К.Гундарссон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II Манназ |
Человек в радости родне своей дорог, хотя расставание суждено каждому; ибо будет предана лорда указом плоть эта непрочная сырой земле.
36. Тут из лесов Риг появился, Риг появился, стал рунам учить; сыном назвал его, дал свое имя, дал во владенье наследные земли, наследные земли, селения древние. 37….копье стал метать, щитом потрясать, скакать на коне, вздымая свой меч; затевал он сраженья, поля обагрял, врагов убивал, завоевывал земли [1]. 45. В знании рун с Ярлом Ригом он спорил, на хитрость пускаясь, отца был хитрее: тогда приобрел он право назваться Ригом и ведать могучие руны[2].
Метки: руны |
К.Гундарссон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II Эваз |
Конь перед ярлами радость атлингов, когда речь о нем, витязи - люди достойные, верхом разговор ведут, он всегда утешение неугомонному.
Метки: руны |
К.Гундарссон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II Беркана |
Береза бесплодна, но вместо того несет побеги без семени; её ветви прекрасны, высокая крона дивно покрыта, нагружена листьями, неба касаясь.
Берёза — покрыта зелеными листьями; Локи принес удачу в обмане.
Берёза — ветвь в листьях, И малая поросль, И юное дерево.
158.Тринадцатым я водою младенца могу освятить,- не коснутся мечи его, и невредимым в битвах он будет.
Метки: руны |
К.Гундарссон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II Тейваз |
Тир - звезда, веру крепит в атлингах, не собьется с пути, туманы в ночи ей не помеха.
Тюр — однорукий среди асов; кузнец должен часто бить молотом.
Тюр — Ас однорукий, И Волчий объедок, И храмов владыка.
157.Двенадцатым я, увидев на дереве в петле повисшего, так руны вырежу, так их окрашу, что он оживет и беседовать будет.
Метки: руны |
К.Гундарссон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II Соулу |
Солнце - всегда морякам надежда, когда идут они над купальней рыб, пока коня волн к земле не направят.
Солнце — свет на земле; я поклоняюсь святой судьбе.
Солнце — щит туч, И сияние славы, И плач льда вековечный.
156.Одиннадцатым друзей оберечь в битве берусь я, в щит я пою,- побеждают они, в боях невредимы, из битв невредимы прибудут с победой.
Метки: руны |
MINDY MACLEOD and BERNARD MEES.Runic Amulets and Magic Objects. Перевод Традис |
Метки: руны |
К.Гундарссон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II Эйваз |
Тис снаружи грубое дерево, тверд и крепок в земле, хранитель огня, корнями крепится, радость поместья.
Тис — самое зеленое дерево зимой; часто слышится пение, когда он горит.
Тис — изогнутый лук, И колкость железа, И былинка Фарбаути.
Тис держит все.
163 .Восемнадцатое ни девам, ни женам сказать не смогу я, – один сбережет сокровеннее тайну, – тут песня пресеклась – откроюсь, быть может, только жене иль сестре расскажу.
Метки: руны |
К.Гундарссон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II Йеро |
Урожай людям надежда, как бог то позволит, святой царь небесный, так приносит земля плоды свои славные благородным и бедным.
Урожай приносит прибыль людям; я говорю, что Фроди был щедр.
Год урожайный — благо людское, И доброе лето, И поле проросшее.
155. Знаю десятое,- если замечу, что ведьмы взлетели, сделаю так, что не вернуть им душ своих старых, обличий оставленных.
Метки: руны |
К.Гундарссон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II Иса |
Лед очень холоден и скользок сверх меры; блестит как стекло, как самоцветы, мороза творенье, приятен на вид.
Льдом мы зовем широкий мост; слепому нужен поводырь.
Лёд — кора рек, И кровля волнам, И беда обреченных.
154.Знаю девятое,- если ладья борется с бурей, вихрям улечься и волнам утихнуть пошлю повеленье.
Метки: руны |
Традиция и её передача. Интересный спор. |
Любопытный спор произошёл в сообшестве Асатру на дайриках http://asatru.diary.ru/p181590346.htm
Основу спору положил пост А. Платова в ЖЖ http://anton-platov.livejournal.com/60968.html
Метки: традиция |
К.Гундарссон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II Наутиз |
Нужда грудь сжимает, хоть сынам человеческим бывает и в помощь, и даже в спасенье, если знать о ней вовремя.
Нужда — это тяжкая доля; голому холодно на морозе.
Нужда — тоска рабья, И случай тяжёлый, И труд утомительный.
153. Знаю восьмое,- это бы всем помнить полезно: где ссора начнется средь воинов смелых, могу помирить их.
7.Руны пива познай, чтоб обман тебе не был страшен! Нанеси их на рог, на руке начертай, руну Науд – на ногте[1].
Метки: руны |
Семинар по Ольховке в Санкт-Петербурге |
Научно-практический семинар по этнокультурной географии и семиотике географического пространства (http://vkontakte.ru/club13735181)
8 ноября
Под угрозой застройки оказался крупнейший в европейской части России (и до конца толком не исследованный) комплекс культовых камней чашечников, расположенный в Приозерском районе Ленинградской области на берегу озера Суходольского, возле деревни Ольховка. Комплекс у Ольховки представляет собой крупнейшее в европейской части России скопление культовых камней-чашечников, помимо чашечников здесь также известно два скопления каменных куч, вероятно, могильников, камень с петроглифом и несколько других представляющих интерес объектов. Землю под любым предлогом все-таки пытаются продать под коттеджи. Совершенно очевидно, что сохранять такой уникальный комплекс имеет смысл только целиком, и в изначальном ландшафтном окружении. Во всем мире сейчас практикуется именно такой подход – вряд ли кому придет в голову продать, например, землю вокруг Стоунхенджа под коттеджи «с видом на мегалиты», или застроить все вокруг Эрмитажа небоскребами. Данная ситуация нуждается в самом широком освещении и обсуждении
1. Александр Иванович Сакса, российский археолог, ведущий специалист по карельской археологии, доктор исторических наук, доктор философии первооткрыватель камней Ольховки, расскажет об исследованиях Ольховки 1980-х гг
2. Вячеслав Григорьевич Мизин "Новые находки чашечных камней в Ольховке в 2012 году"
3. Ольга Додонова, активист защиты памятника расскажет о желаемой перспективе сохранения комплекса - "Ольховка – варианты судьбы"
Адрес РГПУ им. А.И.Герцена Реки Мойки наб., 48 КОРП 12 (Факультет географии) АУД 21, вход с Казанской улицы
Начало: в 18:30, Окончание: в 21:00
вход свободный
Просим учесть, что на вахте предъявляются документы
Метки: мегалиты |
К.Гундарссон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II Хагалаз |
Хагалаз
Гальдра-звук : ххххх (произносится с сильным придыханием)
Буква :Х
Град - зерно самое белое, несет его ветер, он приходит с небес, потом водой станет.
(С) Англо-саксонская руническая поэма. Пер. А. Колдая
Град — самое холодное зерно; Христос (Хрофт – Высокий – Один, - прим. К.Гундарссона) создал мир давно.
(С) Норвежская руническая поэма Пер. С. Гpабовецкого с английской версии поэмы Э. Торссона
Град — холодное зёрнышко, И смесь снега с дождём, И змеиная болесть.
(С) Исландская руническая поэма Пер. согласно редакции Л. Виммера, Н.Топчий
152.Знаю седьмое, – коль дом загорится с людьми на скамьях, тотчас я пламя могу погасить, запев заклинанье.
(С) Речи Высокого, пер. А. Корсуна
Руна Хагалаз, "градина" , олицетворяет переход от изморози, олицетворяемой Урузом, ко льду, как более плотной форме воды; одна лишь абстрактная модель, вместо персонификации силы. О градине всегда говорили как о «холодном зерне"; это демонстрирует нам персонифицируемую данной руной смену форм. Хагалаз похожа на первичный кристалл, который так же соотносится со всем мирозданием в целом, как клетка ДНК – с идеальной (и неизменной) формой тела. Строка Англо-саксонской рунической поэмы«потом водой станет» , описывает отношения между Уруз и Хагалаз – между существующим замыслом, и той силой, что бесконечно трудится для его воплощения, - междуИмиром и Аудумлой . Также следует отметить, что вертикальная модель тевтонской вселенной (см. рис.2 из главы 1: Девять миров Иггдрасиля) в точности повторяет форму руны Хагалаз в Младшем футарке, а форма руны напоминает изображение льдинки – частицы воды, пребывающей в кристаллической форме.
Хагалаз - воплощение самого неизменного устройства Вселенной, или совокупность форм всех Девяти миров, воплощенных в Иггдрасиле , по которому движутся все живые создания, течет энергия рун и сливаются воедино "органическое" и "неорганическое" начала. Вы можете увидеть это воочию, найдя кристалл кварца, симметричный от природы, или же обработанный до формы шестигранника. Взгляните на него – и вы увидите Хагалаз в своей «младшей» форме, заключенный внутри твердой градины, - символ, который содержит в себе все прочие руны и который по-прежнему используется в качестве эффективного знака – хекса (hex), что прекрасно видно даже в пенсильванских поселениях голландцев в Америке. [2] Кристаллы очень полезны для понимания одного из аспектов Хагалаз, - если вы медитируете на связь между упорядоченной, неизменной формой кристалла и текущей по нему энергией, которую можно направлять. Хагалаз – великий контролер и фокусер энергий, как об этом говорится в «Речах Высокого» , где его описывают как руну, которой подвластна дикая, первобытная и активная сила огня.
Использование кристаллов в рунической магии, не являясь частью оригинальных германских практик, тем не менее может стать полезным и важным дополнением к работе с руной Хагалаз. Само слово «кристалл» происходит от греческого «krystallos» , то есть «лед» , будучи достаточно похожим на название этой руны - "градина" (hailstone).
В результате использования кристалла кварца в рунических практиках можно усилить эффект Хагалаза, соединив руну и кристалл в единое целое, так что при этом ваш призыв дойдет до обитателей всех Девяти миров ( девять – число этой руны, также число полноты и совершенства). В этом случае фантазия витки найдет множество вариантов использования кристаллов в рунической практике. Большую ценность представляют камни, наделенные от природы формой шестигранника; немного им уступают отшлифованные при помощью машин. Асимметричные кристаллы в данном случае являются менее эффективными, а иногда и приводят к непредсказуемым результатам. Учтите, что для работы с Хагалаз очень важна сама форма кристалла.
Будучи символом совершенной и неизменной структуры, Хагалаз служит в качестве могучей охранной руна, применяемой для защиты от чужеродных энтропических сил, - от«змеиной болести» , как зовет их Исландская руническая поэма Это - отсылка к ядовитым змеям, которые бесконечно грызут корни Мирового Древа; силам, которые пытаются сломать воплощение самого порядка, необходимого для сохранения жизни. Хагалз очень эффективен как охранная руна, если его начертать на здании – как это, собственно, и делается в течении вот уже многих столетий.
Важнейшее значение Хагалаз в повседневной жизни заключается в том, чтобы привести нас в состояние единства с Вселенной, которая обычно выступает как могучая, и нередко наполняющая повседневную жизнь горестями, сила. Англо-саксонская руническая поэма демонстрирует процесс разрушения и возрождения, сообразно концепции семени (Хагалаз), через смену различных состояний воды (Уруз).
В первую очередь, Хагалаз является руной одновременно начала и завершения бытия. О ней можно говорить, в некотором смысле, как о пассивной форме Турисаз, - но в то же время и как о ее полной противоположности. Турисаз – результат союза огня и льда, который порождает силу, разрушающую внешние формы; Хагалаз же использует силу льда и пламени для создания той формы, которая заключает в себе силу и направляет ее в нужном направлении. Сила Турисаз активна, ее природа скорее огненная; энергия же Хагалаз практически неподвижная, это персонификация льда. Обе стороны бытия – и разрушение, и последующее возрождение, - присутствуют в образе инеистого великана Имира , который является как бы «прото-йотуном»: еще слепой силой, и одновременно с этим – отцом (равно как и матерью) всего рода турсов; таким образом, с Хагалаз Имира роднит сама его природа – природа андрогина, исходного кристалла, семени, из которого возникает Вселенная, и прорастает само Мировое Древо. Интересно отметить, что кристалл, в своей прекрасной, совершенной форме, может походить как на Хагалаз , так и на Турисаз – с последним его роднит заостренный конец, в который сходятся с разных сторон потоки силы, и который соединяет эти потоки и направляет их на достижение конкретных результатов.
Используемая вместе с другими рунами, Хагалаз направляет их энергию на все уровни бытия. Помните, что девятка в германской культуре – это число величайшей силы.
Хагалаз можно рассматривать и как скандинавский эквивалент гексаграммы , - элемента более поздней западной магии, который также отображает единую структуру Вселенной.
Вы пребываете в центре небольшого кристалла шестигранной формы, в центре которого сходятся шесть осей; он холоден как лед, и столь же чист и тверд. Приходит осознание того, что вы можете свободно двигаться внутри кристалла, но при этом как-либо изменить его не можете; да и сама мысль о подобном вызывает страх – кажется, что если хоть немного нарушить целостность кристалла, то прочные стены вокруг распадутся, оставляя вас в клубящейся за его пределами тьме.
Ваш кристалл начинает медленно расти, его мерцающие стены поднимаются все дальше и дальше, и свет, прежде неярко горевший в точке соединения шести осей, разгорается все сильнее, уходя вверх.
Грань кристалла под вашими ногами упирается в землю, из которой, на сколько хватает взгляда, поднимаются колосья пшеницы. Похоже, вы оказались в Мидгарде, стоит конец лета, а на вас грубые коричневые рубаха и штаны – так одеваются крестьяне. Пшеница еще только начинает золотиться, но уже сейчас кажется, что стоит ждать хорошего и богатого урожая. Вы понимаете, что знаете это поле всю свою жизнь, и ощущаете искреннюю радость от того, что пшеница зреет так хорошо.
Прохаживаясь вдоль стеблей, и то тут, то там выдергивая из земли сорняки, вдруг вы чувствуете холод тень, и Солнце словно скрывается за внезапно набежавшей тенью. Подняв глаза к небу, вы видите надвигающиеся тучи – как исполинские горы, сотканные из серо-голубого тумана, они плывут по небу в вашу сторону. Но приближение бури не пугает вас – ведь пшенице нужна вода, и дождь сейчас будет как нельзя кстати. Уже можно разглядеть, как края тучи нависают над оконечностью поля, подобно серому занавесу, и услышать стук о землю тяжелых капель дождя. Вдруг, достигнув границ поля, образованных вашими колосьями, стук капель становится более громким и резким, а серый прежде занавес превращается в сверкающе-белый. Вы кричите от гнева и отчаяния, когда град безжалостно выбивает всходы, не оставляя после себя ни одного целого стебля; однако вскоре вам и самому приходится закрывать руками голову, спасаясь от обрушивающихся с небес сотен маленьких льдинок.
Так же внезапно, как и началась, буря стихает, ветер гонит облака прочь, и лучи солнца освещают россыпи льдинок, блестящих среди стеблей безжалостно уничтоженных посевов. Вы медленно идете по полю, подсчитывая масштабы бедствия; кажется, от урожая этого года ни уцелело ни колоска.
Шагая по полю, вы вдруг слышите слабое шипение и видите поднимающиеся от земли на высоту в несколько футов струйки пара. Кажется, что-то перемещается под кучками градинок, и по мере того, как пар поднимается вверх, градинок становится все меньше и меньше. Когда становится совсем тихо, и льдинки перестают осыпаться на землю, вы подходите к единственной уцелевшей кучке льдинок и сильным пинком разбрасываете ее. Под ней оказывается клубок из смерзшихся гадюк, их ядовитые зубы обнажены. Земля вокруг них черна и безжизненна от змеиного яда; видно, как посеченная градом пшеница вокруг змеиного гнезда стремительно чернеет и гниет. Ясно, что, несмотря на уничтоженный урожай, град уберег вас от отравленного зерна, и от потери участка земли, который бы становился все больше и больше, если змеи продолжили бы и дальше грызть корни и питать землю своим ядом.
Пнув змеиный клубок, вы убеждаетесь, что гадины действительно мертвы. Их замерзшие тела легко разлетаются от удара башмака. Голова одной из змей катится по земле рядом с вашими ногами, ее зубы царапают землю; вы успеваете заметить, что в клыках гадюки зажат какой-то кристалл. Осторожно вытащив его из змеиных челюстей, вы крутите его в пальцах, пытаясь определить, возможно ли увидеть что-то внутри камня. Он напоминает замороженное молоко; кристалл стремительно тает прямо в руке, оставив после себя лишь несколько небольших красных ягод, вмерзших в него. Гляди на ягоды, вы видите словно бы сквозь них призрачные образы игольчатых листьев, алых ягод, и силуэт покрытого грубой корой старого тиса.
Вы идете на середину поля, глядя, как лед тает, а крохотные зеленые ростки уже начинают появляться среди лужиц живительной влаги. Вы наклоняетесь и ссыпаете ягоды в прямо жирную грязь. Едва вы выпрямляетесь, то понимаете, что находитесь у подножья исполинского тиса, корни которого теряются в глубинах земли, а ветви возносятся гораздо выше, чем это способен увидеть человеческий глаз. Вы находитесь в самой его сердцевине, разглядывая крошечный шестигранный кристалл, который пребывает в дереве, словно семя в плоде, и понимаете, что именно из него вырос этот древесный исполин, и эта модель в масштабах Вселенной универсальна.
Постепенно вы возвращаетесь в свое тело, ноги твердо стоят на земле, а в вашем уме по-прежнему остается образ кристалла, - знание о том, что сила, порождающая бытие и целостность самого образа бытия навсегда открыты для вас, благодаря руне Хагалаз.
Метки: руны |
Ольховка! Продолжая тему! |
Начало здесь http://www.liveinternet.ru/users/3945726/post240831783/ и здесь http://www.liveinternet.ru/users/3945726/post240831783/
Комк не безразлична судьба мегалитических памятников, просьба проголосовать
За сохранение уникального культового комплекса железного века у оз.Суходольское
http://www.democrator.ru/problem/8936
Метки: мегалиты |
Платов А. О рунах и Традиции. |
Отвечаю понемногу на вопросы альманаха "Даймон" - во втором выпуске предполагается мое интервью.
Многие вопросы - весьма и весьма интересные (ответы, надеюсь, будут не хуже :)))
Вот первый из вопросов (с ответом, разумеется).
1. Часто можно встретить тезис о том, что для успешного применения некоей практики надо быть в соответствующей Традиции. Тогда получается, что даже русский язычник не может практиковать руны, он должен стать скандинавским язычником? Как вы вообще относитесь к «русским скандинавским язычникам»? Может ли эффективно практиковать руны не просто не скандинав, но представитель других рас — жёлтой и чёрной?
Ответ:
Хм. Вопрос сформулирован как относящийся к рунам, но на него невозможно корректно ответить, не выходя за рамки собственно Рунического Искусства как такового, не пытаясь увидеть что-то большее, чем одно отдельно взятое волшебное Искусство.
Но, если нам это интересно, – давайте попробуем.
Руны – действительно часть североевропейской сакральной Традиции. И работа с ними действительно объективно возможна только с опорой на Традицию. (Надеюсь, никто не полагает всерьез, что любой человек, нарисовавший на стене сарая вертикальную полосу (Иса, руна Льда), вызовет этим понижение температуры в сарае до отрицательных величин? Или, – что, начертав на той же стене латинскую букву «H» (Хагалаз, руна Разрушения), станет причиной немедленной гибели сего строения?)
Сами по себе рунические символы – всего лишь графемы (довольно простые графемы, замечу). И «работают» в магическом отношении отнюдь не эти графемы, но то, что стоит за ними. А стоит за ними – Традиция.
Так что если мы хотим попытаться ответить на вопросы, которые только что были заданы, думать придется именно об этом – о североевропейской сакральной Традиции.
…Слово «традиция», как известно, происходит от лат. traditio, «передача», и означает, соответственно, нечто, передаваемое из прошлого в будущее. В отношении североевропейской сакральной Традиции мы не можем не понимать, что на настоящий момент эта самая «передача» практически разрушена. Тем не менее, сегодня вокруг нас немало людей, обращающихся к Северной Традиции. Почему?
На мой взгляд, существует некий «внутренний Зов», определяющий нашу потребность в сакральном – причем, в сакральном совершенно конкретного «характера»; примерно то, что римляне называли numen, а Юнг и его последователи именуют «нуменозностью». (В свое время в контексте магической традиции я определял это как переживания, происходящие из внутреннего круга магии.) Этот «внутренний Зов» не только направление нашего интереса в области сакрального, но и позволяет отличать «верные» шаги от «неверных», ведущие вперед – от тех, что разворачивают нас поперек Пути. И пока он звучит, Традиция не утрачена (обратите внимание, что выше я не сказал «разрушена Традиция» – я сказал: «разрушена передача»).
Однако, одного только соприкосновения с Нуменом, очевидно, не достаточно для того, чтобы восстановить Традицию как систему работы с сакральным – а прямая передача знаний об этой системе действительно прервана. Что же мы, – увлекаемые на Путь «внутренним Зовом», но не имеющие за плечами функционирующей Системы, – можем делать, чтобы снова увидеть Северную Традицию живой?
Прежде всего, конечно, – просто собирать и осмысливать сохранившееся: факты, осколки магических технологий, обрывки былого опыта; хотя, конечно, слово «просто» подходит здесь не во всех своих значениях. А сохранилось, несмотря ни на что, немало; человек, далекий от этнографии и исторической культурологи, был бы поражен, увидев, насколько многое вокруг нас несет отпечаток древней сакральной Традиции. Даже современная деревенская байка может содержать отголосок былого опыта взаимодействия с сакральным.
Но этого, разумеется, мало: из осколков не собрать бывшего сосуда, – особенно, когда и осколки-то найдены далеко не все. Эти осколки для нас – не более, чем подспорье, рабочий материал, который должен быть размолот и превращен в новую массу для лепки. И вот здесь мы подходим к очень непростому вопросу, непосредственно связанному с тем, который был задан в самом начале.
А какой сосуд нам нужен?
Безусловно, мы говорим о той Традиции, которой владели наши предки. Но мои предки – это и люди, жившие в позапрошлом веке во Владимире и Рязани; и древнейшие индоевропейцы евразийских степей IV-III тысячелетий до н.э.; и первые представители Белой расы, два десятка тысячелетий тому назад оставившие палеолитические памятники типа Сунгиря или Костёнково. Если мы хотим апеллировать к Традиции, мы неизбежно должны определить для себя некую область в пространстве и времени, к которой и будем обращаться как к некой исходной точке.
Такой «исходной точкой» не может быть, очевидно, деградирующая традиция эпохи двоеверия (II тыс. н.э.) – уже хотя бы потому, что Система, о которой мы говорили, в это время уже разрушена. И эта «точка» не может быть отнесена слишком далеко в глубь веков – во времена, когда наших народов еще не существовало как таковых…
…Я позволю себе не слишком углубляться в исторический аспект проблемы (я немало о нем писал и говорил), и просто укажу, что считаю германские и славянские «сакральные Системы» не отдельными традициями, а ветвями единой Северной Традиции, обособление которых датируется очень поздней эпохой – концом бронзы – началом железа. Соответственно, и упомянутую «отправную точку» связываю с так называемым «балтийским узлом этногенеза», где именно в это время окончательно формировались наши народы – и их культура…
Возвращаясь к исходному вопросу – к вопросу об использовании рун и Рунического Искусства русскими язычниками. Думаю, моя позиция в этом вопросе уже видна. Руны – часть общего наследия Северной Традиции, равно принадлежащая все, кто считает себя ее наследником. Не столь важно даже, что Футарк как таковой возник уже в те времена, когда разделение ветвей Традиции шло полным ходом, а само Искусство развивалось уже полностью в германской среде. Важно то, что за рунами – и за принципами работы «системы», и за отдельными рунами – стоит единая Северная Традиция…
Другое дело, когда русский человек, увлекшись скандинавской «стороной вопроса», начинает забывать или игнорировать свое непосредственное наследие – то, что связывает его с землей, на которой он родился. Этого я, разумеется, одобрить никак не могу; но это – именно «совсем другая история»…
А вот вопрос относительно использования рун представителями других рас – и проще, и сложнее.
Проще – потому что… Смотрите: как любая действенная сакральная практика, работа с рунами неизбежно подразумевает столкновение с Нуменом – мы об этом уже говорили вскользь. Однако на практике такое столкновение означает не только встречу с божественным, но и проникновение в определенные области коллективного бессознательного, и «содержание» этих областей прямо связано с культурным и сакральным опытом народа, которому принадлежит человек. Это неизбежно. Юнговская нуменозность существует для любого человека, но нуменозность датчанина или русского с одной стороны, и африканца с другой – это очень разные вещи. Руны как магическая система настроены на конкретный тип и мышления, и переживания сакрального. Столкните эту систему с чужим «внутренним содержанием» – и вы рискуете получить серьезнейший конфликт…
А сложнее – потому, что, как ни крути, руны – система универсальная, и как таковая, она будет работать и в Европе, и в Африке, и в Китае. Но для того, чтобы внутреннего конфликта, о котором я говорю, не произошло, человеку иной расы придется не просто измениться самому, но, фактически, сломать себя изнутри, отказавшись от своего «содержания», освободить место для «содержания» иного… Не знаю, насколько это возможно, ведь это самое «содержание» завязано не только на менталитет и коллективное бессознательное, но и на банальную физиологию – строение мозга, особенности центральной нервной системы, гормональный обмен…
Метки: руны |
К.Гундарссон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II Вуньо |
Радость - тому, у кого печалей и горестей мало, и тому, у кого сила и счастье и добрый дом.
«Смелому лучше, чем трусу, придется в играх валькирий; лучше храбрец, чем разиня испуганный, что б ни случилось»
Метки: руны |
К.Гундарссон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II Гебо |
Гебо
Гальдра-звук : ге-ге-ге (подобно слову «get»; ровное, циклическое повторение, разрастающееся, плавно переходящее в звук «–э», - и столь же ровно завершающееся)
Буква : Г
Дар для любого - гордость и слава, помощь и ценность; для любого бродяги состояние; поддержка тем, кто лишен всего.
(С) Англо-саксонская руническая поэма. Пер. А. Колдая
Перевод имени этой руны на редкость разнообразен – это и "дар" , и "гостеприимство" , "щедрость" и "свадьба" .Ее имя, да и сама графическая форма руны указывают на то, что Гебо суть воплощение равного и обоюдного обмена теми энергиями, которые порождает земля, и именно эти энергии являются эквивалентом материального богатства (как учит нас Феху).Для древних германцев акт дарения был очень важен, будучи одновременно процессом обмена и демонстрацией лояльности. Частым кеннингом, обозначающим правителя, был «дарящий кольца» , что указывает на обязанность господина наделять своих последователей дарами, делясь с ними собственными сокровищами. Принимая подарок, воин обещал взамен верность дарителю, и среди дружинников в те времена считалось постыдным пережить тот бой, в котором был убит «дарящий кольца» вождь. Нарушение этого правила всегда сопровождается катастрофой, как это хорошо показано в финале поэмы «Беовульф» , где смерть героя наступает вследствие трусости его дружинников, оставивших вождя в ходе битвы с драконом. Виглаф , сын Веохстана, единственный человек, оставшийся верным Беовульфу до конца, попрекает других воинов полученными ими прежде золотом и подарками, которые служили напоминанием о договоре между дружинниками и конунгом.
Слова Хьяльти (Hjalti) из "Песни о Бьярки" (Bjarkimal) показывают то же самое отношение:
С яростью шквала долг верности Хрольфу в битве заплатим: дарил он дружине кольца, героев одаривал златом. Бейтесь мечами, что вам даровал он, в шлемах, в кольчугах, подаренных Хрольфом. Выше щиты, ибо в схватке суровой, братья, пора отслужить за подарки!
(С) Пол Андерсон Сага о Хрольфе Жердинке, пер. В. Дымшиц, А. Иванов
Гебо также связана с практикой заключения союзов между кланами и знатными семьями, либо при помощи брака, либо вследствие обмена заложниками, обычно сыновьями вельмож, которых в случае предательства со стороны их рода, вполне могли и убить. Вот почему ваны Фрейр и Ньерд живут среди асов - они являются заложниками, положившими конец войне между их народами, равно как и отправленные в заложники к ванам Хёнир и Мимир. Такое понимание верности, приобретаемой через сделанный подарок, работает на всех уровнях, как это описано в «Речах Высокого»:
41 .Оружье друзьям и одежду дари - то тешит их взоры; друзей одаряя, ты дружбу крепишь, коль судьба благосклонна. 42 .Надобно в дружбе верным быть другу, одарять за подарки; смехом на смех пристойно ответить и обманом - на ложь.
(С) Речи Высокого, пер. А. Корсуна
Щедрость, как свойство каждого по-настоящему мудрого человека, является одной из главных тевтонских добродетелей, пусть она проявляется в дарении подарков, в радушии и гостеприимстве, или же выражена в принесении жертв и подношений богам. Способность дарить – не только основной способ заслужить доброе к себе отношение, но и источник роста хамингьи – силы, которая возрастает при совершении достойных дел. Отсюда же корень строгих тевтонских законов гостеприимства, как это видно в Англо-саксонской рунической поэме. Для бездомного странника эти законы обозначали кров и пищу, что в ледяных северных землях нередко отделяют жизнь от смерти, в то время как хозяину дома они сулили новые рабочие руки, а также рост его доброй репутации.
Принципы работы Гебо подробно освещены в «Речах Гримнира» . Поспорив с Фригг , действительно ли Гейррёд конунг скуп к гостям, Один решает лично это проверить; Фригг предупреждает конунга о скором визите вредоносного колдуна, и правитель разоблачает Одина; последний отказывается назвать свое имя, и Гейррёд пытает его, посадив на восемь ночей меж двух больших костров. Наконец сын Гейррёда конунга, Агнар , подносит Всеотцу рог с пивом, и Один отвечает на дар мальчика:
«Восемь ночей я в муках провел без питья и без пищи: лишь Агнар меня напоил, и он будет властителем воинов, Гейррёда сын. Счастлив будь, Агнар, — тебе пожелал Бог Воинов блага: какую награду выше найдешь ты за влаги глоток!»
(С) Речи Гримнира (пер. В. Тихомирова)
В свою очередь, чтобы отблагодарить Агнара, Один произносит речь, полную сакральной премудрости, тем самым осуществляя, при помощи руны Кеназ , инициацию короля/шамана, при этом сам Один освобождается, а мальчик восходит на престол. Один направляет вредоносную энергию Гебо на Гейррёда конунга, в качестве «дара» прокляв своего мучителя, заставив его споткнуться и, напоровшись на собственный меч, умереть, - таким образом, Агнар занимает отцовский трон по праву наследника.
Гебо отвечает как за религиозные практики, в том числе и жертвоприношения богам, так и за самопожертвования, подобные тем, что иногда осуществляет, в поисках мудрости, сам Один. Германцы мыслили жертву как нечто большее, чем просто просьбу или плату за поддержку; скорее она была свидетельством преданности и любви, на которых и строились взаимоотношения между отдельными героями и их богами. Это особенно ясно видно в историях о т.н. "одинических" героях, - когда либо сам Один выступает в последнем бою против своего избранника, либо умирающей герой должен отметить себя острием копья, демонстрируя тем самым, что добровольно приносит себя в жертву Одину. В обмен на дарованные им Отцом Ратей при жизни победы, после смерти его герои пополняли ряды эйнхерий , дружинников Одина, которые будут биться подле него в день Рагнарека.
В «рунической» части «Речей Высокого» содержится несколько упоминаний о жертвах, наиболее значимыми из которых являются рассказ Одина о его испытаниях на Иггдрасиле:
138. Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых.
(С) Речи Высокого, пер. А. Корсуна
и другой, не менее важный фрагмент:
145 .Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры, на дар ждут ответа;
(С) Речи Высокого, пер. А. Корсуна
Мучительные бдения Одина на Иггдрасиле и отданный Мимиру , за право выпить из источника мудрости, глаз наглядно демонстрируют высочайшее самопожертвование, к которому всегда должен быть готов витки. В этом основа инициации через смерть: нужно быть постоянно готовым принести в жертву свои текущие представления, состояние сознания, да и саму жизнь, ради достижения большей мудрости. Любое действие требует какой-либо платы; вы не можете получать, не неся при этом потерь.
Гебо представляет собой бесконечный обмен энергиями, которые нисходят в наш мир. В этом смысле, Гебо - руна сексуальной магии и "алхимической свадьбы" , в которой каждый из двух компонентов приносится в жертву ради создания чего-то трансцендентного (см. Дагаз ).
Эта руна используется во всех случаях равного обмена энергией, особенно там, где необходимо подтверждение искренности ваших желаний. Сила Гебо обеспечивает дружбу, верность и гостеприимство.
Что же касается вредоносной магии, то Гебо может остановить чьи-то нежелательные действия, «связав» недоброжелателя, или же и вовсе вернуть зло обратно.
Именно эта руна чаще всего используется в «любовной магии» . Гебо позволяет нам понять суть самопожертвования и гармоничную природу любви, как союза двух партнеров.
В ритуалах Гебо символизирует плату, которая всегда должна быть принесена: отданная в дар энергия, или часть пищи, принесенная в жертву прежде, чем приступить к еде; кровь и жизненная сила витки , которые вдыхают жизнь в руны; а также мед, или пиво, которые выливают на алтарь, как подношение для богов.
Понять суть Гебо – то же самое, что и «спуститься с горы» , подобно ницшеанскому Заратустре : оставить все прежнее ради того, чтобы стать высшим существом, как это сделал на Иггдрасиле сам Один. Убрав христианские атрибуты из истории о Парсифале , вы опять увидите принцип действия Гебо.
Работая в связке с другими рунами, Гебо выступает как своеобразный «земедлитель» ; особенно это хорошо видно, когда она используется вместе с Феху , силу которой она «связывает» и направляет на достижения гармоничного блага, отражая негатив, который приходит, если сила Феху заблокирована или неправильно используется.
Камни, связанные с Гебо – это изумруд , традиционная эмблема любви и верности,
и нефрит , помогающий понять наши потребности, и развивающий чутье на подходящие моменты для принесение жертвы богам или духам.
Вы сидите во главе длинного деревянного стола в большом зале. Под вами твердый и отполированный до блеска трон; холодный зимний воздух наполняют запахи хлеба и жареной свинины. Ряды длинноволосых бородатых воинов сидят, разговаривая и смеясь, на скамьях, расставленных вдоль столов. Вы знаете, что этот чертог принадлежит вам, и что угощение для ваших людей состоит из огромных кусков жареного мяса, под тяжестью которых прогибается стол, и меда, который течет неиссякаемым потоком из кувшинов служанок в кубки пирующих. Однако в зале довольно холодно, и при виде нескольких мужчин, набросивших на плечи плащи, вам почему-то становится немного тревожно. Вы сами потихоньку начинаете чувствовать неприятное тепло, как будто только что рядом с вами догорел пожар. Потом вы понимаете, что тепло расходится от большой сумки, висящей на стене подле вас.
Поднявшись, вы снимаете сумку. Она очень тяжелая, такая тяжелая, что под ее весом даже начинает сводить руки. Постепенно вы идете вдоль стола, останавливаясь перед каждым воином, и вытаскиваете из мешка тяжелое золотое кольцо или массивный браслет, который и вручаете ему. Получив подарок, каждый воин достает свой меч или топор и протягивает оружие рукоятью к вам чтобы продемонстрировать чистоту намерений и свою искренность. Когда вы проходите половину стола и возвращаетесь к престолу, продолжая одаривать ваших людей, в зале становится теплее, а жар от сокровищ в вашей сумке необъяснимым образом исчезает. Уже получившие подарки пирующие оживляются и поднимаю за вас здравницы, возвращаясь к пиршеству с удвоенной энергией, а золото сверкает на их запястьях и на пальцах. Лишь когда ваш последний дружинник получил свою награду, вы возвращаетесь на свое место во главу стола. Вдруг откуда-то со стороны дальней двери слышится стук, и один из ваших воинов встает, чтобы открыть ее.
В дверь заходит старик в темном плаще, рваном, мокром и развивающемся на холодном ночном ветру. На месте одного глаза красуется страшный шрам, и седая борода не может скрыть багровых рубцов, похоже, оставленных на горле веревкой. Ваш воин собирается уже грубо вытолкнуть прочь этого бродягу, но вы, как всегда памятуя о законах гостеприимства, приказываете ему впустить старик в зал. Усадив нищего на почетное место, по правую руку от себя, вы своими руками кладете в тарелку гостя куски мяса и хлеба, ломти сыра, и наполняете его рог лучшим медом из ваших погребов. Он ест и пьет с удивительным для такого старика аппетитом, но в вашем чертоге всегда много еды и питья для всех.
Настало время принести жертву богам. За вашим креслом высится каменный алтарь, закопченный множеством сожжений, которые совершали до вас еще многие поколения ваших предков. На алтаре висит большое золотое кольцо – на нем дают присягу, молот, что применяют для освящения жертвы, холодно поблескивающий большой нож, каменная миска и сосновая ветка с темными иглами. Два ваших дружинника приводят жертву. Они ведут через весь зал к жертвеннику большого белого быка.
Единственный темный глаз старика загорается, и он внимательно смотрит, как вы проводите тяжелым молотом над головой быка, произнося: «Эту жертву мы приносим с радостью, во славу богов, в благодарность за их милость и за грядущие дары». Холодная и гладкая рукоять ножа ложится в руку, вы поднимите клинок, и одним быстрым, сильным движением всаживаете его в бычье горло. Поток горячей темной крови выплескивается на алтарь и на пол. Свет жизни тускнеет в темно-коричневых глазах зверя, и он падает с грохотом, который сотрясает зал. Вы наполняете горячей кровью миску, погружаете в нее сосновую ветку и окропляете зал на восемь ветров, разбрызгивая теплые капли на стены и на пирующих. Сделав это, вы выливаете оставшуюся кровь на жертвенник. Она стекает вниз и омывает древний алтарь, освещаемый отблесками факелов.
Когда вы отводите взгляд, то понимаете, что находитесь за пределами зала, и вокруг царят серые сумерки. Наполненное кровью углубление в середине алтаря превратилось в каменный колодец. Старик стоит по другую сторону колодца и, чуть улыбаясь, смотрит на вас. Несмотря на свои седые волосы и шрамы, язык не повернется назвать его сейчас «дряхлым»; он стоит прямой и высокий, а темно-синий плащ вздымается за спиной, словно крылья.
«Что ж, ты знаешь, как наделять других, и твои дары вновь пошли тебе на пользу. Можешь ли ты принести в жертву самого себя?» – спрашивает Один. Холодная дрожь страха проходит по спине, но вы смотрите прямо в единственный глаза бога, не отводя взгляда.
«Могу»- , отвечаете вы. «И я сделаю это».
Один поворачивается к колодцу. "Вот алтарь, он же и чаша».
Глядя вниз, в темную воду, которая заполняет колодец до половины, вы как будто видите очертания руны Гебо, но это только два скрещенных темных линии, тьма, еще не наполненная жизненной силой. Когда вы поднимаете голову, Владыки асов уже нет. На том месте, где он только что стоял, темнеет короткое копье. Вы поднимаете его и проверяете остроту лезвия большим пальцем. Наконечник чрезвычайно острый, даже легкое прикосновение к коже оставляет на пальце кровавый след.
Вы наклоняетесь над колодцем, приложив копье к горлу. Перед тем, как вздрогнуть или дернуться назад, вы быстро проводите лезвием по шее с такой силой и быстротой, что успеете ощутить только ледяное прикосновение стали к коже. Однако кровь хлещет из раны медленней, чем вы предполагали. Поскольку дело касается руны Гебо, древко копья в сумерках, уже переходящих в ночь. начинает пылать красным светом. Вы сползаете по краю быстро заполняющегося колодца.
Яркость руны все возрастает, пока ее очертания не заполняют все ваше зрение, ее энергия пульсирует в замерзающем теле. Что-то влажное касается ваших холодных, онемевших губ, и вы чувствуете, как будто издалека, слабый, одновременно сладкий и соленый вкус крови. Этот вкус наполняет вас теплом и силой. Силуэт руны Гебо на дне колодца теперь виден отчетливо, он очень яркий, а вы стоите, целый и невредимый, перед колодцем, хотя, приложив руку к горлу, вы чувствуете под пальцами шрам. Вы готовы вернуться в свое тело, ноги твердо стоят на земле, и вы знаете, что сила дарить и получать, мощь руны Гебо, навсегда останется внутри.
Метки: руны |
М. МакЛеод и Б. Мис. "Рунические амулеты и магические объекты". Гл.2 |
Традис:
Из книги
MINDY MACLEOD and BERNARD MEES.Runic Amulets and Magic Objects
(не перевод! конспект-пересказ с примечаниями)
Глава 2. Боги и герои.
Стр.26
Надпись на обратной стороне пряжки (вероятно,части седельной упряжи) из Вимосе (Vimose, Дания). Vimose буквально переводится как «священное болото», «священная трясина». Именно в такие топи германские племена в римский период часто опускали дары богам, о чем надпись как раз и свидетельствует. Надпись, согласно МакЛеод&Мису, выпонена на готском языке. Э. Макаев упоминает, что клады оружия из Вимосе, по данным археологов, относятся к концу II и IIIвв. н.э., и, думается, отождествил бы как «руническое койне» (архаизированный германский, использовавшийся для записи рунами во всём ареале). Авторы обосновывают готский язык ссылкой на В.Краузе (W. Krause with H. Jankuhn, Die Runeninschriften im älteren Futhark, 2 vols, 2nd ed. (Göttingen 1966), no. 24.), указывавшего на свидетельства классических авторов про синхронное присутствие готов в данном ареале.
Перевод по МакЛеод&Мису:
Метки: руны |
К.Гундарссон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II Кано |
Факел каждому известен огнем; светил и ярок, он горит, когда атлинги отдыхают в чертоге.
Язва — гибель для младенцев; люди от горя бледнеют.
Воспалённая рана — погибель младенца, И битвы следы, И дом плоти гниющей.
151.Знаю шестое,- коль недруг корнями вздумал вредить мне,- немедля врага, разбудившего гнев мой, несчастье постигнет.
Метки: руны |