«Царь Давид» - так во всем мире называли Давида Ойстраха.
30 сентября исполняется 110 лет со дня рождения величайшего скрипача, первого среди равных, дирижера, Народного артиста СССР.
Павел КОГАН: "Он великий артист, огромный музыкант, человек, которого по-настоящему любили люди за его человечность, доброту, отношение. Одним словом — гениальная личность."
Волшебная скрипка «царя Давида»
..Легендарный библейский царь Давид мастерски играл на гуслях и остался в памяти православного человечества как мудрейший богослов, чьи псалмы читаются во время богослужений в наибольшем количестве. Мы же сегодня по юбилейному поводу обращаемся к памяти Давида Федоровича Ойстраха—баловня Эвтерпы, «царя Давида», по отзывам современников, виртуоза игры на смычковом инструменте, прародителями которого считаются арабский ребаб, испанская фидель и германская рота. Именно они в конце ХVI века трудами знаменитых мастеров семейства Амати «издали» первый триединый аккорд на замечательном инструменте позднего Средневековья—скрипке…
…В государственном музее музыкальных инструментов имени Михаила Глинки хранится маленькая скрипка работы изумительного кремонского мастера Амати. Она стоит 1 млн долларов США—один из самых охраняемых смычковых инструментов в нашей стране.
Так вот, играть на ней не более трех раз в году было доверено лишь Давиду Ойстраху, репетиции которого проходили под усиленной охраной милиции…
Это, конечно, была большая честь, заслуженная годами триумфального участия «царя Давида» в престижных концертах мирового уровня.
Чем же этот чародей скрипки пленял сотни и сотни тысяч своих поклонников?
Надо отметить, что Ойстрах по натуре и слыл, и был невероятно скромным человеком. Вот как он оценивал Богом ему данный талант: «У меня нет техники Хейфеца, нет драматизма Стерна, философской углубленности Менухина, еще много чего. У меня есть все эти качества в меньшей степени, но ни у кого нет сочетания всех этих качеств, которые несут победу»…
Сильно сказано. Но в этой сугубо личной характеристике нет ни слова о методе Ойстраха. А он, между тем, уникален, является сегодня эталоном скрипичной игры. К примеру, исполнение им скрипичной сонаты Людвига ван Бетховена неподражаемо и по сей день благодаря безупречно абсолютному слуху маэстро и невероятной чистоты интонации.
Бетховен
Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор, op. 47
Крейцерова соната
Adagio sostenuto - presto
Чем же брал он своего слушателя в полон? Скрипичностью обеих рук, естественной грацией, нетерпимостью к подражательности, гибкостью звуков, рождающих чарующие обертоны, то есть скрытую лестницу верхних тонов, образующих целую радужную оболочку ярчайшего звука…
И.С.Бах
Концерт для скрипки с оркестром ля минор
Его смычок—это как кисть в руке живописца: он передавал вибрацию главного аккорда души Давида Ойстраха такой мощи, когда струны скрипки буквально искрились очарованием, неизменно перекрывая фортиссимо оркестра…
Завершая эту главу об уникальном стиле Ойстраха, приведем суждение о любимом учителе виртуоза лауреата Золотой медали Эжена Изаи Виктора Данченко: «У него была фантастически безукоризненная левая рука. Вблизи казалось, что она не двигалась. Вибрация ее исключительно красивая, разнообразная. Фантастическая интонация, чувство грифа, изумительный контакт со струной…»
Бетховен
Romance in G Major
c 1:05 мин.
Дворжак
Славянский Танец № 2
Брамс
Скерцо
К.П.Кондрашин "Он был великим музыкантом, он рано узнал славу и поклонение, но сохранил до конца своих дней простоту и доступность. Это дано не каждому".