Крокодилофф обратиться по имени
Среда, 14 Января 2009 г. 17:02 (ссылка)
На днях почтил своим присутствием кинотеатр. Как я и ожидал – зря. Занесло меня на фильмец «Обитаемый остров». Скажу сразу – смотрел с предубеждением, поэтому если хотите прочесть объективную рецензию, то идите и читайте. Предубеждение у меня слишком глубоко, малоосознанно, но порой перерастает в агрессию. Во-первых, пару слов о моих отношениях с братьями Стругацкими. Вот сейчас задумался и понял – не хватает наших отношений и на пару слов. Вот не могу себя заставить их прочесть. Знаю, что многим моим друзьям, да и просто хорошим знакомым, они нравятся, и всё равно не могу их читать. Хотя перечел на своем веку столько всякой «херни», что мог бы пересилить себя – ан нет. Аномалия, блин. При этом имею к ним вполне уважительное отношение и не намерен специально их как-то критиковать (да и кто я такой, чтобы это делать?!). Тем не менее, начнем с сюжета. Очевидно, что книга была написана в советское время, причем хорошо если в середине, а то и в конце 70-х годов. Социальная фантастика о тоталитарном обществе, основанном на идеологии, подкрепляемой облучением, внушающем «убежденность» в правоте всего декларируемого правящей элитой. И т.д. и т.п.
Вот я не понял – неужто настолько бездарная идеология, что ее необходимо было подкреплять биологическими факторами, в том числе каким-то облучением? В реальности ведь справлялись без этой фигни. Или это такая дань жанру? Все остальное, как в детских книжках: прилетел вдруг волшебник в голубом… Короче, история про парня с другой планеты (наш он, люберецкий, мля), который решил всё «здеся» поменять, а именно – злодеев наказать, рабов освободить, народ накормить и всякое такое. При этом Стругацким (судя исключительно по фильму) удалось отчасти предсказать развал СССР, карабахский конфликт, взрыв памятников Ленину в Литве (в фильме литовцы – выродки, а памятник – противобаллистическая башня!) и многие другие события, в том числе войну с Грузией (в варианте Бондарчука – зачистка района, населенного мутантами, силами трех «наших» бойцов, причем все знают, (и мутанты тоже!) что Гоша Куценко стоит целого взвода «голубых беретов»). В общем-то, благодаря бюрократии и часам с одной стрелкой, герою-инопланетянину удается избежать вскрытия, нажить множество других не менее захватывающих неприятностей и получить 6-7 пуль в грудину, которые, как оказалось, ему ваще до фени – он же супергерой! Короче, сами читайте этот книгофильм. Лично мне не ясно там многое, нелогичного по самое не балуй.
Теперь о том, как всё это зафиксировал Бондарчук. Надо сказать, что актеров он собрал офигенных. Но, как бездарно он ими распорядился! Декорации откровенная туфта, компьютерной графики минимум, спецэффекты (т.е. те пара взрывов) вообще на уровне 50-х годов, драки – исключительно мельтешение крупных планов. В общем, сэкономили буквально на ВСЁМ. Кроме актеров. Только вот акцента на актерскую игру нету, поскольку каждый появляется на минуту-другую, т.е. в эпизоде, не успевая спасти это детище от провала. Акцент как раз на то, на чем сэкономили, что глупо само по себе. Не сочтите меня снобом, но, если 30% фильма драки – то их нужно ставить и снимать, как полагается, а не крупным планом налитый кровью глаз во весь экран. Если же драки не главное, а главное – социальная проблема, то и раскрывайте ее, а не купируйте, коротенько (между драками, кстати) объясняя в конце фильма суть проблемы – делайте это весь фильм, дайте сыграть это актерам, которых пригласили, покажите детали и переживания, а не сводите к демонстрации фантастических телепередач! Тем более в кино это вообще выглядит безумно. Кстати об актерах – главные роли сыграли трое мало известных человека. При этом инопланетянина люберецкого играет какой-то жутко слащавый, пухлогубый и кучерявый блондин – такие особенно нравятся девочкам до 15 лет, ну, и еще кое кому… Гёрлу евонную сыграла девушка тоже неизвестная, но фигуристая и в меру сексуальная. В общем Бондарчук решил ударить нас ниже пояса и это наверное единственное, что ему в основном удалось. Меня, правда, не задело, но я не счет.
Но самое ужасное, что нас ждет продолжение этого шедеврального фильма!
Вся эта «критика» была бы пуста, если бы не было Оруэла со своим мистическим «1984», где тема, описанная Стругацкими и, кстати, многими другими, раскрыта и закрыта. То есть вообще, исчерпывающе и окончательно. Причем, на мой взгляд, гораздо искуснее и ведь обошелся человек без инопланетных «сладких» мальчиков-героев, раздражающих и отвлекающих…