россия царская
Литература/О ПУШКИНЕ
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 8 пользователям

Таточка-Танюша   обратиться по имени Воскресенье, 16 Июля 2023 г. 17:27 (ссылка)
С благодарностью...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Июля 2023 г. 19:40ссылка
Спасибо за интерес,Таня
ГалКон   обратиться по имени Воскресенье, 16 Июля 2023 г. 17:38 (ссылка)
Спасибо большое, Майя, за интересный пост об преподавателе риторики и словесности Николае Федоровиче Кошанском! Как здорово, что ты начала этот цикл, так как без знакомства с преподавателями цикл о Царскосельском Лицее, его лицеистах был бы не полным. Уверена, что многие даже и не имели представления о них. В лучшем случае слышали фамилии и имена наиболее часто упоминаемых в литературе, например А.П.Куницына. Признаюсь, ничего не знала и даже не слышала об этом прекрасном преподавателе от Бога. Уважительное отношение к ученикам, построение своих лекций таким образом, чтобы возникла заинтересованность, поощрение и развитие выявленных талантов - вот, по-моему, главные принципы построения обучения Кошанского и других преподавателей в Лицее. Не зря уже в первом его выпуске было столько одаренных и знаменитых молодых людей, оставивших свой след в истории России.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Июля 2023 г. 19:40ссылка
Спасибо,Галя.Это самый главный принцип любого образования:научить учиться,вызвать стремление к знанию,интерес к предмету.Я когда копнула тему глубже,я была в культурном шоке:преподавали сплошь профессора,ученые,которые достигли определенных высот в своей науке и ко всему были талантливыми педагогами...Я вообще за систему ранней профилезации обучения,зачем ,к примеру, мучить детей теми предметами,к которым у них нет ни интереса,ни способностей и вообще желания обучаться...Столько сейчас предметов,которые засоряют и так недоразвитую память детей. Например:русский язык и +родной язык...Считаю прежде всего обучить грамотно писать и выражать свои мысли, а углубление в языкознание-это уже удел студентов филфака...Зачем нашем безграмотным недорослям старославянский и церковнословянский и тд.А кто пробовал прочесть Былины русские,не адаптированные?Попробуйте,не хуже китайской грамоты
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Июля 2023 г. 19:54ссылка
Не знаю, адаптированные русские былины, которые были в школьных учебниках, скорее всего, что да, но и они для меня были как китайская грамота. Не только в русском языке такое углубленное изучение материала. Тоже самое и в математике. Когда я поступила в институт, то только там я познакомилась с интегралами, которые мне в принципе в профессии не пригодились. И каково же было мое удивление, что эти элементы высшей математики стали изучать в средней школе. Зачем, спрашивается? Сейчас, правда не знаю, есть в школьной программе это или нет, может вывели из-за нецелесообразности.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Июля 2023 г. 19:59ссылка
И еще об уважении учеников. Зачастую учителя навешивают ученикам ярлыки и даже дают прозвища. Так случилось с Андреем. Он спросил учителя в начальной школе, что такое гегемон. Учитель ничего лучшего не нашла как сказать: "Сядь, политик". С тех пор ребята в классе его звали политиком какое-то время. И это учитель?
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Июля 2023 г. 21:12ссылка
Ну,начальная школа сейчас вообще песня,как результат обе внучки пишут как курицы лапой,хотя у нас у всех идеальне почерка
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Июля 2023 г. 21:30ссылка
Что у меня до сих пор, что у сестры был красивый почерк, а Андрей тоже пишет как курица лапой. Я думаю, что в школе этому не уделяется должного внимания. Особенно это заметно, когда появились шариковые ручки, абсолютно не улучшающие почерк. Вспомни как мы переходили на перьевые ручки. Сначала писали крючочки и буквы простым карандашом. И только потом нам разрешали переходить на перьевые ручки. Причем не всем сразу, в первую очередь только тем, кто хорошо писал и аккуратно. Проводились уроки чистописания. Для этого были прописи, в которых показано, не только как правильно писать буквы, но и как и где делать нажимы пера и как писать эти буквы в связке. У нас в школе очень долго запрещали автоматические ручки, заправляемые чернилами.
babeta-liza   обратиться по имени Воскресенье, 16 Июля 2023 г. 21:40 (ссылка)
Благодарю Майя! Как замечательно, что в лицее преподовали такие учителя, как Кошанский!
Вот поэтому и вышли лицеисты после обучения с прекрасным знанием русского языка, чего сейчас не скажешь о выпускниках наших школ...
С удовольствием цитирую. Уютного вечера и хорошей новой недели!
Ответить С цитатой В цитатник
Galyshenka   обратиться по имени Среда, 19 Июля 2023 г. 01:57 (ссылка)
Майя_Пешкова, спасибо, Майя. Действительно, царскосельский лицей - это истоки нашей культуры. Благодаря таким одержимым своей профессией учителям развивался русский язык. Кошанский - учитель от Бога. К сожалению таких учителей немного. Мне кажется, что в педагогических вузах не мешало бы ввести курс об известных учителях и педагогах. А может быть он и есть, не знаю. Но он должен быть обязательно, чтобы на их примере самоотверженности воспитывать и передавать опыт новым поколениям, выбравшим эту замечательную и важную профессию.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку