Аноним обратиться по имени
Четверг, 13 Августа 2009 г. 17:47 (ссылка)
Давайте, всё же, попробуем начать с нуля. С информации. Откуда она берётся? Произрастает ли она свободно в полях и лесах, валяется ли на дорогах? Так, что каждый может её сорвать-поднять и сказать остальным - отвяньте, это свободно произрастающий продукт, он должен принадлежать каждому селянину, в том числе и мне?
Ничего подобного. Информацию создают специальные люди. Они вкладывают в создание информации свой труд. В результате их труда создаётся информационное поле и рынок информации, состоящий из множества информационных продуктов - плохих и хороших. Точно так же в результате деятельности людей создаётся любой другой рынок.
Если мы хотим, чтобы рынок вообще существовал, то должны признать, отбросив культурологический пафос, что люди, занятые там, должны получать деньги за свой труд. Как и все другие. Не "жил-был художник один…. которому никто нихуя не платил, а оценили только после смерти", а "работаю и зарабатываю, как все остальные люди". Также мы должны признать, что информация это товар, доступный, как правило, за деньги (а не бесплатно). Что информационные продукты (как и любые другие продукты) - продаются и покупаются, а не распространяются даром среди поселян из гуманистических соображений. И что если кто-то захочет улучшить жизнь бедных поселян, то он должен за свой счёт купить эти продукты и снабдить поселян ими. Если мы откажемся признать эти положения, то у нас просто не будет информационного рынка. Совсем. И говорить вообще будет не о чем. Потому что люди, делающие что-то для других совершенно бесплатно, конечно имеются, но в недостаточном количестве.
Теперь смотрим далее.
Что происходит на рынке любого товара. Мебельная фабрика выпустила 10000 стульев. По сути, это лицензия на выпуск определённого количества товара. Ни стулом больше, ни стулом меньше этой партии на рынке не будет. Другого в точности такого не найти. В цену каждого стула заложена оплата труда всех участников процесса. Партия продана - каждый получил свой кусок хлеба, готовится к выпуску новая партия. Так люди и зарабатывают на пропитание. Отними у них возможность выпустить новую партию – они пойдут по миру.
Заметим, что стулья не клонируются. То есть, купив экземпляр стула, у нас нет соблазна отклонировать его и поделиться с друзьями. Воскликнув - всё честно, ведь я ни у кого не крал; купленный мной стул таким же и остался. У нас нет соблазна поставить на улице клонирующий аппарат, включить его на полную катушку и одарять стульями всех, кто проходит мимо. Нам даже в голову не приходит заявить - чёрт побери, у каждого поселянина должен быть такой замечательный стул - иначе цивилизация погибнет. А потому поставим клонирующий аппарат и на селе. Мы не говорим - пусть эти суки с мебельной фабрики получат деньги за свои 10000 стульев и подавятся, а дальше мы сами как-нибудь расклонируем и без них. В этом случае интуитивно понятно, что без выпуска следующей партии стульев фабрика долго не протянет, а рынок умрёт. И наивный вопрос – а кто доказал, что наличие станций по клонированию стульев вредит сбыту вашей продукции? – просто некому будет задавать. Нет, ну в самом деле – кому потребуются стулья за деньги, если вон на каждом углу бесплатные стулья из клонирующего аппарата?
Рынок материальных предметов защищён от клонирования естественными причинами. А информационный рынок – не защищён. Там есть возможность клонирования. И поскольку нет естественной защиты, гарантирующей существование этого рынка, то надо защитить его хотя бы законами. Если мы хотим, чтобы он существовал вообще. Соответственно, законы должны быть прописаны так, чтобы по возможности обеспечить участникам информационного рынка защиту, максимально приближенную к свойствам естественной защиты материального сектора. Чтобы все могли быть в равных условиях. То есть, например, для мебельной фабрики вопрос об упущенной выгоде в результате клонирования не стоит в принципе. Значит, такой вопрос не должен стоять и на информационном рынке. Вообще. Поэтому закон таков, что просто нельзя клонировать и всё. Без обсуждения – доказано или не доказано, будут от этого убытки или нет.
Если информационный рынок нужен, то необходимо дать его участникам возможность зарабатывать и обеспечить этому рынку равные конкурентные возможности в сравнении с рынком материальных предметов. Не нужен – хрен с ним, давайте петь о том, что информация это священное бесплатное право, а люди должны с открытой душой делиться. Чужим. А мы, в лучшем случае, опустим копеечку в прорезь копилки Donations. Если, конечно, будем в хорошем расположении духа.