-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай арии из опер архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка звездные истории зима имя искусство история история жизни история любви картины катар концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей романсы российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237673


“Лебедь”, который не умирал: 9 октября родился Камиль Сен-Санс

Пятница, 11 Октября 2019 г. 07:25 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора Французского композитора Камиля Сен-Санса совершенно заслуженно можно назвать самым разносторонним в истории музыки.

Его увлекала не только основная сфера деятельности, но и философия, астрономия, археология, естественные науки. Современники считали его величайшим из органистов. Впрочем, всех этих биографических подробностей простой читатель может не знать. Но музыка Сен-Санса знакома каждому даже не соприкасающемуся с искусством человеку.

Предпоследний, тринадцатый, номер в сюите для камерного оркестра “Карнавал животных” – “Лебедь” – известен даже маленьким детям.



Его цитируемость – не только музыкальная, но даже чисто номинальная (помните фильм Эльдара Рязанова “Вокзал для двоих” и фразу героя Александра Ширвиндта: “Лабай “Умирающего!”) распространилась далеко за границы классического искусства и прочно обосновалась в сегменте массовой культуры.

Своей феноменальной популярностью “Лебедь” обязан театральным подмосткам, а именно балетмейстеру Михаилу Фокину и гению русского балета – Анне Павловой.



Интересен тот факт, что трагичность финала этого хореографического шедевра никак не зафиксирована музыкальными средствами. Музыканты неизменно задаются вопросом: почему в развитии мелодии нет никаких намеков на смертельный исход? Когда нужно начинать оплакивать гордую птицу, если даже тональность мажорная (G-dur)?

На самом деле именно Фокин решил пластический этюд на музыку Сен-Санса как завораживающее угасание жизненных сил. В контексте всего “Карнавала животных”, не просто оптимистической галереи образов, а полотна, не лишенного саркастических красок и смелых высказываний (взять хотя бы одиннадцатую часть, которая называется “Пианисты” – композитор цинично причислил коллег к царству животных), “Лебедь” выделяется нейтральностью высказывания, благородной лаконичностью и поэтической красотой.
Галина Уланова


Майя Плисецкая.




Между тем сам Сен-Санс не был уверен в том, что “Карнавал”, вещь в первую очередь пародийная, придется по вкусу современному ему музыкальному сообществу, поэтому завещал обнародовать сочинение только после кончины. “Лебедь” оказался единственной из четырнадцати частей сюиты, опубликованной при жизни композитора. Первое исполнение “Карнавала животных” тоже не предназначалось для широкого круга – осторожный Сен-Санс сыграл его для друзей, а затем повторил в другой компании. Одним из первых его услышал Ференц Лист.



00:00 "Королевский марш льва"
02:18 "Куры и петухи"
03:14 "Антилопы"
03:46 "Черепахи"
06:01 "Слон"
07:30 "Кенгуру"
08:29 "Аквариум"
11:00 "Персонажи с длинными ушами"
11:45 "Кукушка в глубине леса"
14:19 "Птичник"
15:30 "Пианисты"
16:50 "Ископаемые"
18:10 "Лебедь"
20:56 "Финал"


Еще одно произведение Сен-Санса, на слух знакомое даже тем, кто смотрит только самый главный федеральный канал. Постарайтесь припомнить музыку, звучащую в самом конце интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?”.

Черту драматичнейшей схватки знатоков и подкованных в науке и искусстве телезрителей подводит аранжировка “Пляски смерти” (Dance Macabre) Сен-Санса. Перепутать ее с чем-то другим сложно, произведение шаг за шагом следует сюжету стихотворения Анри Казалиса: в морозную полночь Смерть отбивает каблуком такт и призывает на ужасающий танец облаченных в саван мертвецов.



Ее начало подчеркнуто визуализированно – это двенадцать ударов, извещающих полночь. Настороженное пиццикато виолончелей и контрабасов врезается зловещий диссонирующий тритон солирующей скрипки. Сен-Санс выбрал для своего произведения не совсем типичный состав оркестра – к примеру, дребезжание костей изображено с помощью партии ксилофона.

“Пляска смерти”, как и “Лебедь”, знает огромное множество переложений для разных групп инструментов.
Варианты исполнения - оркестр нар.инструментов,орган и фортепианный дуэт.









Однако первоначально замысел Сен-Санса сводился к романсу, то есть пьесе для голоса и аккомпанемента. Впоследствии композитор решил обратиться к жанру симфонической поэмы.

Современники, в том числе и представители русской композиторской школы, разделились во мнениях относительно художественной ценности “Пляски смерти”: одни воспевали изящное чувство юмора Сен-Санса, с которым он отобразил классический сюжет.



Либераче исполняет Танец скелетов в программе американского телевидения 1950-х гг.

Другие пребывали в негодовании – поэму называли “поверхностной”, “салонной”, даже “конфетной”. Ференц Лист, в свою очередь, с энтузиазмом отнесся к сочинению друга и даже сделал транскрипцию для фортепиано.



Alexei Sultanov


Многие могут с первых нот угадать третью арию коварной филистимлянки Далилы Mon cœur s’ouvre à ta voi из оперы Сен-Санса “Самсон и Далила”.

Надежда Обухова




Этот маленький шедевр Сен-Санса много раз служил отправной точкой для хорошего кроссовера исполнителей разных стран и языковых групп. Арию пели на японском, английском, смешивали ее с элементами хип-хопа. Британские рокеры Muse процитировали ее в одной из композиций альбома The Resistance.
María Callas


Зара Долуханова


Эрик Курмангалиев


Ф-но и виолончель




Историю написания “Самсона и Далилы” нельзя назвать абсолютно безоблачной. Работу над ней прервала франко-прусская война, после окончания которой партитура еще два года пролежала в столе. Акушеркой его сценического рождения стал все тот же Лист, занимавший в то время пост директора театра в Веймаре.

В родной же Франции поставить “Самсона” оказалось не так просто: библейский сюжет, легший в основу либретто, смущал соотечественников композитора. За инсценировку ратовала сама Полина Виардо, ради которой и все и затевалось композитором, но к тому моменту, когда опера наконец получила путевку в жизнь в провинциальном Руане, певица уже не подходила по возрасту для партии Далилы.

Увы, Сен-Санс, несмотря на плодотворную деятельность (написал тринадцать опер), обладал большим недостатком, который выражался в некоторой вторичности. Возможно, этим объясняется то, что в мировом оперном репертуаре сумела закрепиться только эта ария, написанная Сен-Сансом.

https://www.m24.ru/articles/golos/09102015/87033
Рубрики:  Музыка/Классическая музыка
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 23 пользователям

Ratsevich_Svetlana   обратиться по имени Пятница, 11 Октября 2019 г. 12:42 (ссылка)
Добрый день! Спасибо за такой интересный, богатый пост! Обнимаю вас!:rose:
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Октября 2019 г. 14:28ссылка
светлана_Рацевич, Светлана,спасибо за оценку!С большой заинтересованностью дела пост.
AGI09   обратиться по имени Пятница, 11 Октября 2019 г. 15:08 (ссылка)
Спасибо!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Пятница, 11 Октября 2019 г. 21:12 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Rebecca_Mills_7   обратиться по имени Пятница, 11 Октября 2019 г. 22:30 (ссылка)
Очень хороший Сен-Санс. Три его лучшие и известнейшие лирические вещи представлены в разных интерпретациях и разнообразном исполнении. Пост хорошо построен композиционно.
Лично меня, особо, тронуло органное исполнение Танца скелетов. Наверное, потому, что услышала его вот в таком виде впервые.
В музыкалке, (по-моему третий год обучения) нам показали фильм Диснея "Пляска скелетов". И неожиданно легко я нашла его в ютюбе. Предлагаю для полноты вариантов.
Спасибо, Людмила.



Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Октября 2019 г. 20:37ссылка
Rebecca_Mills_7, мульт Диснея знаком до жути))) с удовольствием посмотрю!Спасибо!
Минор   обратиться по имени Суббота, 12 Октября 2019 г. 01:14 (ссылка)
Чудесный пост о великом Сен-Сансе,спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Октября 2019 г. 20:39ссылка
Минор, спасибо за оценку!
ГалКон   обратиться по имени Суббота, 12 Октября 2019 г. 01:32 (ссылка)
Спасибо за чудесный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Октября 2019 г. 20:40ссылка
ГалКон, благодарю за оценку!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку