РЕЙНОЛДС, ДЖОШУА (Reynolds, Joshua) (1723–1792), английский художник, теоретик искусства и первый президент Королевской академии художеств. В ряду английских портретистов Рейнолдс выделяется непревзойденным мастерством улавливать и передавать черты характера человека, его индивидуальность. Он создал более 2 тысяч портретов.
Среди тех, чьи портреты он написал, были выдающиеся мыслители и общественные деятели.
Рейнолдс родился 16 июля 1723 в Плимптоне (графство Девоншир). По-видимому, заниматься искусством он начал очень рано. В 1740 уехал в Лондон, где учился у портретиста Томаса Хадсона. В 1749–1752 путешествовал по Европе, изучая античную скульптуру и живопись Рафаэля и Микеланджело.
По возвращении в Лондон в 1753 Рейнолдс стал модным портретистом. Своими успехами он был обязан не только техническому совершенству и способности уловить сходство, но и творческому подходу к проблеме образной характеристики.
Lucy, Lady Strange. 1755.
Oil on canvas. 127 x 102 sm. Private Collection.
Весь набор художественных средств, которыми Рейнолдс овладел в процессе изучения живописи, он использовал для того, чтобы как можно более ярко и многогранно выразить индивидуальность портретируемого.
Elizabeth, Duchess of Hamilton and Argyll. Detail. 1758-59. Oil on canvas. 238.5 x 147.5 sm.
The Lady Lever Art Gallery, Port Sunlight, UK.
Младенец Юпитер
Способы истолкования человеческой личности у Рейнолдса весьма разнообразны, от непосредственного, прямо следующего натуре Портрета Нелли О'Брайен (Лондон, коллекция Уоллес), до возвышенного по замыслу, аллегорического Портрета Сары Сиддонс в образе музы Трагедии (Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтона).
Thomas and Martha Neate, with Tutor. Detail. Oil on canvas. 167 x 180 cm. 1748.
The Metropolitan Museum of Art, New York, USA
Robert Orme. Detail.
Oil on canvas. 239 x 147 cm. 1756.
National Gallery, London, UK.
В 1768 была основана Королевская академия художеств, и Рейнолдс стал ее первым президентом. Находясь на этом посту, он прочел пятнадцать лекций, названных Речами (Discourses). Они представляют собой одно из наиболее значительных английских сочинений по эстетике и художественной критике.
Mrs Francis Beckford. Detail.
1756. Oil on canvas. 127 x 102.2 sm. Tate Gallery, London, UK
Высшей целью искусства, по мнению Рейнолдса, является выражение моральных принципов.
Catherine, Lady Chambers. 1756.
Oil on canvas. 69.8 x 57.4 sm. The Iveagh Bequest, Kenwood, UK.
Miss Elizabeth Ingram. 1757.
Oil on canvas. 128.2 x 102.5 sm.Walker Art Gallery, Liverpool, UK
Caroline, Lady Holland. 1757-58.
Oil on canvas. 88 x 73 sm. Private Collection.
Emily, Duchess of Leinster. 1753.
Oil on canvas. Private collection
Мисс Элизабет Джонсон [1780]
В последние годы жизни Рейнолдс ослеп. Это вынудило его в 1789 прекратить занятия живописью, а в 1790 он покинул Академию.