кому нравится вслушиваться в корни слов, находя их сокрытые смыслы, и создано это сообщество а жизнь - радостной! ![]() |
"Зри в корень" :) |
|
"Точки зрения". Обозрение. |
Чтобы лучше осмыслить выражение «точка зрения»,
хорошо будет вспомнить его исходный, физический смысл:
точка зрения - это точка, с которой я смотрю-зрю на что-то.
К примеру, мы с тобой смотрим на яблоко.
Ты видишь его со своего места, со своей точки (зрения) , я - со своей.
Ты - справа, я - слева. И мы в принципе не можем видеть его одинаково:
ты сейчас видишь его красный бок, я - жёлтый.
Потому что мы смотрим с разных точек зрения.
В этом смысле выражение «отстаивать свою точку зрения»
звучит несколько... глуповато:
как если бы я стал доказывать ,что только с моего места яблоко видно - правильно,а с твоего - оно видится неправильно. Глупо, правда?
Столь же глупо , по-моему, обвинять кого-то в том, что он «изменил свою точку зрения». Как будто точка зрения должна быть - одна. И сразу -правильная.
Ведь нелепо : зафиксировать себя на одной точке зрения,
только чтобы кто-то не подумал, что я её, видите ли ,- «меняю».
А тогда встаёт и следующий интересный вопрос.
Если один человек на одну тему можно посмотреть с разных сторон, и сформулировать несколько «точек зрения» , то можно ли все их называть собственными. Или же собственная точка зрения должна быть только одна?
Читать далее.
|
О БЕЗДОННОМ...:) |
|
А «обще-принятое» значит «принятое»,и значит - «не своё». |
Да если просто в слово вслушаться:
«Обще-принятый» , т.е. принятый всеми,
ПРИНЯТЫЙ! Не собственный: найденный ,понятый и осмысленный,
а именно принятый, извне.
И обще-принятыми становятся знания, мнения, желания, цели...
Сам человек тогда становится обще-принятым.
Обычный человек , типовой проект...
А потом слово «обще-принятый» незаметно отождествляют со словом «правильный», и начинают уже править человека под обще-принятое.
И править человеком ...
Хотя... править Человеком, если это, действительно, - Человек,
если он сам из себя вырос, - трудно.
Куда как легче и выгоднее править народом, народными массами,
коли они уже всё попринимали, стали одно-типными,
то ими править - можно: нажимай да дуй!
Но мне лично чувствовать себя народной массой - унизительно,
но и управлять другими - тоже противно:
забираться кому-то на голову...
да и себе на голову кого-то ставить... по-моему, - недостойно Человека.
Пусть становиться - рядом, если человек он хороший, то мы - поладим.
Потому я желаю и тебе, читатель,
не довольствоваться обще-принятым,
не глотать общественную жвачку,
а - познавать своё, самого Себя вырастить.
Мир ведь полон мыслей, а Человек - возможностей.
Встретимся , поговорим - интересно будет!
Всё, что я здесь сказал, это лишь моё , и это лишь - мнение,
ты создаёшь - своё!
|
Четыре смысла идеологий. |
Ведь какое хорошее слово было : «Идео-логия».
Сначала оно означало (1) учение об идеях, как у Платона.[1]
Потом идеология стала означать (2)«систему идей, взглядов человека».
Я это тоже - уважаю, если это
личная идеология, особенно если идеи эти - собственные,
в себе выращенные, опытом проверенные, в систему собранные ,
никому не навязываемые и уже озаренные внутренней мудростью...
Тогда - жму руку и снимаю шляпу. Ведь передо мной - Человек.
А вот когда создают (3)массовую идеологию,
и стремятся заместить ею - личные.
Когда молодому ещё человеку
не дают взрастить собственные идеи,
навязывая вместо них - готовые , «правильные» и - общепринятые,
готовую идеологию.
Всё уже готово : думать не надо , строить не надо-бери и пользуйся:
готовые мысли, готовые мнения, готовые формулировки...
и - готовые рОботы,
не способные уже собственно мыслить.
Надеюсь, мы с вами не таковы, и никогда не будем таковыми.
Потому что готовому войску прозвучит - готовая команда,
которую они готовы будут выполнить...
Я утрирую? Конечно, утрирую,
но в скрытом виде это ведь действует и сейчас:
система обязательного и однотипного образования, пиар, маркетинг и - люди делают...
И потому , увы, у некогда прекрасного слова «идеология» есть и 4-ый смысл:
(4) Иди- О! -логия - учение(=логия) о том,
чтобы один говорил:"Иди ->>" , и толпа отвечала ему:"О!"[2]
Сейчас это называют политтехнологии...
Когда государство хочет посылать куда-то людей,[3]
то я хочу послать куда-то - государство.
Да, я - индивидуалист и ,надеюсь, идейный индивидуалист,
чего я, собственно, и вам желаю!
Свободный Мир состоит из свободных людей,
свободных и идеологически тоже.
Пусть идеи у каждого будут - свои,
пусть созревшими - будут и сильными - будут.
|
« Я всю душу в него вложила, а он...» |
Есть такие любимые «любовные выражения»,
которые говорятся обычно с повышенной значимостью,
которую , предполагается, ты должен же понимать,
говорятся чуть ли не с придыханием.
Да, я это сказал с долей иронии, потому что
Любовь-то я люблю, но сантименты - недолюбливаю.
Я уже писал о том,
Что может значить фраза «жить без тебя не могу!»(см.)
И о смысле выражения
«Я в нём души не чаю» . тоже сегодня уже написал.
Итак, к барьеру понимания приглашается следующая фраза:
« Я всю душу в него вложила, а он...»
Обычно так говорят о своих детях, но и о любимых - тоже.
Этими словами предполагается,
что она что-то реальное и ценнейшее - свою душу-
вложила в другого, в него. И теперь её душа живёт в нем.
Вопрос: правда ли это?
Действительно ли он стал богаче и теперь живёт с её душей внутри?
А она - стала беднее и живет «без души» ?
Возможно ли это? Реально ли вложить в другого свою душу?
А если - возможно, то стоит ли это делать?
Вполне допуская , что слова эти могут иметь самый лучший смысл,
я могу увидеть в них и два скрытых и неприятных смысла,
которые и обозначу лишь для того, чтоб в них не попадаться.
Итак, что может скрываться за фразой
«Я душу в тебя вложила, а ты...» ?
1.Раз я отдала тебе самое ценное -душу,
которая теперь - в тебе,
значит, ты теперь мой!
Теперь ты мне всем обязан и не рассчитаешься.
(Конечно: как же можно вернуть - душу?)
2.Слова «я душу в тебя вложила»
могут означать прямо противоположное:
я взяла твой образ и жизнь свою построила на нём.
Как Корбюзье строил свои небоскрёбы на сваях,
так и я построила здание своей жизни на тебе,как на столбе-опоре.
А ты вдруг расхотел быть моим каменным атлантом -
и собираешься уйти? Я же тогда - рухну!без тебя.
Так нельзя ! Я же в тебя вложила... душу и доверие.
-Я тебе такое доверие оказала ( вот тоже - «фраза»),
а - ты!! Что значит «оно тебе не нужно»? Конечно, не нужно.
Но ведь я его тебе оказала! Значит, теперь ты - должен.
Я его тебе оказала! Ты - себе -теперь может гордиться моим доверием...
Вот такие бывают подтексты. Но, конечно же, не у вас. :)
Ваша Любовь пусть будет - чиста ,
а слова - ясносмыслы!
|
В нём - чаянья мои, в нём я души не чаю. |
Хочется вернуть в живую речь ещё один пра-русский корень:
Чаять - надеяться, полагать, думать.
Говорили: «Вы , чай, зайдёте?» или « Я чаю...» = «я надеюсь...»;
От кого чаем, того и величаем. Добрые люди венчаются, а нам и не чается.
Немного осталось от него в нашем нынешней речи:
слова: от-чаяться = потерять надежду-чаяние,
да нечаянно , т.е. не чаяли, а случилось.
Как красиво звучит выражение Нечаянная Радость, икона так называется.
А ещё : «Я в нём души не чаю». Смысл прекрасный,
а попробуй объясни или по словам разбери...
Я вчера пол-утра ходил- старался происхождение его понять.Не понимаю!
И только сегодня под утро в голове прозвучало:
В нём - чаянья мои,
я без него своей души не чаю.( =не представляю)
Думаю, сначала оно звучало - так,
потом уже редуцировалось до ныне знакомого нам
«я в нём... души не чаю». Красивое выражение!правда?
|
А «из-девает-ся» лишь тот, кто сам издёван. |
Давайте вслушаемся в слово издеваться.
и посмотрим, как смысл, заложенный в самом слове,
поможет нам справиться и с самим процессом.
Анализ слова прост: из-девать-ся
Из-девать значит девать из-, вывести из- : из себя, из спокойствия, из гармонии.
То есть из-девать означает за-девать ,
зацепить за что-то чувствительное и вывести из равновесия.
Но ведь мы не говорим издевать кого-то,
мы говорим: издевать-ся над кем-то.
Издевать-ся. Как точно здесь возвратный суффикс -ся, т.е. себя,
указывает, что издёвка всегда возвращается назад :
издевать-ся значит издевать себя,
это само-мучительство.
Издеваться над другим может лишь тот, кто сам издёван.
Кто сам утратил внутри себя гармонию,
пытается вывести из неё другого, своей издёвкой пытается.
Но если понимаем мы , что он и сам несчастен,
то можем пожалеть его, поднявшись над-.
И тут Язык нам новую даёт подсказку:
звучит ведь «издеваться над» .
Что значит : чтобы издеваться, он должен бы подняться над-,
над тобой. А сможет ли? то от тебя зависит!
Нельзя издеваться над Истинно Гордым -
сначала попробуй над ним поднимись.
Что вряд ли удастся. :)
Кто стать свою держит - свою Вертикаль,
над тем издеваться нельзя - невозможно.
Внизу остаётся любой зло-пыхатель.
издёвки осыпятся, как шелуха.
Над Истинно Гордым издёвки невластны:
нелепы, глупы, невозможны,опасны.
Удачи Вам!
Чистых и крепких гармоний !
Увы, кроме того, чтобы из-деваться над,
они могут ещё попробовать под-девать,
т.е. за-девать снизу.
|
Что значит "выйти из себя"? |
Хожу вот сейчас и пытаюсь понять,
осмыслить для себя несколько выражений.
Может, поможет кто?
Мы говорим: «он вышел из себя» (от гнева или другой какой-то сильной эмоции),
потом «он вне себя»,( а где?)
а когда успокаивается, говорим: «он приходит в себя».
Что это значит? Кто выходит? Из кого выходит? Куда?
Как это по-вашему выглядит энергетически, духовно?
Игра слов меня сейчас не интересует - я смысл явления хочу понять:
что реально при этом происходит?
Есть у тебя соображения по этому поводу?
|
Послание праславянской азбуки. |
![]() Давайте вместе прочитаем Послание, Азъ буки веде. Глаголь добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсь яти! В переводе на наш современный язык оно звучало бы примерно так: Я знаю буквы, Рассмотрим три первые буквы азбуки - Аз, Буки, Веди. Херъ - "божественный, данный свыше". Ср. нем. Herr (господин, Бог), греч. "иеро-" (божественный), Цы, черве, шта Ъра юсь яти! расшифровывается как "Дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!". Азъ буки веде. Глаголь добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсь яти!
Автор этой статьи: Ярослав КЕСЛЕР. |
|
«Баю бай!» значит «Расскажи мне сказку!» |
Откуда происходит уютное и сонное, детское выражение "Баю- бай"?
В старо-русском "баять" значит "рассказывать"; "байка" - "сказка".
«Баю бай» в переводе с древне-детского означает «расскажи мне сказку!»
А в ответ звучит: "Баюшки-бАю" = " сказываю тебе сказочку",
и начинается бесконечная дремотная сказка-байка,
коей матери да бабушки"убаюкивают" своих любимцев.
Баянами же раньше звали тех, кто умел хорошо байки сказывать,
сейчас же и сами байки в интернет-среде тоже баянами называют.
|
Лада - та, с кем я в ладу. |
Было в древне-русском прекрасное корневое слово лад, означающее близость ,гармонию, созвучие. И ежели люди между собою ладили , то их называли ла́ды - те, кто в ладах. И любимые друг друга называли «ладо моё», «ладушка». Ярославна взывала : «...O Днепр-славутич! Принеси моего ладу ко мне». Красиво и осмыслено: лада - та, с кем я в ладу. Ещё и сейчас сохранилось в языке много ладных слов: наладить что-то , поладить с кем-то, «Ладно!»=хорошо, ладный, дела пошли на лад... Забавно, но слова детской песенки: "Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки!" происходят не от слова ладонь,как нам сейчас кажется, [1] а от слова ладо - близкий , родной мне человек. Любящие матери нашей древности называли своих маленьких чад - ладами или ладушками. Из чего ясно, что детская песенка, пришедшая к нам ещё с тех времен, означает просто "Милые детушки (ладушки), где вы были? - У бабушки! Что ели ? -Кашку.»и т.д. [1] её распевали, когда привычного нам слова ладонь еще не существовало, ведь до XVIII века наши предки говорили не ладонь, а долонь, что значило "сторона кисти, обращенная долу", то есть - вниз, к земле.
|
|
Человек изЮмительный. |
-Ты - человек изюмительный.
= Какой?
-Изюмительный...
Бывает «человек с изюминкой» , с одной.
А у тебя их.... Ты просто - булочка с изюмом.
=Спасибо.
-Жаль только в каждой изюминке у тебя -косточка. :))
= ... Да, меня так просто не съешь...
- И всё-таки ты - человек изюмительный, за что и люблю.
|
"Общаться" значит "объединяться". |
Слово общаться часто используют как синоним слова «разговаривать»,
хотя по происхождению - по внутреннему смыслу
слова эти - разные.
Общаться от корня «общ-», общность.
Общаться значит объединяться в одну общность,
пусть временно и частично, но - объединяться.
Общение происходит люди сонастраиваются,
как бы создавая общее поле, общую ауру -
Пространство Общения.
Поэтому общаться и «разговаривать» - это разное:
можно общаться без слов: взглядами, прикосновениями, даже на расстоянии[1]-
главное, что есть - объединение.
Общение - это более слабый синоним «единения».
И , наоборот, можно разговаривать практически не общаюсь,
не настраиваясь друг на друга, один своё «бла-бла-бла», другой - своё...
Это - «разговор без общения»
(или сожитие без общения...но это уже другая тема.)
Ну и близкие слова:
при-общиться - войти в общее поле;
от-общиться, раз-общиться - выйти из него;
общИна или Община - устойчивая общность людей
мой общник - с кем я люблю общаться... и т.п.
А на посошок - пара хороших стихов в тему:
· Общение.
Первый - даже с озвучкой.
|
Пост как шедевр. |
Знаешь, что буквально значит слово шедевр ?
«Шедевр» - (франц . chef-d'oeuvre)- образцовое изделие,
которое в средневековых цехах необходимо было изготовить ремесленнику,
чтобы его признали мастером,
чтобы его приняли в цех в качестве мастера.
Только мастер может выдать шедевр,
и тогда уже шедевр выдаёт мастера. :)
Все мы здесь пишем посты (или тексты),
и я хочу спросить:по твоему мнению
· Каким должен быть пост,
чтобы его можно было назвать шедевром?
· Знаешь ли ты на Лиру человека,
которого ты могла бы назвать «Мастером Постов»? [2]
Не хочу забивать вопросы своим - первым ответом,
поэтому брошу в свои комменты лишь первый штрих:
Что такое ясный пост ?
|
Где наши корни? |
Когда говорят «знать свои корни» или «лишиться корней» обычно имеют в виду родственников, предков. Те, кто знают свой род, чей род уходит корнями в прошлое, могут «чувствовать свои корни» и «обращаться к корням».Но выражения эти можно понимать и шире: наши корни -это то, откуда мы растём , наше происхождение, в широком смысле.
Но почему именно корни? Что это значит – иметь корни?
И однажды в свете идей Анастасии я вдруг понял эти выражения в совершенно буквальном смысле:
мои корни - это корни тех растений,которые я посадил, и с которыми я общаюсь.
Физически человек лишён корней, а у растений они есть: растения вплетаются корнями в землю, они едины с нею - корнями, земля питает их , а через них и нас - тех, у кого эти корни - есть. Те же , кто лишился корней, кто поселил ся в многоэтажках и даже дачи не имеют, чтобы пообщаться с Землёю, - сами лишают себя Её соков, Её жизни, и потом - населяют собою больницы. Земля - наша мать. И всё живое на Земле живёт в Её ауре и питает ся Ею. Кто чувствует Её, общается с Ней - наполняются Её силой, Её жизнью, а лишённые своих корней постепенно лишаются и жизни.
Мне вспомнился сейчас Антей, который стоял корнями на Земле так, что никто не мог одолеть его, потому что сама Земля питала его своею силой. И лишь когда воровитый и грубый Геракл оторвал его от Земли, от Матери, от корней... Даже вспоминать не хочется.
А я живу на земле, и выходя в свой сад - могу почувствовать множество корней моих растений - мои , уходящие в землю, корни. Могу подойти к молоденькому деревцу[1] и , мягко взявшись за него тремя пальчиками, устремить ся сознанием по стволу его - в корни ,а через них - в Землю.И странные ощущения внутри возникают: близость ,родство, материнская щедрость...
Я общаюсь с Землей через корни свои, потому что они у меня - есть! А у тебя?
[1] Причём старые деревья чувствую я совсем иначе, чем молодые, которые я посадил сам.
Метки: корни |
Мысли о смысле. |
|
|
Успешный не - спешит, а - успевает! |
|
|
Пытать = спрашивать |
Есть такой хороший славянский корень
Пытать , что исходно означало спрашивать,
в украинском и сейчас пытать = спрашивать.
А запытать -это не то, что вы подумали :)), а просто - «задавать вопрос».
И в украинских школах «запытать учителя» - это... не криминал...
а обычное поведение. :))
Думаю, негативный смысл слова пытать вошёл в русский язык с опричнины,
когда людей стали пытать-выспрашивать «с пристрастием»,
Впрочем, и посейчас в русском много положительных «пыток» осталось:
Пытливый или любо-пытный не тот, кто помучить любит , а кто
выспрашивает, выпытывает.
Хотя и ныне некоторые умеют так
допытываться, что это, действительно, напоминает пытку. :)
Желаю, чтобы вам такие не встречались.
|
Выбирая свои имена. |
-Меня зовут Саша.
-Кто?.. Кто так тебя зовёт?
- Все.
-А сам ты как себя называешь?
- ?... Ну... Как они меня зовут... так и я себя называю ... тоже... А что?
-Да ничего. Именно – ничего. Получается, у тебя нет своего имени.
Почему мы отдаём другим право называть себя?
Почему принимаем имя, данное нам при рождении, в качестве «настоящего»?Что в нём такого «настоящего»? По-моему, настоящим можно назвать то имя, которое в полной мере выражает тебя, твою сущность, твою жизненную программу. А такое имя для себя ещё выбрать нужно. И сделать это отнюдь не просто. Но – нужно. Я называю себя значит я выбираю себе программу жизни.
У меня была ученица, которую родители назвали Таней. Она и была Таней, в детстве, а потом выросла и решила стать Оксаной - подала заявление и в 16 лет получила паспорт на имя Оксана. И теперь она - Оксана. - Уважаю, она сама выбрала себе имя.
А вы? Как бы вы назвали себя? Если представить , что у вас нет имени, и теперь вы сами должны себя назвать. Как назвали бы? Не получается? – Привычка.
И потом... Почему мы используем в качестве имени только эти 2 - 3 десятка ... «стандартных имён», которые, в большинстве-то, слова иностранные, и потому для русского слуха вообще лишены смысла.
-Ты кто?
- Я –Саша.
- И что это означает?
А это ничего не означает. Увы! Т.е., Александр в каком-то там языке что-то и означает, а – Саша? Звучит , но ничего не означает.
Куда лучше было в древней Руси, в дохристианской: имена были свои , из своих же и ясных корней: Вячеслав - вящая(вечная ) слава, Любава, Все-волод, Влади-мир... Эти имена значили.
Или имена североамериканских индейцев: Стоящая с кулаком - это что-то значит, это - характер, это- программа. Танцующий с волками – вот отличное личное имя, твоё! о тебе!
Сначала ребёнку давали детское имя, а когда он взрослел, то получал взрослое имя, своё.
И если он изменял ся, то менялось и имя.
А у нас что? - Два десятка бессмысленных имён, коими мы называем друг друга...Причем (1)имя выбирается только из этого тарабарского набора, (2)одно на всю жизнь, (3) выбираешь его для себя не ты, а переназвать ся - нельзя, не принято. Есть вроде бы такая общепринятая система: получил себе какое-то имя и живи теперь с ним всю жизнь. Но - кем принятая? Мною принятая? – Вопрос. Я уж не стану говорить, кто ввел на Руси эту систему называть вольных русичей малым набором иноземных имён-программ. Не стану, потому что злить ся не хочу.
Тем более, что это можно изменить. И те первые, кто поймут, что они в праве сами называть себя ( а значит, и переназвать ся), и вправду получат это право. И сами они выберут себе имена - настоящие, свои, без ограничений,а окружающие - согласятся (куда они денутся?).
Это будут Те, Кто Назвали Себя - гордые люди, новые люди.
Метки: имя |