Дательный падеж |
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
「に」格
Падежный показатель に
Употребление: служит для обозначения следующих значений.
1. Адресата действия:
わたし ちち てがみ か
私は 父に手紙を書きました。
Я написал письмо отцу.
わたし わたなべ
私は渡辺さんにペンをあげました。
Я дал ручку г-ну Ватанабэ.
2. Места (в прямом и переносном смысле), принадлежности (только при глаголах бытия):
かれ いま へや
彼は今部屋にいます。
Он сейчас находится в комнате.
ほん うえ
本はつくえの上にあります。
Книга лежит на столе.
Частные случаи функции места следующие:
а)обозначение места службы (при глаголе つとめる "служить" и синонимах)
かれ ぎんこう
彼は銀行につとめています。
Он работает в банке.
Однако глагол はたらく"работать" и его синонимы требуют творительного падежа で
(глагол つとめる часто переводят как работать, но первоначальное значение этого слова - "служить", поэтому естественно его управление дательным падежом:
- "Служить кому? "
- "Банку");
б)указания на пропорцию, количество или частоту:
しゅう いっかい
週に一回 。
Один раз в неделю.
3.Момента времени:
かれ ねん う
彼は1953年に生まれました。
Он родился в 1953 году.
わたし じ お
私は7時に起きました。
Я проснулся в 7 часов.
4.Направления:
(это значение аналогично одному из значений показателя направления へ)
うちゅう と た
宇宙に飛び立つ
лететь в космос
5.Конечного пункта движения:
とうきょう つ
やっと東京に着きました。
Наконец прибыли в Токио.
6. Результата или превращения:
かれ いしゃ
彼は医者になりました。
Он стал врачом.
むすこ いしゃ
息子を医者にする。
Сделаю сына врачом.
7. Цели и назначения:
べんきょう い
勉強に行きました。
Поехал учиться.
Дательный падеж в этом значении употребляется также при второй основе глаголов движения:
か い
パンを買いに行きました。
Пошел купить хлеб.
なら てら み い
奈良へお寺を見に行く。
Поеду в Нара посмотреть храмы.
8. Деятеля в страдательном и побудительном залогах:
あめ ふ
雨に降られました。
Попал под дождь (был залит дождем).
かね ぬす
どろぼうにお金を盗まれました。
Меня обокрали воры.
9. Деятеля в грамматических конструкциях, выражающих направленность действия:
せんせい ほん
先生に本をもらいました。
Рубрики: | Грамматика |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |