На_Неве обратиться по имени
Пятница, 19 Августа 2005 г. 12:33 (ссылка)
Выскажу свое мнение. Тем, кто меня уже знает, напомню, остальным сообщу заранее, что рассуждения о психологии у меня непрофессиональные, основанные на личном опыте и нескольких книжках.
Передачу я смотрю нерегулярно, но мне она интересна. Интересна тем, что заставляет задуматься и сделать какие-то выводы. Например, была передача о женщине, которая все время опаздывала и Курпатов говорил о мотивации… Я задумалась о том, что практически все, что мне «не дается», не дается именно потому, что я не вижу в этом необходимости. Не скажу, что у меня тут же решились все проблемы, но появилось, над чем подумать.
Таким образом, я понимаю эту передачу, как учебник…. Но как метод психотерапии – нет.
Во-первых, как заметили до меня, внушает сомнение искренность посетителя. (как-то не хочется мне человека ни клиентом ни пациентом называть). Когда-то очень давно я размышляла над тем, почему я так легко оправдываю близких и обвиняю себя. (Он (она) – не подумал, не понял, поддался слабости… это можно понять и простить. Я – не предугадала такой исход… ну и дура, сама и виновата.). И как-то вдруг, мне в голову закралась коварная мысль о том, что я просто не достаточно уважаю этих людей, ставлю их ниже себя, оставляя им право быть глупыми и слабыми, тогда как я в любой ситуации должна быть идеальна. Поверьте, мне стоило большого труда признаться себе в этом. Себе и про себя. Не психологу, не на камеру, а самой себе.
Курпатов не вытягивает из людей подобных признаний. На это просто нет времени. Он дает их готовыми. Думаю, если бы вывод, изложенный в предыдущем абзаце, мне преподнес бы доктор, я может, и согласилась бы под влиянием его авторитета, но где-то внутри у меня наверняка осталось бы неприятное чувство, что меня неправильно поняли и в чем-то обвинили. Отсюда второе замечание – человек должен разобраться в своей душе сам. Психолог не должен «ставить диагноз», по крайней мере вслух.
Мое самое первое обращение к психологу было неудачным. Мне было 11 лет и я стала панически бояться осуждения. Я постоянно пыталась смотреть на себя со стороны и меня раздражала каждая, произнесенная мной фраза. То есть я находилась в постоянном напряжении, если кто-то мог меня видеть или слышать. Кроме того, у нас был классный руководитель, «психолог», который постоянно трактовал жесты окружающих. Вслух при этом высказывалось что-то вроде «Эх, знала бы ты, что значит твое почесывание за левой лопаткой….». Никто этого не знал, но невольно думали, что наверное что-то нехорошее, раз он говорит это с такой интонацией. Благодаря этому, я старалась при общении не совершать никаких жестов вообще. Стояла «по стойке смирно» или сидела, сложив руки на коленях. Не самое типичное поведение ребенка….
Интересно, у кого-нибудь хватит терпения дочитать до конца? Вы уж простите меня за такое количество подробностей…..
После долгих душевных терзаний я решилась позвонить по телефону в психологическую службу. Наверное, эта служба создавалась для решения более серьезных проблем… хотя могут ли у детей быть несерьезные проблемы? Нужно заметить, что тогда я еще не умела разбираться в своих переживаниях, а тем более, как-то над ними работать, благодаря чему та моя проблема была намного серьезнее, чем все последующие вместе взятые.
Телефонный разговор звучал примерно так:
- Мне трудно разговаривать с людьми.
- Почему.
- Я думаю, им не понравятся мои слова…
- А ты не думай.
- ….
- Просто не думай, поняла.
- … ну да….
- Ну хорошо, пока.
Так и хочется добавить «и нет проблем»…. У человека есть разум и он часто и сам понимает, что было бы правильнее «не думать», «не бояться», «не переживать». Но, как известно, сердцу не прикажешь. Вам никто никогда не говорил «забудь об этом, не волнуйся»? Помогало? А теперь, к чему я все это веду. В одной из передач участвовала девушка, которой ошибочно поставили диагноз СПИД, благодаря чему несколько лет она жила, окруженная насмешками и презрением. Доктор рассказал о том, что такое незавершенный гештальт (для меня это было новостью) и сказал, что она может завершить его двумя путями: «хирургическим», поехав в свой город и ткнув носом в справку каждого, кто смеялся над ней, и «психологическим», сказав про себя, что они были неправы, но ей это по-барабану и она готова жить дальше свободной от прошлого. И вроде как подразумевалось, что она ДОЛЖНА идти вторым путем.
Мне почему-то кажется, что девушка не раз сама говорила себе, что надо бы обо всем забыть…. В «хирургический» путь я верю больше. И в этой ситуации, я бы предложила бы ей другой выход. Я предложила бы ей сказать в камеру все то, что она хотела бы сказать этим людям. Правда, мне кажется, что этот выход для себя девушка нашла еще до того, как пришла в приемную. Может, поэтому она пошла на телевидение? Чтобы они увидели, услышали ее и осознали свою ошибку?
Впрочем «что бы я сделала» - это лирическое отступление. Я вела к тому, что есть очень простые и правильные решения, которые с большим трудом претворяются в жизнь. Это мое третье замечание. Курпатов говорит «и нет проблем», а я невольно думаю, что то, с чем человек выйдет из студии – в лучшем случае только начало работы. И возможно, человеку не помешало бы работать над решением проблемы с помощью профессионала. Но Курпатов радостно заявляет «Все! Мы все выяснили, все решили!» и этим просто не оставляет права человеку обращаться за дальнейшей помощью. Авторитет Курпатова тут тоже играет какую-то роль. Если человек чувствует, что этой беседы с супер профессионалом не хватило для решения его проблемы, он вряд ли пойдет к «заурядному психологу», работающему, например, в поликлинике…. Это четвертая, и основная претензия к доктору. Для решения некоторых проблем с некоторыми людьми может быть достаточно получаса. Но в большинстве случаев, это решение будет поверхностным. Часто создается впечатление, что доктор вообще ничего нового не сказал (а значит, вообще, психологи не нужны никому, мы сами с усами). Вы говорили, что эта передача развеивает миф о психологах-психах, но она развивает другой миф – о том, что работа психолога проста, а образование – только формальность.
В общем, не могу сделать однозначного вывода. Для кого-то эта передача может быть полезной. Может, не для вечерников-заочников, но по крайней мере, для тех, кто занимается самообразованием. Но в том, что она действительно помогает людям, пришедшим в студию, я сомневаюсь.
Еще раз прошу прощения за такой длинный комментарий.