-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Белгороду

 -Интересы

2000-летия рождества христова алексий ii алексий второй андрианова арт белгород белая гора белгород автовокзал белгород базы отдыха белгород днестровский белгород дорога белгород жд белгород кинотеатр белгород книги белгород маршрут белгород мебельные белгород население белгород находится белгород область белгород обучение белгород оскол

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 144


Белгородский государственный театр кукол

Пятница, 09 Мая 2008 г. 18:20 + в цитатник
Darbka все записи автора
 (699x524, 120Kb)

ШЕСТИДЕСЯТЫЕ



В ДЕНЬ 2 НОЯБРЯ 1965 года, когда Исполком Белгородского областного Совета депутатов трудящихся принимал решение об открытии в Белгороде кукольного театра, этот театр уже давал представления. День был будничным - вторник - так что спектаклей могло быть от двух до четырёх, и, скорее всего не в помещении Областного драмтеатра им. М.С.Щепкина, студией которого числилась кукольная группа, а где-нибудь на выездах, в Томаровке, Шебекино или Яковлево. Одна из таких поездок была описана в1962 году в журнале «Театральная жизнь» №10: «Небольшой посёлок геологов и горняков в районе Курской магнитной аномалии. В клубе царит необычное оживление. Сегодня - кукольное представление областного драматического театра имени М.С.Щепкина. Идёт пьеса М.Поливановой «Весёлые медвежата», которую белгородские кукольники сумели поставить в виде увлекательного разговора со зрителями. <…> Спектакль окончен. Долго звучат аплодисменты. Из-за ширмы, улыбаясь, выходит невысокая женщина с Петрушкой в руках. Это режиссёр Антонина Емельяновна Шикова. Рядом с ней два молодых актёра - Борис Гнездилов и Александра Тараненко, так же страстные энтузиасты кукольного театра». В день, когда студия обретала статус самостоятельного театра, в числе страстных энтузиастов побывали Анна Родионова, Сергей Сафонов и направленные обкомом комсомола талантливые юноши Анатолий Шварёв и Виктор Кудинов… По точному определению исследователя творческого наследия Антонины Емельяновны Шиковой поэта Татьяны Огурцовой «Она дарила городам театры, обладала редкими организаторскими способностями, умением общаться и завидной гибкостью ума, но не сумела, а, может быть, посчитала недостойным направить эти силы на то, чтобы защитить своё право быть хозяйкой в своём театре». Менее чем через год после получения студией статуса самостоятельного театра А.Е.Шикова была отправлена на пенсию.

Перемена статуса вывела белгородских кукольников из-под крыши драматического театра, но вторая часть решения Исполкома от 2 ноября 1965 г. «о размещении театра кукол в помещении театра «Октябрь» с залом на 300 посадочных мест» осталась не исполненной. Следующие десять лет театру предстояло ютиться по углам и подвалам, но, тем не менее, жить, работать и творить так, чтобы никто не усомнился в его праве называться профессиональным театром.

ВАЛЕРИЙ АРКАДЬЕВИЧ ВОЛЬХОВСКИЙ стал первым профессионалом, занявшим пост главного режиссёра Белгородского областного театра кукол. Нынче он легенда, а тогда - выпускник актёрского отделения ЛГИТМиК (курс профессора М.М.Королёва), окончивший режиссёрские курсы С.В.Образцова. Приход В.А. Вольховского совпал с 50-летием Октябрьской революции, оттого и не удивительно, что одной из первых его постановок стал спектакль «Мальчиш - Кибальчиш», а, памятуя о праве Белгородчины называться родиной Первой конной армии, нетрудно понять, отчего заглавный герой этой сказки А.Гайдара был призван стать эмблемой нашего театра кукол. Замысел главного режиссёра воплотила в рисунок художница Галина Корбут.

В 1966 году появился в театре мастер на все руки - художник-бутафор, изготовитель-механизатор кукол Анатолий Георгиевич Филатов, прослуживший на этом посту до самой своей кончины 1 октября 1999 года.

В 1967-68 годах в театр приходят актрисы Татьяна Коротицкая и Татьяна Семейкина остающиеся среди ведущих и по сей день.

1969 год ознаменовался первыми заметными успехами за пределами области, и даже страны - спектакль «Дружба врозь» по пьесе болгарских драматургов Стойчева и Начева был отмечен Дипломом Министерства культуры СССР и ВТО, а так же Благодарностью от Комитета искусств и культуры Народной Республики Болгария. Кроме того, телеверсия этой постановки была показана по всесоюзному телевидению. Так славно начались





СЕМИДЕСЯТЫЕ



Вслед за центральным телевидением в Белгород наведалась съёмочная группа всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль» и сняла едкий сюжет о бедственном положении белгородских кукольников. Меры были приняты молниеносно, виновные найдены и наказаны - чиновников поменяли местами, а молодого главного режиссёра уволили за профнепригодность. Так что получать остальные международные награды, почётные звания и престижные премии, а так же создавать всемирно известные театры В.А.Вольховскому пришлось в городах Челябинске да Воронеже.

А в Белгороде всё же началось строительство здания театра кукол, правда, поначалу - согласно одной из легенд - оно было замаскировано вывеской «Комбинат бытового обслуживания населения», оттого и пристроено к жилому дому по адресу ул. Некрасова, № 5-Б/8.

С 1972 по 1974 год пост главного режиссёра занимала Нина Емельяновна Данилова, так же выпускница ЛГИТМиК, и тоже ученица М.М.Королёва и С.В.Образцова. «Отступив» на пост очередного режиссёра она продолжала ставить спектакли, пользующиеся огромным успехом, одна из её последних постановок «Бука» (выпуск 1982 года) и сегодня стоит в репертуаре БГТК.

Середина и конец 70-х стали временем становления и взросления театра.

4 ЯНВАРЯ 1976 года театр впервые даёт представление в родных стенах, в здании, построенном по специальному проекту архитектора В.М.Лимаренко, на сцене специально оборудованной для спектаклей кукольного театра. Редкий провинциальный театр мог похвастаться в те годы подобными хоромами (зрительный зал на 230 мест, зал репетиционный, два просторных фойе, гримуборные, помещения для производственных цехов). Возможности столь основательного стационара позволили тогдашнему главному режиссёру Николаю Константиновичу Хомутову уже в 1977 году поставить первый спектакль для взрослых - «Божественную комедию» И.Штока. А через два года одним из первых в СССР инсценировать полузапрещённую сатирическую повесть-сказку В.Шукшина «До третьих петухов».

В те годы труппа пополнялась людьми без специального образования, но с ярко выраженным талантом актёра-кукловода. Пришли и остались Светлана Одинцова (позднее Кирьянова), Ольга Авилова, Татьяна Литвинова, Светлана Левицкая, Валентина Петрова, а так же Виктор Карпов, ставший по окончании ГИТИС зав. труппой и Юрий Литвинов, получивший после учёбы во ВГИК (сценарный факультет) должность руководителя литературно-драматургической частью.

Но эти назначения случились уже в восьмидесятых.





ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ



Начало 80-х можно назвать смутным временем из-за повальной смены руководителей театра всех уровней. После почти одновременного ухода Даниловой и Хомутова, театр на короткое время возглавил режиссер Владимир Юрасов. Его молодого задора хватило всего на три постановки, которые сошли со сцены едва ли не сразу после его немотивированного ухода.

В 1984 год на пост главного режиссёра назначается Ирина Михайловна Лебедева (и вновь мы пишем ЛГИТМиК! и добавляем профессор М.М.Королёв!). На должность очередного режиссёра приглашается выпускник Харьковского театрального института Геннадий Романович Микитянский. Репертуар театра стремительно пополняется спектаклями на любой вкус и для зрителей всех возрастов. Зарождается традиция новогодних спектаклей, для которых порой специально заказывают оригинальные пьесы.

Основной задачей и главной приметой этих лет становится постоянное повышение профессионального уровня коллектива. Многие актёры, не взирая на стаж и уровень квалификации, поступают на заочные отделения в престижные театральные ВУЗЫ. Новое же пополнение труппы составляется исключительно из выпускников театральных школ. Принимаются в штат и успешно работают Владимир Ерёменко, Ирина Веретнова, Дангуоле Карпова, Вячеслав Семейченко.

23 февраля 1987 года пост директора, а впоследствии художественного руководителя занимает Александр Валентинович Кобелев.

К концу 80-х сложилась ситуация когда театру, много и успешно гастролировавшему по большим и малым городам России, Украины и Молдавии, имеющему добротный репертуар и высокопрофессиональный коллектив стало невозможно вариться в собственном соку, для дальнейшего развития ему требовался выход в свет, каким признано считать участие в театральных фестивалях и смотрах.

1989 год можно назвать годом первого бала почти двадцатипятилетнего Белгородского областного театра кукол. А заодно и второго бала. Очень уж богатым на переломные события оказался 1989: июнь - участие в региональном фестивале «Посиделки» (г. Воронеж), октябрь - участие в международном фестивале (г. Ополе, Польша), декабрь - Татьяна Семейкина становится первой актрисой театра, удостоившейся звания заслуженной артистки РСФСР.

Неожиданный уход в конце 80-х Геннадия Микитянского и решение художественного руководителя оставит место очередного режиссёра свободным, способствовали зарождению традиции приглашать раз в сезон режиссёров «со стороны» для осуществления разовых постановок. При этом шанс проявить свои таланты в стенах Белгородского театра кукол на равных получали как признанные мастера, так и студенты-дипломники ЛГИТМиК. Правильность и полезность подобной практики подтвердилась довольно скоро. Правда, на календаре уже значилось другое десятилетие.





ДЕВЯНОСТЫЕ



Отметив осенью 1990 года скромный двадцатипятилетний юбилей, театр ринулся укреплять и расширять завоеванные год назад позиции. Началась работа над спектаклем для взрослых «Слон» по пьесе А. Капкова, однако, преждевременная кончина художника-постановщика А.Толмачёва не позволила довести спектакль до зрителя, состоялись всего два представления для критики и прессы. Мало того, театр почти семь лет оставался без главного художника. И без постоянного очередного тоже. Каждый новый спектакль рождался в муках не столько творческих, сколько организационных и финансовых. Но таковы уж были времена - разбрасывались камни, разваливался СССР.

В 1993 году театр с трудом получил возможность участвовать в Международном фестивале «Посмделки-2» (г. Воронеж). Стало очевидным, что давно сложившиеся фестивальные сообщества не склонны открывать новые имена и расширяться за счёт малоизвестных коллективов. Открытие границ устремило интересы большинства как раз за эти столь непроходимые прежде границы. Без обид и паники коллектив театра решил - настало время собирать камни, проще говоря, организовать собственный фестиваль театров кукол. А достойный повод был уже не за горами, в 1995 году БГТК собирался отмечать 30-летие своего существования в статусе профессионального театра.

30 СЕНТЯБРЯ 1995 года ровно в полдень открылся первый фестиваль «Белгородская забава». Кроме хозяев в нём приняли участи всего пять коллективов, театры кукол из Брянска, Воронежа, Краснодара и Курска, а так же выпускной курс Ярославского театрального института. Дополнительную весомость придало фестивалю включение в его рамки Х всероссийской творческой экспериментальной лаборатории современной драматургии для театров кукол под эгидой Министерства культуры РФ.

Главная задача «Белгородской забавы» - собирать камни, начала по настоящему осуществляться в 1997 году, когда на фестиваль удалось собрать 12 театров из России, Белоруссии и Украины. Уважая суверенитет стран-участниц, фестиваль был объявлен Международным, и был открыт под сенью трёх флагов ровно в полдень и, конечно же, 30 сентября. В тот год случился добрый знак. Едва фестиваль «Белгородская забава-97» объявили закрытым, как на город обрушилась гроза. Настоящая - бурная, громогласная, но не страшная, а из тех, что любят в начале мая: тёплая и быстрая. И - главное - после неё в небе над Харьковской горой повисла раскидистая двойная радуга.

- Это же в честь второй «Забавы»! - Восторженно загалдели сразу несколько голосов.- Радуга! Двойная! В октябре, просто чудо какое-то.

- А вон и третья дуга проклёвывается, - приметил кто-то особенно зоркий, - почти у самой земли…

- Значит, быть и третьему фестивалю! - Решили все без исключения.

И он был. Ровно через два года.

Плоды фестивальной деятельности не заставили себя долго ждать, в репертуаре театра стали появляться спектакли, входившие в программу фестивалей, появилась возможность возрождать почти утраченную практику обменных гастролей, и, наконец, наш театр вновь получил возможность участвовать в родственных «Забаве» фестивалях, таким в 1999 и 2000 годах был «Арт. - визит» в г. Краснодаре.

Среди других заметных событий 90-х следует отметить присвоение звания заслуженных актрис России Татьяне Коротицкой и Татьяне Литвиновой. В 1991 году был принят на должность зав.муз.частью выпускник Харьковской консерватории Юрий Леонидович Мишин. Нельзя не упомянуть и назначение в 1993 году на должность главного художника Андрея Михайловича Лукомского, выпускника Ярославского театрального института. Труппа театра в эти годы больше теряла, чем приобретала. В расцвете творческих сил ушли из жизни Светлана Кирьянова, Анатолий Корнилов и Валентина Петрова. Пополнение же большей частью носило временный характер, и всё же нашлись две постоянные натуры - Борис Егоров, покинувший в 1991 году тревожный Баку и Роза Лукьянова, оставившая в 1996 перенаселённые драматические подмостки.

В 1999 году из-за финансово-таможенных проблем не доехали до фестиваля театры Белоруссии, из-за внезапной болезни В.Вольховского не смогли принять участие воронежцы, так «Белгородская забава - 99» проиграла в количественном отношении «Забаве - 97» со счётом 9:12. Снижение художественного уровня в цифру не переводили, но отметили, кто галочкой, кто птичкой, но не крестиком!

Ведь приближался новый век, а с ним лелеялись и новые надежды, даже не смотря на то, что нарушилась привычная - раз в два года - ритмичность проведения «Забавы». Не обошлось всё же без сбоев в миллениум…





ХХI ВЕК



Большие перемены довелось претерпеть Белгородскому государственному театру кукол на стыке веков. В 2000 году отправилась на пенсию Ирина Михайловна Лебедева. Её место занял, вернувшись после восемнадцатилетних мытарств по Украине (Херсон, Черкассы, Харьков), Николай Константинович Хомутов. Новый старый главный режиссёр, как по-доброму шутили журналисты и критики, пообещал пополнить репертуар спектаклями для взрослых и пополнить труппу молодыми актёрами. Второй пункт удалось частично реализовать уже в тот же год, благодаря выпускнице Белгородского колледжа культуры Елене Власовой и воспитанникам Харьковского театрального института Сергею Бурякову и Ирине Соловьёвой.

В суете перемен практически не заметили, что театр открыл 35-й (полукруглый, так сказать) сезон спектаклем из категории «б.у.», где-то была закуплена материальная часть давней постановки Хомутова под название «Такой большой и страшный». Открываться премьерой было давней и доброй традицией, и нарушение её оказалось недобрым знаком.

По-счастью, почти не претерпела изменений фестивальная традиция. Ровно в полдень 30 сентября открылась «Белгородская забава - 2002». 15 театров - рекордное для «Забавы» количество - приняли участие в фестивале того года, 16 спектаклей всего за 6 дней смогли увидеть белгородцы, гости и участники «парада сказок». И не стали преувеличением слова харьковского театрального критика Евгения Русаброва, которыми он начал свою статью об этом событии в альманахе «Страстной бульвар, 10»: «Если бы такого фестиваля не было, его непременно следовало бы придумать. Но он есть и теперь проводится уже в четвёртый раз. Международный фестиваль театров кукол России, Белоруссии и Украины «Белгородская забава» действительно необходим. Он - и свидетельство, и залог того, что вопреки разделяющим границам и немалым расстояниям, несмотря на все капризы политической конъюнктуры, подлинный творческий союз кукольников трёх стран существует и крепнет».

Не разучились и в ХХI веке собирать камни. Мало того, пошили ещё один мешок - стали соучредителями гастрольных туров «Майская карусель», это такое забавное мероприятие, когда пять-шесть театров в одночасье снимаются с мест и едут в гости друг к другу, по кругу: Курск, Орёл, Тула, Мытищи, Рязань, Белгород - за десять дней! Вот такая карусель прокрутилась в 2005 году уже в третий раз, а, стало быть, пора признать её традиционной!

И, вне всякого сомнения, актом собирательства камней следует считать окрепшее и переросшее в искреннюю дружбу сотрудничество театра с Государственной детской библиотекой А.А.Лиханова. Из года в год, в последней декаде марта на сцене БГТК открывается «Книжкина неделя» - всероссийский праздник детской книги, который завершается 1 апреля Днём сказочника с весёлыми викторинами, выступлениями детских коллективов и непременной премьерой.

В 2003 году завершился и не был продлён контракт с Н.К.Хомутовым.

Вместе с тем, продолжается процесс омоложения труппы - в ее состав влились выпускники Нижегородского театрального училища Павел Роднин и Любовь Румянцева. Но и “старая гвардия” не сидела сложа руки - звания заслуженного артиста РФ удостоился Вячеслав Семейченко.

С сентября 2004 года на должность главного режиссёра принят Николай Михайлович Одинцов. Он начинал свою театральную карьеру в Белгородском областном театре кукол в 1971 году при В.А.Вольховском, возглавлял в разные годы Тамбовский театр кукол, актёрскую кафедру Иркутского театрального училища, создал в соавторстве с актрисой и супругой Клавдией Одинцовой на телеканале «Байкал ТВ» популярную детскую передачу «Ку-ка-ре-ку!». Но, до того…окончил ЛГИТМиК (курс профессора М.М.Королёва)! Так замыкается круг, и начинается - как все мы надеемся - новое кольцо спирали под названием история Белгородского государственного театра кукол.

Постановки БГТК в период с 1989 по 2005 г. г.

«Дикий» В.Синакевич
«Не садись на пенёк» М.Садовский
«Военная тайна» А.Гайдар
«Алёнушка и солдат» В.Лифшиц,
«Необычная погоня» Ю.Литвинов
«Теремок» Н.Шавва
«Морозко» М.Шуринова
«Волшебная сила» Б.Папазов
«Старая история» Г.-Х.Андерсен
«Клочки по заулочкам» Г.Остёр
«Золушка» Е.Шварц
«Голубой ежик» А.Папеску
«Кум да кума» И.Бабанов
«Путешествие пингвинят» Б.Априлов
«Любовь дона Перлемплина» Ф.- Г.Лорка
«Снегурочка и Времеход» Ю.Литвинов
«Приключения Снеговичка» Л.Ковалёва
«Петушок – золотой греб.» О.Трусов
«Новогодние чудеса» Н.Абрамцева
«Приключения Чиполлино» Дж.Родари
«Золушка» Ш.Перро
«Новогодние подарки» Н.Абрамцева
«Муха – Цокотуха» К.Чуковский
«Трям! Здравствуйте!» С.Козлов
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин
и др.


фото и текст http://belpuppets.narod.ru/html/iinoaiiaee.html

Место на карте
Метки:  

Darbka   обратиться по имени «Приключения Чиполлино» Пятница, 09 Мая 2008 г. 18:21 (ссылка)
Спектакль, конечно же, не мог включить всех приключений мальчика-луковички, описанных Джанни Родари, но истории с домиком кума Тыквы оказалось достаточно для отдельной постановки. Традиционные тростевые куклы как нельзя лучше подошли для розыгрыша захватывающего сюжета с погонями и прятками, и знакомства «вживую» с любимыми всей детворой персонажами: Чиполлино, Земляничкой, графом Вишенкой, синьором Помидором, псом Мастино, адвокатом Горошком. Постановка будет интересна детям от 4 до 7 лет.

 (299x400, 18Kb)
Ответить С цитатой В цитатник