Спасибо большое, Майя, за интересный пост об преподавателе риторики и словесности Николае Федоровиче Кошанском! Как здорово, что ты начала этот цикл, так как без знакомства с преподавателями цикл о Царскосельском Лицее, его лицеистах был бы не полным. Уверена, что многие даже и не имели представления о них. В лучшем случае слышали фамилии и имена наиболее часто упоминаемых в литературе, например А.П.Куницына. Признаюсь, ничего не знала и даже не слышала об этом прекрасном преподавателе от Бога. Уважительное отношение к ученикам, построение своих лекций таким образом, чтобы возникла заинтересованность, поощрение и развитие выявленных талантов - вот, по-моему, главные принципы построения обучения Кошанского и других преподавателей в Лицее. Не зря уже в первом его выпуске было столько одаренных и знаменитых молодых людей, оставивших свой след в истории России.
Спасибо,Галя.Это самый главный принцип любого образования:научить учиться,вызвать стремление к знанию,интерес к предмету.Я когда копнула тему глубже,я была в культурном шоке:преподавали сплошь профессора,ученые,которые достигли определенных высот в своей науке и ко всему были талантливыми педагогами...Я вообще за систему ранней профилезации обучения,зачем ,к примеру, мучить детей теми предметами,к которым у них нет ни интереса,ни способностей и вообще желания обучаться...Столько сейчас предметов,которые засоряют и так недоразвитую память детей. Например:русский язык и +родной язык...Считаю прежде всего обучить грамотно писать и выражать свои мысли, а углубление в языкознание-это уже удел студентов филфака...Зачем нашем безграмотным недорослям старославянский и церковнословянский и тд.А кто пробовал прочесть Былины русские,не адаптированные?Попробуйте,не хуже китайской грамоты
Не знаю, адаптированные русские былины, которые были в школьных учебниках, скорее всего, что да, но и они для меня были как китайская грамота. Не только в русском языке такое углубленное изучение материала. Тоже самое и в математике. Когда я поступила в институт, то только там я познакомилась с интегралами, которые мне в принципе в профессии не пригодились. И каково же было мое удивление, что эти элементы высшей математики стали изучать в средней школе. Зачем, спрашивается? Сейчас, правда не знаю, есть в школьной программе это или нет, может вывели из-за нецелесообразности.
И еще об уважении учеников. Зачастую учителя навешивают ученикам ярлыки и даже дают прозвища. Так случилось с Андреем. Он спросил учителя в начальной школе, что такое гегемон. Учитель ничего лучшего не нашла как сказать: "Сядь, политик". С тех пор ребята в классе его звали политиком какое-то время. И это учитель?
Что у меня до сих пор, что у сестры был красивый почерк, а Андрей тоже пишет как курица лапой. Я думаю, что в школе этому не уделяется должного внимания. Особенно это заметно, когда появились шариковые ручки, абсолютно не улучшающие почерк. Вспомни как мы переходили на перьевые ручки. Сначала писали крючочки и буквы простым карандашом. И только потом нам разрешали переходить на перьевые ручки. Причем не всем сразу, в первую очередь только тем, кто хорошо писал и аккуратно. Проводились уроки чистописания. Для этого были прописи, в которых показано, не только как правильно писать буквы, но и как и где делать нажимы пера и как писать эти буквы в связке. У нас в школе очень долго запрещали автоматические ручки, заправляемые чернилами.
Благодарю Майя! Как замечательно, что в лицее преподовали такие учителя, как Кошанский!
Вот поэтому и вышли лицеисты после обучения с прекрасным знанием русского языка, чего сейчас не скажешь о выпускниках наших школ...
С удовольствием цитирую. Уютного вечера и хорошей новой недели!
Майя_Пешкова, спасибо, Майя. Действительно, царскосельский лицей - это истоки нашей культуры. Благодаря таким одержимым своей профессией учителям развивался русский язык. Кошанский - учитель от Бога. К сожалению таких учителей немного. Мне кажется, что в педагогических вузах не мешало бы ввести курс об известных учителях и педагогах. А может быть он и есть, не знаю. Но он должен быть обязательно, чтобы на их примере самоотверженности воспитывать и передавать опыт новым поколениям, выбравшим эту замечательную и важную профессию.