liudmila_letoвсе записи автора
В апреле 1801 года в венском дворце князя Йозефа Шварценберга была впервые исполнена оратория Франца Йозефа Гайдна (31 марта 1732-1809) «Времена года».
Оратория пользовалась таким успехом, что на протяжении недели прозвучала еще дважды, а месяц спустя, 29 мая 1801 года, прошла публичная премьера в Большом зале Венского Редута.
«Времена года» оказались последним произведением Гайдна, вершиной и итогом его творчества. Не в библейском, а в простом житейском сюжете об обычных людях Гайдн наиболее полно выразил свое мироощущение, свою философию, понимание смысла жизни и предназначения человека, включенного в круговорот природы. Как и она, он переживает весеннее пробуждение, летний расцвет, осеннюю зрелость, как и она, погружается в зимний сон; все бренно, все проходит. Но это не порождает ни у Гайдна, ни у его героев уныния: дети природы, они поют гимн земле, труду, любви, вину и, наконец, добродетели. В награду за трудолюбие и добродетель человеку открываются небесные врата, и Божья рука ведет их туда, где царит вечная весна.
Четыре фрагмента из оратории
Весеннее настроение царит в хоре «К нам, к нам, весна!»
Он выдержан в духе простой хороводной песни. Характер светло-идиллический, безмятежный. Плавную лирическую тему начинают скрипки с флейтами, а затем подхватывает хор.
Хор охоты предваряется «охотничьими» сигналами 4-х валторн, которые слышатся и дальше. Музыка полна стремительного движения, выражает радостное возбуждение.
Бесхитростная и поэтичная песня на слова немецкого поэта второй половины XVIII века Бюргера «Ну, жужжи же, прялка» — с мелодией в народном духе и подражающим монотонному жужжанию прялки аккомпанементом.
В оратории сосредоточены типичные черты музыкального стиля Гайдна: классическая простота и ясность мелодии, гармонии, формы; использование тем, близких к бытовым, и звукоизобразительных приемов; богатство номеров — здесь встречаются разнообразные хоры, речитатив, ария, каватина, песня, дуэт, терцет, терцет с хором и двойным хором.
Самым смелым предлагаю послушать всю ораторию целиком.
Haydn: The Seasons
ВЕСНА: 00:00
ЛЕТО: 31:03
ОСЕНЬ: 1:08:03
ЗИМА: 1:42:22
ACADEMY AND CHORUS OF ST. MARTIN IN THE FIELDS
Sir Neville Marriner
Однако сегодня этот шедевр — нечастый гость на концертной эстраде, поэтому каждое его исполнение вызывает ажиотаж.
Людмила, я сейчас прочла обращение Галины ко мне и Оберону с рекомендацией воздержаться нам от посещения вашего дневника. Если это и ваше решение, то я прекращаю общение с вами. Ухожу с благодарностью за хорошее прошлое и расстроенная и огорченная случившимся настоящим.