-Метки

🇩🇪критика шольца (прогулка на речку 20 мая 2022) * film muzeum rondizm tv * muzeum rondizm tv * беженцы и немецкие вузы * жанну де арк народ когда-то услыхал * почему грустные иконы у позднякова * тв музей рондизма * чехов отдыхает олег стеняев - невидимы и легки... cinema literature music muzeum rondizm tv painting science ЖЗЛ авторское кино авторское кино косаговский авторское чтение акварель актеры оказывается были разносторонними алиса косаговская авторское кино алтай артефакты археология архитектура аудио книга аудио-книга аукцион лето 2022 бандеровцу за что пропадать в пустоту? бедные бандеровцы бессмысленности бандеровского движения вена верди * травиатта * впечатление ю.косаговский верди не приняли в консерваторию слава богу видео-книга власть и деньги восприятие высший свет гойя * донна леокадия соррилья * о чем это гойя донна леокадия соррилья косаговский город городской пейзаж горы греция гумилев пастернак бродский дети дизайн дирижеры и певцы губят классику профессионализмом дом древность женский образ женский портрет женское женщина женщины живопись животные животный мир здоровье знаменитости изумительные рассказы олег стеняев индия интересное интерьер искусство истории история история россии история создания к выборам во франции 2022 * стихи и музыка камни карлсон чудо журналист сша картины кино кино на выходные * бергман фани и александр кипр китай классический балет книги косаговский поздравление резника косаговский - менталитет россиян косаговский борьба с нацизмом косаговский михеев о россии косаговский о саванароле косаговский роль россии в мире косаговский стихи эссе косаговский эстетика оперы кошки креатив куклы легенды ленен луи и его братья косаговский летнее настроение лето лингвистика литература ломоносов искренность не сгибается любовь мальта мамонтов борец за истины в арт мамонтову отомстили разорением михайловский театр петербург травиатта михайловский театр травиатта рецензия на коленке мода море москва музыка музыка импровиз алиса косаговская музыкальная открытка народности натюрморты наука наши прекрасные актеры необычное нереальное несерьезность поднимает к вершинам оазисы мировой оперы в пустыне общественное устройство осенние зрелища * отношения ошибки насилия памятник парк пасха * любовь как фундаментx пасха вербное воскресение картины пасха вербное воскресение фильм пасха джотто рембрандт косаговский пасха рублев нестеров пейзажи по перилам верю ангелы гуляют полеводка полезное полонский случевский плещеев гнедич - пасхаx португалия поэзия поэзия в науке прикладное искусство природа психология птицы пушкин лермонтов блок разное растения религия ретро рисунки алиса косаговская романовы россия россия исторически спасает мир русские художники русь сад камней * марина венедиктова самоцветы серов примкнул в революции сказки скульптура сссрр спасает мир от биологической войны с японией стихи стихи и рисунки стихи на прогулке стокгольм сурдин время косаговский танцы и пение алиса к тверская улица традиции трек и видео косаговский трек стихи видео * тютчев кюхельбекер косаговский - пасхаx уголки мира умные мысли физика и философия философия философия устройства общества фото фотоискусство храбрость у косаговского переписать историю арт христос воскрес и посрамил судей художник художники цветы человек черногория читает косаговский что такое время косаговский шаман швейцария швеция эстетик эстетика косаговский ювелирное искусство ювелирные изделия

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Арт_Калейдоскоп

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 58610


Вилка стала чуть ли не поводом для народного восстания против Лжедмитрия

Пятница, 27 Ноября 2015 г. 09:40 + в цитатник
Натали_Пушкина все записи автора


Мы пользуемся ими каждый день, и даже привыкли видеть их вместе, как триединое целое – ложку, вилку, нож. Мы привыкли к ним, как к воздуху или смене дня и ночи, кажется, что они были всегда. Однако, как не трудно догадаться, соединились они не сразу, более того, они родились далеко не в одно время и не в одном месте.

Самый старый прибор, понятно, нож, причем с каждым годом он стареет на сотни лет. Еще в начале 20 века ученые считали, что ножу лет примерно 25-30 тысяч, к середине прошлого столетия археологи состарили его еще на 10 тысяч лет, а теперь считается, что нож появился в тот момент, когда появился человек. Каменный, тяжелый, тупой нож, который использовали по самым разным случаям, превратился в столовый прибор где-то в 3 тысячелетии до Рождества Христова. Самые ранние столовые ножи из меди и бронзы ученые обнаружили на Крите. Довольно быстро столовый нож принял современный вид, и с тех пор менялись разве что ручка и материалы, из которых те или иные народы делали ножи – из бронзы, серебра или золота. Стальным столовый нож стал в 20 веке.

Ложка считается младшей его сестрой, насколько – ученым еще предстоит сказать свое веское слово. Самая ранняя из найденных археологами ложек сделана не из камня, как можно было бы подумать, а из обожженной глины. И это понятно –от ложки не требовалась прочность, ею ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. Известен и другой вид древней ложки – узкий желоб, со стороны ручки закрытый как маленький черпачок. Чуть ли не самым распространенным материалом для ложки стало дерево, особенно в Скандинавии и на Руси – самых лесистых районах Европы. В 988 году в связи с Крещением Руси дружина князя Владимира Красно Солнышко в качестве компенсации за отказ от язычества потребовала заменить деревянные ложки серебряными. Владимиру пришлось скрепя сердце исполнить это требование, значительно опустошив свою казну, поскольку в дружине было 500 человек, а каждая ложка весила 200 граммов. Привычная нам овальная форма ложки в Европе сложилась к 17 веку. Это, впрочем, совсем не означает, что средневековые понятия об этикете соответствовали современным. Например, одна из немецких книг 16 века поучала дворянских недорослей, как вести себя за столом: если тебе протягивают ложку, полную еды, следует съесть содержимое, ложку тщательно вытереть о скатерть и вернуть ее чистой.

У вилки судьба более интересная. Она родилась в просвещенное время – в конце 11 века и даже имеет совершенно точные дату и место рождения. Как утверждает признанный авторитет Вильям Похлебкин, вилка родилась в 1072 году в Византии в городе Константинополе в императорском дворце. Она была изготовлена в одном экземпляре из золота, а ручка ее была украшена инкрустацией перламутром по слоновой кости. Предназначалась эта вилка для византийской принцессы Марии Иверской, вдовы императора Михаила Дуки.

Ее можно смело считать изобретательницей вилки – она сама ее придумала и заказала, как предмет императорского сана, считая для себя унизительным, есть руками. Через 100 лет вилка попала из Византии в Италию, где ее изготовили сначала в двух экземплярах – для венецианского дожа и Папы Римского. Делалась вилка в то время с двумя зубцами и была, скорее, своеобразным показателем престижа монарха, а вовсе не столовым прибором. Удобнее считалось есть руками или ложкой. Французские короли стали впервые есть вилкой, а не руками, лишь в конце 14 века. Все попытки ввести вилку в употребление наталкивались на упорное сопротивление Церкви. Против вилки было написано несколько памфлетов, в которых вилка обличалась как яркий пример развращения нравов, а употребление ее при дворах монархов рассматривалось как безбожие или даже связь с дьяволом.

В России вилка появилась в 1606 году, и привезла ее Марина Мнишек. На своем свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. Эта вилка стала чуть ли не поводом для народного восстания против Лжедмитрия. Аргумент был убийственно-прост: раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они не русские и не монархи, а порождение дьявола. Даже само слово вилка окончательно вошло в русский язык лишь в 18 веке, а до того временим сей предмет именовался "рогатиной" и «вильцами».

Предубеждение русского народа против вилки было долгим и прочным. Вплоть до 20 века в широких народных массах вилка вообще не была известна, оставаясь принадлежностью аристократов и образованных. Русский народ считал вилку неудобной и ненужной, о чем свидетельствует поговорка "Ложкой - что неводом, вилкой - что удою". К вилке народ приучила, по существу, советская власть с ее системой массовых общественных столовых, где алюминиевая вилка полагалась каждому посетителю. До сих пор в суевериях отражается настороженное отношение к вилке – считается, что ее нельзя дарить – это знак высокомерия.
источник
Рубрики:  история
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям

Харитоныч   обратиться по имени Пятница, 27 Ноября 2015 г. 10:47 (ссылка)
Очень интересно и даже забавно! Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 28 Ноября 2015 г. 04:43ссылка
...приятно, что понравилась вам статья
Лариотик   обратиться по имени Пятница, 27 Ноября 2015 г. 20:14 (ссылка)
Благодарю за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 28 Ноября 2015 г. 04:44ссылка
...замечательно,что не потратили время зря и вам спасибо
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку