-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай арии из опер архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка зима имя искусство история история жизни история любви картины катар концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей романсы российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция французский композитор храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237529


Первопроходцы Российской империи в области фотоискусства

Среда, 19 Августа 2020 г. 16:36 + в цитатник
babeta-liza все записи автора
Сегодня  всемирный день фотографии и я познакомлю вас с  историей фотоискусства России.
Искусство фотографии в России развивалось стремительно. Уже в 1880-е появился жанр публицистического фоторепортажа и первый профессиональный журнал. Русские фотографы участвовали в международных выставках и получали престижные награды.Мы  познакомим вас  с историей в области фотоискусства в России
Первый русский фотограф: Алексей Греков
Оригинальная камера Луи Дагера
 
Полиграфист Алексей Греков остался в истории как пионер портретной фотографии и изобретатель российского фотоаппарата. Он первым из русских мастеров освоил способ получения негативного изображения на бумаге (калотипию).
Алексей Греков
В 1840 году, через несколько месяцев после открытия французским изобретателем Луи Дагером дагеротипии, Греков сделал ее более доступной, а само изображение — более прочным. Он первым в мире стал наносить слой серебра (а позднее золота) на медные пластинки с помощью гальванопластики (гальванопластика — способ копирования при помощи химического процесса. — Прим. ред.). В этом же году он открыл «художественный кабинет» портретной фотосъемки — первый в России.
Дагерротип"Мастерская художника"1837
 
Фотограф Их Императорских Величеств: Сергей Левицкий
Сергей Левицкий
Еще один первопроходец русской фотографии — Сергей Левицкий. Свои первые снимки начинающий фотограф сделал во время экспедиции на Кавказ в 1842 году — после этой поездки он оставил службу в канцелярии и полностью посвятил себя фотографии.
Во время путешествия по Риму он сфотографировал русскую общину — этот снимок единственный, на котором запечатлен Николай Гоголь. Ему также принадлежит коллективная фотография авторов журнала «Современник» с Иваном Тургеневым, Дмитрием Григоровичем, Львом Толстым, Николаем Островским и Иваном Гончаровым.
Семья Императора Александра III
В Санкт-Петербурге Сергей Левицкий держал дагеротипную мастерскую. Одним из первых он начал делать фотографические коллажи и ретушировал негативы. В 1847 году по его эскизам сконструировали камеру с мехами («гармошкой»), которая облегчила фокусировку и снизила вес аппарата.
В объективе Левицкого были Николай I, Мария Александровна, Александр II и другие царские особы — фотограф запечатлел четыре поколения монаршей семьи. В 1877 году Левицкому и его старшему сыну Льву, который работал вместе с отцом, присвоили звание «Фотографы Их Императорских Величеств».
 
Автор первого фотоальбома: Андрей Деньер
Иван Крамской. Портрет Андрея Деньера 1883
Андрей (Генрих) Деньер также работал в Петербурге. В 1842 году он стал вольноприходящим студентом в Императорской Академии художеств на курсе исторической живописи у Карла Брюллова, в это же время увлекся фотографией. После окончания учебы он открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера» на Невском проспекте. В 1860-х успешный фотограф-портретист уже занимал призовые места на выставках и выступал на них экспертом, а в 1860 году был удостоен звания «Фотограф Его Императорского Величества».
Портрет Афанасия Фета 1860-ые
Андрей Деньер первым сделал фотоальбом со снимками деятелей искусства: в 1865 году вышли 12 изданий «Альбома фотографических портретов известных лиц России». Деньер запечатлел Федора Тютчева, Ивана Аксакова, Афанасия Фета, Тараса Шевченко.
Портрет Ивана Тургенева 1850
Андрей Деньер всегда экспериментировал с фотографированием. Он работал с витротипией — «фотографией на стекле». Также мастеру принадлежит метод, который назвали «эффект Деньера»: фотограф печатал изображение с двух негативов. Так он добивался мягких, нерезких контуров.
 
Первый русский фотохудожник: Андрей Карелин
Варварская улица. Нижний Новгород 1870-ые
 
В детстве будущий основоположник художественной фотографии Андрей Карелин учился иконописи. Способного ученика из Тамбова направили в Санкт-Петербург в Императорскую Академию художеств. После выпуска Карелин стажировался у Михаила Настюкова — официального фотографа будущего государя Александра III.
Андрей Карелин
В 1869 году Андрей Карелин открыл собственный фотосалон в Нижнем Новгороде. Он делал портреты герцога Эдинбургского, художника Василия Верещагина, музыканта Николая Рубинштейна, ученого Дмитрия Менделеева и других известных личностей. Карелин часто экспериментировал с фокусным расстоянием и глубиной резкости, благодаря чему добился естественности и соразмерности деталей. Он снимал на расстоянии семи метров, не теряя при этом четкости изображения. В 1876 году «За изобретенный особый способ фотографии» мастеру присвоили звание фотографа Императорской Академии художеств.
Угощение.Андрей Карелин
Как художник, Андрей Карелин старался приблизить свои работы к лучшим произведениям живописцев. В 1886 году вместе с Иваном Шишкиным он создал альбом «Нижний Новгород» с раскрашенными акварелью фотографиями местного дворянства и купечества — "экземпляр, подаренный Александру II, хранится в Государственном Русском музее.
"Карелин первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией».
Фотограф Сергей Прокудин-Горский 
 
Летописец петербургской жизни: Карл Булла
Карл Булла
Петербургского фотографа Карла Буллу называют отцом репортажного фотоискусства и летописцем петербургской жизни. Он одним из первых получил разрешение на уличную фотосъемку и стал единственным фотографом, кто был удостоен нагрудного знака «Фотограф Санкт-Петербурга». В 1883 году в своей лаборатории он производил сухие броможелатиновые пластины — его изобретением пользовались по всему миру.
Николай Пирогов, Владимир Стасов,Максим Горький. Илья Репин 1905
 
На своих снимках Булла запечатлел значимые события России: спуск на воду крейсера «Аврора», наводнение 1903 года в Санкт-Петербурге, празднование 300-летия дома Романовых, революцию 1917 года. Позднее в собственной типографии он печатал открытки с видами столицы. Булла-репортер снимал для газет и журналов «Нива», «Огонек», «Столица и усадьба», немецких Die Woche, Illustrirte Zeitung.
Портрет Федора Шаляпина
Карл Булла снимал также и портреты. В его объектив попали император Николай II, Петр Столыпин, Максим Горький, Федор Шаляпин и Александр Куприн, Илья Репин, Матильда Кшесинская. К 80-летию Льва Толстого фотограф сделал более 100 снимков.
 
Фотограф-гравер: Альфред Федецкий
Члены Харьковского отделения Русского музыкального общества и Петр Чайковский 1893
 
Альфред Федецкий закончил фотографический институт при Академии художеств в Вене. Позже он переехал в Киев и стал работать в фотоателье Влодзимежа Высоцкого, где его вскоре назначили управляющим и доверили делать фотографии высочайших особ.
Николай II и Александра Федоровна на вокзале в Борках
В 1886 году Федецкий перебрался в Харьков — фотографический центр Юга России. Там он открыл собственное фотоателье. Федецкому принадлежат фотографии членов императорской фамилии, Иоанна Кронштадтского, Петра Чайковского, Ивана Айвазовского. В 1888 году на Всемирной выставке в Брюсселе Федецкий получил золотую медаль, а за кадры с крушения императорского поезда около станции Борки «Высочайшую благодарность» Императора Александра III.
Жанровые, пейзажные и портретные фотографии он старался приблизить к живописным рисункам. В 1901 году мастер изобрел новый способ съемки, который позволял имитировать гравюру на цветном металле.
Класс воскресной школы Христины Алчевской в Харькове 1900
«Действительно, новый род съемки, изобретенный Федецким, дает поразительное анатомическое свойство, сохраняя экспрессию, характер, отсветы кожи и малейшие изгибы лица. Глядя на эти снимки, никто не скажет, что это — фотография, а не превосходная, старинная гравюра. И замечательно, что чем пристальнее и дольше вглядываешься в эти снимки, тем сильнее их впечатление, тем больше они нравятся»
Газета «Харьковские губернские ведомости», 1901 год
 
Фотограф-публицист: Максим Дмитриев
 
Максим Дмитриев
 
Основатель социальной и публицистической фотографии в России Максим Дмитриев учился профессии у московского фотографа Михаила Настюкова. В 1879 году Дмитриев перешел в фотоателье Лейбовского в Нижнем Новгороде, а через два года стал помощником Андрея Карелина — тогда уже известного на весь мир.
Максим Дмитриев фотографировал старинные памятники Волжского края, местности, охваченные бедствием. Фотографии города вошли в альбом «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии». Позднее эти фотографии проиллюстрировали книгу историка Василия Чешихина «Лев Толстой и голод». Рискуя здоровьем, Дмитриев снимал врачей и сестер милосердия, которые лечили больных тифом, разоренные деревни, ночлежки. Работы мастера оценили золотой медалью на Парижской международной фотографической выставке и почетным дипломом на выставке в Амстердаме.
Дмитровская башня Нижегородского Кремля
«…Спешу написать Вам эти немногие строки, но мне довольно их, чтобы сказать Вам, что я в неописанном восторге от Ваших фотографий, особенно от «картин голодного года». Я ничего подобного не видел нигде в Европе, — а смею сказать, я много видел и здесь и в Европе».
Из письма критика Владимира Стасова
Ярмарочные балаганы на Гребневских песках 1900
В объективе Максима Дмитриева были почти все важные события Нижнего Новгорода: визит Николая II, 300-летие дома Романовых в 1913 году. Дмитриев часто фотографировал Максима Горького, Федора Шаляпина, Исаака Левитана, Константина Маковского, Ивана Бунина, Леонида Андреева, Владимира Короленко. Также он создал самый длинный в мире фоторепортаж: он запечатлел почти каждые четыре километра реки Волги и ее окрестностей.
 
Пионер цветной фотографии: Сергей Прокудин-Горский
Сергей Прокудин-Горский. Автопортрет.Водопад Кивач.Олонецкая губерния 1915
 
Изобретатель цветных фотографий Сергей Прокудин-Горский учился в Императорской Военно-медицинской академии и Академии художеств. Его всегда увлекала фотография: результаты своих исследований он размещал в тематическом журнале и книгах по фотографии. В 35 лет Прокудин-Горский стал членом фотографического отдела Императорского Русского технического общества — он регулярно делал доклады о своих исследованиях в области фотографии.
Молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна 1909
Больше фотографий Прокудина-Горского — по ссылке
В 1900 году черно-белые снимки Прокудина-Горского участвовали во Всемирной Парижской выставке, а через год он открыл «фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую» в Петербурге. Настоящая революция в области фотоискусства началась с его статей о принципах воспроизведения цвета. Прокудину-Горскому первому в России удалось получить цветное изображение — качество его снимков превосходило даже иностранные. Уже с 1903 года он фотографировал виды и людей Российской империи в цвете. Мастеру принадлежат знаменитые снимки начала XX века: Лев Толстой в Ясной Поляне, команда парохода «Шексна», эмир Бухарский в Узбекистане, крестьяне из разных уголков страны.
Храм Святого Николая в Можайске  1911-1912
 
Мастер русской светописи: Сергей Лобовиков
Сергей Лобовиков
 
Сергей Лобовиков начинал работать в фотоателье купца Петра Тихонова в Вятке. В 24 года, в 1894 году, он открыл собственную фотомастерскую. В своем фотоателье Лобовиков установил электроподсветку, которая позволяла ему фотографировать не только при дневном свете, но также в пасмурную погоду и вечером. Это было редкостью в то время.
Трифонов монастырь и Кремль.Вятка 1900-е
В 1908 году Сергей Лобовиков стал председателем Вятского фотографического общества. За живописные фотографии крестьянского быта, портреты детей и сельские пейзажи он удостоен бронзовой медали на Парижской Всемирной выставке. «Я — фотограф мужицкий. Мой объект — мужик. Быт его меня интересует со всех сторон», — говорил мастер. Через два года фотографа избрали почетным членом Лондонского общества изящных искусств.
Домовица 1909-1910
«Какая была цель и идея, руководившая мною в течение всей моей жизни? Эта цель — поднять, сколько позволят мои силы, фотографическое искусство прежде всего в нашем захудалом городишке, а может быть, и больше».
Сергей Лобовиков
Первая русская женщина-фотограф: Елена Мрозовская
Елена Морозовская
 
Фотограф-любитель из Санкт-Петербурга Елена Мрозовская училась фотоискусству в Париже у известного французского мастера Надара. В 1894 году она открыла собственную художественно-фотографическую мастерскую на Невском проспекте. В объективе Мрозовской были Николай Римский-Корсаков, Вера Комиссаржевская, Александр Глазунов, Матильда Кшесинская.
Портрет княгини Ольги Орловой 1903
«Мне думается, что в основу работы каждого портретиста, и профессионала в особенности, должна непременно быть положена известная идейность исполнения, и в действительности оно так и есть, и таких фотографов совершенно правильно называют фотографами-художниками. Их очень немного, не только в России, но и во всем мире и к числу их принадлежит и Е.Л. Мрозовская, за которой имеется еще и та особенность, что из женщин она пионерка в этой отрасли искусства».
Сергей Прокудин-Горский
Елена Мрозовская была официальным фотографом Санкт-Петербургской консерватории: ей принадлежат первые снимки интерьеров учебного заведения. Она засняла знаменитый маскарад в Зимнем дворце в 1903 году: один из снимков — тонированный портрет княгини Ольги Орловой с кокошником — находится в Эрмитаже.
Портрет Матильды Кшесинско
Автор: Ирина Малахова
 
 
Рубрики:  искусство/фотоискусство
история
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 25 пользователям

izogradinka   обратиться по имени Среда, 19 Августа 2020 г. 16:52 (ссылка)
Благодарю, Лиза!
Фотография - целое искусство. Сейчас легко - заснял, перенес на компьютер, и любуйся)))
Интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 19 Августа 2020 г. 18:53ссылка
Привет Изочка! Да, сейчас очень легко снимать, но все равно нужен талант и чутье художника, чтобы сделать прекрасный снимок. А я еще застала время, когда мы сами проявляли пленку, закрепляли и делали фото через фотоувеличитель. Реактивы, ванночки, темная комната, красный свет...сплошная экзотика...
Ratsevich_Svetlana   обратиться по имени Среда, 19 Августа 2020 г. 16:57 (ссылка)
Лизочка! Спасибо тебе дорогая! Очень интересный пост! Молодец! Обнимаю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 19 Августа 2020 г. 18:55ссылка
Пожалуйста Светочка! Рада, что понравился исторический экскурс в мир фото!Благодарю за интерес и цитирование! Уютного вечера! обнимаю, целую
Капочка_Капа   обратиться по имени Среда, 19 Августа 2020 г. 17:03 (ссылка)
Лиза! Очень интересно было читать! особенно про Карелина. Моей подругой до 6 класса была правнучка Андрея Карелина - Наташа Карелина. Она очень хорошо, практически профессионально, рисовала. У него насколько я помню было 6 детей, он часто их снимал. Очень интересная была семья. Его старший сын был одним из основоположников анархизма в России.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 19 Августа 2020 г. 18:57ссылка
Привет Оксаночка! Приятно, что пост всколыхнул детские воспоминания. Благодарю за интерес и цитирование! Чудесного вечера дорогая!!поцелуй!
Лулу_Прада   обратиться по имени Среда, 19 Августа 2020 г. 19:19 (ссылка)
Спасибо, Лиза!
Какие прекрасные фотографии Времени! мы можем созерцать.
Очень мы сейчас авторам благодарны.
спасибо за пост
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 19 Августа 2020 г. 19:28ссылка
На радость Лу! Да, благодаря этим и другим мастерам фото, мы можем видеть нашу историю.
Уютного праздничного вечера дорогая!!поцелуй!
Galyshenka   обратиться по имени Среда, 19 Августа 2020 г. 22:18 (ссылка)
babeta-liza, спасибо, Лиза. Очень интересный пост. Например портрет Тургенева всегда принимала за рисунок. А яркие краски Прокудина-Горского! -это же картины, которые не забываются. Можно только представить, какое впечатление эти фотографии могли произвести на заре фотоискуства.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 19 Августа 2020 г. 22:28ссылка
Пожалуйста Галя! Да, в те времена эти фото , особенно Прокудина- Горского производили фурор! Благодаря этим фотографам мы можем узнать многие исторические подробности.Благодарю за интерес Галя и чудесного вечера!!поцелуй!
shulevd   обратиться по имени Четверг, 20 Августа 2020 г. 12:34 (ссылка)
С восхищением и огромной благодарностью!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Августа 2020 г. 18:37ссылка
На радость! Очень приятно! Всех благ!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку