Рената_Бедро все записи автора
Во многих дискуссиях с современными русскими и украинскими собаководами часто звучит:
- Вместо того, чтобы обратиться с проблемой к отечественным мастерам дрессуры, вы поклоняетесь какому-то заморскому *далее идут всякие нелицеприятные эпитеты* "гуру", а я лично не вижу разницы между ДОСААФом и вашим хвалёным Милланом!
Что ж, давайте разбираться.
Прежде всего, заимев щенка, мы пытаемся приучить его к месту, к туалету, к прогулкам и прочее-прочее-прочее. Мечтаем о том, что из маленького месячного комочка шерсти вырастет умный и учёный пёс, за которого не будет стыдно. Мы с ним возимся, ласкаем, балуем. Щенок подрастает, и вот это уже молодой и шумный зверь, считающий что "Это мой мир, это мой старт!"... Пора на дрессировку, решаем мы и идём в клуб))
Там, под руководством чуткого или не очень инструктора мы начинаем вдалбливать любимому Рэксу, или Мухтару команды.
Старательно, громким голосом без конца повторяем:
- Сидеть! Ко мне! Лежать! Гуляй! Фу! Аппорт!
Добиваемся выполнения... Потеем и сердимся, когда пёс игнорирует, или наскакивает...Ему уже надоела долбёжка, и он хочет играть, бегать и беситься. Но мы продолжаем долбить и наказывать.
Со временем, всё конечно, получается, что-то собака усваивает, начинает более-менее слушаться...Когда хочет, а когда нет - фиг заставишь. Своевольный Мухтар вырос...Мухар! Куда?! Ко мне, я сказала!!
Но что происходит на самом деле?
А вот что.
Собака с рождения воспринимает не столько звуки и не столько зрительные образы, сколько прикосновения и запахи. Её мир - это мир запахов изначально. А ещё щенок очень остро чувствует состояние и настроение матери и всех, с кем он взаимодействует.
Спокойный настрой суки даёт ему уверенность в себе и ощущение безопасности.
В новом доме больше нет энергии матери, зато есть очень много эмоциональных, сильных настроений, которые будоражат, к которым не знаешь, как относиться, ведь всё непривычно и странно. Приходится жить по новым правилам, а чаще вообще без правил...
Маленькому и пытливому мозгу щенка приходится заниматься переводом с непонятного человеческого на привычный собачий, чтобы догадаться, чего от него хотят новые друзья.
Мозг и психика взбудоражены запахами, ощущениями, настроениями, потоками энергии...Щенок волнуется и беспокоится...Человек поглаживает, хвалит, поддерживает, и щенок переводит это для себя, как одобрение, как будто так и надо себя вести - беспокойно и напряжённо.
То же самое продолжается и во время дрессировки уже подросшей и взрослой собаки.
Хозяева и инструктора пытаются вызвать логическую связь в сознании молодого пса между звуковым сигналом "Ко мне! Сидеть! Лежать!", зрительным образом - жестом, соответствующим данной команде, и его действием, но! Поскольку здесь задействованы только два органа восприятия - зрение и слух, то получается, что два самых важных органа восприятия остаются "за кадром - осязание и обоняние. Это беспокоит собаку, поскольку собака познаёт мир носом.
Но!
Никто не озабочен и не озадачен тем, что собака взволнована и возбуждена. В ней бурлит молодая энергия, ей хочется бегать, двигаться, играть и носиться, потому что сил полно, а 15-минут прогулки - это отправление естественных надобностей, и только. Собаку поглаживают, играют с ней, чтобы отвлечь, говорят "Хорошо, Мухтар, хороший пёс, хорошо, нельзя, хорошо!" прикармливают - за что? За волнение? Нет. За то, что собака выполняет команду, будучи взволнованной и нетерпеливой... Она взволнована, но она слушается! Даже будучи взволнованной - слушается, молодец, Мухтар!
И собака усваивает такое поведение. Команда пробивается сквозь неспокойное сознание, собака переводит услышанное на свой язык и старается выполнит команду. После похвалы срывается, прыгает, носится и всячески бурлит, что хозяева и инструктора считают дружелюбной радостью, благодарностью и любовью собаки к хозяину и инструктору. А на самом деле это никакая не радость, а возбуждение и нетерпение. Ведь лидер, вожак не потребовал от пса прежде всего СПОКОЙСТВИЯ!! Да и где тут вожак? Есть любимый хозяин, который кормит, играет и поощряет, любит, ласкает, но это не вожак! Это...Приятель. С ним клёво играть и беситься. Захочу - послушаюсь его, захочу - там кошка, птичка, другая собака...Побегу выяснять, можно ли с ними играть.
Всё это закрепляется на площадке ДОСААФа, собака вырастает, привыкает слушаться, но при этом НЕ ПРИВЫКАЕТ БЫТЬ СПОКОЙНОЙ И УРАВНОВЕШЕННОЙ!
Что делает Миллан, чем отличается его метод от привычного, классического ДОСААФа?
Тем, в первую очередь, что со щенком продолжают общаться ПОНЯТНЫМ ЕМУ ЯЗЫКОМ, теми же символами, той же энергетикой, какую применяла и применяет любая собака по отношению к своим сородичам в стае. Щенку не нужно напрягаться и беспокоиться, а правильно ли он делает, его всегда поправят, и он поймёт этот сигнал.
Приведя щенка в своё логово, в свою стаю, человек устанавливает привычные для любой собаки законы стаи, то есть лимиты, рамки и правила. Понятную иерархию. Щенок продолжает жить в непривычных условиях, но с привычными правилами. Раньше лидером была мать - теперь этот двуногий. Он - вожак. Он это сразу доходчиво показал. От него исходит такая же сильная и спокойная энергия, как от сильной и уверенной собаки. Понятная энергия, понятные жесты и прикосновения. Мама касалась носом и пастью, человек - рукой, но это точно так же, как делала мать - понятно и привычно.
Человек точно так же - привычно и понятно, касаясь тела, указывает на ошибки... Поправляет, если щенок слишком разыгрался и перевозбудился. Доходчиво и привычно даёт понять, какие границы переступать нельзя. Собака не учится понимать человека, а просто понимает привычный ей язык тела, жестов и настроений. Собака чувствует, что вожак спокоен - как мать, а значит волноваться нечего. И если вожак идёт вперёд - это не обсуждается. Так легче и проще. И очень понятно с точки зрения собаки. Собака учится быть собакой, а не "Переводчиком с человеческого", это разгружает психику, расслабляет собаку. Собака приучается быть спокойной, уравновешенной, потому что только это состояние и поощряет вожак.
Собака социализирована, спокойна, расслаблена, сосредоточена на хозяине, которого воспринимает, как вожака своей стаи. И вот с такой собакой уже можно заниматься чем угодно, дрессировать как угодно, готовить к какой угодно работе, исходя из особенностей психики, физических способностей и породы.
Итак выводы.
Традиционная дрессировка собак - это психология человека, наложенная на собаку, применённая к собаке. Процесс трудный, из-за кардинальных различий в социальных стандартах и правилах приматов и хищников.
Метод же Цезаря Миллана - это психология собаки, работа прежде всего на уровне собаки, общение с ней при помощи понятных ей с рождения сигналов, жестов и символов. Это не механическое вырабатывание условных рефлексов, нужных человеку, а обучение на уровне психики и сознания ЖИВОТНОГО- СОБАКИ- ПОРОДЫ и только потом - личности любимого Мухтара, Рекса, Бадли... Только в таким порядке и можно воспитать уравновешенную, спокойную собаку, готовую к последующему обучению и жизни в обществе.