Церковь Успения на Покровке
Одним из главных архитектурных украшений старой Москвы была знаменитая церковь Успения на Покровке, которую искусствоведы считают вершиной достижений московского зодчества XVII века, подведением итогов минувшего столетия и началом новой, петровской эпохи.
Двенадцативерхая церковь была выстроена в 1696-99 годах купцом Сверчковым, проживавшим в сохранившихся доныне древних палатах. Между палатами и храмом располагался сад с прудом (на его месте теперь школьное здание), из сада в храм вела открытая парадная лестница. Второе похожее крыльцо было обращено к Покровке. Успенской церковью восхищался Расстрелли, Баженов ставил ее в один ряд с храмом Василия Блаженного. Церковь была настолько хороша, что согласно легенде, даже Наполеон, распорядившийся пустить на воздух весь Кремль, выставил возле нее специальную охрану. Дмитрий Лихачев вспоминал, что в детстве, впервые увидав Успение, был потрясен настолько, что немедленно задумался о карьере академика. И даже чиновники ленинского правительства не смогли остаться равнодушными, переименовав один из соседних переулков по имени строителя храма Петрушки Потапова, а другой — по имени заказчика Сверчкова.
Тем не менее, в 1935 году Моссовет принял решение о сносе, и в 1936 году жемчужина зодчества была разрушена под предлогом расширения тротуара, уцелели лишь два резных наличника и портал, эвакуированные на территорию Донского монастыря. Иконостас храма перевезли в трапезную Новодевичьего монастыря, несколько икон хранятся в ГИМе.
Речка Рачка
Речка Рачка (сейчас полностью заключена в трубу) брала начало из «Поганой лужи» (позднее Чистый пруд) на современном Чистопрудном бульваре. Проследить по рельефу ее бывшее русло можно только начиная с «народной тропы», проходящей между Хохловским и Колпачным переулком.
Рачка впадала в реку Москву чуть выше устья реки Яузы, на Москворецкой набережной. Теперь впадает в реку Яузу вблизи Астаховского моста.
В 1740 г. речка разрушила старую церковь Троицы. В 1745 г. церковь была поправлена. В 1750 г. архитектор князь Д. В. Ухтомский спроектировал трубу для речки, но до 1759 г. проект не был выполнен.