-Метки

1941 1942 1943 1944 1945 9 мая «всем смертям назло» Марк Бернес аналитика антифашизм аушвиц бандеровщина белоруссия бендеровцы бендеровщина битва за днепр битва за кавказ блокада ленинграда брянск бухенвальдский набат видео владимир высоцкий вов военное кино военные медики военные песни воспоминания германия герои герои войны два бойца дети документальный фильм зверства зоя космодемьянская интересный факт исторические артефакты история италия кавказ киев кинозал киносеанс концлагеря короткая память крым курская битва латвия легендарные фотографии ленинград летчики лиепая любэ модераторское москва муслим магомаев нацизм неонацизм николай родичев ножи оккупация освенцим от советского информбюро памятники память партизаны песни плен подвиг польша праздники прохоровка разведка разведчики смоленск советские открытки советские солдаты советские солдаты в немецком плену советский союз советское оружие спутник партизана сталинград стихотворения сша танки танкисты танковые сражения твоя война текст песни третий рейх ужасы фашизма украина фашизм фильм франция харьков холодная война холокост художники эстония

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Память_огненных_лет

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 991


Белорусский художник Михаил Савицкий. Цифры на сердце

Понедельник, 02 Сентября 2013 г. 11:29 + в цитатник
Хлорциан все записи автора
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Родился 18 февраля 1922 года в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области, в крестьянской семье. Отец — Савицкий Андрей Петрович, служил на железной дороге. Мать — Савицкая Анна Константиновна, работала пчеловодом в колхозе.

В семье Савицких росли четверо детей. Младшим из них был Михаил. Когда в Белоруссии шло становление Советской власти и образовывались комсомольские организации, самое деятельное участие в этом принимали старшие братья. Они всегда находились в центре событий, организовывали разные новшества, устраивали спектакли. Это не могло не отразиться и на воспитании Михаила. В пять лет он уже читал серьезную литературу, знал наизусть множество стихов Пушкина.

По окончании средней школы в 1940 году Михаил Савицкий был призван в Красную Армию. Война застала его в Чечне, где он служил на полигоне. В ноябре 1941 года в составе десанта 345-й стрелковой дивизии он попал в Севастополь, где на протяжении всех 250 дней принимал участие в обороне города. Во время героической обороны Севастополя дважды представлен к ордену Красного Знамени и медали «За отвагу».


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Проклятие фашизму

Особенно рекомендуется к просмотру господам антисоветчикам, ревизионистам, отрицателям Холокоста, неонацистам и тем, кто сейчас занят переписыванием истории.

В 1942 году, на пятые сутки после сдачи города, у Херсонесского маяка Савицкого взяли в плен. После содержания в симферопольской тюрьме и лагере в Николаеве он был этапирован сначала в Румынию, а потом в Германию. Еще в Крыму он дважды пытался бежать, но оба раза неудачно.

В Германии М.А. Савицкий работал в рабочем лагере при вагонной фабрике в Дюссельдорфе. Михаил быстро освоил электросварку, да так, чтобы швы через некоторое время расползались. Вместе с товарищами они организовали диверсионную группу, руководил которой Георгий Иванович Корнилов (по «легенде» — отец М. Савицкого) — комиссар Керченского партизанского отряда имени Сталина, скрывавшегося в катакомбах.

После провала группы Михаил Савицкий и Г.И. Корнилов пытались бежать во Францию, но были пойманы гестапо и приговорены к смерти. Однако казнь заменили на концентрационный лагерь Бухенвальд, где Михаила содержали в «нижнем», или «малом», лагере уничтожения. После Бухенвальда он попал на каменоломни концентрационного лагеря Миттельбау-Дора, где сооружались штольни для заводов ФАУ, а затем в концентрационный лагерь Дахау. За организацию очередного побега на этапе был помещен в штрафной барак, где 29 апреля 1945 года его освободили американские войска.

После того как Михаил Савицкий попал к своим, он был признан негодным к службе, но добился, чтобы его оставили в армии. Служил в войсках на территории Германии и Венгрии до 1947 года.

По возвращении на родину М.А. Савицкий поступает в Минское художественное училище, а после его окончания — в Московский художественный институт имени Сурикова, который окончил в 1957 году.

С 1957 года и по настоящее время М.А. Савицкий безвыездно живет в Минске, полностью посвятив себя творчеству, которому право говорить о судьбе и времени своего бытия было дано ценой трагедии собственной жизни.

Жизнь и творчество М.А. Савицкого — одно из самых характерных явлений в искусстве и истории нашего времени. Осмыслив это взаимопроникновение жизни и творчества, можно осознать значение и место этого художника в живописи XX века.

Основополагающей чертой творчества Савицкого, основой его мировоззрения является то, что искусство участвует в бытии и неотделимо от него. Долг художника — не только найти язык — как говорить о мире, но и выявить смысл — что говорить о мире. Весь «суровый стиль» 60—80-х годов вряд ли может быть осмыслен без анализа творчества Савицкого. В этом поколении художников, среди таких имен, как Виктор Попков, братья Смолины, Таир Салахов, Виктор Иванов, Павел Никонов, Николай Андронов, Дмитрий Жилинский, творчество Савицкого занимает особое место.

Традиции русской живописи, исторической картины нашли в его творчестве своеобразное продолжение, не имеющее аналогов в современном искусстве. Сочетание гражданственных, общественно-значимых тем и смелого поиска, основанного на безупречном знании новейшего искусства, приводили к неожиданным результатам: работы, встреченные аплодисментами художников, нередко исключались из состава выставки. Пример тому — «Плач о павших героях» (ныне находится в собрании Третьяковской галереи).


М.А. Савицкий, автор более чем 200 тематических картин. Его творчество — развитие традиций тематической картины, основных тенденций русской живописи. Высшим воплощением его творчества стали ранние работы, посвященные Великой Отечественной войне, — «Партизаны», «Убийство семьи партизана», «Поле», «Плач о павших героях», «Беженцы», «Партизанская Мадонна», «Казнь», «Клятва», «Партизаны. Блокада», «Витебские ворота», «Ветераны», цикл картин «Цифры на сердце», посвященный трагедии концентрационных лагерей и цикл работ «Черная быль» о трагедии Чернобыля. Немаловажное место в творчестве художника занимает христианская тематика: последние годы автор работает над циклом «Заповеди блаженства» и историческими картинами, посвященными земной жизни Христа.

Основополагающая, определяющая работа в творчестве Михаила Савицкого — картина «Поле». Противостояние врагу, враждебной силе, откуда бы она ни исходила, - суть и смысл этой работы. Россия как данность, Россия как вечность, Россия как вечное противостояние врагу, Россия как неизбежная Победа — вот смысл этой работы.

Другая работа — «Реквием» — символизирует плач об утраченной земле. Воспетая ангелами печаль исчезнувших времен — боль несбывшихся поколений.


Смысл картины «Мадонна Биркенау» заключается в том, что распятие мадонны с младенцем есть смертная вина, неискупимо павшая на каждого из живущих.

Работы Михаила Савицкого находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Национального художественного музея Республики Беларусь, Национальной художественной галереи в Софии, а также во многих других коллекциях.

Михаил Савицкий — Народный художник СССР и Белоруссии, лауреат Государственной премии СССР и трех Государственных премий Белоруссии, академик Академии художеств России и Национальной академии наук Белоруссии. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», орденом Отечественной войны II степени, орденом Франциска Скорины № 1, а также премией и орденом Андрея Первозванного, медалями. В 1959 году, как бывший военнопленный, он был награжден медалью «За победу над Германией».

М.А. Савицкий избирался народным депутатом СССР, депутатом трех созывов Верховного Совета БССР.

Руководил творческими академическими мастерскими Министерства культуры Республики Беларусь, где проходят прекрасную школу мастерства молодые талантливые художники.

Умер в 8 ноября 2010 (88 лет) в Минске.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Узник 32815 - автопортрет


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Поющие лошади

Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряжённые в неё узники, подгоняемые хлыстами эсесовцев. Под страхом смерти заключённых заставляли петь. Одним из самых жестоких наказаний было подвешивание к столбу. Всей своей тяжестью узник висел на вывихнутых назад плечевых суставах. Это вызывало тяжёлые вывихи и растяжение суставов.

Одним из нарядов на работы, которых больше всего боялись узники, была работа в каменоломне. В каменоломню узники направлялись для ликвидации. Побоями или кнутом их или избивали до смерти, или гнали к цепи охранников, которые их безжалостно «подстреливали». За таких «расстрелянных при попытке к бегству» убийца получал трёхдневный отпуск. В любую погоду узники должны были при помощи самых примитивных орудий ломать камень, голыми руками грузить его и перевозить, используя только собственную мускульную силу.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Поющие коммунисты

Показательный обряд покарания коммунистов звучит как героическая симфония, как гимн мужеству и несгибаемой воле этих людей, их вере в свою правоту, в будущую свободу. Горящие на жертвенном костре коммунисты остаются борцами до последних мгновений жизни и умирают со словами «интернационала» на устах.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Летний театр

Накануне краха Бухенвальда печи крематориев работали на полную мощь, но не справлялись со своей задачей. Трупы сжигали в ямах, которые на лагерном жаргоне называли «летними театрами».

Рядом с фашистом стоит штубендист. "Кроме того, из самих узников была создана так называемая команда «штубединст» — «служба помещений». Этих людей на русский лад называли штубендистами . Они выполняли разные работы внутри блока: убирали помещения, мыли полы, вытаскивали во двор и складывали трупы, резали эрзац-хлеб и т. д. и за все это получали порой лишнюю ложку лагерного супа — баланды — или маленькую добавку того же эрзац-хлеба. Разные люди были среди этих штубендистов — одни только делали порученную им работу, а другие старались всячески выслужиться перед эсэсовцами и блоковым. Среди этих последних особенно выделялись трое, ставшие непосредственными помощниками блокового, такими же убийцами, как и он сам. Двое — Адам и Володька — были поляками, а третий — «Мишка-татарин» — жителем Крыма. Настоящие имя и фамилия его — Михаил Иханов. Рассказывают, что он был лейтенантом в одной из кавалерийских частей Красной Армии, а потом попал в плен или перешел на сторону гитлеровцев и стал служить в немецких войсках. Конвоируя однажды какой-то железнодорожный эшелон, он совершил кражу, и за это его отправили в один из блоков общего лагеря Маутхаузен. Здесь он принялся ревностно помогать эсэсовцам уничтожать узников и отличался при этом такой жестокостью, что комендант лагеря решил «выдвинуть» его и перевел в блок смерти, где «Мишка-татарин» сделался правой рукой блокового, с наслаждением мучил и убивал своих бывших сограждан и товарищей по заключению. " Из рассказа Смирнова С. "Герои блока смерти". Хоть в рассказе Смирнова описывается другой концлагерь (Маутхаузен), сути это не меняет.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Танец с факелами

Перед тем, как поджечь это страшное сооружение, фашисты забавляются танцем с факелами.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Эттерсберг. Голгофа ХХ века

Для непокорных в Бухенвальде предназначались одиночные карцеры – специальные бункеры для пыток. В тупике бухенвальдского бункера подвешен, как будто распят, юноша, на груди которого выжжена звезда. Это символ мучений и страданий, уготованных человечеству фашизмом в ХХ веке.

В карцере эсесовцы шантажом и садистской жестокостью принуждали узников давать показания, держали в нём обречённых на длительное одиночное заточение и смерть. В течение ряда лет здесь свирепствовал палач Бухенвальда Мартин Зоммер, который за 6 месяцев замучил более 100 узников. В феврале 1938 года под руководством Мартина Зоммера в так называемом «бункере» создается камера пыток и помещение для расстрелов.

Свидетельство очевидца: "Я вместе с группой заключенных тоже пытался бежать, но не удалось - поймали, посадили в карцер. Почему не расстреляли? А карцер был, по сути, тот же смертный приговор. Девять суток в камеру никто не заходил. На десятый день поставили бак с водой. Все, кто был еще жив, бросились пить. До сих пор не могу забыть, как жадно они пили, а затем громко вскрикивали и умирали. Вы бы видели их глаза... Я понял, что накидываться на воду нельзя, поэтому отрывал клочки пропитанной потом рубахи, мочил их и высасывал влагу" Фадейкин Федор Андреевич.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Проклятие (фашизму)

Не выдерживая мучений и истязаний, некоторые узники решались на самоубийство – «шли на провод», который находился под электрическим напряжением. Их последними словами были проклятия фашизму. Это случалось ежедневно.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Побег

Постоянно из лагерей предпринимались побеги. Часто они провоцировались предателями и были поводом для истребления людей. Надежда на спасение оборачивалась страшной трагедией...


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Побег, 1974


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Отбор

Уничтожая узниц женских концентрационных лагерей, фашисты отбирали самых молодых и красивых для медицинских экспериментов. Женщин стригли наголо, а волосы собирали в мешки и отправляли в Берлин.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Фрагмент картины "Отбор"

91074
Посмотреть на Яндекс.Фотках

91072
Помотреть на Яндекс.Фотках
"Канада"

«Канадами» в лагере называли пункты сбора несметных богатств. У людей, предназначенных для уничтожения, забирали все имеющиеся ценности, а после ограбления загоняли в газовые камеры. На их фоне особенно отвратительны циничные эсэсовцы, выкладывающие золотые пирамиды и перебирающие жемчуга.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
SOS!

Весной 1945г. подпольщикам Бухенвальда удалось скопить оружие, смонтировать рацию. Готовилось восстание. Узники собрались вокруг рации. Их лица озарены светом надежды на спасение. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Эти выжили

Групповой портрет только что освобожденных узников. Заостренные, затравленные лица с запавшими глазами, в которых застыло страдание… воин-освободитель открывает им дверь в забытый, радостный и яркий мир.

11 миллионов жертв из 18 миллионов мучеников лагерей смерти, 60 миллионов погибших на фронтах Второй Мировой войны.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Свобода


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Опознание


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Мадонна Биркенау

Над черным силуэтом крематория женского лагеря Биркенау возносится в небо мадонна – символ всех погибших матерей. Она неуязвима, недосягаема для зла и мракобесия и в тоже время прекрасна. И словно возрождая жизнь, под крестом крематория выросли скромные полевые ромашки.


Посмотреть на Яндекс.Фотках




Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Партизанская Мадонна


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Партизанская Мадонна (фрагмент)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Партизан


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Партизанка


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Партизаны

Картины М. А. Савицкого «Цифры на сердце» - это урок настоящему и предостережение для всего человечества. Человеку необходимо познать свою историю не только умом, но чувством. Неспроста говорили мудрецы: «Тот, кто не помнит своего прошлого, осуждён пережить его снова». Так пусть же помогут нам в этом бессмертные полотна Михаила Андреевича Савицкого.

Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0...%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://wwii-soldat.narod.ru/200/ARTICLES/BIO/savitsky_ma.htm
http://kk.convdocs.org/docs/index-235106.html
http://sch76-muzeum.narod.ru/SAVITSKI2.html
http://www.vitbichi.by/?p=6570
Рубрики:  Ради жизни на Земле
Мемуары, воспоминания
Образ врага. Третий рейх и его союзники
Забывать нельзя!
Ветераны
Память Великой войны
Великая война в искусстве
Биография
Антифашизм
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Бахыт_Светлана   обратиться по имени Вторник, 03 Сентября 2013 г. 20:31 (ссылка)
Неожиданно,я как-то привыкла к батальной живописи.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 04 Сентября 2013 г. 00:33ссылка
Но такие картины заслуживают не меньшего внимания, чем картины о битвах
Перейти к дневнику

Среда, 04 Сентября 2013 г. 00:39ссылка
Согласна с вами.Просто с такой стороны, военной живописи,я войну не видела.Привыкла,что такую сторону войны только фотохроника освещает.
Аноним   обратиться по имени Суббота, 05 Апреля 2014 г. 00:21 (ссылка)
СИЛЬНЫЕ КАРТИНЫ , но простите ЖАЛЬ , что невысого качества они ЗДЕСЬ...
- я видел альбом ( книгу ) . Там с цветностью всё было в порядке.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 30 Июня 2014 г. 15:13 (ссылка)
В г.Минске на пл.Свободы,15 открылась галерея М.Савицкого, там Вы можете увидеть эти картины в оригинале.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку