Людвиг ван Бетховен «Творения Прометея» оп.43. |
Балет «Творения Прометея» был поставлен в Вене знаменитым итальянским балетмейстером Сальваторе Вигано в 1801 году. Музыка балета состоит из увертюры, интродукции (картина грозы) и шестнадцати танцевальных номеров. Увертюра к балету Людвига ван Бетховена «Творения Прометея» открывает в творчестве композитора ряд увертюр, созданных с 1803 по 1824 годы, среди которых знаменитые «Эгмонт», «Кориолан», все «Леоноры», и который завершается «Освящением дома». Однако, увертюра «Творения Прометея» предназначалась для балета, о котором нам неизвестно ничего, кроме сюжета, имени балетмейстера и сведений о постановках. Балетмейстером и автором либретто был талантливый и успешный Сальваторе Вигано, который впервые привел гений Бетховена на подмостки музыкального театра. Вхожий в аристократические круги Вигано, как предполагают, услышал бетховенский Септет, соч. 20, посвященный императрице Марии-Терезии, и это решило его выбор композитора для будущей постановки. Вигано написал Бетховену и отправил ему сценарий, Бетховен заинтересовался…
Над этой партитурой композитор работал весьма тщательно, поскольку это был его дебют в сценическом жанре, и результат оказался незаурядным как с музыкальной, так и с драматургической точки зрения.
Образ Прометея как бунтаря, похитившего небесный огонь и восставшего против всевластия Зевса, занимает здесь очень небольшое место – титан с факелом появляется лишь в интродукции. В балете Прометей выступает прежде всего в роли Бога-Творца, создателя перволюдей – вылепленных из глины фигур мужчины и женщины, которым предстоит научиться всему – и движению, и мышлению, и чувствам. Придя в отчаяние от бестолковости своих созданий, Прометей решает призвать на помощь искусство – в привычных для балетной публики образах Аполлона и муз. Аллегорическое действо развивается – первые люди встречаются со своими великими потомками, удостоившимися бессмертия.
На Парнасе разворачивается мистерия с двойным внутренним сюжетом. Одна из ее линий – это одухотворение созданных из низшей субстанции существ при помощи божественной мудрости и красоты, то есть обретение Плотью – Души.
Другая – превращение самого Прометея в предтечу Христа, в умирающего и воскресающего Бога. Происходит это отчасти по вине его творений, которые поддаются соблазну насилия и разрушения. Под влиянием воинственного вакхического танца они хватаются за оружие, готовые убивать, ибо не знают цену жизни и смерти. Разгневанная Мельпомена закалывает кинжалом Прометея, возложив на него вину за деяния его творений. И, лишь увидев своего создателя мертвым, люди проникаются к нему любовью и состраданием.
Всего Бетховен написал для этого балета 16 номеров, и первое представление прошло с успехом в венском Бургтеатре 28 марта 1801 года. В текущем сезоне балет выдержал 16 представлений, в следующем – еще 13 и потом сошел со сцены. Не сохранилось даже подробного либретто, не говоря о хореографии. Уже в ХХ веке Рихард Штраус сделал из этих номеров отдельную сюиту в собственной редакции, вплоть до наших дней в оригинальном изложении звучала только популярная увертюра.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |