Феофан_Чайник обратиться по имени
Среда, 21 Мая 2008 г. 17:00 (ссылка)
На мой взгляд, философствование и может осуществляться исключительно в форме диалога, иначе она теряет смысл, поскольку ни к кому не обращена. Монологические философские произведения есть только фрагменты философских рассуждений, которые в академической философии "эмансипировались", в них стала цениться не столько мысль, сколько целенаправленность усилия, такая своеобразная "отработка" за которую что-то положено (почёт, зарплата и т.д.).
Более того, философствование по настоящему может осуществляться не просто как диалог, а как живое речевое лично обращённое общение. Фильмы типа "Матрицы" и любые другие художественные произведения как правило не помогают популяризации философствования. По меньшей мере, есть две причины для этого: 1) художественную речь как форму выражения смысла ещё нужно уметь понять (я глубоко убеждён, что никакого непосредственного переживания художественного образа, как бы он ни был воплощён, не существует) и потому реципиент обречён на двойную работу - понять язык создателя и понять то, что понимается в философствовании; 2) художественное произведение приковывает внимание само по себе, чисто эстетически, что приводит к "забвению" смысла (при условии того, что автор действительно что-либо хотел сказать).
Я одно время показывал на занятиях фильмы студентам, в которых на мой взгляд, содержались смысловые параллели с изучаемым в курсе философии материалом. Думал, что наглядность кино поможет... Фиг! Я получал лишь двойное непонимание, в лучшем случае, добивался того, что студенты начинали "производить" ассоциации, собственные фантазии "по поводу...", что можно, конечно, рассматривать как трансферт (перенос) в психоаналитическом смысле этого слова. Но философствования не происходило, а я вынужден был заниматься толмачеством в духе "вот это значит то-то".
Вывод: философская речь по возможности не должна превращаться в художественную речь (произведение), а быть предельно точной в передаче смысла. Другими словами, в философской речи должно быть первенство смысла, а не форм выражения как в художественной речи.