-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай арии из опер архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка звездные истории зима имя искусство история история жизни история любви картины катар концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей романсы российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237673


Про деньги или внешность Петра I «не лишена была прелести»

Воскресенье, 05 Июня 2016 г. 07:54 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора Царские купюры достоинством 100 и 500 рублей, выпущенные в 1910-1912 гг., стали последними банкнотами, которые можно было обменять в банке на золото. Первая мировая война и последовавшая вслед за нею революция открыли новую эпоху в истории русских денежных знаков.

На рубеже XIX – XX вв. золотой запас России стал одним из крупнейших в мире. За период с 1881–1897 гг. он увеличился более чем в 3,5 раза и достиг 1095 млн. рублей, а к 1914 году составил небывалую сумму – около 1700 млн. рублей.

Высочайшим указом от 3 января 1897 года Россия получила золотой стандарт – это означало, что любой владелец банкноты, выпущенной Госбанком России, мог по первому требованию обменять в банке бумажные деньги на золотые монеты или золотые слитки по установленному гарантированному паритету, который был зафиксирован на самих банкнотах.

При расчетах между государствами, использующими золотой стандарт, устанавливался фиксированный обменный курс валют на основе их отношения к единице массы золота. В России в обращение ввели золотые монеты (5 и 10 руб., а также 15 руб. – «империал» и 7,5 руб. – «полуимпериал»).

«Золотая» реформа проводилась под руководством министра финансов С.Ю. Витте. Её сторонники отмечали, что так экономика станет более стабильной, менее подверженной инфляции, поскольку при золотом стандарте правительство не может печатать деньги, не обеспеченные золотом, по своему усмотрению. Однако дефицит платежных средств вызывает спад в производстве из-за кризиса ликвидности. Золотой стандарт просуществовал до Первой мировой войны. С ее началом все воюющие страны (за исключением США) приостановили свободную конвертацию банкнот в золото. Министр финансов П.Л. Барк принял экстренные меры, чтобы спасти золотой запас страны. На заседании Государственной думы он потребовал прекратить размен кредитных билетов на золото «безотлагательно, так как каждый день промедления вел бы к сокращению золотых запасов; сохранение же золота является вернейшим залогом для скорейшего восстановления металлического обращения, когда обстоятельства военного времени минуют».

В период золотого стандарта в России появились новые банкноты – 100 рублей (1910 год) и 500 рублей (1912 год), известные также как «романовские» или «николаевские». Созданные в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Санкт-Петербургская бумажная фабрика – филиал АО «Гознак»), они оказались настоящим шедевром, и их художественное совершенство не поблекло и по сей день. Высочайшее мастерство художников и гравёров, которые трудились над купюрами, прекрасно защищало их от подделки – точно воспроизвести индивидуальную манеру авторов портретов Екатерины II и Петра I на банкнотах не смог бы даже самый виртуозный фальшивомонетчик.



Государственный кредитный билет достоинством 500 рублей. 1912. Лицевая сторона.

Государственный кредитный билет достоинством 500 рублей. 1912. Оборотная сторона.


Остановимся более подробно на 500-рублевой банкноте, самой крупной по достоинству за всю историю царских денег. Кому она могла в то время попасться? Рабочие, скорее всего, могли её видеть разве что на каких-нибудь картинках – у рабочих европейской части России средняя заработная плата в 1913 году равнялась 264 рублям в год. И даже профессорам вузов с их годовой зарплатой в 3000-5000 рублей вряд ли попадались банкноты такого достоинства. 500-рублёвки вращались, так сказать, лишь в самом высшем свете, на самых верхних административных этажах, среди министров с годовым содержанием в 22 000 рублей и губернаторов с их 10 000 рублями в год. Много это было или мало? Оставим в покое министров с их многотысячными окладами, и вспомним, что в 1913 году московский плотник за один день работы получал 175 копеек. На них он мог купить, например, 6 кг сахарного песку, или 10,3 кг пшеничной муки, или 11 кг ситного пшеничного хлеба. Сколько всего можно было купить на 500 рублей, даже страшно представить.

Отличалась 500 рублевая банкнота и своими большими размерами – 275х126 мм. (Для сравнения: 3 рубля 1905 года имели в длину и ширину 155 и 100 мм соответственно, а 50 рублей 1899 года – 198 и 117 мм.) На широком белом купоне банкноты размещался локальный водяной знак в виде портрета Петра I, а по всему полю кредитного билета – изображение его номинала. На лицевой стороне в верхней части слева находился малый государственный герб образца 1883 года. Правее по центру стояла надпись: «Государственный кредитный билет» и номинал прописью «Пятьсот рублей», а ниже – гарантия золотого обеспечения: «Государственный Банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1р.= 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)», подписанная банковским управляющим и кассиром. Каждая банкнота имела свой шестизначный номер с двухбуквенной литерой. Здесь же можно было прочитать выдержку из закона от 14 ноября 1897 года:
1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства.
2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою.
3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы.

Лицевая сторона банкноты 1912 года печаталась с использованием многокрасочной подложечной сетки. Оборотную сторону делали металлографским способом в одну краску без подложечной сетки. Характер оформления можно описать как смесь стиля модерн с «русским» стилем, проявляющимся в пристрастии к тяжеловесным архитектурным деталям, знакам монархической власти. С правой стороны банкноты художники поместили фигуру молодой девушки – аллегории России, в одежде которой причудливо сплелись готические, романтические и русские народные черты, а слева – портрет Петра I в овальной раме, увенчанной короной. Из-за него в народе 500-рублёвые купюры любовно называли «петеньки» или «петруши».

Образцом для изображения на банкноте послужила гравюра «Петр I» Якоба Хоубракена, нидерландского художника и графика. Сама гравюра, в свою очередь, делалась с работы голландского художника-портретиста Карла Моора. Портрет Петра он написал в Гааге в марте 1717 года, куда последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский приехал из Парижа на лечение.



Фрагмент государственного кредитного билета достоинством 500 рублей. 1912.


В то время Петру I было 45 лет, и о том, какое впечатление он производил на окружающих, можно узнать из свидетельства герцога Сен-Симона, встречавшегося с Петром в Париже: «Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Портрет Петру понравился, и он попросил доставить его в Париж для заказа по его образцу гобеленов и миниатюрных копий. В письме Екатерине от 2 мая 1717 года Пётр писал: «Тапицерейная (ковровая, шпалерная – прим. Петра I) работа здесь зело преславная, того для пришли маю партрету, что писал Мор, и свои обе: которую Мор и другую, что француз писали…». И в постскриптуме: «Француза живописца Натиера пришлите сюда ж… и велите тому живописцу взять с собой картину, которую он писал о Левенгопской баталии».

25 мая последовал ответ Екатерины: «Живописца француза Натиера отправила я к вашей Милости .., и с ним посылаю портрет свой, который он писал. А вашего и моего другова портретов, которые писал Мор, не могла ныне послать для того, что он взял их себе дописывать; и сколь скоро оные совершит, то немедленно отправлю с нарочным к вашей Милости».

Б.И. Куракин (1676–1727), известный дипломат, посол во Франции, свояк Петра I, 24 декабря 1717 года заказал Якобу Хоубракену (1698–1780) гравюры с оригинальных портретов Петра I и Екатерины с портретов Моора, которые тот сделал в 1718 году. В том же году 10 апреля Куракин писал, что взял портрет Петра I у Я. Хоубракена, и что он отправит его в Россию сухим путем. В Петербург портрет прибыл 30 мая 1718 года, и дальнейшая его судьба неизвестна.



Петр I. Гравюра Я. Хоубракена с портрета К. Моора.

Долгое время считалось, что оригинал картины К. Моора хранится в собрании Государственного Эрмитажа, но после исследований В.Г. Андреевой выяснилось, что эрмитажный портрет – это лишь копия с портрета, выполненная А. Матвеевым. Только после аукциона в Париже, который состоялся в 1982 году, выяснилось, что оригинал картины находится в частном собрании, и имя владельца скрывается.
Портрет Петра I на банкноте 1912 года – не первое его появление на бумажных деньгах. Так, в 1866 и в 1898 году уже печатались государственные кредитные билеты с изображением первого российского императора.

Как мы уже говорили, над оформлением банкноты 1912 года трудились талантливейшие художники и граверы Экспедиции заготовления государственных бумаг. Устроиться туда было непросто, приглашались только очень способные и одаренные специалисты из Германии, Франции, Австрии, Швейцарии. Долгое время никто не знал, кто именно работал над оформлением банкноты.

Причин тому несколько: 500 рублей вышли в обращение незадолго до революционных событий, а после 1917 года историей создания купюр с царскими портретами никто не интересовался. Кроме того, под страхом строжайшего взыскания работникам предприятия предписывалось «состав и приготовление всяких государственных бумаг содержать в глубокой тайне от всех не принадлежащих Экспедиции лиц и даже от своего семейства». Секретность работы не позволяла разглашать имена тех, кто разрабатывал государственные бумаги.



Водяной знак на 500-рублевой банкноте 1912 года.

В настоящее время сотрудниками спецфонда ФГУП «Гознак» установлено, что над проектом лицевой стороны работал художник Р. Заррин (Зарриньш), а над проектом оборотной стороны – художник Р. Ресслер, клише для кредитного билета выполнил гравер И. Лундин.

Коренные изменения в денежном обращении в России произошли в годы Первой мировой войны и последовавшей за ней Гражданской войны. Единое рублевое пространство оказалось разрушено. Центральная власть была не в состоянии обеспечить финансами регионы огромной страны. По оценкам специалистов, с 1917 до начала 1920 года в обращении находилось от 5 до 20 тысяч разновидностей бумажных денежных знаков. Однако следует отметить, что и в этих условиях царские купюры принимались за рубежом и находились в обращении на всей территории бывшей Российской империи: до 1922 года их охотно принимало население – дореволюционные банкноты считались «крепкими» деньгами и их бережно хранили. [/B]
текст-Ольга Воробьева
источник- http://www.nkj.ru/

МУЗЫКА И ПЕСНИ ПРО ДЕНЬГИ

"Ярость по поводу утерянного гроша"
Людвиг ван Бетховен




Elvis Presley - Money




Pink Floyd - Money




ABBA - Money




Michael Jackson - Money




из к\ф "Кабаре"




из к\ф "Сватовство гусара"




АукцЫон -Деньги это бумага




из м\ф "Остров сокровищ"




из м\ф "Приключения капитана Врунгеля"




из к\ф "Приключения Буратино"




из к\ф "Аршин Мал Алан"
Деньги есть. исп.Рашид Бейбутов




Юрий Визбор
Теперь толкуют о деньгах




*****


Ещё посты о деньгах-
«Денежные» бабушки

Ять рублей. Главные суммы в русской литературе по курсу ЦБ РФ

продолжение следует....
Рубрики:  По России/Слава русского оружия
Музыка/Классическая музыка
Музыка/Поп-музыка
Кинематограф
Метки:  

Процитировано 13 раз
Понравилось: 19 пользователям

КЛИМ1   обратиться по имени Воскресенье, 05 Июня 2016 г. 09:47 (ссылка)
зачот...
мои 0.3 цента...
https://www.youtube.com/watch?v=Jr9M0afU-nU
Ответить С цитатой В цитатник
Ротор   обратиться по имени Воскресенье, 05 Июня 2016 г. 10:22 (ссылка)
...лик его ужасен....его глаза сияют, движенья быстры, он прекрасен. он весь как Божия гроза.....
Ответить С цитатой В цитатник
vasily_sergeev   обратиться по имени Воскресенье, 05 Июня 2016 г. 11:17 (ссылка)
Liudmila5591, не так хорошо с деньгами, как плохо без денег... :)))
Ответить С цитатой В цитатник
Александра_Саша_Шура   обратиться по имени Воскресенье, 05 Июня 2016 г. 12:24 (ссылка)
не в деньгах счастье.......а в их количестве:)
Ответить С цитатой В цитатник
olychca   обратиться по имени Воскресенье, 05 Июня 2016 г. 18:43 (ссылка)
Liudmila5591, Спасибо большое! Отличный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Воскресенье, 05 Июня 2016 г. 20:39 (ссылка)
Интересно! Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
iRBIS17   обратиться по имени Среда, 08 Июня 2016 г. 16:06 (ссылка)
Интересно. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Мышечки   обратиться по имени Среда, 15 Июня 2016 г. 01:26 (ссылка)
[user=Liudmila5591 ,особое спасибо за музыкальные номера- за Кисина , за Визбора, за прелестный дуэт из **Кабаре**.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку