Darbka все записи автора
ШЕСТИДЕСЯТЫЕ
В ДЕНЬ 2 НОЯБРЯ 1965 года, когда Исполком Белгородского областного Совета депутатов трудящихся принимал решение об открытии в Белгороде кукольного театра, этот театр уже давал представления. День был будничным - вторник - так что спектаклей могло быть от двух до четырёх, и, скорее всего не в помещении Областного драмтеатра им. М.С.Щепкина, студией которого числилась кукольная группа, а где-нибудь на выездах, в Томаровке, Шебекино или Яковлево. Одна из таких поездок была описана в1962 году в журнале «Театральная жизнь» №10: «Небольшой посёлок геологов и горняков в районе Курской магнитной аномалии. В клубе царит необычное оживление. Сегодня - кукольное представление областного драматического театра имени М.С.Щепкина. Идёт пьеса М.Поливановой «Весёлые медвежата», которую белгородские кукольники сумели поставить в виде увлекательного разговора со зрителями. <…> Спектакль окончен. Долго звучат аплодисменты. Из-за ширмы, улыбаясь, выходит невысокая женщина с Петрушкой в руках. Это режиссёр Антонина Емельяновна Шикова. Рядом с ней два молодых актёра - Борис Гнездилов и Александра Тараненко, так же страстные энтузиасты кукольного театра». В день, когда студия обретала статус самостоятельного театра, в числе страстных энтузиастов побывали Анна Родионова, Сергей Сафонов и направленные обкомом комсомола талантливые юноши Анатолий Шварёв и Виктор Кудинов… По точному определению исследователя творческого наследия Антонины Емельяновны Шиковой поэта Татьяны Огурцовой «Она дарила городам театры, обладала редкими организаторскими способностями, умением общаться и завидной гибкостью ума, но не сумела, а, может быть, посчитала недостойным направить эти силы на то, чтобы защитить своё право быть хозяйкой в своём театре». Менее чем через год после получения студией статуса самостоятельного театра А.Е.Шикова была отправлена на пенсию.
Перемена статуса вывела белгородских кукольников из-под крыши драматического театра, но вторая часть решения Исполкома от 2 ноября 1965 г. «о размещении театра кукол в помещении театра «Октябрь» с залом на 300 посадочных мест» осталась не исполненной. Следующие десять лет театру предстояло ютиться по углам и подвалам, но, тем не менее, жить, работать и творить так, чтобы никто не усомнился в его праве называться профессиональным театром.
ВАЛЕРИЙ АРКАДЬЕВИЧ ВОЛЬХОВСКИЙ стал первым профессионалом, занявшим пост главного режиссёра Белгородского областного театра кукол. Нынче он легенда, а тогда - выпускник актёрского отделения ЛГИТМиК (курс профессора М.М.Королёва), окончивший режиссёрские курсы С.В.Образцова. Приход В.А. Вольховского совпал с 50-летием Октябрьской революции, оттого и не удивительно, что одной из первых его постановок стал спектакль «Мальчиш - Кибальчиш», а, памятуя о праве Белгородчины называться родиной Первой конной армии, нетрудно понять, отчего заглавный герой этой сказки А.Гайдара был призван стать эмблемой нашего театра кукол. Замысел главного режиссёра воплотила в рисунок художница Галина Корбут.
В 1966 году появился в театре мастер на все руки - художник-бутафор, изготовитель-механизатор кукол Анатолий Георгиевич Филатов, прослуживший на этом посту до самой своей кончины 1 октября 1999 года.
В 1967-68 годах в театр приходят актрисы Татьяна Коротицкая и Татьяна Семейкина остающиеся среди ведущих и по сей день.
1969 год ознаменовался первыми заметными успехами за пределами области, и даже страны - спектакль «Дружба врозь» по пьесе болгарских драматургов Стойчева и Начева был отмечен Дипломом Министерства культуры СССР и ВТО, а так же Благодарностью от Комитета искусств и культуры Народной Республики Болгария. Кроме того, телеверсия этой постановки была показана по всесоюзному телевидению. Так славно начались
СЕМИДЕСЯТЫЕ
Вслед за центральным телевидением в Белгород наведалась съёмочная группа всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль» и сняла едкий сюжет о бедственном положении белгородских кукольников. Меры были приняты молниеносно, виновные найдены и наказаны - чиновников поменяли местами, а молодого главного режиссёра уволили за профнепригодность. Так что получать остальные международные награды, почётные звания и престижные премии, а так же создавать всемирно известные театры В.А.Вольховскому пришлось в городах Челябинске да Воронеже.
А в Белгороде всё же началось строительство здания театра кукол, правда, поначалу - согласно одной из легенд - оно было замаскировано вывеской «Комбинат бытового обслуживания населения», оттого и пристроено к жилому дому по адресу ул. Некрасова, № 5-Б/8.
С 1972 по 1974 год пост главного режиссёра занимала Нина Емельяновна Данилова, так же выпускница ЛГИТМиК, и тоже ученица М.М.Королёва и С.В.Образцова. «Отступив» на пост очередного режиссёра она продолжала ставить спектакли, пользующиеся огромным успехом, одна из её последних постановок «Бука» (выпуск 1982 года) и сегодня стоит в репертуаре БГТК.
Середина и конец 70-х стали временем становления и взросления театра.
4 ЯНВАРЯ 1976 года театр впервые даёт представление в родных стенах, в здании, построенном по специальному проекту архитектора В.М.Лимаренко, на сцене специально оборудованной для спектаклей кукольного театра. Редкий провинциальный театр мог похвастаться в те годы подобными хоромами (зрительный зал на 230 мест, зал репетиционный, два просторных фойе, гримуборные, помещения для производственных цехов). Возможности столь основательного стационара позволили тогдашнему главному режиссёру Николаю Константиновичу Хомутову уже в 1977 году поставить первый спектакль для взрослых - «Божественную комедию» И.Штока. А через два года одним из первых в СССР инсценировать полузапрещённую сатирическую повесть-сказку В.Шукшина «До третьих петухов».
В те годы труппа пополнялась людьми без специального образования, но с ярко выраженным талантом актёра-кукловода. Пришли и остались Светлана Одинцова (позднее Кирьянова), Ольга Авилова, Татьяна Литвинова, Светлана Левицкая, Валентина Петрова, а так же Виктор Карпов, ставший по окончании ГИТИС зав. труппой и Юрий Литвинов, получивший после учёбы во ВГИК (сценарный факультет) должность руководителя литературно-драматургической частью.
Но эти назначения случились уже в восьмидесятых.
ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ
Начало 80-х можно назвать смутным временем из-за повальной смены руководителей театра всех уровней. После почти одновременного ухода Даниловой и Хомутова, театр на короткое время возглавил режиссер Владимир Юрасов. Его молодого задора хватило всего на три постановки, которые сошли со сцены едва ли не сразу после его немотивированного ухода.
В 1984 год на пост главного режиссёра назначается Ирина Михайловна Лебедева (и вновь мы пишем ЛГИТМиК! и добавляем профессор М.М.Королёв!). На должность очередного режиссёра приглашается выпускник Харьковского театрального института Геннадий Романович Микитянский. Репертуар театра стремительно пополняется спектаклями на любой вкус и для зрителей всех возрастов. Зарождается традиция новогодних спектаклей, для которых порой специально заказывают оригинальные пьесы.
Основной задачей и главной приметой этих лет становится постоянное повышение профессионального уровня коллектива. Многие актёры, не взирая на стаж и уровень квалификации, поступают на заочные отделения в престижные театральные ВУЗЫ. Новое же пополнение труппы составляется исключительно из выпускников театральных школ. Принимаются в штат и успешно работают Владимир Ерёменко, Ирина Веретнова, Дангуоле Карпова, Вячеслав Семейченко.
23 февраля 1987 года пост директора, а впоследствии художественного руководителя занимает Александр Валентинович Кобелев.
К концу 80-х сложилась ситуация когда театру, много и успешно гастролировавшему по большим и малым городам России, Украины и Молдавии, имеющему добротный репертуар и высокопрофессиональный коллектив стало невозможно вариться в собственном соку, для дальнейшего развития ему требовался выход в свет, каким признано считать участие в театральных фестивалях и смотрах.
1989 год можно назвать годом первого бала почти двадцатипятилетнего Белгородского областного театра кукол. А заодно и второго бала. Очень уж богатым на переломные события оказался 1989: июнь - участие в региональном фестивале «Посиделки» (г. Воронеж), октябрь - участие в международном фестивале (г. Ополе, Польша), декабрь - Татьяна Семейкина становится первой актрисой театра, удостоившейся звания заслуженной артистки РСФСР.
Неожиданный уход в конце 80-х Геннадия Микитянского и решение художественного руководителя оставит место очередного режиссёра свободным, способствовали зарождению традиции приглашать раз в сезон режиссёров «со стороны» для осуществления разовых постановок. При этом шанс проявить свои таланты в стенах Белгородского театра кукол на равных получали как признанные мастера, так и студенты-дипломники ЛГИТМиК. Правильность и полезность подобной практики подтвердилась довольно скоро. Правда, на календаре уже значилось другое десятилетие.
ДЕВЯНОСТЫЕ
Отметив осенью 1990 года скромный двадцатипятилетний юбилей, театр ринулся укреплять и расширять завоеванные год назад позиции. Началась работа над спектаклем для взрослых «Слон» по пьесе А. Капкова, однако, преждевременная кончина художника-постановщика А.Толмачёва не позволила довести спектакль до зрителя, состоялись всего два представления для критики и прессы. Мало того, театр почти семь лет оставался без главного художника. И без постоянного очередного тоже. Каждый новый спектакль рождался в муках не столько творческих, сколько организационных и финансовых. Но таковы уж были времена - разбрасывались камни, разваливался СССР.
В 1993 году театр с трудом получил возможность участвовать в Международном фестивале «Посмделки-2» (г. Воронеж). Стало очевидным, что давно сложившиеся фестивальные сообщества не склонны открывать новые имена и расширяться за счёт малоизвестных коллективов. Открытие границ устремило интересы большинства как раз за эти столь непроходимые прежде границы. Без обид и паники коллектив театра решил - настало время собирать камни, проще говоря, организовать собственный фестиваль театров кукол. А достойный повод был уже не за горами, в 1995 году БГТК собирался отмечать 30-летие своего существования в статусе профессионального театра.
30 СЕНТЯБРЯ 1995 года ровно в полдень открылся первый фестиваль «Белгородская забава». Кроме хозяев в нём приняли участи всего пять коллективов, театры кукол из Брянска, Воронежа, Краснодара и Курска, а так же выпускной курс Ярославского театрального института. Дополнительную весомость придало фестивалю включение в его рамки Х всероссийской творческой экспериментальной лаборатории современной драматургии для театров кукол под эгидой Министерства культуры РФ.
Главная задача «Белгородской забавы» - собирать камни, начала по настоящему осуществляться в 1997 году, когда на фестиваль удалось собрать 12 театров из России, Белоруссии и Украины. Уважая суверенитет стран-участниц, фестиваль был объявлен Международным, и был открыт под сенью трёх флагов ровно в полдень и, конечно же, 30 сентября. В тот год случился добрый знак. Едва фестиваль «Белгородская забава-97» объявили закрытым, как на город обрушилась гроза. Настоящая - бурная, громогласная, но не страшная, а из тех, что любят в начале мая: тёплая и быстрая. И - главное - после неё в небе над Харьковской горой повисла раскидистая двойная радуга.
- Это же в честь второй «Забавы»! - Восторженно загалдели сразу несколько голосов.- Радуга! Двойная! В октябре, просто чудо какое-то.
- А вон и третья дуга проклёвывается, - приметил кто-то особенно зоркий, - почти у самой земли…
- Значит, быть и третьему фестивалю! - Решили все без исключения.
И он был. Ровно через два года.
Плоды фестивальной деятельности не заставили себя долго ждать, в репертуаре театра стали появляться спектакли, входившие в программу фестивалей, появилась возможность возрождать почти утраченную практику обменных гастролей, и, наконец, наш театр вновь получил возможность участвовать в родственных «Забаве» фестивалях, таким в 1999 и 2000 годах был «Арт. - визит» в г. Краснодаре.
Среди других заметных событий 90-х следует отметить присвоение звания заслуженных актрис России Татьяне Коротицкой и Татьяне Литвиновой. В 1991 году был принят на должность зав.муз.частью выпускник Харьковской консерватории Юрий Леонидович Мишин. Нельзя не упомянуть и назначение в 1993 году на должность главного художника Андрея Михайловича Лукомского, выпускника Ярославского театрального института. Труппа театра в эти годы больше теряла, чем приобретала. В расцвете творческих сил ушли из жизни Светлана Кирьянова, Анатолий Корнилов и Валентина Петрова. Пополнение же большей частью носило временный характер, и всё же нашлись две постоянные натуры - Борис Егоров, покинувший в 1991 году тревожный Баку и Роза Лукьянова, оставившая в 1996 перенаселённые драматические подмостки.
В 1999 году из-за финансово-таможенных проблем не доехали до фестиваля театры Белоруссии, из-за внезапной болезни В.Вольховского не смогли принять участие воронежцы, так «Белгородская забава - 99» проиграла в количественном отношении «Забаве - 97» со счётом 9:12. Снижение художественного уровня в цифру не переводили, но отметили, кто галочкой, кто птичкой, но не крестиком!
Ведь приближался новый век, а с ним лелеялись и новые надежды, даже не смотря на то, что нарушилась привычная - раз в два года - ритмичность проведения «Забавы». Не обошлось всё же без сбоев в миллениум…
ХХI ВЕК
Большие перемены довелось претерпеть Белгородскому государственному театру кукол на стыке веков. В 2000 году отправилась на пенсию Ирина Михайловна Лебедева. Её место занял, вернувшись после восемнадцатилетних мытарств по Украине (Херсон, Черкассы, Харьков), Николай Константинович Хомутов. Новый старый главный режиссёр, как по-доброму шутили журналисты и критики, пообещал пополнить репертуар спектаклями для взрослых и пополнить труппу молодыми актёрами. Второй пункт удалось частично реализовать уже в тот же год, благодаря выпускнице Белгородского колледжа культуры Елене Власовой и воспитанникам Харьковского театрального института Сергею Бурякову и Ирине Соловьёвой.
В суете перемен практически не заметили, что театр открыл 35-й (полукруглый, так сказать) сезон спектаклем из категории «б.у.», где-то была закуплена материальная часть давней постановки Хомутова под название «Такой большой и страшный». Открываться премьерой было давней и доброй традицией, и нарушение её оказалось недобрым знаком.
По-счастью, почти не претерпела изменений фестивальная традиция. Ровно в полдень 30 сентября открылась «Белгородская забава - 2002». 15 театров - рекордное для «Забавы» количество - приняли участие в фестивале того года, 16 спектаклей всего за 6 дней смогли увидеть белгородцы, гости и участники «парада сказок». И не стали преувеличением слова харьковского театрального критика Евгения Русаброва, которыми он начал свою статью об этом событии в альманахе «Страстной бульвар, 10»: «Если бы такого фестиваля не было, его непременно следовало бы придумать. Но он есть и теперь проводится уже в четвёртый раз. Международный фестиваль театров кукол России, Белоруссии и Украины «Белгородская забава» действительно необходим. Он - и свидетельство, и залог того, что вопреки разделяющим границам и немалым расстояниям, несмотря на все капризы политической конъюнктуры, подлинный творческий союз кукольников трёх стран существует и крепнет».
Не разучились и в ХХI веке собирать камни. Мало того, пошили ещё один мешок - стали соучредителями гастрольных туров «Майская карусель», это такое забавное мероприятие, когда пять-шесть театров в одночасье снимаются с мест и едут в гости друг к другу, по кругу: Курск, Орёл, Тула, Мытищи, Рязань, Белгород - за десять дней! Вот такая карусель прокрутилась в 2005 году уже в третий раз, а, стало быть, пора признать её традиционной!
И, вне всякого сомнения, актом собирательства камней следует считать окрепшее и переросшее в искреннюю дружбу сотрудничество театра с Государственной детской библиотекой А.А.Лиханова. Из года в год, в последней декаде марта на сцене БГТК открывается «Книжкина неделя» - всероссийский праздник детской книги, который завершается 1 апреля Днём сказочника с весёлыми викторинами, выступлениями детских коллективов и непременной премьерой.
В 2003 году завершился и не был продлён контракт с Н.К.Хомутовым.
Вместе с тем, продолжается процесс омоложения труппы - в ее состав влились выпускники Нижегородского театрального училища Павел Роднин и Любовь Румянцева. Но и “старая гвардия” не сидела сложа руки - звания заслуженного артиста РФ удостоился Вячеслав Семейченко.
С сентября 2004 года на должность главного режиссёра принят Николай Михайлович Одинцов. Он начинал свою театральную карьеру в Белгородском областном театре кукол в 1971 году при В.А.Вольховском, возглавлял в разные годы Тамбовский театр кукол, актёрскую кафедру Иркутского театрального училища, создал в соавторстве с актрисой и супругой Клавдией Одинцовой на телеканале «Байкал ТВ» популярную детскую передачу «Ку-ка-ре-ку!». Но, до того…окончил ЛГИТМиК (курс профессора М.М.Королёва)! Так замыкается круг, и начинается - как все мы надеемся - новое кольцо спирали под названием история Белгородского государственного театра кукол.
Постановки БГТК в период с 1989 по 2005 г. г.
«Дикий» В.Синакевич
«Не садись на пенёк» М.Садовский
«Военная тайна» А.Гайдар
«Алёнушка и солдат» В.Лифшиц,
«Необычная погоня» Ю.Литвинов
«Теремок» Н.Шавва
«Морозко» М.Шуринова
«Волшебная сила» Б.Папазов
«Старая история» Г.-Х.Андерсен
«Клочки по заулочкам» Г.Остёр
«Золушка» Е.Шварц
«Голубой ежик» А.Папеску
«Кум да кума» И.Бабанов
«Путешествие пингвинят» Б.Априлов
«Любовь дона Перлемплина» Ф.- Г.Лорка
«Снегурочка и Времеход» Ю.Литвинов
«Приключения Снеговичка» Л.Ковалёва
«Петушок – золотой греб.» О.Трусов
«Новогодние чудеса» Н.Абрамцева
«Приключения Чиполлино» Дж.Родари
«Золушка» Ш.Перро
«Новогодние подарки» Н.Абрамцева
«Муха – Цокотуха» К.Чуковский
«Трям! Здравствуйте!» С.Козлов
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин
и др.
фото и текст http://belpuppets.narod.ru/html/iinoaiiaee.html
Место на карте