Красота, свобода и яркость музыки фортепианных концертов Карла Вебера |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Вебер - многосторонне одаренная личность — дирижер, пианист, литератор, музыкально-общественный деятель. Он был активным борцом за немецкое национальное искусство. Его творческое наследие включает сонаты, концерты, программные пьесы для фортепиано, камерные произведения, песни, но ведущая роль принадлежит опере. Произведения Вебера связаны с поэтическим миром народных легенд, преданий, сказок. Музыка их пленяет неподдельной искренностью, она темпераментна, романтически порывиста.
Карл Мариа Вебер родился 18 ноября 1786 года в северо-немецком городе Эйтине, в семье странствующего антрепренера и дирижера. Детство будущего композитора протекало в атмосфере кочующего провинциального театра. Прекрасное знание сцены, приобретенное в детские годы, впоследствии оказалось плодотворным для оперного творчества композитора. Постоянные разъезды препятствовали систематическому обучению музыке, однако к семнадцати годам одаренный юноша был уже выдающимся пианистом и автором многих сочинений, в том числе оперы «Петер Шмоль и его соседи» .
В 1804 году Вебер стал дирижером оперного театра в Бреславле, но ненадолго. В жизни композитора наступила тяжелая пора: не имея постоянного пристанища, испытывая нужду, он переезжал из города в город, был дирижером, домашним учителем музыки, пианистом. В этот период он писал многочисленные инструментальные и вокальные произведения. Патриотический подъем, охвативший передовую немецкую интеллигенцию во втором десятилетии XIX века после краха наполеоновской империи, нашел у Вебера активный отклик. Он создал сборник патриотических песен — «Лира и меч» на слова поэта Т. Кернера, получивший широкое народное признание.
С 1813 по 1816 год Вебер был оперным дирижером в Праге; затем переселился в Дрезден, где последние десять лет жизни руководил театром немецкой оперы. Дрезденский период ознаменован созданием лучших фортепианных сочинений Вебера — «Приглашения к танцу», «Концертштюка» для фортепиано с оркестром и др.
Как истинному романтику, Веберу свойственна многосторонность: хотя центром притяжения для него была опера, он также писал превосходную инструментальную музыку и добился успеха как концертирующий пианист. Кроме того, Вебер проявил себя одаренным музыкальным критиком. Среди сочинений Вебера в других жанрах можно отметить два фортепианных концерта и часто исполняемый концертштюк для фортепиано с оркестром; четыре сонаты; несколько циклов вариаций и знаменитое "Приглашение к танцу." Это наиболее яркие инструментальные произведения. Эти произведения отличаются от музыки венских классиков своей красочностью, ярким сопоставлением тем, модуляционной свободой, блестящей концертностью.
"Концертштюк" для фортепиано с оркестром.
Концерт для фортепиано с оркестром оп. 32.
Концерт для фортепиано с оркестром оп. 11.
В 1826 году испытывавший материальные затруднения и уже тяжело больной Вебер предпринял поездку в Лондон, где руководил постановкой своей последней оперы. В Лондоне композитор и скончался 5 июня 1826 года. В 1844 году прах его был перевезен в Германию и погребен в Дрездене.
Рубрики: | Музыкальные жанры и формы/Концерт Композиторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |