liudmila_letoвсе записи автора
Георгия Вицина справедливо называли человеком-загадкой. Он вышел на сцену не по призванию, а чтобы побороть свою природную застенчивость. Вицин стал королем комедии, любимцем нескольких поколений, но бежал от славы и всеобщего внимания. Его девизом была фраза: "Проживи незаметно". Более необычного, более странного артиста в нашей истории не было.
Согласно советским справочникам, Георгий Михайлович Вицин родился 23 апреля 1918 года.
Со временем выяснились,что он появился на свет 18 апреля (по новому стилю) 1917 года в городке Териоки (ныне это Зеленогорск). Путаницу в дальнейшем внесла его мать: она "скостила" сыну год, устраивая его в оздоровительную "лесную" школу. А 23 апреля являлось днем его именин.
Более того, фамилия Георгия Михайловича изначально писалась тоже иначе — "Вицен", прадед актера Степан Вицен был поляком. Обрусевшие потомки изменили букву "е" на "ы" и стали Вицыными.
Но потом в документах Георгия Михайловича букву "ы" случайно заменила паспортистка. Так что с самого начала артист поневоле запутывал своих биографов и проживал не совсем свою жизнь. И был этому факту несказанно рад.
С 12 лет Георгий увлекся актерством и начал выступать на школьной сцене, как правило, в амплуа отрицательных героев. Его первый успех — танец шамана. Вицин исполнил его с таким неистовством, что вдруг осознал: бороться со своими комплексами, со своей стеснительностью можно с помощью театра.
В 1933–34 годах Вицин учился в Театральном училище при Малом театре, откуда был отчислен с формулировкой "за легкомысленное отношение к учебному процессу". Затем год занимался в Театральном училище при Театре имени Вахтангова, а в 1935 году перешел в театральную студию МХАТа 2-го, где учился у Серафимы Бирман.
Самая строгая и принципиальная актриса-педагог, она симпатизировала Вицину, постоянно делала ему замечания, воспитывала, ругала: "Вицин, уберите свою вольтеровскую улыбку!" А однажды в каком-то этюде сравнила его с Михаилом Чеховым. Эту похвалу Георгий Михайлович помнил до последних дней.
Первые профессиональные успехи Вицина связаны с Театром имени Ермоловой."На Вицина" ходили зрители и даже сдавали билеты, если узнавали, что в этот вечер играет другой артист.
Георгий Михайлович любил сцену, систему Станиславского считал азбукой профессии. Но это не помешало ему однажды уйти из театра. Почему? Больше всего он ценил свободу, а в театре его угнетала жесткая дисциплина и плотная занятость в репертуаре.
Кино же благодаря Вицину приобрело совершенно новый типаж: интеллигент-лирик, способный на поступок ради чувств. Фильмы "Запасной игрок" и "Она вас любит" сделали Георгия Вицина любимцем страны. И вот следующая загадка. В реальности советские девушки вряд ли влюбились бы в такого чудака, а в зрительном зале они были полностью в его власти.
Еще одно уникальное умение Георгия Михайловича — скрывать возраст. Играя роль 18-летнего Васи Веснушкина в "Запасном игроке", на сцене артист перевоплощался в древнего старика Морозо. В реальности же Вицину было 37. А еще через десять лет он сыграл юношу Мишу Бальзаминова, и это был настоящий актерский подвиг.
В 50-е годы Георгий Вицин снимался много и не только в кинокомедиях. Заметные роли он исполнил в фильмах: "Белинский" и "Композитор Глинка" (Николай Гоголь), "Убийство на улице Данте" (Питу), "Борец и клоун" (Энрико), "Дон Кихот" (Самсон Карраско), "Отцы и дети" (Ситников), "Василий Суриков" (Илья Ефимович Репин).
Тогда же исполнил свою самую любимую роль — сэра Эндрю в "Двенадцатой ночи".
Эта работа была отмечена даже в Великобритании — вышла статья, где было написано, что русский артист точно ухватил английское чувство юмора.
Но вдруг… на экранах страны стартовал "Необычный кросс" пса Барбоса и троицы жуликов — Труса, Балбеса и Бывалого.
Находясь на вершине популярности, Георгий Вицин окунулся в эксцентрику. Многие расценили его участие в комической троице как глупость. Но Вицин не был бы Вициным, если бы не умел заглядывать в будущее.
Он создал образ-маску, какой еще не было в советском кино. Маску "полуинтеллигента" (как он сам называл своих героев), трусоватого, жуликоватого, иногда выпившего, иногда даже благородного, но всегда смешного. Это была маска актера Вицина. Авторская работа!
Но иногда играл и совершенно неожиданные роли и делал это блистательно: "Старая, старая сказка" (добрый волшебник), "Тень" (доктор), "Джентльмены удачи" ("Хмырь"), "Земля Санникова" (Игнатий).
Он часто снимался на телевидении, озвучивал мультфильмы, дублировал зарубежные ленты, выступал на эстраде. Работу он совмещал только с чтением, никогда не посещая никаких фестивалей и праздников, избегая застолий.
В молодости он увлекался скульптурным портретом, хорошо рисовал, а с возрастом оставил и это. Книги и животные — две страсти его последних лет. И йога. Он просыпался, питался, дышал, делал гимнастику — все по этой системе. Может быть, поэтому оставался до конца в хорошей физической форме и почти без седых волос.
С начала 90-х Георгий Вицин не снимался. Он решил, что отечественное кино больше не возродится и пришло время отдохнуть. От всего. Раз в неделю Вицин выходил на сцену с рассказами Михаила Зощенко, получал скромный гонорар и покупал на эти деньги корм для птиц и собак.
Его партнер по многим фильмам Леонид Куравлев однажды сказал: "Вицин не понадобился этому времени. Он его сам отверг, отринул. Такое время не нужно было Вицину с его философией, с его скромностью, с его умением боготворить самые основы человеческой морали и души, по которым надо жить дальше, и оформлены они десятью заповедями Христа. Вот он жил по законам Иисуса Христа…"
В середине 80-х судьба подарила мне встречу с этим удивительным человеком. Тогда артисты наши не были избалованы высокими заработками и вынуждены были /к радости зрителей/ проводить так называемые "чёсы" - гастроли по городам и весям. Это давало им определённый приработок, а поклонникам их таланта радость увидеть артиста.
Георгий Михайлович провёл такую встречу в нашем Доме офицеров и ожидал поездку в сельский клуб.
Автомобиль задерживался и чтобы не оставлять именитого гостя в одиночестве я и ещё один офицер вели светскую беседу с ним около часа.
Усталый мудрый человек с очень интересными взглядами на суть жизни и отношение к небытию оставил сильное впечатление.
Глубоко жалею что в переездах кочевой армейской жизни потерял его автограф, но память об этом удивительном человеке до сих пор жива.
Так откуда было знать? В советское время личная жизнь артистов не афишировалсь и до широких масс доходила в виде светских сплетен и преданий. Передачи о столпах нашей культуры стали появляться только в последнее время и они тоже часто некорректны, ангажированы, а порой и пошлы бывают.
Ну а у нового поколения Культуру старательно заменили поп-ширпотребом. Звёзд настоящих подменили фольгированными картонками , блестящими только в лучах софитов. Погас очередной сериал и вместе с ним гаснет и "звезда".
Ну и наконец публике выдаётся не внутренний образ артиста, а его маркетинговое отображение. Чем больше скандала, эпатажа, пользованного белья - тем считается лучше.
Где уж здесь Мастерам прошлого конкурировать с "аватарами" нынешними.(((
Мастера прошлого...Вот передаче Виктора Татарского "Встреча с песней" 50 лет исполнилось,как говорят мировой рекорд в эфире,а хоть бы как государство отметило...так обидно.
Я думаю,что произошёл разрыв культурной преемственности. В кабинеты пришло поколение " пепси",воспитанное на эрзац- культуре Севы Новгородцева. Они манкурты измальства.
Плюс культ бабла,наживы.
Посмотрите на наши песенные конкурсы там отечественной песни не услышишь. Сплошь англоязычное кваканье, а Вы о Татарском...
Liudmila5591, Спасибо, очень интересно. Сегодня еще у Садальского интересный пост о Вицине. Оказывается очень любвеобильный был мужчина. И сам у женщин тоже пользовался большим вниманием, но о своей личной жизни ни-ни, никому.