-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в СКАНДИНАВИЯ

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Славяно-Арийская_Культура Фьорд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.07.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 1302





Бриджит Клери – «последняя ведьма»

Четверг, 02 Декабря 2010 г. 16:10 + в цитатник
ell_BAGIRA (СКАНДИНАВИЯ) все записи автора Это цитата сообщения ell_BAGIRA [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



Подменыш – фольклорный мотив, характерный не только для Ирландии, но и для Уэльса, Корнуэлла, Шотландии, Германии, Испании и Скандинавских стран.

Читать далее...
Рубрики:  Скандинавская мифология

Метки:  

Культ оружия

Понедельник, 26 Июля 2010 г. 15:42 + в цитатник
Elsass (СКАНДИНАВИЯ) все записи автора Это цитата сообщения Foxess [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Культ оружия

Древние скандинавы были  знатоками и ценителями оружия. Подавляющее большинство свободного мужского населения не расставалось с ним на протяжении всей своей жизни. Мужчины могли годами заниматься сельским хозяйством, потом вдруг присоединялись к морскому отряду и отправлялись на несколько лет завоевывать новые земли и богатства. Без оружия не выходили в путь купцы, да и в оседлых общинах вооруженные стычки и нападения соседей не были редкостью. Неслучайно одно из древнейших скандинавских правил житейской мудрости гласит:
«Муж не должен
хотя бы на миг
отходить от оружья;
ибо как знать,
когда на пути
копье пригодится»
(Старшая Эдда, Речи Высокого).
Оружие представляло большую ценность. Его далеко не всегда выдавали при поступлении на службу. Конвейеров по производству вооружения вообще не существовало. Оружие могло достаться в наследство от отца, но обычно павшего в бою викинга хоронили вместе с его оружием. Кроме того, не всякий мужчина, погибший в далеких землях, мог передать свой меч сыну, да и сыновей могло быть несколько. Можно было захватить оружие у врага, но для этого тоже нужно было уже иметь собственное оружие. Можно было получить его в дар от князя, но такой дар нужно было заслужить. Наконец, оружие можно было купить или заказать у кузнеца, но стоило оно немалых денег.
Оружие любили, его украшали, ему давали собственные имена. Оружию посвящали возвышенные строки в стихотворных висах и прозаических сагах. То или иное оружие могло даже играть определенную символическую роль в мировоззрении скандинавов, символизировать их космологические и этические понятия, обозначать богов. В наибольшей степени это проявляется в случае с наступательным оружием, таким как копье, меч и секира.
 
Одним из наиболее массовых видов наступательного оружия были копья. Это справедливо не только для Древней Скандинавии, но и чуть ли не для всего остального мира на протяжении тысячелетий. Копье – один из самых древних, простых в изготовлении и дешевых вариантов оружия. Оно было традиционным символом войны, воинской власти и военной магии. Копье было также атрибутом и символом многих богов. Оно было атрибутом кельтского Луга и греческого Ареса, индийского Агни и ханаанский Баала.
У скандинавов копье, также как восьминогий конь Слейпнир, было неотъемлемым атрибутом главы пантеона их богов – Одина. Вот Один бросает свое копье в войско когда-то враждебных богов, ванов, начиная войну богов. Вот он едет верхом, в золотом шлеме и красивой броне, с копьем Гунгнир в руке, впереди войска, вступающего в последний бой перед концом света. Наконец, вот Один совершает мистический акт жертвоприношения, на девять долгих ночей пригвоздив сам себя копьем к древу Иггдрасиль. Два символа сливаются здесь воедино. Мировое древо и копье верховного бога. И то и другое являет собой Ось мира, структурную основу всей вселенной.
 

Один
 
Копье имеет еще один любопытный символический аспект. Часто именно оно в наибольшей степени символически связано с воинской удачей. Известно, что викинги ценили умение владеть копьем, отрабатывали различные приемы обращения с ним. Например, были воины, которые могли метнуть одновременно два копья двумя руками. Еще один мастерский прием заключался в том, чтобы одним движением перехватить в воздухе брошенное в тебя копье и метнуть его обратно. Но, в то же время, считалось, что мастерство воина куда большую роль играет в ближнем бою, например, при фехтовании мечом. Результат же броска копья в значительной мере определялся удачей и волей богов.
Важную роль во время атаки викингов играли так называемые ангоны, короткие метательные копья или дротики, похожие на римские пилумы. Такое оружие оказывалось чрезвычайно эффективным даже при попадании в щит противника. Наконечники ангонов были выполнены в форме гарпуна и намертво застревали в щите или любом другом объекте. А длинная железная шейка наконечника не позволяла противнику просто так дотянуться и перерубить древко. Несколько ангонов, намертво застрявших в щите противника, лишали его возможности нормально защищаться, подчас просто превращая щит в помеху для своего владельца.
Использовали викинги и длинные колющие копья. Их наконечники, в отличие от ангонов, обычно делали гладкими, чтобы, нанеся удар, можно было легко выдернуть копье и продолжить бой. Поскольку риск потерять колющее копье во время сражения был существенно меньше, по сравнению с ангонами, такие копья часто были более тщательно отделаны, их украшали декоративными узорами, изображениями животным, серебряными инкрустациями.
 


Мартен-Эскиль Винге,
Битва Тора с великанами (1872)
 
 Еще одним древним, сравнительно простым и дешевым видом оружия были боевые топоры и молоты. Одним из наиболее типичных видов оружия ранних этапов бронзового века в Северной Европе были характерные «гибридные» или, скорее, промежуточные, переходные по форме топоры-молоты с острым лезвием и массивным обухом, имеющим плоскую ударную платформу. В конце бронзового и на протяжении почти всего железного веков топор имел лишь локальную популярность среди германских племен. Скажем, метательными топориками охотно пользовались франки. В эпоху викингов популярность боевых топоров постепенно растет, так что со временем секира становится достаточно обычным оружием скандинавского воина.
Правда, стоит заметить, что секира, судя по всему, редко была оружием аристократии. Князья и воинская знать предпочитали мечи. Прозвище одного из конунгов, Эйрика Кровавая Секира, является исключением, подтверждающим общее правило и подчеркивающим сравнительно необычную особенность Эйрика, его пристрастие к этому оружию.
В Младшей Эдде говорится: «Мечи зовут «огнем Одина», а секирам дают имена великанш и обозначают их посредством слов «кровь», «раны», «лес» и «дерево»» (Младшая Эдда). 
 
 
Действительно, если меч был окружен ореолом таинственности, мистики, и тонкого волшебства, то топор, также как и молот, ассоциировался, прежде всего, с сокрушительной мощью стихии, могучими первозданными силами. Неслучайно молот по имени Мьёлльнир был непременным атрибутом и символом одного из самых могущественных скандинавских богов – громовержца Тора. Этот молот представлен в мифах не только как грозное оружие, но и как жреческий жезл. В частности, Тор освещает им погребальный костер бога Бальдра. Стилизованный Мьёлльнир на протяжении многих веков был самым популярным и массовым амулетом у скандинавов. Носимый на шее небольшой амулет «Молот Тора» оберегал его владельца от всякого зла и являлся символом связи с одним из самых могущественных богов их пантеона.
 
 

Рубрики:  Вера исповедания, язычество, религии
Викинги
История

Метки:  

Поиск сообщений в СКАНДИНАВИЯ
Страницы: [1] Календарь