ЕСЕНИНСКАЯ ОСЕНЬ |
x x
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?
С отягченными веками
Я смотрю и смотрю на луну.
Вот опять петухи кукарекнули
В обосененную тишину.
Предрассветное. Синее. Раннее.
И летающих звезд благодать.
Загадать бы какое желание,
Да не знаю, чего пожелать.
Что желать под житейскою ношею,
Проклиная удел свой и дом?
Я хотел бы теперь хорошую
Видеть девушку под окном.
Чтоб с глазами она васильковыми
Только мне -
Не кому-нибудь -
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.
Чтоб под этою белою лунностью,
Принимая счастливый удел,
Я над песней не таял, не млел
И с чужою веселою юностью
О своей никогда не жалел.
Август 1925
* * *
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых -
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.
Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.
Там теперь такая ж осень...
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,
Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.
Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
1923
* * *
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.
Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.
1923
***
***
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров...
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
1916
Метки: стихи осень |
Картина из спичек |
Метки: картина из спичек сергей есенин |
Занимательные факты |
В 1918 году в Москве было организовано издательство "Трудовая Артель Художников Слова". Его организовали Сергей Клычков, Сергей Есенин, Андрей Белый, Петр Орешин и Лев Повицкий. Хотелось издавать свои книжки, но бумага в Москве была на строжайшем учете. Есенин все же вызвался достать бумагу.
Он надел длиннополую поддевку, причесался на крестьянский манер и отправился к дежурному члену Президиума Московского Совета. Есенин стал перед ним без шапки, начал кланяться и, старательно окая, попросил "Христа ради сделать божескую милость и отпустить бумаги для крестьянских поэтов".
Для такой важной цели бумага, конечно же, нашлась, а первой была издана книжка стихов Есенина "Радуница". "Артель", правда, вскоре распалась, но успела выпустить несколько книжек.
Чтение стихов
В конце 1918 года Есенин несколько недель прожил в Туле, спасаясь от московской голодухи. Каждый вечер в доме, где он жил, собиралась образованная публика, и каждый день Есенин читал свои стихи. Все свои стихи он помнил наизусть. Декламацию Есенин сопровождал очень выразительной жестикуляцией, что придавало его стихам дополнительную выразительность и силу.
Иногда Есенин имитировал Блока и Белого. Стихи Блока он читал серьезно и с уважением, а стихи Белого — с издевкой, имитируя его манеру чтения стихов.
Салон-вагон
Когда в 1919 году Есенин познакомился с Мариенгофом, приятель последнего по гимназии некий Малабух оказался одним из железнодорожных начальников. У Малабуха был в своем распоряжении салон-вагон, в котором он мог свободно разъезжать по всей стране. Вот в этом вагоне он и предоставил Мариенгофу и Есенину постоянные места. Часто доходило до того, что поэты сами составляли маршрут поездки и легко получали согласие хозяина салон-вагона.
Имажинисты и футуристы
Есенина как-то спросили: "В чем состоит причина резко враждебных отношений между имажинистами и футуристами?"
Есенин лаконично ответил: "Они меня обкрадывают".
Дело в том, что Есенин совершенно искренне считал, что футуристы используют те же самые поэтические приемы, что и он, но для отвода глаз насыщают их урбанизмами и гиперболами. Никто и ничто не могло переубедить Есенина в этом вопросе.
Читка "Пугачева"
В конце 1919 году у Мейерхольда возникла идея поставить пьесу Есенина "Пугачев", на которую поэт возлагал очень большие надежды. Мейерхольд представил Есенина своей труппе, сказал несколько слов о предлагаемой пьесе и предложил начать чтение текста. Один из артистов спросил: "Кто из нас будет читать?"
Мейерхольд жестом остановил артиста: "Читать будет автор!"
И когда Есенин вдохновенно читал свою пьесу, Мейерхольд время от времени посматривал на сомневавшегося артиста и словно бы спрашивал: "А ты прочтешь так, как он?"
Реакция Есенина
В 1920 году Есенин с Мариенгофом гостили в Харькове у своих друзей. Однажды во время обеда шестнадцатилетняя девушка стояла за стулом Есенина и вдруг простодушно сказала: "Сергей Александрович! А Вы лысеете!"
Все замолчали, а Есенин улыбнулся и ничего не сказал. На следующее утро за завтраком он прочитал свое новое стихотворение: "По-осеннему кычет сова..."
Рассказ Есенина
Однажды Есенин рассказывал случай, который с ним недавно произошел.
Дело было в 1923 году. Говорит Есенин: "Недавно один из видных государственных деятелей вызвал меня к себе и повел такой разговор:
"Вы, Сергей Александрович, видимо, чем-то недовольны? Это заметно по вашим стихам и по вашему поведению".
Я ответил: "Вы совершенно правы, и я имею на это основания".
Он спросил: "Какие?"
Я продолжил: "У нас, крестьянских поэтов и писателей, нет ни журнала, ни издательства".
Деятель заявил: "Если причина вашего недовольства лишь в этом, мы ее устраним. Организуйте журнал. Соберите крестьянских поэтов и прозаиков и составьте редакционную коллегию. Деньги на журнал мы отпустим вам лично. Вы и будете отчитываться перед нами. Согласны?"
Я подумал и — отказался. Поймите, кого я позову в журнал? Да ведь за полгода растащат все деньги. Другие растащат, а я буду в ответе. Нет, я не хочу позорить свое имя".
Режим дня в Батуми
Когда в 1924 году Есенин был в Батуми, его постоянно окружала толпа собутыльников, что начало пагубно сказываться на его здоровье. Хозяин дома, в котором жил Есенин, предложил ему следующий распорядок: утром хозяин уходит на работу и запирает Есенина в доме; в два часа дня он приходит с работы, они обедают, а потом Есенин волен делать все, что ему заблагорассудится.
Есенин согласился с таким распорядком. В это время он писал поэму "Анна Снегина". Работа в новых условиях пошла быстро и успешно, и вскоре Есенин закончил работу над поэмой. Он был очень доволен: "Эх, если б так поработать несколько месяцев, сколько бы я написал!"
К несчастью, установленный распорядок вскоре был сломан.
Метки: биография факты |
КАКАЯ НОЧЬ! |
Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.
Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.
Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.
Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.
Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы -
На этих липах снег да иней.
Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я - другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.
Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
Метки: стихи есенин |
Клен ты мой опавший, клен заледенелый....... |
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
28 ноября 1925
Метки: стихи |
Снова пьют здесь, дерутся и плачут... |
|
ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА ЕСЕНИНА. О СЫНЕ |
|
"Я покинул родимый дом..." |
|
КОРОЛЕВА |
Метки: стихи есенина "королева" |
«Не жалею, не зову, не плачу» (Г.Пономаренко - С.Есенин) - ВИА «Орера» |
Мы плохо знаем Есенина.... Тема: Личности Автор плэйкаста: AnaValena Создан: 27 июня 2008 года, 13:12 |
Метки: «не жалею не зову не плачу» (г.пономаренко - с.есенин) - виа «орера» |
C. Есенин "До свиданья, друг мой, до свиданья" |
@~До свиданья, друг мой, до свиданья~@ Тема: Игры Автор плэйкаста: anita3111 Создан: 25 июля 2008 года, 20:52 |
Метки: c. есенин "до свиданья друг мой до свиданья" |
ПРОЩАЙ, БАКУ! ТЕБЯ Я НЕ УВИЖУ... |
|
Рюрик Ивнев |
|
Галина Бениславская. Из воспоминаний о Есенине |
|
ЖЕНЩИНЫ ПОЭТА. АННА ИЗРЯДНОВА. |
Метки: есенин изряднова |
Шаганэ ты моя, Шаганэ! |
|
ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК |
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный...
"Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою".
"Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство".
"Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай".
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная...
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
"Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет "она",
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою".
"Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится".
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...
. . . . . . . . . .
...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И - разбитое зеркало...
<1923-> 14 ноября 1925
Сергей Есенин
Метки: стихи смысл жизни |
ЖЕНЩИНЫ ПОЭТА. СОФЬЯ АНДРЕЕВНА ТОЛСТАЯ - ЕСЕНИНА. |
Метки: есенин толстая |
Ушел октябрь вслед за есенинскою лирой... (письмо Осени) |
(с) Чернышова Ната
Метки: письма боль грусть есенин осень |
ЖЕНЩИНЫ ПОЭТА. ГАЛИНА АРТУРОВНА БЕНИСЛАВСКАЯ |
Родилась она в Петербурге. Её отец, Артур Карьер, был обрусевшим французом, мать - грузинка. Отец оставил семью, когда девочке было пять лет. Мать вскоре заболела тяжёлым психическим заболеванием и попала в больницу. Девочку, оставшуюся без опеки родителей, удочерили сестра матери Нина Поликарповна и её муж Артур Казимирович Бениславский. Галина ни в чём не нуждалась. В её распоряжении была богатейшая библиотека имения, основу которой составляли работы русских, французских и польских классиков. Кроме чтения книг, молодую Бениславскую занимали лошади. Она могла подолгу возиться с ними в конюшне или сломя голову скакать по окрестным лугам и холмам.
Бениславские постарались дать своей приёмной дочери хорошее образование. Сначала она обучалась в частном пансионе в Вильно, потом с отличием окончила Преображенскую гимназию в Петрограде и поступила в Харьковский университет. Еще, будучи гимназисткой, Галина познакомилась с семьёй Козловских, которые заразили её большевистскими идеями. В 1917 году Галина Бениславская вступает в большевистскую партию и активно участвует в различных митингах и демонстрациях, разносит листовки и раздаёт солдатам обеды. После окончания университета она устраивается на работу в канцелярию ЧК, а позднее переезжает в Москву и поступает на работу в редакцию газеты "Беднота" на пост ответственного секретаря.
В 1920 (1916) году наступает самый важный и самый трагичный период в жизни Бениславской - "есенинский период". Впервые Галина близко увидела поэта в зале консерватории на суде над имажинистами, в котором кроме него принимали участие поэты Шершеневич и Мариенгоф. "Большие, карие с золотыми искрами глаза, широкие, почти сросшиеся, вычурно изогнутые брови над прямым, узким носом, придававшим её узкому лицу особую значительность. Роскошные, загнутые наверх ресницы. Иронический рот и высокий лоб свидетельствовали об уме и силе воли. На ней была белая матроска со значком Ленина на воротнике, простая юбка, простые туфли. На голове - пёстрая шапочка, оттеняющая её явно восточную, обрамлённую великолепными волосами голову", - такой по воспоминаниям Елизаветы Стырской была в момент встречи Галина Бениславская. О её отношениях с Есениным в течение последующих трёх лет практически ничего не известно. В октябре 1924 года Есенин, никогда не имевший своей квартиры, после возвращения из-за границы и разрыва с Дункан поселился вместе с сёстрами у Бениславской в её комнате в коммунальной квартире на седьмом этаже большого дома в Брюсовом переулке.
Галина Бениславская постаралась стать для поэта всем: литературным агентом, поверенным в делах, бухгалтером, нянькой и ангелом-хранителем. Она ходила по редакциям и пристраивала его стихи, делала литературную правку его произведений, выбивала гонорары, чистила и гладила его костюмы, принимала многочисленных друзей поэта и приводила его пьяного из ресторанов. Называя его почтительно по имени-отчеству - Сергеем Александровичем, она без промедления выполняла все его распоряжения. Он называл Бениславскую своим "лучшим другом" и писал ей: "Вы очень мне дороги". Но он никогда не говорил Галине Бениславской о любви, напротив, в одном из писем, датированном 21 марта 1925 года, он, желая расставить все точки над i, пишет: "Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я Вас нисколько не люблю как женщину".
Совместная жизнь Бениславской и Есенина длилась недолго. Летом 1925-го Есенин переезжает жить сначала к мужу своей сестры В.Наседкину, а позже к новой жене - Софье Андреевне Толстой, внучке писателя Льва Толстого. Галине Бениславской нелегко даётся разрыв с человеком, которого она не просто любила, а боготворила. Осенью у Бениславской обостряется неврастения (напомним о психической болезни её матери), и она даже была вынуждена лечь в больницу. Смерть Есенина 28 декабря 1925 года добивает молодую женщину окончательно. Успокоиться, вернуться к нормальной жизни, найти работу Галина Бениславская не смогла, и 3 декабря 1926 года на могиле Есенина она покончила жизнь самоубийством. "Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое..." - это слова предсмертной записки Галины Артуровны Бениславской, женщины, любившей Есенина больше, чем жизнь. Похоронили Галину рядом с Есениным, а на памятнике начертали всего два слова: "Верная Галя".
Собаке Качалова
(бытует мнение, что в этом стихотворении
последние строки говорят о Бениславской)
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
(1925 г.)
Метки: есенин бениславская |