-–убрики

 -¬сегда под рукой

pen478@mail.ru

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в pen478

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.03.2013
«аписей: 2225
 омментариев: 16
Ќаписано: 2359

”жас, уродство и скверна греха: почему нам нравитс€  араваджо

ѕ€тница, 18 Ќо€бр€ 2016 г. 22:12 + в цитатник

 

 араваджо

–еволюционный стиль  араваджо оказал вли€ние на всех - от современных фотографов до американского кинорежиссера ћартина —корсезе. », как пишет обозреватель BBC Culture, вс€ жизнь этого италь€нского художника была такой же провокационной, как и его полотна.

 акой еще художник может похвастать столь же захватывающей биографией, как италь€нский живописец ћикеланджело ћеризи да  араваджо, живший в 1571-1610 годах?

«а€вив о себе в –име в самом конце XVI века и взорвав мир искусства не только нетрадиционными работами, но и своим вздорным характером, он снискал себе репутацию непокорного и вспыльчивого бунтар€.

ѕо словам одного из его первых биографов, фламандского писател€  арела ван ћандера,  араваджо мог пару недель усердно трудитьс€, а затем "около мес€ца или двух слон€тьс€ со шпагой на боку […] с одной площадки дл€ игры в м€ч на другую, всегда готовый вступить в борьбу или спор, отчего было не всегда удобно с ним находитьс€".

Ќу еще бы! ¬ самом начале XVII века он как минимум 11 раз представал перед судом: то оскорбил полицейского, то накропал сатирические вирши о коллеге-художнике, которого он недолюбливал, то швырнул тарелку артишоков в лицо трактирщику.

¬ самом начале XVII века он как минимум 11 раз представал перед судом

ј потом, в 1606 году, в пылу ссоры за игрой в м€ч он убил человека и был вынужден бежать из –има. ќстаток своей жизни он провел в бегах, а летом 1610 года, возвраща€сь в –им в надежде испросить прощени€ у ѕапы –имского, заболел и умер.

 артины его были столь же провокационными.  ак говорит Ћетици€ “ревес, куратор новой выставки в лондонской Ќациональной галерее - "ѕомимо  араваджо" (Beyond Caravaggio), посв€щенной колоссальному вли€нию художника на искусство XVII века,  араваджо произвел революцию сразу в нескольких смыслах.

"ѕризвание апостола ћатфе€" - одно из двух больших полотен, принесших  араваджо внезапную славу

¬о-первых, он практиковал нетрадиционный и новаторский подход к модел€м, привод€ в свою студию людей с улицы и изобража€ их такими же, как в жизни.

"’удожники всегда опирались на реальную жизнь, - по€сн€ет “ревес, - но ни один из них не писал с натуры сразу на готовый холст.  араваджо не утруждал себ€ изготовлением эскизов. ќн опускал этот этап, так как верил в важность натуры".

–езультатом таких убеждений стали картины, поражающие своим вызывающим реализмом даже в мельчайших детал€х: к примеру, если у модели была гр€зь под ногт€ми,  араваджо выписывал и ее.

—ледствием этого стало такое же внимание к неодушевленных предметам, что и к люд€м.

¬з€ть хот€ бы его великолепный натюрморт - стекл€нна€ ваза с розой и веткой жасмина, а р€дом несколько €год вишни - расположенный на переднем плане картины "ћальчик, укушенный €щерицей", котора€ входит в собственную коллекцию Ќациональной галереи в Ћондоне.

Ќа переднем плане картины

Ќа переднем плане картины "ћальчик, укушенный €щерицей" выдел€етс€ стекл€нна€ ваза с розой и веткой жасмина, а р€дом несколько €год вишни

"ќн возвысил искусство натюрморта, считавшегос€ самым низким жанром, - продолжает “ревес. - √овор€т, он отмечал, что дл€ создани€ натюрморта требуетс€ не меньше мастерства, чем дл€ изображени€ людей. Ёто была революционна€ иде€".

—вет и тень

¬торым новаторским методом  араваджо стало использование света.

"Ётим он прежде всего и знаменит, - рассказывает “ревес. - ќб этом говор€т все его биографы: что он не разрешал никому позировать при дневном свете: у него было верхнее освещение. ќн пользовалс€ светом дл€ того, чтобы запечатлеть форму, создать пространство и привнести драматизм в повседневные сцены из жизни".

’орошей иллюстрацией этого приема служит еще одна картина из Ќациональной галереи - "”жин в Ёммаусе".

«а вечерней трапезой вскоре после расп€ти€ ’риста двое ≈го учеников внезапно осознают, что за столом с ними сидит —ам воскресший —паситель.

"Ёто момент откровени€, и свет служит дл€ того, чтобы подчеркнуть значимость этого событи€, - рассказывает “ревес. - “о есть  араваджо использует свет не только в качестве фона, но и в качестве символа. Ёто очень сложна€ композици€".

 артина

 артина "”жин в Ёммаусе": так  араваджо с помощью света запечатлевал форму и придавал драматизм изображению

Ёто сочетание реализма и театрального освещени€ позвол€ло переносить на холст сюжеты, от которых захватывало дух.

"¬ исполнении  араваджо библейские рассказы словно оживают, - говорит “ревес. - ќн перенес их в свою эпоху, увлека€ ими зрителей, так что те переставали быть просто пассивными наблюдател€ми".

"ƒаже сегодн€ не об€зательно знать историю трапезы в Ёммаусе, чтобы почувствовать себ€ участником тех событий".

ѕосетители выставки "ѕомимо  араваджо" могут проследить вли€ние его искусства на современников и последователей.

ƒжон –аскин обвин€л  араваджо в вульгарности, унылости и нечестивости

¬ первые дес€тилети€ XVII века ≈вропа была одержима  араваджо: богатые меценаты передрались за возможность приобрести его картины, а художники подражали ему или просто копировали его особый стиль.

Ќа выставке в Ќациональной галерее можно оценить разнообразие талантов этих художников, в том числе голландцев ƒирка ван Ѕабюрена и √еррита ван ’онтхорста, а также француза ¬алентена де Ѕулон€, которых часто объедин€ют в группу "караваджистов".

Ћюбопытно, что к середине XVII века мода на живопись в стиле  араваджо прошла.

"ќбщественный вкус вновь стал склон€тьс€ в пользу классицизма, - по€сн€ет “ревес. - Ќатуралистичный стиль, привнесенный  араваджо в изобразительное искусство, воспринималс€ как противоположность благородной традиции живописи, восход€щей к –афаэлю".

Ќа восстановление репутации  араваджо потребовалось почти три столети€.

ƒл€ иллюстрации того, как низко стали ценитьс€ его работы, можно привести пример "”жина в Ёммаусе": эта картина попала в собрание Ќациональной галереи в 1839 году только потому, что за восемь лет до этого ее владелец не смог сбыть полотно на аукционе.

ƒжон –аскин, известный британский художественный критик, живший в XIX веке, обвин€л  араваджо в вульгарности, унылости и нечестивости, сету€ на то, что италь€нский художник €кобы пренебрегал красотой в пользу "ужаса, уродства и скверны греха"… ќх.

"∆улики и проститутки"

ќднако в ’’ веке ситуаци€ переменилась, и  араваджо вновь вошел в моду - во многом благодар€ пробной выставке его работ, организованной в 1951 году в ћилане специалистом по истории искусства –оберто Ћонги.

   араваджо вернулась была€ слава, и он снова стал источником вдохновени€ дл€ художников самых разных направлений.

», пожалуй, неудивительно, что его техника использовани€ света сильно повли€ла на кинорежиссеров и фотографов.

  примеру, американский фотограф ƒэвид Ћашапель говорил о том, какое огромное впечатление произвел на него фильм британского режиссера-авангардиста ƒерека ƒжармена " араваджо" 1986 года.

¬ роли молодого художника в фильме ƒерека ƒжармена

¬ роли молодого художника в фильме ƒерека ƒжармена " араваджо" (1986 год), на который ссылаетс€ ƒэвид Ћашапель, сн€лс€ британский актер ƒекстер ‘летчер

«агоревшись желанием узнать об италь€нском художнике побольше, Ћашапель вы€снил, что тот писал "куртизанок и бездомных, жуликов и проституток".

Ёти сведени€ вдохновили его на создание серии фотографий "»исус - свой парень", изображающих людей с улицы в современных одеждах.

—реди поклонников  араваджо оказалс€ даже кинорежиссер ћартин —корсезе. ¬ книге британского искусствоведа Ёндрю √рэма-ƒиксона " араваджо: жизнь духовна€ и светска€" (Caravaggio: A Life Sacred and Profane) цитируютс€ такие слова —корсезе: "я сразу оказалс€ во власти картин [ араваджо] […] —тоит лишь мимоходом взгл€нуть на изображенную сцену, и ты немедленно в нее погружаешьс€ [...] Ёто как современна€ постановка в кино: мощна€ и пр€молинейна€. ¬не вс€кого сомнени€, он стал бы прекрасным кинорежиссером".

ѕо словам —корсезе, сцены в баре в фильме "«лые улицы" (1973 год) - это пр€мой намек на творчество  араваджо: "Ћюди сид€т в баре, люди за столиками, люди встают. Ёто как 'ѕризвание апостола ћатфе€' (одно из двух больших полотен, написанных  араваджо дл€ часовни  онтарелли в римской церкви —ан-Ћуиджи-деи-‘ранчези и практически в одночасье сделавших его знаменитым), только в Ќью-…орке! —мысл был в том, чтобы снимать в фильмах обычных людей с улицы - таких, как те, кого он рисовал".

¬не вс€кого сомнени€, он стал бы прекрасным кинорежиссером

–аботы  араваджо вновь стали источником вдохновени€ и в изобразительном искусстве.

ƒва года назад британский художник ћэт  оллишоу организовал в римской √алерее Ѕоргезе выставку "„ерное зеркало" под стать изысканной коллекции этого музе€.

“ри экспоната представл€ли собой богато изукрашенные черные картинные рамы - в них размещались темные зеркала, в которых отражались окружающие галереи. ¬ каждом зеркале можно было мельком уловить отблеск одной из известных картин  араваджо из собрани€ √алереи Ѕоргезе.

"я хотел обратитьс€ к тому моменту, когда  араваджо делал тех скромных людей, которые ему позировали, бессмертными, превраща€ их из живых существ в лучшие образцы западной живописи", - по€сн€ет  оллишоу.

"»з глубин зеркала по€вл€етс€ не€сный образ мужчины или женщины, застывший в слегка напр€женной позе, - химера, дух, вернувшийс€ напомнить о себе через зеркало".

Ёто призрачное ощущение наполн€ет черные зеркала  оллишоу каким-то зловещим колдовством. ќни выгл€д€т так, словно должны висеть не в художественной галерее, а в логове черного мага.

ѕо словам  оллишоу, добитьс€ задуманного эффекта ему позволил темный фон картин  араваджо.

ѕо словам —корсезе, сцены в баре в фильме

ѕо словам —корсезе, некоторые сцены в его фильме "«лые улицы" - это пр€мой намек на творчество  араваджо

¬ то же врем€  оллишоу утверждает, что италь€нский художник вдохновл€ет его всю жизнь. ќн св€то верит в то, что его творчество актуально и сейчас, в XXI веке.

"Ёто один из тех художников, о которых необ€зательно читать, которых необ€зательно изучать, потому что его работы очень интуитивны: он сразу попадает в точку", - по€сн€ет  оллишоу.

" огда  араваджо писал свои картины, простые люди ходили в храм не дл€ того, чтобы учитьс€ эстетике и истории искусства. ќни просто жаждали св€зи с Ѕогом. »  араваджо рассказывал им об этой св€зи пон€тным им €зыком".

"≈го картины отличаютс€ жестокой натуралистичностью. ќн ничего не прихорашивает и не украшает, он изображает жизнь такой, кака€ она есть, - пусть даже зрителю приходитс€ созерцать гр€зные ноги".

ѕо словам  оллишоу, сегодн€ дл€ переменчивого антибуржуазного художника буйный нрав  араваджо - такой же важный пример, как и его искусство.

"ƒело не только в том, как он творил, но и в том, каким был он сам, - по€сн€ет он. - ќн был ночным человеком. ќн рыскал по злачным местам со шпагой на боку, участвовал в попойках и драках вместе с проститутками и мелкими воришками".

"ќн напоминает мне ‘рэнсиса Ѕэкона (английского художника-импрессиониста - ѕрим. переводчика), бродившего в 1950-е по ночным улочкам —охо (богемного лондонского квартала - ѕрим. переводчика)", -  оллишоу ненадолго замолкает.

" ак тут не попасть под вли€ние  араваджо? » €, и многие другие художники не могли не откликнутьс€ на непосредственность его картин. ќни кажутс€ такими современными!".

–убрики:  «Ќјћ≈Ќ»“ќ—“»



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку