-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Белгороду

 -Интересы

2000-летия рождества христова алексий ii алексий второй андрианова арт белгород белая гора белгород автовокзал белгород базы отдыха белгород днестровский белгород дорога белгород жд белгород кинотеатр белгород книги белгород маршрут белгород мебельные белгород население белгород находится белгород область белгород обучение белгород оскол

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 144


Белгород на старинных открытках

Четверг, 08 Мая 2008 г. 20:38 + в цитатник
Darbka все записи автора  (400x624, 79Kb)

Время неумолимо летит вперед. Меняют свой облик города, села, деревни. В отличие от людей, города и другие населенные пункты с года­ми не стареют, а наоборот, молодеют.

На протяжении всей своей многовековой истории древний Белгород не раз менял свой облик. Белгород XVII века отличается от Белгорода XVIII века. В XVIII столетии он был совсем не похож на тот, каким стал в XIX столетии, а в начале XX века он, конечно же, был не таким, каким мы видим его сегодня.

Все меньше остается старожилов, которые помнят дореволюцион­ный Белгород. Очень мало сохранилось фотографий того времени. В уез­дном городе фотографов можно было сосчитать по пальцам, да и те в основном снимали не виды города, а портреты людей.

И все же мы можем представить, как выглядел наш город в прошлом. И помогут в этом нашему современнику старинные открытки, точнее, открытые письма и почтовые карточки, как их тогда называли.

В отличие от других уездных городов Курской губернии Белгороду повезло значительно больше. Если старинных открыток с видами Валуек, Старого и Нового Оскола известно всего лишь несколько десятков, то открыток с видами Белгорода насчитывается несколько сотен. Правда многие из них повторяют одни и те же сюжеты: здания, храмы и другие достопримечательности, но сняты они с разных точек, что отличает их друг от друга. А многие открытки отличаются только надписями на лице­вой и оборотной сторонах.



Оборотная сторона открытки может многое рассказать опытному филокартисту: кто ее издатель, где печаталась и где она побывала. А особенно дотошный исследователь постарается собрать информацию и об авторе письма. По почтовым штемпелям можно определить не только возраст открытки, но и географию переписки белгородцев с другими городами. На штемпелях указаны названия самых разных городов: Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Харькова, Одессы и многих других. Большая часть открыток так и осталась там, куда они адресовывались, но некоторые из них, побывав в далеких городах и селах, в конце концов возвратились и даже теперь продолжают возвращаться на родину. А про­исходит это, в первую очередь, благодаря неутомимым колекционерам­филокартистам, которые в поиске «своих» старинных открыток ведут переписку и обмен с такими же увлеченными коллегами по всей стране и возвращают реликвии в родной Белгород.



Письма на старинных открытках написаны в основном карандашом, реже - пером, но несмотря на столетний возраст, большинство из них не стерлись, не выгорели и достаточно легко читаются. Тексты писем неза­тейливы. Чаще всего их авторы передавали привет свои родным, друзьям и знакомым, поздравляли их с Пасхой и другими праздниками, с днем рождения и днем ангела, делали короткие сообщения или просто напоми­нали о себе. Вот только несколько писем на старинных открытках с вида­ми Белгорода:

«Москва, Карачаский пер., дом 32, кв.8. Николаю Михаил. Позднякову.

Здравствуйте, милые. Проснулись в Белгороде. Небо ясное. Солнце греет, но не жарко. Целую вас. Не беспокойтесь, что у Игоря повышенная температура.»

«Янновка, Ахтырский уезд Харьковской губ. В церковно-приходс­кую школу. Е [е] В [ысоко] Б[лагородию] Ниониле Елисеевне. Г. Голенко.

Дорогая Ниночка! Поздравляю тебя с днем Ангела, от души желаю тебе всего хорошего в жизни. Таня и Шура тебя целуют. Твоя Лена. Пиши о всем».

«М.Новоселица Бесарабский губ., штаб 20-ой пограничной Хоитин­ской бригады. Его Высокородию Георгию Антоновичу корнету Ахтенко.

Сейчас возвращаюсь домой из Белгорода. Пишу в вагоне и поэтому плохо. Шлю Вам свой привет и все наилучшие пожелания. Была у мощей св. Иоасафа, помолилась и за вас. Надеюсь, вы не забыли еще меня и поэтому я получу скоро от вас весточку, уважаемая А.»

«Москва. Немецкая улица, д. Корякина, кв.11. Е[е] В[ысоко] Благо­родию] Марие Андреевне г-же Копетиной.

1913 года 9 июля 7 ½ час. Белгород. Дорогая мама! Еще отодвинулась немного. Уже в Белгороде, какой большой город! Приближаемся к Харько­ву. Чувствую себя пока очень хорошо. Шлю поклон и привет. Передайте, пожалуйста, всем-всем привет и поклон. Желаю всего хорошего. Лидия.»

Эти бесхитростные личные послания почти столетней давности уже благодаря своему древнему возрасту представляют историческую ценность.

Первые иллюстрированные открытки (открытые письма) с видами городов появились в России в 1895 году, вскоре после распоряжения Министерства внутренних дел от 19 октября 1894 года, которое разрешало пересылку по почте открыток частного изготовления. В 1878 году на Все­мирном почтовом конгрессе в Париже был установлен формат 9(14 см. До 1904 года на лицевой стороне открытки, там где размещалось изображе­ние, оставлялись поля для письма, а на оборотной писался только адрес. В 1904 году место для письма, адреса и марки установили на оборотной стороне открытки. С 1909 года открытые письма получили официальное название «почтовые карточки», но в течение еще нескольких лет издатели по привычке часто печатали на открытках старое название.

Когда появилась первая открытка с видом Белгорода - неизвестно. К сожалению, издатели, как правило, не датировали выпускаемые ими от­крытые письма. Исключением является серия открыток, изданных кон­трагентством «А.С. Суворин и К0», на которых указан год издания - 1916. Но если невозможно установить год выхода в свет открытки, то почтовый штемпель на ней или указанная автором письма дата подскажут, в каком году та или иная открытка уже находилась в обращении. Самая ранняя открытка с видом Белгорода, известная нам, датирована 1903 годом. Но вполне возможно, что у кого-нибудь из белгородцев или иногородних жителей хранятся открытки с более ранним годом на почтовом штемпеле или датой автора письма.

Основные сюжеты, изображенные на открытках с видами старого Белгорода: общие виды города, улицы, площади, храмы, монастыри, ад­министративные здания, учебные заведения, вокзал, меловые и известко­вые заводы, меловые горы и окрестности города. Существует более десят­ка открыток с монтажом из нескольких сюжетов на каждой и надписью «Привет из Белгорода».

Авторы большинства открыток, как уже отмечалось, неизвестны. До нас дошли фамилии только двух фотографов, снимавших виды Белгорода на открытки. Это - А.М.Иваницкий и А.Д.Ермаков. Их фамилии указаны на открытках. Об А.Д.Ермакове сведений никаких не имеется, а биогра­фия харьковского фотографа А.М.Иваницкого восстановлена.

Родился Алексей Михайлович в 1854 году в Белгороде, но уже в дет­стве уехал в Харьков, где поступил во 2-ю Харьковскую гимназию. Из-за тяжелого материального положения окончить ее мальчику не удалось и он вынужден был поступить учеником в фотомастерскую Гленцера, владевшего фотомастерскими в Харькове и Белгороде. В 1911 году Алексей Михайлович сделал серию снимков Белгорода на почтовые карточки, ко­торые издал А.А. Вейнбаум. Особую известность фотографу принесли фотоснимки крушения царского поезда в 1888 году под Харьковом на станции Борки. А.М.Иваницкий запечатлел на фотокарточках многих известных деятелей литературы и культуры: А.П.Чехова, А.М.Горького, Ф.И.Шаляпина, В.Ф.Комиссаржевскую, Н.К.Садовского и других. Алек­сей Михайлович трагически погиб во время гражданской войны. По до­роге в Крым он пал от рук махновцев. Дата гибели и место захоронения нашего земляка и известного украинского фотографа неизвестны.

Самое большое количество открыток (несколько сотен единственных и повторяющихся видов) издал белгородский купец Александр Александ­рович Вейнбаум. Печатал он их в Швеции, в Стокгольме. На оборотной стороне стоят выходные данные: «Издание магазина А.А.Вейнбаума, Бел­город. Акц. общ-во: во «Гранберг» в Стокгольме». Видимо, акционерное общество «Гранберг» на определенный срок купило право печатать от­крытки. А продавал их издатель в Белгороде. В одной из старых публика­ций читаем: «В магазине Вейнбаума можно приобрести открытые письма с видами Белгорода. Полная коллекция, состоящая из 37 «открыток», сто­ит всего 1р. 25к.»[1].

Купец и издатель Александр Александрович Вейнбаум родился в 1867 году и проживал в Белгороде с женой Августой и дочерью Ниной. Глава семейства содержал типографию, гостиные номера и магазин, которые рас­полагались в двухэтажном доме по улице Корочанской (позже ул. Импера­тора Николая II, Гражданская, ныне проспект им. Ленина). Немалые доходы приносила купцу Вейнбауму типография, в которой он печатал по заказам различную продукцию: бланки, афиши, объявления, конверты, сва­дебные и визитные карточки, обложки для ученических тетрадей и т.д.

Огромную ценность в наше время представляют брошюры, изданные А.А.Вейнбаумом. Их было немного, печатались они небольшим тиражом и сегодня являются библиографической редкостью. Назовем некоторые из них: И.Кулегаев «Заметки о преподавании естествоведения в младших классах городских училищ» (1903г.), «Смоленский собор гор. Белгорода. К 200-летию прославления чудотворной иконы Божией Матери 2 октября 1703 года. (1703-1903гг.)» (1904г.), «Отчеты о деятельности городской уп­равы» за 1910-1913 годы, «Церковное прославление святителя и чудотвор­ца Иоасафа, епископа Белгородского по воспоминаниям очевидцев и соременников» (1916г.).

Жизнь издателя А.А.Вейнбаума оборвалась трагически. По воспоми­наниям старейшего белгородского печатника, работника типографии Вейнбаума Г.С.Тарасова: «Состоявшийся над ним (А.А.Вейнбаумом - А.К.) суд приговорил его к высшей мере наказания - расстрелу. Высшая инстанция Советского суда приговор утвердила, и он был приведен в исполнение».

По проспекту Ленина сохранился дом № 41, в котором находилась типография, магазин и гостиные номера А.А.Вейнбаума.

Открытки с видами Белгорода выпускало московское издательство контрагентства «А.С.Суворин и К0».

Александр Сергеевич Суворин (1834-1912) - известный русский изда­тель и журналист. Книгоиздательскую деятельность начал в Петербурге в 1872 году с выпуска «Русского календаря». В 1876 году приобрел газету «Новое время». В 1880-х годах предпринял массовое издание сочинений русских и иностранных писателей в серии «Дешевая библиотека». А.С.Су­ворин издавал так же историческую литературу, книги по искусству, ад­ресные книги. Наряду с книгоиздательской деятельностью он издавал от­крытки с видами губернских и уездных городов России. Его издательство контрагентства «А.С.Суворин и К0» выпустило с указанием порядковых номеров две серии открыток с видами Белгорода. На одной серии, как уже отмечалось, имеется дата выпуска, на другой она отсутствует. На обо­их сериях указано место печати: «Фототипия Шерер, Набгольц и К0» и «Отто Ренар». На открытых письмах, отпечатанных в фототипии «Отто Ренар», указан фотограф А.Д.Ермаков.

Открытые письма для Белгорода выпускало и другое московское из­дательство - товарищество «Контрагент печати». Печатались они в фото­типиях «Шерер, Нобгольц и К0» и «Отто Ренар». На открытых письмах, отпечатанных в фототипии «Отто Ренар», указан фотограф А.Д.Ермаков.

Черно-белые, а также цветные почтовые карточки издавались в Бел­городе книжным и писчебумажным магазином «Черняков и К0». Серию черно-белых и цветных открытых писем выпустил Н.В.Тюленев при сво­ем табачном, писчебумажном и игрушечном магазине. Выходили также прекрасные цветные открытки с видами Свято-Троицкого мужского мо­настыря (общий вид, Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь, покои святителя Иоасафа). Несомненно они выполнены с негативов изда­ний А.А.Вейнбаума, так как в точности повторяют его черно-белые от­крытки. Жаль, что на этих высококачественно выполненных открытках не указаны ни фотограф, ни издатель, ни дата выпуска.

Переиздавались открытки с видами дореволюционного Белгорода и в советское время, в 1920-х годах. Выпускало их издательство «Контраген­тство печати» 1-ой образцовой типографии ГИЗа в Москве. На этих от­крытках уже указывался тираж - 3000 экземпляров. Большая часть их от­печатана со старых дореволюционных негативов.

В советских изданиях, начиная с 1960-х годов и до середины 1980-х годов, было опубликовано всего несколько открыток с видами старого Белгорода. С середины 1980-х годов они стали публиковаться чаще, в основном в газетах. Белгородское городское общество русской культуры "Отечество» выпустило комплект открыток начала XX века «Привет из Белгорода», но качество исполнения их очень низкое. В книге «Старый Белгород» (1992г.) опубликовано 10 открыток с видами дореволюционно­го Белгорода. Хочется надеяться, что в недалеком будущем исполнится мечта многих белгородских коллекционеров, краеведов и историков и наконец будет выпушен фотоальбом или каталог открыток с видами ста­рого Белгорода.

Оборотная сторона открытки может многое рассказать опытному филокартисту: кто ее издатель, где печаталась и где она побывала. А особенно дотошный исследователь постарается собрать информацию и об авторе письма. По почтовым штемпелям можно определить не только возраст открытки, но и географию переписки белгородцев с другими городами. На штемпелях указаны названия самых разных городов: Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Харькова, Одессы и многих других. Большая часть открыток так и осталась там, куда они адресовывались, но некоторые из них, побывав в далеких городах и селах, в конце концов возвратились и даже теперь продолжают возвращаться на родину. А про­исходит это, в первую очередь, благодаря неутомимым колекционерам­филокартистам, которые в поиске «своих» старинных открыток ведут переписку и обмен с такими же увлеченными коллегами по всей стране и возвращают реликвии в родной Белгород.
Письма на старинных открытках написаны в основном карандашом, реже - пером, но несмотря на столетний возраст, большинство из них не стерлись, не выгорели и достаточно легко читаются. Тексты писем неза­тейливы. Чаще всего их авторы передавали привет свои родным, друзьям и знакомым, поздравляли их с Пасхой и другими праздниками, с днем рождения и днем ангела, делали короткие сообщения или просто напоми­нали о себе. Вот только несколько писем на старинных открытках с вида­ми Белгорода:

«Москва, Карачаский пер., дом 32, кв.8. Николаю Михаил. Позднякову.

Здравствуйте, милые. Проснулись в Белгороде. Небо ясное. Солнце греет, но не жарко. Целую вас. Не беспокойтесь, что у Игоря повышенная температура.»

«Янновка, Ахтырский уезд Харьковской губ. В церковно-приходс­кую школу. Е [е] В [ысоко] Б[лагородию] Ниониле Елисеевне. Г. Голенко.

Дорогая Ниночка! Поздравляю тебя с днем Ангела, от души желаю тебе всего хорошего в жизни. Таня и Шура тебя целуют. Твоя Лена. Пиши о всем».

«М.Новоселица Бесарабский губ., штаб 20-ой пограничной Хоитин­ской бригады. Его Высокородию Георгию Антоновичу корнету Ахтенко.

Сейчас возвращаюсь домой из Белгорода. Пишу в вагоне и поэтому плохо. Шлю Вам свой привет и все наилучшие пожелания. Была у мощей св. Иоасафа, помолилась и за вас. Надеюсь, вы не забыли еще меня и поэтому я получу скоро от вас весточку, уважаемая А.»

«Москва. Немецкая улица, д. Корякина, кв.11. Е[е] В[ысоко] Благо­родию] Марие Андреевне г-же Копетиной.

1913 года 9 июля 7 ½ час. Белгород. Дорогая мама! Еще отодвинулась немного. Уже в Белгороде, какой большой город! Приближаемся к Харько­ву. Чувствую себя пока очень хорошо. Шлю поклон и привет. Передайте, пожалуйста, всем-всем привет и поклон. Желаю всего хорошего. Лидия.»

Эти бесхитростные личные послания почти столетней давности уже благодаря своему древнему возрасту представляют историческую ценность.

Первые иллюстрированные открытки (открытые письма) с видами городов появились в России в 1895 году, вскоре после распоряжения Министерства внутренних дел от 19 октября 1894 года, которое разрешало пересылку по почте открыток частного изготовления. В 1878 году на Все­мирном почтовом конгрессе в Париже был установлен формат 9(14 см. До 1904 года на лицевой стороне открытки, там где размещалось изображе­ние, оставлялись поля для письма, а на оборотной писался только адрес. В 1904 году место для письма, адреса и марки установили на оборотной стороне открытки. С 1909 года открытые письма получили официальное название «почтовые карточки», но в течение еще нескольких лет издатели по привычке часто печатали на открытках старое название.

Когда появилась первая открытка с видом Белгорода - неизвестно. К сожалению, издатели, как правило, не датировали выпускаемые ими от­крытые письма. Исключением является серия открыток, изданных кон­трагентством «А.С. Суворин и К0», на которых указан год издания - 1916. Но если невозможно установить год выхода в свет открытки, то почтовый штемпель на ней или указанная автором письма дата подскажут, в каком году та или иная открытка уже находилась в обращении. Самая ранняя открытка с видом Белгорода, известная нам, датирована 1903 годом. Но вполне возможно, что у кого-нибудь из белгородцев или иногородних жителей хранятся открытки с более ранним годом на почтовом штемпеле или датой автора письма.

Основные сюжеты, изображенные на открытках с видами старого Белгорода: общие виды города, улицы, площади, храмы, монастыри, ад­министративные здания, учебные заведения, вокзал, меловые и известко­вые заводы, меловые горы и окрестности города. Существует более десят­ка открыток с монтажом из нескольких сюжетов на каждой и надписью «Привет из Белгорода».

Авторы большинства открыток, как уже отмечалось, неизвестны. До нас дошли фамилии только двух фотографов, снимавших виды Белгорода на открытки. Это - А.М.Иваницкий и А.Д.Ермаков. Их фамилии указаны на открытках. Об А.Д.Ермакове сведений никаких не имеется, а биогра­фия харьковского фотографа А.М.Иваницкого восстановлена.

Родился Алексей Михайлович в 1854 году в Белгороде, но уже в дет­стве уехал в Харьков, где поступил во 2-ю Харьковскую гимназию. Из-за тяжелого материального положения окончить ее мальчику не удалось и он вынужден был поступить учеником в фотомастерскую Гленцера, владевшего фотомастерскими в Харькове и Белгороде. В 1911 году Алексей Михайлович сделал серию снимков Белгорода на почтовые карточки, ко­торые издал А.А. Вейнбаум. Особую известность фотографу принесли фотоснимки крушения царского поезда в 1888 году под Харьковом на станции Борки. А.М.Иваницкий запечатлел на фотокарточках многих известных деятелей литературы и культуры: А.П.Чехова, А.М.Горького, Ф.И.Шаляпина, В.Ф.Комиссаржевскую, Н.К.Садовского и других. Алек­сей Михайлович трагически погиб во время гражданской войны. По до­роге в Крым он пал от рук махновцев. Дата гибели и место захоронения нашего земляка и известного украинского фотографа неизвестны.

Самое большое количество открыток (несколько сотен единственных и повторяющихся видов) издал белгородский купец Александр Александ­рович Вейнбаум. Печатал он их в Швеции, в Стокгольме. На оборотной стороне стоят выходные данные: «Издание магазина А.А.Вейнбаума, Бел­город. Акц. общ-во: во «Гранберг» в Стокгольме». Видимо, акционерное общество «Гранберг» на определенный срок купило право печатать от­крытки. А продавал их издатель в Белгороде. В одной из старых публика­ций читаем: «В магазине Вейнбаума можно приобрести открытые письма с видами Белгорода. Полная коллекция, состоящая из 37 «открыток», сто­ит всего 1р. 25к.»[1].

Купец и издатель Александр Александрович Вейнбаум родился в 1867 году и проживал в Белгороде с женой Августой и дочерью Ниной. Глава семейства содержал типографию, гостиные номера и магазин, которые рас­полагались в двухэтажном доме по улице Корочанской (позже ул. Импера­тора Николая II, Гражданская, ныне проспект им. Ленина). Немалые доходы приносила купцу Вейнбауму типография, в которой он печатал по заказам различную продукцию: бланки, афиши, объявления, конверты, сва­дебные и визитные карточки, обложки для ученических тетрадей и т.д.

Огромную ценность в наше время представляют брошюры, изданные А.А.Вейнбаумом. Их было немного, печатались они небольшим тиражом и сегодня являются библиографической редкостью. Назовем некоторые из них: И.Кулегаев «Заметки о преподавании естествоведения в младших классах городских училищ» (1903г.), «Смоленский собор гор. Белгорода. К 200-летию прославления чудотворной иконы Божией Матери 2 октября 1703 года. (1703-1903гг.)» (1904г.), «Отчеты о деятельности городской уп­равы» за 1910-1913 годы, «Церковное прославление святителя и чудотвор­ца Иоасафа, епископа Белгородского по воспоминаниям очевидцев и соременников» (1916г.).

Жизнь издателя А.А.Вейнбаума оборвалась трагически. По воспоми­наниям старейшего белгородского печатника, работника типографии Вейнбаума Г.С.Тарасова: «Состоявшийся над ним (А.А.Вейнбаумом - А.К.) суд приговорил его к высшей мере наказания - расстрелу. Высшая инстанция Советского суда приговор утвердила, и он был приведен в исполнение».

По проспекту Ленина сохранился дом № 41, в котором находилась типография, магазин и гостиные номера А.А.Вейнбаума.

Открытки с видами Белгорода выпускало московское издательство контрагентства «А.С.Суворин и К0».

Александр Сергеевич Суворин (1834-1912) - известный русский изда­тель и журналист. Книгоиздательскую деятельность начал в Петербурге в 1872 году с выпуска «Русского календаря». В 1876 году приобрел газету «Новое время». В 1880-х годах предпринял массовое издание сочинений русских и иностранных писателей в серии «Дешевая библиотека». А.С.Су­ворин издавал так же историческую литературу, книги по искусству, ад­ресные книги. Наряду с книгоиздательской деятельностью он издавал от­крытки с видами губернских и уездных городов России. Его издательство контрагентства «А.С.Суворин и К0» выпустило с указанием порядковых номеров две серии открыток с видами Белгорода. На одной серии, как уже отмечалось, имеется дата выпуска, на другой она отсутствует. На обо­их сериях указано место печати: «Фототипия Шерер, Набгольц и К0» и «Отто Ренар». На открытых письмах, отпечатанных в фототипии «Отто Ренар», указан фотограф А.Д.Ермаков.

Открытые письма для Белгорода выпускало и другое московское из­дательство - товарищество «Контрагент печати». Печатались они в фото­типиях «Шерер, Нобгольц и К0» и «Отто Ренар». На открытых письмах, отпечатанных в фототипии «Отто Ренар», указан фотограф А.Д.Ермаков.

Черно-белые, а также цветные почтовые карточки издавались в Бел­городе книжным и писчебумажным магазином «Черняков и К0». Серию черно-белых и цветных открытых писем выпустил Н.В.Тюленев при сво­ем табачном, писчебумажном и игрушечном магазине. Выходили также прекрасные цветные открытки с видами Свято-Троицкого мужского мо­настыря (общий вид, Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь, покои святителя Иоасафа). Несомненно они выполнены с негативов изда­ний А.А.Вейнбаума, так как в точности повторяют его черно-белые от­крытки. Жаль, что на этих высококачественно выполненных открытках не указаны ни фотограф, ни издатель, ни дата выпуска.

Переиздавались открытки с видами дореволюционного Белгорода и в советское время, в 1920-х годах. Выпускало их издательство «Контраген­тство печати» 1-ой образцовой типографии ГИЗа в Москве. На этих от­крытках уже указывался тираж - 3000 экземпляров. Большая часть их от­печатана со старых дореволюционных негативов.

В советских изданиях, начиная с 1960-х годов и до середины 1980-х годов, было опубликовано всего несколько открыток с видами старого Белгорода. С середины 1980-х годов они стали публиковаться чаще, в основном в газетах. Белгородское городское общество русской культуры "Отечество» выпустило комплект открыток начала XX века «Привет из Белгорода», но качество исполнения их очень низкое. В книге «Старый Белгород» (1992г.) опубликовано 10 открыток с видами дореволюционно­го Белгорода. Хочется надеяться, что в недалеком будущем исполнится мечта многих белгородских коллекционеров, краеведов и историков и наконец будет выпушен фотоальбом или каталог открыток с видами ста­рого Белгорода.

текст и фото http://historybel.narod.ru/otkryt.htm

Место на карте
 (450x327, 60Kb)
Метки:  

Darbka   обратиться по имени Четверг, 08 Мая 2008 г. 20:39 (ссылка)
История старинных открыток может многое рассказать о развитии издательского дела и о людях того времени.
Ответить С цитатой В цитатник