19 марта: седьмой день Масленицы. Навий Великдень |
По традиции последний день Масленицы называют «Проводами», иначе – Навий Великдень. Чучело Масленицы (т.е. зимы), которое наряжали на Малый Овсень, всю Навью неделю радовали песнями, плясками, играми, потасовками, катали в санях и всячески развлекали, до заката последнего дня, «проводов», полагалось предать огню. Никакого особого поругания в этом действии не усматривалось. Огонь был Крадой, рубежом, переходом. С ним, в нем, через него отделяли Навье от Явьего, старое и отжившее – от сильного, молодого, полного сил. А раз зима подошла к концу – логично и правильно всем принять участие в проводах: и огонь развести, и хоровод закружить вокруг пылающей Масленицы. Уходит Мара-зима, а вместе с собой она может забрать все то, с чем мы хотим попрощаться. С чем готовы расстаться, на что не оглянемся больше. Потому ленты, и нити, и лоскутки, и просто записки бумажные в ход идут, что к кукле цепляется, что в огонь брошено будет. А перед тем наузом связано накрепко, чтоб не было ходу ему обратного. Но не так важно, чем именно вы обозначите это самое лишнее и ненужное. Важно, чтоб желание было искренним, и готовность отдать со своей судьбы, тела и дела, не поддельной у вас оказалась.
А то сперва заговорят нить на избавление от былых отношений, бросят ее в Крады огонь или сожгут вместе с чучелом Масленицы, а после сами тыкают повсеместно: и опыт прежний, и сожаления о несбывшемся, и новых людей оценивают не самих по себе, а старою меркой меряют, и мелочи памятные перебирают, и хранят как зеницу ока, и повторения пройденного страшатся. Или болячку какую снинут на Навий Великдень, а сами-то и не знают, чем тело свое поддержать потом, чтоб к здоровью и силе вернуться, живут как и жили, себе во вред, никаких не делают выводов. А что, это ж удобно: что ни случись – всему оправдание будет "я же больной и несчастный, куда мне до вас? пожалейте меня и больно не бейте." И внимание, и участие, и сочувствие с приятным почесыванием за ушками обеспечены.
И хоть видится это смешным и нелепым, но в жизни такие случаи вовсе не редкость. А сказать в лицо человеку – обиды не оберешься. Но мы тут не будем околичностями говорить. Как есть скажем. Крады огонь в последний день «проводов», в Навий Великдень, это рубеж окончательный. И от чего отрекаетесь, не цепляясь за милые ништяки, сентиментальности, сожаления, все с этим огнем уйдет. А что не ушло – значит, с тем не готовы расстаться были, ищите причины, что держат при вас отношения/болезнь/проблему/препятствие.
В этот день накрывают «навий стол», общий для родичей в нави и тех, кто жив. Приглашают род разделить трапезу, и сами садятся, пьют и едят, и не символически, а как полагается ужинают. И даже если вы не видите и не слышите никого, т.е. не имеете ощутимого подтверждения, что на вашу просьбу откликнулись, поговорите. Расскажите родичам, чем живете, какими делами, о чем тревожитесь, к чему стремитесь. Как говорили бы с ними, будь они все рядом с вами во плоти и крови, живые, здоровые, взрослые, мудрые, сильные. По сути, никто не препятствует вам просто пожаловаться, или повспоминать хорошие дни, или попросить личной защиты у кого-то конкретного из навьих родных. Для подобной работы никакой ритуал особый не нужен. Это так называемая «работа через прошение». Но и ритуальная магия не запрещена. Хотя, само собой, ужин отдельно, а ритуалы отдельно, все совмещать и тыкать свечи на чистку между рюмками и тарелками - лишнее совершенно.
Выяснение источников родовой проблемы, чистка рода, защита на род, любая работа в принципе ляжет, если вам по силам быть ее оператором. Это важная оговорка. Не стоит ждать, что одним махом получится – и снять извод с рода, и защиту поставить на всех и каждого. Не потому, что род вас не поддержал в начинании или вы слов заветных не знаете. Потому что тут, в яви, для этой работы – вы проводник, оператор, ваши силы и энергетика не безлимитны. А суть, вес, энергоемкость затронутого вопроса могут очень серьезно превосходить ваши возможности. «Капля никотина убивает лошадь, а хомячка разрывает на мелкие клочья», слыхали? Так что соизмеряем свои возможности, и даже если задача пока не по зубам, это не значит, что с ней не стоит пробовать разбираться, пошагово, поэтапно.
Навий стол, за который вы приглашаете родичей, остается до утра, до новой зари и восхода солнца. Остатки ужина – с утра относят на кладбище, или в лес, можно просто скормить птицам или животным. Главное не выбрасывать на помойку и не оставить портиться где попало в каком-нибудь уголке. В отличие от всех прочих случаев, когда призванных навьих спроваживают, в Навий Великдень это не требуется. Всем им все равно до восхода придется уйти, кроме тех, кому поручили защиту, с кем о помощи заручились и кто ответил согласием, подтвердил, а таких и гнать не положено.
Закроются в эту ночь, до зари, Навьи врата. Завершится зима. И все дела, с чистками, избавлением, очищением – тоже должны быть закончены в темное время, до солнечного восхода. А утром нового дня, дня равноденствия, переворачивается клепсидра времени, наступает правье, светлое время года. И то, что с каждым из нас перейдет в новый день, то и останется на весь год, тому и воплощаться в яви, и хорошему, и плохому.
©Птичка, 2017
http://bastiliya.com/kolyada-zimnij/marta-marta-komoedica-maslenica-t4914.html
Рубрики: | Праздники славян |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |