К истории железнодорожного транспорта. |
К истории железнодорожного транспорта.
XVII - XIX века. |
|
15-16 вв. | В копях и рудниках Западной Европы прокладывались деревянные лежни для вагонеток. На заводских дворах России использовались лежневые пути, по которым перемещались вагонетки, называемые "собаками" за громкий лязгающий звук, издаваемый ими при движении. |
1680 | В Англии от рудников Ньюкасла к порту на р. Тайн проложена первая дорога с деревянными направляющими (лежнями). |
1764 | В России на Змеиногорском руднике на Алтае построена первая лежневая дорога на опорах по проекту К. Д. Фролова. |
1767 | В Великобритании на железоделательном заводе в г. Колбрук отлиты чугунные рельсы и уложены в заводскую колейную дорогу. |
1775 | В Великобритании на одном из заводов уложены первые рельсы из железных полос, имевших в сечении профиль уголка, что ограничило сход с них колёс вагонеток. |
1776 | Английский изобретатель Джессоп предложил колёса вагонеток делать с ребордой, которая предотвращала соскальзывание колёс с рельсов. |
1778 | В России на Алтае механик Семёновского рудника Ф. С. Ваганов построил лежневую дорогу для вагонеток, перевозивших руду. |
1783 | В России на Колывано-Воскресенских рудниках построены внутризаводские рельсовые пути. Автором проектов этих дорог был, по-видимому, К. Д. Фролов. |
1788 | В России на Александровском заводе в Петрозаводске под руководством А. С. Ярцова были отлиты первые чугунные рельсы и проложен путь для перевозки грузов в вагонетках с канатной тягой. |
1789 | В Великобритании вместо плоских железных рельсов стали отливать рельсы длиной 1 м с круглой головкой под углубление в ободе колеса и с утолщением в середине в виде "рыбьего брюха". |
1794 | В Великобритании построена первая конно-железная дорога (конка). |
1803 | В Великобритании в графстве Суррей близ Лондона началось движение пассажирских экипажей с конной тягой по первой в мире железной дороге общественного пользования. Английский изобретатель Р. Тревитик построил и испытал повозку с паровым двигателем - первый паровоз, приспособленный для движения по рельсовому пути; паровоз развивая скорость 7 км/ч и мог везти состав в 7 т (первый локомотив хранится в Кенсингтонском музее в Великобритании). |
1804 | В Лондоне построена небольшая рельсовая дорога - первое "испытательное кольцо", на котором Р. Тревитик показывал свой паровоз, окрещённый очевидцами "Лови меня, кто сможет". |
1809 | В России основан Петербуржский институт водяных и сухопутных сообщений, который в 1810-64 назывался институтом Корпуса инженеров путей сообщений, был первоначально закрытым учебным заведением военного типа. |
1810 | В Петербуржском институте Корпуса инженеров путей сообщения создана первая в России научная библиотека с обширным фондом литературы по железнодорожному транспорту. В России на Змеиногорском руднике П. К. Фролов построил дорогу протяжённостью ок. 2 км, по которой обращались поезда, состоявшие из трёх грузовых повозок, по специально разработанному графику движения, определявшему время оборота каждого поезда. |
1811 | В Великобритании между Лидсом и Мидлтоном построена оригинальная зубчатая железная дорога, по которой поезда перемещал сконструированный инженером Дж. Бленкинсопом паровоз с дополнительным зубчатым колесом, предназначенным для увеличения силы сцепления колёс с рельсами, особенно на подъёмах. |
1812 | В Шотландии проложены первые рельсовые пути. |
1813 | В России в Петербуржском институте Корпуса инженеров путей сообщения основан музей (ныне Центральный музей железнодорожного транспорта). Английский инженер У. Хедли построил паровоз и выполнил исследования, которые доказывали, что сила сцепления колёс с гладкими ободьями зависит от соотношения веса локомотива и силы тяги. |
1814 | Английский изобретатель Дж. Стефенсон при содействии Р. Тревитика построил паровоз "Блюхер", который имел практическое значение: использовался для перевозки груза в вагонетках по Киллингстоунской железной дороге, развивая скорость 7 км/ч. |
1818 | Английский инженер М. Брюнель предложил специальную машину - проходческий щит, который был изготовлен и использован только в 1825 при прокладке тоннеля под р. Темза в Лондоне. |
1820 | В России под Москвой в с. Мечково механик И. К. Эльманов построил первую в России монорельсовую дорогу, укреплённую на столбах. В Великобритании опубликован проект сети железных дорог, в котором упоминалась и дорога между Манчестером и Ливерпулем; автор проекта Т. Грей считал, что железные дорги - "важнейший рычаг всемирной цивилизации..., эта система распространится по всем странам, ... преимущества её будут признаны наравне с книгопечатанием ". |
1823 | В Ньюкасле (Великобритания) построен первый паровозостроительный завод Дж. и Р. Стефенсонами. |
1825 | 25 сентября с разрешения английского парламента начала действовать рельсовая дорога между Стоктоном и Дарлингтоном, которая предназначалась для перевозки грузов (в основном угля и муки). Этот день во всём мире отмечается как день рождения железнодорожного транспорта. На заводе в Ньюкасле (Великобритания) для Стоктон-Дарлингтонской дороги построен первый паровоз - "Локомошен" No 1, который развивал скорость 12 км/ч. |
1826 | В России вышел в свет первый номер "Журнала путей сообщения" - ежемесячного технико-экономического издания. |
1828 | Во Франции проложены первые железнодорожные пути. |
1829 | В Великобритании Дж. Стефенсон создал паровоз "Ракета", первый по-настоящему работоспособный паровоз, в конструкции которого были учтены просчёты в предшествовавших моделях. |
1830 | 15 сентября в Великобритании открыта железнодорожная линия Манчестер - Ливерпуль, для которой на заводе Стефенсона был изготовлен паровоз "Нортумбриан", развивавший скорость более 40 км/ч. В России сделаны первые попытки использовать паровую машину на транспорте механиком Е. А. Черепановым с сыновьями Мироном и Аммосом, проложившими для испытаний "парового дилижанца" рельсовые пути - Нижнетагильскую железную дорогу. В США построен первый паровоз, названный "Самый лучший друг", на котором был использован стоячий котёл, что позволило увеличить кпд. В США близ г. Чарлстон построена железнодорожная линия длиной 10 км. |
1831 | В США между Балтимором и Огайо построена железнодорожная линия длиной 97 км. Американский предприниматель М. У. Болдуин основал паровозостроительный завод в Филадельфии. |
1832 | Во Франции между Лионом и Сент-Этьеном построена железнодорожная линия длиной 58 км. |
1834 | В России на Нижнетагильской железной дороге начали применять паровую тягу: составы с вагонетками перемещал паровоз, построенный Е. А. Черепановым с сыновьями, для очистки путей использовался снегоочиститель. В Ирландии между Дублином и Кингстауном построена первая железнодорожная линия. |
1835 | В Германии между Нюрнбергом и Фюртом построена первая железнодорожная линия. В Бельгии построена первая железная дорога. В Петербуржском инситуте Корпуса инженеров путей сообщения профессор М. С. Волков начал читать первый курс, в котором специальный раздел был посвящён железным дорогам, названный "О полосных дорогах". Профессор П. П. Мельников написал и впоследствии опубликовал сочинение "О железных дорогах", ставшее первым учебным пособием для студентов института. |
1836 | В Канаде началось железнодорожное строительство. |
1837 | 30 октября (11 ноября) в России открыта первая железная дорога общественного пользования между Петербургом и Царским Селом. На Кубе, близ Гаваны проложена первая железнодорожная линия длиной 27 км. В Австрии открыта первая железная дорога. В России на Златоустовском заводе построена переносная железная дорога (по предложению П. П. Аносова) для перевозки на расстояние 1 км златосодержащих песков в телегах конной тягой. Для Царскосельской железной дороги изготовлены первые вагоны. |
1838 | 22 мая (3 июня) в России открыто движение по Царскосельской железной дороге до Павловска с паровозной тягой. В Великобритании началась перевозка почты по железной дороге; первый специальный почтовый вагон был организован в Лондоне. |
1839 | В Нидерландах построена первая железнодорожная линия Амстердам - Харлем. В Италии проложена первая железнодорожная линия. |
1840 | В США началось регулярное обращение специальных вагонов для почтовых перевозок. |
1842 | В Шотландии на линии Глазго - Эдинбург прошли испытания локомотива с автономным питанием от электрических батарей, который можно считать одним из прототипов электровоза. В Польше проложена первая железная дорога. |
1845 | На о. Ямайка построена первая железнодорожная линия Кингстон - Спаниш-Таун. |
1846 | В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск первых серийных паровозов. В Венгрии построена первая железная дорога. |
1847 | В Швейцарии построена первая железная дорога. В Дании проложена первая железнодорожная линия Копенгаген - Роскилле длиной 31 км. |
1848 | В Испании началось стр-во железной дороги. На территории современной Гайаны построены две узкоколейные железнодорожные линии длиной около 130 км. |
1850 | В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск пассажирских вагонов для Петербург-Московской железной дороги. |
1851 | В России введена в действие первая магистральная железная дорога между Петербургом и Москвой. Введены первые "Правила движения" на Петербург-Московской железной дороге. Начаты изыскания второй крупной железнодорожной магистрали между Петербургом и Варшавой. |
1852 | В Чили построена первая железнодорожная линия Кальдера - Копьяпо. В Канаде построена первая крупная железная дорога Сарния - Торонто - Монреаль до г. Портленд (штат Мэн, США). |
1853 | В Индии построена первая железнодорожная линия. |
1854 | В Австралии построены первые железнодорожные линии в районе Мельбурна и год спустя - порт Сидней - Парраматта. В Африке построена первая железнодорожная линия между Каиром и Александрией в Египте. В Норвегии построена первая железнодорожная линия Осло - Эйдсволль. В России в окрестностях Петербурга в зимние сезоны по льду Невы прокладывались рельсы конно-железной дороги. В России введён первый график движения поездов на Петербург-Московской железной дороги. |
1855 | Построена первая железнодорожная линия вдоль Панамского канала, ставшая впоследствии государственной железной дорогой Панамы. В России построены первые 2-осные вагоны грузоподъёмностью 6,5-10 т. В Бразилии построена первая железнодорожная линия Рио-де-Жанейро - Петрополис. |
1856 | В Турции построены первые железнодорожные линии Хайдарпаша - Эскишехир - Анкара и Эскишехир - Конья. В Португалии проложена первая железнодорожная линия Лиссабон - Каррегадо. |
1857 | В Аргентине построена первая железнодорожная линия. |
1859 | В России выдан первый патент на воздушный тормоз для подвижного состава О. Мартину, который практически не смог реализовать свою идею. В Парагвае открыта перваяжелезнодорожная линия длиной 72 км. |
1860 | В Южной Африке проложена первая железнодорожная линия Кейптаун - Веллингтон длиной 92 км. В Северной Америке началось строительство Тихоокеанской трансконтинентальной железной дороги. |
1861 | На территории современного Пакистана построена первая железнодорожная линия Карачи - Котри. |
1862 | В России построены первые железнодорожные тоннели на Петербурго-Варшавской железной дороге - на подходе к г. Ковно (дл. 1280 м) и г. Вильно (дл. 430 м). В Финляндии проложена первая железнодорожная линия Хельсинки - Хяменлинна. В Алжире построена первая железная дорога. На территории соврременного Бангладеш построена первая железнодорожная линия Дарсана - Джагати. В России закончена прокладка Московско-Нижегородской железной дороги. В России выпущен первый вагон-ледник. |
1863 | В России на Московско-Нижегородской железной дороге были впервые применены деревянные щиты для защиты пути от заносов снегом, предложенные инженером В. А. Титовым. В Новой Зеландии построена первая железнодорожная линия Крайстчерч - Фермид длиной 4 км. В Лондоне начал действовать первый в мире метрополитен (длина линии 3,6 км) с паровой тягой. |
1864 | На о. Шри-Ланка (Цейлон) построена первая железнодорожная линия близ г. Коломбо. На о. Ява близ г. Семаранг проложена первая железнодорожная ветка. Английские инженеры П. Барлоу и Д. Грейтхэд предложили усовершенствованную конструкцию проходческого щита, использованного для прокладки тоннеля. |
1865 | В России создана вагонная тележка с двойным рессорным подвешиванием конструкции К. И. Рехневского. |
1866 | В России на Петербург-Московской железной дороге стали курсировать спальные вагоны. |
1867 | В США созданы вагоны системы "пульман". |
1868 | В России создан и начал эксплуатироваться вагон с опрокидывающимся кузовом (думпкар). В Нью-Йорке началась эксплуатация линии горной железной дороги на эстакаде с канатной тягой, первой линии метрополитена в США. |
1869 | В Уругвае проложена первая железная дорога Монтевидео - Дурасно. В Румынии началось железнодорожное строительство. В Гондурасе построена первая железная дорога. В Греции построена первая железная дорога. Американский предприниматель Дж. Вестингауз получил патент на прямодействующий воздушный тормоз для подвижного состава. |
1871 | В России введены единые для железнодорожной сети "Правила движения" и "Правила охранения, содержания и ремонта". В России изданы литографированные лекции профессора Л. А. Кракова, явившиеся первым учебником по паровозу. На территории Эквадора построена первая железная дорога. |
1872 | На Российских железных дорогах начали эксплуатировать цистерны отечественного производства, главным образом для перевозки нефти. В Москве начала действовать первая линия конки от Брестского (Белорусского) вокзала до здания Городской Думы (Исторический музей), приуроченная к открытию Политехнической выставки. В Боливии проложена первая железнодорожная линия. Фирма "Вестингауз" начала выпускать тормоза для подвижного состава с автоматическим управлением. В Японии проложена первая железнодорожная линия Токио - Иокогама. |
1873 | В России на всех действующих железнодорожных линиях введено "Положение о сигналах", явившееся первым официальным документом по сигнализации и безопасности движения. В Мексике проложена железнодорожная линия Веракрус - Мехико. |
1874 | В Колумбии построена первая железная дорога. В Судане построена железнодорожная линия Хартум - Вади-Хальфа. В России проведена первая типизация рельсов для российских железных дорог, в результате которой приняты четыре типа - la, IIa, IlIa, IVa, разработаны условия их изготовления, остававшиеся без изменения до начала 40-х годов 20 века. В Тунисе открыта первая железная дорога. |
1876 | В Китае проложена первая железнодорожная линия Пекин - Чжанцэякоу. |
1877 | На территории современной Мьянмы проложена первая железнодорожная линия Рангун - Пром (Пьи). В Венесуэле началось строительство отдельных железнодорожных линий на Севере и Северо-Западе страны. На железных дорогах России в пассажирских вагонах применено паровое отопление, газовое освещение (вместо свечного). В России на Моршанско-Сызранской железной дороге впервые проведены динамометрические и индикаторные испытания паровозов инженером В. И. Лопушинским. |
1879 | В России с 31 января введена единая железнодорожная форма. На ст. Минеральные Воды Владикавказской железной дороги испытан роторный снегоочиститель, построенный машинистом Беренсом. В Москве состоялся первый совещательный съезд инженеров службы тяги и путей сообщения, который в дальнейшем созывался почти ежегодно вплоть до 1917. Для Берлинской промышленной выставки немецкий предприниматель Э. В. Сименс построил модель электрифицированной железнодорожной линии. |
1880 | Для Североамериканских железных дорог разработаны первые федеральные "Правила эксплуатации железнодорожного транспорта". Т. А. Эдисон провёл первые опыты по применению электрической тяги на железной дороге в Менло-Парк (штат Нью-Йорк). В Гватемале построена первая железная дорога. В России на Закаспийской железной дороге инженер И. Н. Ливчак разработал и применил технологию механизированной укладки железнодорожного пути. В Петербурге Ф. А. Пироцкий построил рельсовую линию, электрический вагон и провёл первые испытания. |
1881 | В Никарагуа построена первая железнодорожная линия Коринто - Чинандега. |
1882 | В Сальвадоре построена первая железнодорожная линия. |
1883 | На территории современного Туниса построена монорельсовая дорога длиной около 100 км. |
1884 | В России закончено сооружение Екатерининской железной дороги, связавшей юг страны с центральными районами. |
1885 | В России введён "Устав железных дорог", разработанный ещё в 1879 Н. О. Кульжинским. В Дании проложена первая железнодорожная линия Копенгаген - Роскилле. Во Вьетнаме проложена первая железнодорожная линия Сайгон (Хошимин) - Мито. На территории современного Сенегала проложена первая железнодорожная линия (магистраль Дакар - Нигер). На территоии современной Малайзии построена первая железная дорога. |
1886 | В Турции проложены железнодорожные линии Хайдарпаша - Эскишехир - Анкара и Эскишехир - Конья. На территории современной Анголы началось железнодорожное строительство. На территории современного Мозамбика проложена первая железнодорожная линия Мапуту - Претория. В США построена монорельсовая дорога длиной 1,6 км. |
1887 | На территории современного Саудовской Аравии проложена первая узкоколейная железнодорожная линия Эр-Рияд - Даммам, на месте которой в 1951 построена новая железная дорога с нормальной колеёй, соединившая Даммам с Хуфуфом, Харадом и Эр-Риядом. В России в строящихся пассажирских вагонах газовое освещение заменено электрическим. |
1888 | В Ирландии построена монорельсовая дорога длиной 15,6 км. В Болгарии проложена железнодорожная линия Царев-Брод - София - Вакарел. |
1889 | В Германии Э. В. Сименс построил трамвайную линию, по которой от Берлина до Лихтерфельде курсировал вагон с электрическим приводом. В России под Петербургом в Гатчине инженер И. В. Романов построил первую в России электрическую железную дорогу длиной 0,2 км. В России на железнодорожной сети начала действовать система передачи вагонов между дорогами на основе "Общего соглашения о взаимном пользовании товарными вагонами". Проведена первая глазомерная съёмка трассы будущей Байкало-Амурской железной дороги под руководством Н. А. Волошинова и Л. И. Прохаско. |
1890 | В Коста-Рике проложена первая железнодорожная линия Лимон - Сан-Хосе. На территории современного Израиля построена железная дорога. В России построен железнодорожный тоннель через Сурамский перевал (длиной ок. 4 км). В Мариупольском порту сооружены первые в России вагоно-опрокидыватели. |
1891 | В России разработаны первые "Правила содержания и употребления подвижного состава". На территории современного Тайваня построена первая узкоколейная железная дорога. |
1892 | На о. Лусон в Филиппинах построена первая железная дорога. Между Яффой и Иерусалимом проложена железнодорожная линия, находящаяся на территории современного Израиля. Первая железнодорожная линия проложена на территории современного Таиланда. В России создан первый грузовой вагон "нормального типа" (6400 x 2743 мм) грузоподъёмностью 12,5 т, на базе которого создавались вагоны большей грузоподъёмности с теми же размерами кузова. В Киеве открыто движение электрического трамвая. |
1893 | В России начато строительство Великого Сибирского пути на восток от Урала; первоначальная длина магистрали составила 6000 км (1903). В С.-Петербурге издан "Всеобщий железнодорожный путеводитель", составленный по официальным данным под редакцией Э. И. Горского. В С.-Петербурге состоялся XX совещательный съезд представителей российских железных дорог, на котором впервые обсуждался вопрос о внедрении на подвижном составе автосцепки. На территории современного Зимбабве построена первая железная дорога. На территории современной Ботсваны построена первая железная дорога. |
1895 | На территории современного Ливана проложена первая железнодорожная линия, являющаяся частью железной дороги Дамаск - Бейрут. На территории современной Уганды началось железнодорожное строительство. В США впервые в мире на железнодорожном подвижном составе применена электрическая тяга на линии Балтимор - Огайо. |
1896 | На заседании Русского технического общества профессор Р. Н. Савельев впервые высказал идею о возможности применения аэросъёмки при трассировании железных дорог; сообщение о докладе было помещено в журнале "Железнодорожное дело". В России основано Московское инженерное училище, с 1913 получившее название Института инженеров путей сообщения (с 1924 - Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, с 1993 - Московский государственный университет путей сообщения). Начал действовать метрополитен в Будапеште. |
1897 | В России построена и испытана путеизмерительная тележка с электронзмерительным прибором, предложенная инженером И. Н. Ливчаком. В Германии Р. Дизель построил первый тепловой двигатель с воспламенением впрыснутого в цилиндр тяжёлого топлива; двигатель получил распространение для привода транспортных машин. В Эфиопии началось железнодорожное строительство. |
1898 | В России начал издаваться первый журнал для железнодорожных служащих - "Железнодорожная неделя". На железных дорогах России введены общие "Правила технической эксплуатации железных дорог". В Вене начал работать метрополитен. На современной территории Заира построена железнодорожная линия Леопольдвиль (Киншаса) - порт Матади длиной З65 км. |
1899 | В России построена сортировочная горка на ст. Ртищево. На заводе "Русский дизель" в Петербурге начался выпуск первых тепловых двигателей для локомотивов. На Брянском заводе построено 10 сочленённых паровозов серии 0 типа 0-3-0 + 0-3-0 конструкции инженера Е. Е. Нольтейна. В Корее построена первая железнодорожная линия Инчхон (Чемульпо) - Норианичжин длиной 33,2 км. |
1900 | В России на оз. Байкал построена первая железнодорожная переправа. В России построен локомотив с газотурбинным двигателем по проекту инженера П. Д. Кузьминского. В Париже начал работать метрополитен. |
Статья подготовлена по книге: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия" 1995 |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |