Felisata обратиться по имени
Пятница, 14 Марта 2008 г. 18:37 (ссылка)
Хочу несколько слов написать о Марии Петровых, о ней я много читала в мемуарах Эммы Герштейн, а здесь выписка из журнала «Знамя» № 12\98 о ней.
Статья Ев.Ефимова. В Чистополе Мария Петровых читала свои стихи, там собралась целая рукопись – на книгу ее стихов. Пастернак и Федин писали Фадееву о новой замечательной поэтессе, о необходимости ее вызова в Москву. Фадеев написал МП о том, чтобы она всё, написанное ею ранее и потом присылала ему. По рекомендации Пастернака вызвать её как переводчика (это был самый верный повод – требовались переводчики), МП была вызвана в Москву, начала перевод С.Нерис, писала много своих стихов, читала их в «малахитовой комнате» Союза писателей, имела успех.
«Все выступавшие говорили о необходимости издания книги, но из этого ничего не вышло» - писала МП в биографии. «Запомните, - выговаривала она Я.Хелемскому, я в благодеяниях не нуждаюсь. И, пожалуйста, никогда не возвращайтесь больше к этому разговору (об издании книги). Ни-ког-да! И поймите, если я никому не навязываю свои рукописи, значит, у меня есть на то взвешенные причины».
А причины такие: по материалам РГАЛИ – в 1942 году МП подготовила рукопись и сдала её в «Сов.писатель». Издательство передало рукопись на рецензию Е.Книпович и В.Виленкину. Первое имя настораживает, т.к. она служила в литературе того времени вроде могильщика, за что и ценилась. Участие Виленкина странно – он известен был в театральных кругах, охотно сотрудничал в издательствах, боготворил Ахматову, и не мог не знать о ее отношении к поэзии МП. Рецензии были выполнены быстро.
Книпович: « ...влияние декадентской философии… узость, замкнутость, метафизичность поэтического мира МП… сводится к декламации, разобщенность с реальным миром, оторванность от судьбы народа… опасная зависимость от чужого творчества… заемностьи из творчества других Ахматовой, МЦ, Мандельштама, особенно Тютчева… нужны ее стихи узким категориям читателей: одиноким, замкнутым в себя людям (женщинам) и любителям мастерства и формы, как таковых. Боюсь, что остальным читателям стихи М.Петровых покажутся непитательными».
И еще - Виленкин «… плохо представляю читателя, кому может быть адресована эта книга, нет поэтической ясности…далека от событий войны,.. никак не складывается в значительную поэтическую индивидуальность…» Но и после этих ужасных рецензий, издательство, чтобы добить окончательно дали рукопись еще двум рецензентам: Митрофанову и О.Резнику. Там "об ущербности, устаревшести, версификаторстве, чуждый стиль…» и всякая подобная дребедень.
В результате: «От издания рукописи отказаться». Это статья большая...))))
А теперь, стихотворение – неизданное.
* * *
Какие люди за людей, за нас,
Идут на смерть! Забуду ли об этом!
Начавшееся позапрошлым летом
Отхлынет ли от сердца хоть на час!
Где неотрывные мои друзья?
Могилы безымянные ответом!
Так в воздухе ль, влюбленностью прогретом,
Исчезнет безымянной жизнь моя!
Она ли будет сведена к нулю
Отчаяньем, когда, по всем приметам,
Мне суждено сказать о невоспетом.
…Я все-таки тебя еще люблю.
(без даты)