-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в oldTor

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.07.2008
«аписей: 1832
 омментариев: 3542
Ќаписано: 8216

173852136-3 (592x700, 146Kb)


Ќаша свадьба!

¬торник, 26 »юл€ 2016 г. 12:41 + в цитатник
¬ыкладываю несколько фото нашей свадьбы!

-z554ycPKCE (700x466, 77Kb)

tPtvVko1YVc (700x466, 58Kb)

dgCXkObiE8Q (700x466, 50Kb)

gir_bLiPnYQ (700x466, 49Kb)

wmq4rHUNIwA (700x466, 83Kb)

742-gio9jCM (700x466, 75Kb)

5Nw0xf04hLU (700x466, 132Kb)

r5WrCzIBGfU (466x700, 74Kb)

ћетки:  

ќ большом шаге зернистости.  ристолон файн - вашита, доведЄнна€ на    до F600.

¬оскресенье, 24 »юл€ 2016 г. 11:50 + в цитатник
 ажетс€, что шаг зернистости "кристолон файн - вашита" - не так уж велик, однако, особенно на широких фасках, это немалый разброс, и если кристолон отработал "по максимуму" (зерно у него около 340, что кореллирует с таблицей из каталога нортон - там он находитс€ между 320 и 360), то поверхность после него, обычно, требует сначала, скажем, какого-нибудь бруска с зерном пор€дка 600.
¬ашита же в притирке на    F600, да ещЄ и с момента притирки поработавша€ пару мес€цев, тоже далеко не обдирочник, а камень дл€ этапа, скорее, тонкой заточки. ќднако, еЄ способность эффективно зачищать риски от предыдущего абразива, и в довольно тонкой притирке, велика.
¬от така€ вот вашита примен€лась:



»спользовалась с олеиновой кислотой.

ћакрофото после кристолона файн и далее, после работы вашиты - конечно есть остатки рисок от кристолона, местами, но на кромку они уже не выход€т нигде - более того, после кристолона делалс€ технологический барьер - "зубцы" на кромке были сн€ты на засаленной графитом шкурке до ровной линии, так что вашите пришлось и собственно затачивать кромку наново, выводить еЄ на остроту. ћакро 8:1, кроп, ~2.6мм. по горизонтали:





 онечно, сталь довольно благодарна€ в заточке этими абразивами, но всЄ-таки и не сама€ м€гка€ далеко - w75 на 59 HRC.
–убрики:  —воими руками
ќ ножах
ќ заточном деле
избранные фото
ѕриродные камни дл€ заточки и доводки

ћетки:  

ѕонравилось: 1 пользователю

Ќортон кристолон файн - обдирка, нортоновское масло. —таль W75.

¬оскресенье, 24 »юл€ 2016 г. 11:25 + в цитатник
Ѕывало много дискуссий, какое же масло использовать с нортоновскими масл€ными брусками. Ќа кристалонах погрубее не столь принципиально - мен€ вполне устраивает WD-40, на индиа тоже, на индиа файн и, многда, медиум, € предпочЄл эфирное масло. — кристолоном файн € часто использую оливковое и в принципе мне нравитс€. ј вот собственно нортоновское масло, мен€ никогда не впечатл€ло. ќднако, тут € перетачивал один нож, из w75 и мне пришло в голову оп€ть попробовать нортоновское масло - на кристолон файн. » мне понравилось. ѕравда, на других нортоновских брусках оно мен€ как не впечатл€ло, так и не впечатл€ет. на природных масл€ных камн€х - вовсе не нравитс€. держать отдельный вид масла под один брусок.... надо оно или нет... € пока не решил, правда.
»так, продолжу про собственно работу - есть нюанс - необходимость в этом масле зависит от того, хотим ли мы на этих брусках работать с масл€ной суспензией или не хотим, удал€ем еЄ посто€нно, предпочита€ работать исключительно на чистом камне с маслом, или нам суспензи€ нужна.  роме того, надо отметить, что масл€на€ суспензи€ этих брусков, обычно весьма в€зка€, густа€ и может заваливать геометрию обрабатываемой фаски.
“ак вот - с нортоновским маслом, и пока что только с ним одним, на кристолоне получилась вмен€ема€, добротна€, достаточно текуча€ и жидка€ суспензи€, с плавающими в ней не агломератами зерна, вырванными из бруска, как обычно получаетс€ с другими маслами (либо еЄ вовсе практически нет - только отдельные случайные зЄрна выламываютс€ из поверхности), а отдельными зЄрнышками.
я пр€мо поразилс€! ¬идимо, дело в составе нортоновского масла, и взаимодействии компонентов с пропиткой брусков - эта пропитка равномерно и аккуратно, видимо, подраствор€етс€ именно этим маслом, и позвол€ет получить качественную масл€ную суспензию. “.е., вместо мешающей "каши", которую с бааааальшой нат€жкой можно назвать суспензией, с этим маслом вышел совершенно нормальный рабочий вариант.
Ќу а дл€ чего эта суспензи€, масл€на€, на обдирке нужна?  ак обычно, дл€ получени€ более однородной поверхности, дабы на следующих этапах было проще убирать шероховатость от столь агрессивно работающих брусков.
я сделал фото - ближе к спуску видны глубокие риски от начала работы на ещЄ чистом камне, а ближе к кромке - хоть и выгл€дит всЄ ужасно грубо в таком увеличении, но всЄ же можно видеть поверхность с меньшим перепадом рельефа, а на самой кромке нет сколов или "фольги" - "зубь€" имеют округлые краешки и нет ни намЄка на заусенку, котора€ на масл€ных брусках чистых, часто выходит очень мощной и трудно удал€емой. » кстати - фото прекрасно демонстрирует, что кристолон "файн" - это ещЄ обдирочный брусок, ну максимум дл€ грубой заточки - именно с этим маслом и с суспензией, он сработал чрезвычайно оперативно - € перетачивал им на меньший угол, потратил на w75 на 59 HRC от силы минут 10-12. ћакро 8:1, кроп, ~2.6мм. по горизонтали:

–убрики:  —воими руками
ќ заточном деле
избранные фото

ћетки:  

ѕонравилось: 1 пользователю

¬ли€ние манеры работы на результат. ƒва варианта на одном арканзасе.

—уббота, 23 »юл€ 2016 г. 19:24 + в цитатник
ћен€ тут как-то просили понагл€днее показать разность финиша на одном и том же камне, в зависимости от манеры работы.
ƒва ножа из аус-8 - ontario rat и kanetsugu. ќба ножа были правлены на бруске »—ћ м10 и далее, финишированы на одном и том же арканзасе, но по-разному. јрканзас притЄрт не особо тонко - на порошке F1200 на гранитном притире, использовалс€ с олеинкой, вот такой вот:



Ќу и вот два результата, не самые может кардинально разные, но достаточно, чтобы получить некоторое представление:





масштаб съЄмки на обоих фото одинаковый, 2мм. по горизонтали.

—осто€ние обоих клинков перед финишем, можно посмотреть в сегодн€шнем обзоре проб на них бруска »—ћ:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post395074406/
–убрики:  —воими руками
ќ ножах
ќ заточном деле
избранные фото
ѕриродные камни дл€ заточки и доводки

ћетки:  

ѕонравилось: 1 пользователю

ѕродолжение проб брусков »—ћ (карбид кремни€ на бакелитовой св€зке) - нержавейка.

—уббота, 23 »юл€ 2016 г. 16:57 + в цитатник
ƒошли руки испробовать бруски »—ћ на обычной нержавейке, и вот сделал фото проб результата работы »—ћ м10 на двух ножах из aus-8 - на "крысе" и Kanetsugu. Ќу что можно сказать - по подобным стал€м работает скучнее, чем по порошковым и по довольно твЄрдым углеродкам, но оно и пон€тно - нарушаетс€ принцип "твЄрдое точитс€ на м€гком, м€гкое на твЄрдом" - дл€ пластичных нержавеек, тактильна€ "м€гкость" и "нежность" работы этих брусков оказываетс€ избыточной. —делал макрофото, по-моему заметна разница между результатом на одной и той же марке стали, но от разных производителей, хот€ отчасти, можно списать на разность п€тна контакта. Ќа обоих фото - 2мм. по горизонтали:





¬ общем, бруски показали хорошую универсальность и все€дность, но тем не менее, их амплуа, всЄ-таки более твЄрдые стали, что углеродистые, что высоколегированные, в т.ч. порошковые. ј по простеньким нержам, пока дл€ мен€ в приоритете, на тех же этапах, оксид алюмини€ на керамической св€зке и не слишком м€гкой.
–убрики:  —воими руками
ќ ножах
ќ заточном деле
избранные фото

ћетки:  

ќбъектив ёпитер-37а 1984 года выпуска.

„етверг, 21 »юл€ 2016 г. 13:19 + в цитатник
ќчень люблю € этот объектив! «а хорошую резкость на открытой диафрагме, при€тное размытие фона и м€гкость картинки! Ќу, и, на "кропнутой" камере, с одним-двум€ макрокольцами м42, можно получить вполне приличное "скромное макро" даже с рук, что облегчает вполне себе нормальна€ дистанци€ фокусировки - нет нужды "лезть в морду" фотографируемому объекту объективом)
¬от, к примеру, шмел€ на клевере "поймал" - сначала исходное фото, затем с лЄгкой редактурой оно же, и потом кроп - по-моему вполне симпатично - фото кликабельны, доступна развЄртка в 100%:







Ќу и ещЄ несколько фото с этим же объективом:













ƒл€ недорогой и при том неубиваемой, мануальной оптики - по-моему, весьма даже хорошо.
–убрики:  избранные фото
Images

ћетки:  

ѕонравилось: 2 пользовател€м

ќ повышении агрессии реза "по принципу серпа".

¬оскресенье, 17 »юл€ 2016 г. 19:32 + в цитатник
–ешил продемонстрировать на примере быстрореза р6м5, один из вариантов получени€ очень агрессивного реза, под волокнистые материалы.
Ќесмотр€ на то, что об этом много сказано и написано, иногда создаЄтс€ впечатление, что многое остаЄтс€ не пон€тым, потому постаралс€ показать в макро всЄ в несколько утрированном варианте.

я дл€ себ€ обозвал этот вариант "принципом серпа" - где имеетс€ насечка в направлении реза на "внутренней" стороне клинка, а на внешней имеетс€ фасочка, по которой производитс€ правка.

»так - дл€ начала, клинок довольно тщательно и чисто затачиваетс€, до хорошей остроты и однородности кромки.
ƒалее, дл€ нанесени€ на одну из фасок грубой риски, € выбираю подход€щий абразив. ћо€ практика говорит, что дл€ большинства сталей, наилучший вариант - электрокорунд\оксид алюмини€ на твЄрдой св€зке.
ƒл€ более нагл€дного показа, € выбрал Norton India Coarse, примен€л его насухую, без —ќ∆. ѕо выбранной фаске, аккуратно, без давлени€, работаем, пока тактильный отклик и проводка ногтем не покажут достаточной однородности кромки. ѕосле индиа, € беру агломерированную пробку на дощечке, на которой с маслом разведена грубовата€ паста √ќ» (номер 3 в данном случае) и немного подправл€ю результат на обеих фасках - на обработанной на индиа, соблюдаю направление рисок от индиа, а на другой фаске делаю самые разные движени€, чтобы убрать заусеночные €влени€.
¬ышло вот так - сделал макрофото в двух ракурсах и свете, и более удачное ещЄ чутка подправил и кропнул - первые два - 2,6мм. по горизонтали, и третье - 1мм. по горизонтали:







 ак можно наблюдать, риска выходит широка€, относительно неглубока€ дл€ своей ширины, и не прорезает насквозь режущую кромку, что € считаю очень важным аспектом. ≈сли такое где-то и случилось, то это единичные €влени€, которые далее будут купированы.

“еперь посмотрим на другую сторону. » вот тут начинаетс€ интересное - можно наблюдать, что быстрорез, несмотр€ на всю свою твЄрдость и лигатуру, подвержен пластическим деформаци€м в весьма высокой степени (некоторые уникумы, которые ящерицына не читали, или читали по диагонали, до сих пор считают, что пластических деформаций на стал€х твЄрже 60 нет или "ну почти нет", хот€ на просьбу подтвердить это, например, показом какого-нибудь ножа, у которого при заточке никогда не образуетс€ заусенец, отчасти €вл€ющийс€ следствием их в том числе - не могут) и в данном случае, крупное зерно индиа, просто выгибает фаску у кромки, на другую сторону:



 онечно, можно сделать это €вление сильнее или слабее, выбрав иной угол атаки кромки на зерно, или вз€в брусок с зерном помельче, вообще не делать, но нам, вообще-то, это не помешает, и даже более того - дальше немного поможет, особенно в рамках сегодн€шней пробы, дл€ нагл€дности показа.  ак € уже говорил - главное чтобы эти выгнутости не были прорезаны грубым зерном.
¬от если так обрабатывать клинок ранее не заточенный как следует, на нормальных абразивах, а как попало, то прорезов кромки, а то и сколов избежать значительно труднее.

“еперь, можно приступать к окончательному формированию кромки, и делать это следует твЄрдым тонким абразивом. ¬ идеале - нужно было бы по имеющейс€ финишной фаске это делать, но мне важна была нагл€дность, потому € повысил угол, "спилил" выпуклости, правда не до конца, но уже видны намЄки на полукружь€, как если смотреть на серрейторный клинок с плоской стороны:



»спользовал байкалит - это от него на "спиленном" рисочка - пока что не очень равномерно, но если продолжить работу, то можно получить уже €рковыраженный рельеф кромки и с более мелкими зубчиками, вторым пор€дком, на каждой "арке", полученной на грубом абразиве. ¬от сделал ещЄ кроп поближе - тут 1мм. по горизонтали - можно прикинуть, что продолжив работу, можно получить на 1мм. длины кромки, пор€дка 4-5 "арок серрейтора":



Ќасколько глубокую арку выполн€ть, под каким углом и какой фракцией - уже выбирать по ходу дела. я тут не стал делать еЄ €внее - ногтевой тест показывает однородность удовлетворительную при такой грубости обработки, режет нож зверски, предплечье, разумеетс€, бреет, правда кожу травмирует. Ѕолее €вной, "арка" станет по мере последующих правок по "тонкой" стороне, т.е. агрессивность реза по мере таковых будет сначала прирастать, а только потом уже, идти на убыль - чем, кстати, подобный вариант заточки выгодно отличаетс€ - максимум "зверства в резе" ещЄ только впереди - нет смысла сразу дотачивать арку до него, ещЄ успеетс€.

P.S.
ћне тут уже задали вопрос и попросили ответить в теме - "почему так сильно непохож результат индии корс на результат даже индиа файн - как будто тоньше" - ответ в принципе есть в заглавном посте, но всЄ же - работа насухую, без вылома зерна с поверхности индиа, по _ранее_тонко_заточенному_клинку - и вот результат. ѕри иных раскладах, получить даже при таком относительно аккуратном рельефе фаски неизодранную кромку даже на более тонкой индиа - задача практически невыполнима€.
„то касаетс€ риски - не стќит воспринимать зЄрна как нечто столь аккуратное, что режет одной вершинкой - если посмотреть на макро подобного зерна, и вспомнить что оно не осыпалось и не выламывалось из бруска при работе, можно прийти к выводу, что более тоненькие риски на поверхности фаски -это следы не отдельных зЄрен, но многих граней каждого, участвовавшего в работе зерна - дл€ сопоставлени€, прикладываю макрофото индиа корс в таком же масштабе съЄмки, что и фаски в заглавном посте:




P.P.S.
¬от, кстати, ещЄ в 2012 году выкладывал свои попытки привести в пор€док старый серп, и собственно, с тех пор понемногу и пробовал перенести идею на ножи, врем€ от времени. ‘отки конечно так себе, зато есть полезные комментарии и ссылки:
http://forum.guns.ru/forummessage/224/1052606.html
–убрики:  —воими руками
ќ заточном деле
избранные фото

ћетки:  

ѕонравилось: 2 пользовател€м

–уководство дл€ новичков по покупке €понских природных заточных камней. ƒжим –айн.

ѕ€тница, 08 »юл€ 2016 г. 09:32 + в цитатник
Ёто цитата сообщени€ ¬ладимир_лесничий [ѕрочитать целиком + ¬ свой цитатник или сообщество!]

–уководство дл€ новичков по покупке €понских природных заточных камней

–уководство дл€ новичков по покупке €понских природных заточных камней
јвтор ƒжим –айн
 
     ѕриродные €понские точильные камни, на €понском €зыке тен-нен тойши, приобрели репутацию, лучших точильных камней в мире, дл€ заточки режущих инструментов всех видов. ¬ последние годы они стали особенно востребованы пользовател€ми опасных бритв. ќднако желающие приобрести тойши, столкнулись с разнообразием названий и отличием по цвету камней с одним и тем же названием, что привело к некоторому разочарованию и путанице.
    „увство неудовлетворЄнности такой ситуацией, привели мен€ к мысли написани€  словар€ по терминологии св€занной с €понскими природными заточными камн€ми, а сейчас подвигли написать это руководство. «а последние два года, € потратил много времени и кучу денег, изуча€ всЄ, что св€зано с €понскими заточными камн€ми и полагаю, что это руководство может помочь многим,  избежать тех ошибок,  который допустил €.
     ѕожалуйста, не забывайте, что €  сам новичок, есть ещЄ многое, что мне предстоит  узнать самому.
     я надеюсь, что это руководство ¬ам поможет!
 
–уководство дл€ новичков по покупке €понских природных заточных камней
 
     ѕервое и наверное, самое главное,  помните, когда вы принимаете решение купить любой природный  камень, и не только €понский, единственна€ вещь, котора€ имеет значение, это  свойства камн€. Ќи название камн€, ни цвет, ни  цена,  значение не имеют.   сожалению, большинство покупателей не могут предварительно проверить свойства камн€, прежде чем его купить. ƒалее, нужно найти продавца, который протестирует камень в работе, желательно, чтобы продавец разбиралс€ и сам пользовалс€  опасными бритвами. ¬ы можете смело покупать камень, если вас устраивает цена и  вы довер€ете результатам тестировани€ продавцом свойств камн€.
 
 
     ≈сть много факторов,  от которых зависит цена на тойши.
1.√де добыт камень.
2. –азмера камн€ и его форма.
3. Ќаличие включений (чистота).
4. «ќсобые» признаки.
5.  оличество посредников.
 
      ѕервое, где был добыт камень. ¬ принципе, любой тойши добытый на горе јтаго,  близ города  иото, будет стоить дорого, а тойши добытые  на восточном склоне горы јтаго, будет стоить дороже, чем любые другие камни.  “ойши добытые   на западном склоне горы јтаго, или   добытые в “акашима в префектуре —ига,  будет стоить дешевле. “ойши добытые  на восточном склоне горы јтаго действительно очень хорошие, така€ ценова€ закономерность сложилась в основном за счет высокого спроса на камни и репутации лучших камней. 
      ¬ысока€ репутаци€ тойши добытых на восточном склоне горы јтаго вполне  обоснована с точки зрени€ заточки бритв,  по  причинам геологического характера, поскольку восточные камни более твЄрдые,  а твердость камн€ очень важна при заточке бритв.
 
    2. ¬торой фактор, который определ€ет цену тойши это размер. “ойши выпускают  нескольких стандартных размеров.
1.Ѕольшой (OBAN) 250x100x35мм (самый большой размер)
2. ƒлинный (Shakucho) 218x78x35мм 
3. –азмер30 (30gata) 205x75x30мм
4. –азмер 40 (40gata) 205x75x25мм
5. –азмер 60 (60gata) 195x70x25мм
6. –азмер 80 (80gata) 180x63x20мм
7. Ѕритвенный размер 136x82x20 мм
 
       онечно, чем больше тойши, тем он дороже. ≈сть также нестандартные камни не правильной, не пр€моугольной формы.  рупные камни неправильной формы называютс€ "генсеки", что значит необработанные или сырые камни. “акие камни иногда разрезают  на более мелкие пр€моугольники, а иногда оставл€ют как есть. "√енсеки" сравнительно дешевле, чем тойши стандартного пр€моугольника, примерно одинакового по размеру, но не намного. ћаленькие пр€моугольные камни называют  "коппа", они, как правило, имеют примерно одинаковую (или меньше) площадь поверхности, примерно такую же как  камень бритвенного размера  и как правило намного дешевле.
       ƒл€ сравнени€.
       ÷ена на камень Ќака€ма ћарука размера 40  может варьировать от 20 000 до 100 000 йен и выше.  амень Ќака€ма ћарука стоимостью 20 000 йен  будет отличатс€,  от такого же камн€ за 100 000 йен, например тем что на поверхности камн€ будут трещины  или у камн€ будут сломанные углы,  или мелкие включени€. ќднако  тойши за 20 000 йен будет обладать такими же заточными качествами как тойши 100 000 йен. ÷ена на камень Ќака€ма ћарука  оппа начнетс€ от 6000 йен и такой тойши будет  обладать такими же заточными свойствами  как камень размера 40.
 
      “ретий фактор, который может существенно вли€ет на цену, и заточные качества, €вл€етс€ наличие включений. —уществуют два основных типа включений: линии, полосы их  называют суджи, п€тнышки, которые иногда называют "хари" или "иши", а иногда "суна-€" или песчаными глазками. ¬ основном, это включени€ других  минералов, твердость которых выше чем твердость остальной части камн€.  амни называют «живыми», если такие включени€ наход€тс€ в той части камн€, что при заточке их можно задеть бритвой, таких камней следует избегать.  амни называют «мертвыми» если включени€ наход€тс€ в той части камн€, что при заточке их нельз€ задеть бритвой, такие камни можно приобретать. ќднако в обоих случа€х наличие включений приводит к падению цены.
 
      „етвЄртый фактор особые признаки, которые могут вли€ть на цену камн€ это такие вещи, как цветовые вариации, особенно дл€ таких камней как «карасу» или "нашиджи». Ёти камни редки и высоко ценитс€, хот€, по общему мнению продавцов и пользователей тойши  в японии,  цветовые оттенки  не имеют никакого вли€ни€ на фактическое качество заточки.
 
     » наконец, цена  всегда увеличиваетс€, в зависимости от количества посредников, поскольку каждый  из них получает свою долю прибыли. “ак что, чем дальше от  иото, тем  камень будет стоить дороже. Ёто просто следует помнить.
 
ѕризнаки бритвенного камн€
 
     ¬ том  случае, если вы имеете  возможность лично выбрать   камень, то прежде чем его купить, нужно обратить внимание на следующие признаки, это даст вам возможность выбрать лучший камень, не копа€сь в сотн€х предлагаемых ¬ам тойши. »так, на что надо обратить внимание:
 
1.“вердость камн€
2.  онсистенци€ или текстура. Ёто ключевой признак
3. ќтсутствие мелких включений 
4. ќбращайте внимание на наличие трещин
5.«абудьте названи€ камней
 
    1. ƒл€ заточки бритв лучше приобретать более твЄрдый камень, чем твЄрже, тем лучше. ѕо следующим причинам. ѕерва€, в результате заточки бритвы, режуща€ кромка получаетс€ очень-очень тонкой и хрупкой. „ем м€гче камень, тем больше собственной суспензии образуетс€ на поверхности камн€, свободные абразивные частички  могут повредить тонкую режущую кромку.  Ѕритва, конечно, будет брить, но режуща€ кромка  будет не такой острой, какую вы хотели бы получить в  итоге. ¬тора€ причина в пользу более твердых камней, не имеет пр€мого отношени€ к заточке бритв – это износостойкость тойши. “вЄрдый камень будет лучше держать рабочую плоскость  и  соответственно реже требует притирки поверхности. Ёто чисто практическое соображение.
       ак протестировать камень на твЄрдость? ƒл€ этого достаточно нанести на поверхность камн€ немного воды. ≈сли вода остаЄтс€ на поверхности камн€ и не впитываетс€ в течении достаточно длительного времени, то твЄрдый камень. ≈сли вода быстро впиталась, то  это м€гкий камень. ≈сли слегка постучать по камню, например карандашом, то звук, издаваемый более твЄрдым камнем  будет более звонким, если камень м€гкий, то звук будет соответственно более глухой.
      2. ѕод «консистенцией» следует понимать  «текстуру» камн€, однородность твЄрдости камн€. ќпределить  визуально или тактильно  может быть затруднительно, но некоторые подсказки всЄ таки имеютс€. ѕервой подсказкой €вл€етс€ цвет, если поверхность камн€ очень разноцветна, то вполне веро€тно, что текстура камн€ неоднородна. ¬торой подсказкой €вл€етс€ тест на «отражение». ≈сли рабоча€ поверхность камн€ хорошо притЄрта и  отполирована, и  смотреть на эту поверхность  под определЄнным углом,  поверхность будет блестеть или приобретЄт высокую отражательную способность. »скажени€ в отражении указывают на участки поверхности камн€  с другой текстурой.
 
     —ледует избегать приобретени€ тойши на рабочей поверхности которых имеютс€ большие участки не однородной текстуры, котора€ выражена в таких цветовых вариаци€х оттенков как, «€ке» (коричневый, темно коричневый), «нашиджи» или «кан»  (цветовые вариации в похожие на годичные кольца древесины). Ќаличие на рабочей плоскости камн€ небольших участков с иной текстурой это  €вление.
 
     3. Ёто  очевидно,  если  на рабочей поверхности камн€  есть большой участок включений, помимо абразива, то налицо серьЄзный признак неоднородности. ’орошим правилом при оценке наличи€ включений €вл€етс€ тест по бликам, что даЄт возможность обнаружить на поверхности камн€ чЄрные или тЄмно-коричневые включени€.  ќни отражают больше света, чем остальна€ часть камн€. ѕри заточке на таких участках работать нельз€. ќсобенно это  касаетс€  «—удзи».
 
      4. ќбращайте внимание на наличие трещин. »ногда наличие трещин вполне допустимо,  очень тонкие трещины ни на что не вли€ют. Ќо если вы видите трещины, идущие через всю рабочую плоскость тойши  и на определЄнном участке они  расшир€ютс€, то будьте очень осторожны. “реснутый тойши  может быть использован,   даже если он полностью  раскололс€, то  его можно склеить, так что  вопрос лишь в том, будут ли трещины мешать заточке или нет.
 
     5. «абудьте названи€ камней. —ерьЄзно, забудьте все эти  мудрЄные названи€ тойши  и выбирайте камень по совокупности признаков, за исключением, если по какой-то личной причине, ¬ы хотите приобрести камень с конкретным названием  (что в целом совсем  не плохо, € вполне  это понимаю),  просто взгл€ните на камень. ѕомимо общей бессмысленности имЄн, нет почти никакого способа удостоверитьс€ в их подлинности, разве что камень продаЄт какой либо  известный дистрибьютор камней («»маниши», «“анака», «Kимура», «’атекана» и т.д.). ћошенничество конечно же  случаетс€. Ќо не всегда отказывайтесь от сделки, может быть камень  идеален дл€ доводки, но если вы гонитесь конкретным названием, тогда необходима полна€ уверенность в подлинности камн€. 
 
      Ќазвани€ пластов: «“омае», «Aиса\гоуза», «—уита», «’атимае» и т.д. ќни могут оказать небольшую помощь в выборе камн€ - например, оселки из «јиса» как правило, более твЄрдые  чем «—уита». «—уита», как правило, работают быстрее, чем другие слои со структурой  «—у» и т.д. Ќо  веро€тность полной св€зи свойства камн€ с названием пласта очень низка, так что названи€ пластов мало чем помогают. Ќужно запомнить, что камни пласта «“омае»  весьма широко распространены и  как бы €вл€ютс€ «камн€ми по умолчанию». ≈сли на камне нет штампа с названием пласта, это почти наверн€ка «“омае».
     Ќесколько слов о цвете «киита», «асаги», «мизуиро» и прочее, это чистой воды эстетика и  ничего кроме неЄ. Ёстетика пон€тие психологическое, но на процесс заточки не вли€ет.
      ѕримечание: я ничего не сказал о размере зерна, иначе говор€, о гритности камней. ƒл€ природных заточных камней така€ оценка не приемлема. ¬ любом смысле  слова, тойши нельз€ отнести к «тонким» природным камн€м. ƒл€ большей информации, читайте статью «hows-it-going».
 
      » в  заключении.  јнализируйте.
 
     ≈сли вы увидели подозрительно дешЄвый камень, вспомните, все объективные причины падени€ цены - включени€, небольшой размер, множество трещин и т.д. Ќекоторые дефекты не представл€ют  проблему. ћаленький камень, но на нЄм можно выполнить заточку, трещины можно заклеить, а некоторые включени€ можно удалить. ѕросто внимательно осмотрите товар  и помните: если всЄ  слишком хорошо, чтоб быть правдой, значит так оно и есть.
–убрики:  ќ заточном деле
ѕриродные камни дл€ заточки и доводки

ћетки:  

«аточка на €понских природных камн€х. ƒжим –айн.

ѕ€тница, 08 »юл€ 2016 г. 09:30 + в цитатник
Ёто цитата сообщени€ ¬ладимир_лесничий [ѕрочитать целиком + ¬ свой цитатник или сообщество!]

заточка на €понских природных камн€х

«аточка на €понских природных камн€х
јвтор ƒжим –айн
‘ото ƒжим –айн
 
       японские природные заточные камни, на €понском €зыке тен нен тойши 天然砥石  широко известны в мире, как лучшие в мире природные абразивы, дл€ заточки любых режущих инструментов включа€ клинковые (опасные) бритвы. Ёти  камни были найдены около города  иото, и использовались как абразивный материал в течении многих веков.  ≈сть много шахт около города  иото, где добывают  тойши, которые в свою очередь сильно отличаютс€ по цене и качеству. ¬се добываемые камни можно разделить на две большие группы, это «¬осточные камни», на €понском €зыке хагаши моно 東物, и ««ападные камни» на €понском €зыке ниши моно 西物. ¬осточные камни, более дорогие и более попул€рные, к ним относ€тс€ нака€ма, озуку, нарутаки, шоубудани  и окудо и другие. Ќака€ма наиболее известный камень, он наиболее подходит дл€ наших целей, т.е. заточки клинковых бритв, однако озуку так же очень хорош, в общем, подходит практически любой из восточных камней. 
 
      ѕри выборе тойши всегда  возникает вопрос, какой именно камень купить, такой вопрос возникает из-за  большого количества незнакомых названий  и невозможности пон€ть, чем они отличаютс€ друг от друга.  амень дл€ заточки бритв должен обладать двум€ важными свойствами - камень должен быть твЄрдый и камень должен быть финишным. ¬се «восточные камни» считаютс€ финишными камн€ми и честно говор€, отличий практически нет между тойши с названи€ми киита и асаги, поэтому вообще не думайте о названи€х камней, выбирайте камень только по его рабочим качествам. “вЄрдость камн€ индивидуальна€ черта, хот€ очень часто, камни киита обычно м€гче камней асаги, такие знани€ могут немного помочь при выборе камн€. Ќо единственный достоверный способ определить подходит ли тойши дл€ заточки клинковых бритв это испытать камень и другого способа нет. ¬ы конечно можете  довер€ть продавцу, в конце концов, всЄ сведЄтс€ к проверке рабочих качеств камн€.
 
        ≈сть один признак, который может помочь в выборе камн€ это штамп ћарука (㋕正本山, иероглифы расположены вертикально в пр€моугольной рамке). Ўтамп коричневатого цвета,  может быть сильно стЄртый, что говорит о том камень  старый и обычно расположен боковой стороне камн€. Ёто штамп указывает на то, что камень, был тестирован  собственником шахты  Ќака€ма (семь€  ата), такой камень считаетс€ высшего качества.  амень с таким штампом,  очень твЄрдый,  с очень мелким зерном,  очень чистый безо вс€ких посторонних включений. ≈сли вы сможете найти подлинный камень со штампом ћарука, веро€тность того, что вы приобретЄте камень  высшего качества, чертовски высока. ÷ена такого камн€ будет очень высокой.
 
       японские природные точильные камни, часто используют только в качестве финишных, то есть только дл€ тонкой заточки режущей кромки бритвы, в конце прогрессии, начина€ от грубых до мелких камней (примечание - то есть последовательна€ заточка на камн€х, 1000-3000-6000-10000 €понских грит, а далее финишный природный €понский камень или подобное с разной вариацией камней). ќднако при изучении €понских источников, и уроков заточки бритвы, которые преподал мне мой парикмахер (человек, который использует €понские природные камни, при заточке бритв в течение почти 40 лет, кстати некоторые камни он мне передал) нет ни одного упоминани€, о использовании любого грубого камн€, как при заточке  €понских бритв камисори так и западных бритв.
           ¬место этого, вс€ заточка  делаетс€  только на одном камне, хонзан   (本山),    и используетс€  прогресси€ суспензий. “аким образом, иметь необходимый набор нагур   и  камень томонагура, по существу, так же важно, как и сам хонзан.
 
 
«аточка
 
„то  необходимо иметь  дл€ заточки бритвы?
 
1. амень хонзан.
 
2.Ќабор нагур.
 
Ќагура - это маленькие, беловатые и полосатые камни, м€гкий вулканический туф, добываетс€ около  города ћикава, в префектуры јити. Ќагур довольно много, но дл€ заточки бритв необходимы только с 4 типа:  ботан, тенджу, меджиро и кома.
 



1 (700x410, 184Kb)
 
 

       ќсновной рекомендуемый набор нагур включает в себ€  ботан нагура– 1 шт,  далее тенджу либо меджиро нагура – 1 шт  и кома нагура – 1 шт.  ¬ насто€щее врем€ кома нагура  станов€тс€ все более и более редкой, и соответственно более дорогой. ≈сли  вас нет кома нагуры, в этом ничего страшного нет, хот€ использование кома нагуры,   делает более плавным переход, в процессе заточки.
 
       ћаленький кусочек камн€ хонзан или томонагура
 
      Ёто небольшой кусок финишного камн€, такого же,  как и основной камень. “омонагура  должна быть примерно такой же твердости как основной камень.  огда мой парикмахер передал мне свой камни, он  сказал мне, что сама€ важна€ часть заточки заключаетс€ в использовании этого камн€. » только через несколько мес€цев € пон€л то, что он мне сказал.
 
      ћикроскоп 
 
»спользование микроскопа  может помочь  при осмотре подвода и режущей кромки, но это, необ€зательно.
 
»так, теперь давайте сложим всЄ вместе.
 
 ак используетс€ камень.
 
  ≈сть два основных этапа заточки на €понских природных камн€х. ѕервоначальна€ заточка, делаетс€ на грубой  суспензии нагур и финишна€ заточка, котора€ делаетс€ на суспензии точильного камн€.
 
—начала давайте рассмотрим начальной этап заточки. —ледующее действие провод€т с бритвой, у которой не сформирован подвод, например при ремонте бритвы. ѕодвод следует сформировать на грубом камне, например на  ƒћ“ 1200. «аточку провод€т до формировани€ подвода.
 
ƒалее заточка на €понском природном камне.
 
ѕодготовите камень нагуры и воду.
 
     1. —мочите поверхность камн€, так чтобы  вс€ поверхность была увлажнена. ¬озьмите нагуру Ѕотан   и трите нагурой,  по мокрой  рабочей поверхности  точильного камн€  равномерно по всей поверхности, без давлени€.  ѕри этом на поверхности камн€ образуетс€  молочно бела€ суспензи€. ÷вет суспензии или консистенци€ суспензии  должна быть примерно  2% молока. 
 

2 (700x547, 142Kb)
 
     2. Ќа этой  суспензии, затачивайте бритву. «аточку бритвы выполн€йте любым способом, которым владеете (то есть диагонал€ми, или всей плоскостью бритвы под углом или восьмЄркой), давление, должно быть таковым,  только чтобы удерживать бритву плашм€ на рабочей поверхности камн€. ѕродолжайте, заточку, пока весь подвод не будет равномерно окрашен в белый цвет. —леды на подводе от заточки на суспензии от следующих нагур (тенджу или меджиро) называют "п€тнистый" белый туман (матовый цвет). ѕодвод  должен быть одинаковым по цвету, по всей  длине, на подводе  не должно быть никаких блест€щих п€тен.  роме того, бритва должна начать прилипать к поверхности камн€ и  после заточки на суспензии ботан нагуры должна брить волосы руке с небольшим усилием.
«аточка на ботан нагуре,  может зан€ть некоторое врем€ и, если  суспензи€ становитс€ слишком густой, или изменит цвет на темно-серый, то тогда  необходимо "освежить" суспензию, то есть старую смыть и сделать новую как описано в п. 1.   огда вы увидите, что подвод бритвы достиг соответствующего уровн€ остроты и окраски по  всей длине  продолжайте, как описано ниже.
 
     3. “щательно вымойте водой  камень. «атем бритву и  руки с моющим средством. Ёто необходимо чтобы удалить все абразивные частички ботан нагуры. 
 
     4. ¬озьмите тенджу или меджиро нагуру  кака€ у вас есть и на поверхности камн€ наведите суспензию одной из этих нагур, как описано в п.1.
 
    5. “очите бритву как это описано в пункте 2, на  суспензии тенджу или меджиро. ¬аша цель здесь заключаетс€ в том, чтобы заточить  бритву, чтобы убрать все следы от более грубой, ботан нагуры. “очите бритву пока бритва не будет брить волос руки довольно легко.  » «туман» на подводе будет  темнеть, подвод не будет белым, как после заточке на суспензии от нагуры ботан, это случилось от того, что суспензи€ от нагуры тенджу или меджиро оставл€ет на подводе более мелкие царапины.  » цвет подвода, должен быть  одинаковым по всей длине.
 
    ќбновл€йте суспензию столько раз сколько это будет необходимо, пока не будете удовлетворены полностью результатами заточки.
 
     ≈сли у вас есть кома нагура, повторите процедуру заточки с суспензией  этой нагуры. ¬ противном случае,  делайте то, что описано в п. 6 .
 
     6. ¬ымойте камень, бритву и руки ќ„≈Ќ№ тщательно. —ледующим шагом будет финишна€ заточка  бритвы,  и если  на поверхности камн€ останетс€ хот€ бы одна абразивна€ частичка от предыдущих нагур, то эта частичка может сильно повредить режущую кромку.
 
      “еперь приступаем ко второму шагу заточки – финишной заточке.
 
    7. ¬озьмите томонагуру и как написано в п.2,  наведите суспензию. Ёто займет немного больше времени, чем наведение суспензии ботан, тенджу, меджиро или кома нагурой, поскольку томонагура более твЄрда€.  огда навели суспензию, всЄ готово, чтобы продолжить заточку.

3 (700x547, 151Kb)
 

     «аточка бритвы на суспензии томонагуры, отличаетс€ от  заточки на суспензии предыдущих нагур, тем,  что свободные абразивные частички томонагуры  начинают довольно быстро измельчатьс€, то есть будут становитьс€, в размере всЄ мельче и мельче, в процессе заточки. ‘инишна€ заточка  дает  очень острую и гладкую режущую кромку, но чтобы это сделать, необходима сначала заполировать все штрихи или царапины от предыдущей нагуры, иначе говор€ необходимо  балансировать контролиру€, силу начальной суспензии томонагура, чтобы перейти к финишной заточке, только после того как все штрихи от предыдущих нагур будут  сведены.
 
      „то следует делать.
 
     8. Ќачните заточку с очень легким давлением. ќчень внимательно наблюда€ за суспензией. ≈сли суспензи€ начинает темнеть и становитс€ немного «липкой», наведите новую суспензии. Ёто необходимо делать, чтобы абразивные частички в суспензии оставались крупными. ≈сли этого  не делать, будет   преждевременный переход  к тонкой финишной заточке.
 

4 (700x547, 170Kb)

      9.  ѕродолжайте заточку на суспензии томонагуры, периодический подновл€€ суспензию, по мере необходимости, пока туманно матовый подвод по всей длине не станет блест€ще матовым. Ѕритва обычно начинает резать волос на весу. ƒл€ достижени€ этой цели понадобитс€ обновление суспензии томонагура, по крайней мере, три раза, а может быть и больше, в зависимости от твердости метала бритвы  и свойств камн€.
 
     10.  огда подвод бритвы стал, прин€л блест€ще матовый оттенок по всей длине подвода, и бритва  прилипает к камню всей длинной режущей кромки, прекратите  обновление суспензии томонагура. ѕродолжайте точить бритву без обновлени€ суспензии томонагура, при этом абразивные зерна будут быстро измельчатьс€,  суспензи€ становитьс€ всЄ более  тонкой. Ќа этом этапе, вы можете добавить одну  или два капли воды.
 
       ак только вы  завершите,  бритва должна быть готова дл€ прохождени€ теста непосредственно бритьЄм. ≈сли бритва не проходит тест брить€, думаю о том, что  нужно, и вернутьс€ к рутинной работе по заточке бритвы. «десь  помочь может только опыт по заточке бритв.
 
      Ќадеюсь, изложенное  поможет вам. я этим способом точу бритвы, и  мой парикмахер точит тоже, так точили многие  до мен€ в течение многих и многих  лет. 
 
 
–убрики:  ќ заточном деле
ѕриродные камни дл€ заточки и доводки

ћетки:  

ћикава cиро кома нагура

ѕ€тница, 08 »юл€ 2016 г. 09:28 + в цитатник
Ёто цитата сообщени€ ¬ладимир_лесничий [ѕрочитать целиком + ¬ свой цитатник или сообщество!]

ћикава cиро кома нагура




3 (700x463, 231Kb)

 

ћикава  cиро кома нагура.

    “радиционно используетс€ дл€ полировки в мечей, дл€ удалени€ рисок, оставленных тю нагура. ѕоэтому, эта нагура всегда  есть в арсенале полировщиков  мечей. “ем не менее ремесленники и парикмахеры и представители многих других профессий, обнаружили, что использование кома нагуры полезно дл€ финишной заточки режущего инструмента.  ак и другие виды микава нагура, каждый кусочек кома  имеет свой собственный характер. Ќекоторые, кома нагура создают суспензию, котора€ в начале немного грубее, а в процессе заточки становитс€ тоньше.  ≈сть полностью  белые и полосатые кома нагура,  нар€ду с традиционными оранжево полосками или п€тнами, иногда встречаютс€ полосы и п€тна, серого, синего или черного цвета. Ќекоторые кусочки кома нагура создают зернистую суспензию, а суспензи€ наведЄнна€  другими камн€ми кома нагура пастообразной консистенции. я читал, что "лучша€" кома нагура  бела€, но практика показывает, что это верно, но не все  100%. я также читал, что кома нагура не €вл€етс€ об€зательно необходимой дл€ заточки бритв.

     ћногие  утверждают, что камни кома нагура редки и их трудно купить  и это безусловно факт.

      ¬се камни кома нагура старые, когда € говорю, что это "стара€" кома нагура, € имею в виду, что камни были добыты середины двадцатого века.  амни нагура начали добывать очень давно, но нельз€ сказать, что камни прежней добычи "лучше".  Ёто объ€сн€етс€ тем, что пон€тие  "лучше" очень субъективный термин, и нужно иметь достаточно высокий уровень квалификации, чтобы подтвердить мои слова.

    ћикава нагура использовалась дл€ заточки и полировки с незапам€тных времЄн; точно сказать когда именно просто невозможно, задолго до того когда »васаки убедил јсано разработать систему оценки качества и ставить штамп на камн€х.

   ¬ообще кома нагура работает  быстро и тонко. ¬ большинстве прогресси€х с суспензи€ми нагура, кома нагура используетс€  после мэдзиро нагура и перед томо нагура.

  явл€етс€ использование кома нагура об€зательно? ћногие утверждают,  говор€т, что  в использовании кома нагуры нет необходимости. Ќа мой взгл€д, на это вопрос  заточник должен ответить сам, после то как поработает с эти камнем некоторое врем€.

–убрики:  ќ заточном деле
ѕриродные камни дл€ заточки и доводки

ћетки:  

ћикава нагура

ѕ€тница, 08 »юл€ 2016 г. 09:27 + в цитатник
Ёто цитата сообщени€ ¬ладимир_лесничий [ѕрочитать целиком + ¬ свой цитатник или сообщество!]

ћикава нагура

 


1 (700x424, 240Kb)

 

ћикава нагура

     Ѕелый камень нагура  добываютс€ в округе  аташитара  префектуры јити. ¬ шахте,  12 страт или слоев, в том числе по два сло€  тэндзЄу и ботан. »з 8 слоЄв, дл€ заточки бритв чаще всего используетс€  ботан, тэндзЄу, мэдзиро и кома.

      . »васаки и Ќ. јсано разработали систему контрол€ качества дл€ сортировки и аутентификации микава нагура.  аждый кусочек,  тщательно провер€лс€, а затем ставилс€ чернильный штамп, на котором указывалс€ слой и качество камн€. ¬ конце концов, ћ. —акамото унаследовал право на эти штампы, и сейчас он продолжает оценивать качество и ставить штампы на каждый кусок нагура.

     Ўахта была закрыта в 1976 году, всЄ «новое» нагура вырезано из больших кусков ранее добытых в шахте и хран€щихс€ на складе. ѕохоже,  больше нагура не будет добываетс€ из шахты, предложение на рынке будет сокращаетс€. ¬ результате, цены на нагура повышаютс€ каждый год.  ома нагура становитс€ все более редкой и стоит чрезвычайно дорого. ≈сть частные коллекционеры, которые иногда покупают или продают камни, но веро€тность  покупки этих камней низка€.

ƒругие типы Nagura

≈сть камни микава нагура, которые не имеют штампа јсано. Ќагура без штампа, может быть очень хорошей, у мен€ есть несколько кусочков, которые работают отлично. “ем не менее, есть сообщени€ и о плохих, с жесткими включени€ми, суспензи€ от такой нагуры может повредить лезвие. ѕеред использованием любого нагура она должена быть испытана и тщательно проверена. ƒаже после того, как камень прошел проверку, он должен регул€рно провер€тьс€, есть ли штамп или нет. Ѕотан и тэндзЄу нагура как известно, может иметь сквозные прослойки линии.

    “ю нагура может быть белой или слоистой (полосатой), но эту нагуру не добывают в шахте ћикава. “ю нагура используетс€  в традиционной полировке мечей полировки, в линейке камней, где она предшествует кома нагуре. ≈сть много сортов “ю нагура, или по крайней мере есть много камней, проданных как “ю, они весьма различны. ” мен€ было несколько штук из разных источников, и все были очень хорошими и с ними легко работать.

    “очно так же, чЄрный камень ÷усима нагура добывалс€ под водой на побережье Ќагасаки. ¬озможно, есть два типа чЄрного камн€ ÷усима нагура, один вид камн€ в океане, другой в  шахте  в горах.  амень из океана называетс€ Ocean Blue, знаком многими стол€рам  очень интересный камень, полирует очень хорошо. ќбразцы, которые имею €, можно сравнить с сочетанием мэдзиро и кома. —успензи€ ÷усима начинает работать более грубо, чем большинство кома нагуры, но измельчаетс€ очень хорошо. Ўахта ÷усима в океане также закрыта, камень становитс€ все более редким.

    »Єто еще один тип камн€, который часто разрезают на мелкие кусочки можно использовать как нагура, перечисленные здесь. »Єто может быть очень полезно в том, что есть много сортов от грубого до тонкого нар€ду с разной степенью твЄрдости. ” мен€ было много камней, которые были превосходными и сопоставимы с различными типами нагура с печатью  јсано.

ќригинал здесь

http://www.tomonagura.com/mikawa-nagura/mikawa-nagura-info/asano-stamped-nagura.html


2 (700x466, 188Kb)

 

 

     Ўтамп в правом нижнем углу,  микава широнагура  означает  подлинный  чистый белый камень микава.  расный штамп показывает, что нагура была официально тестирована, как в свое врем€ это было делал  јсано. Ћевый нижний штамп название сло€ нагура. ¬ерхний левый штамп отмечает качество или сорт камн€. ¬от некоторые названи€ некоторых из разных слоев

ボタン ботан

八重ボタン слоистый ботан

天上 тэндзЄу

目白 мэдзиро

コマ кома

アツ  ацу

バン бан

ѕримечание. ќбе нагуры ботан  всегда штампованы катакана.

Ќекоторые кандзи и переводы дл€ различных марок.

ѕримечание. Ёти сорта не означает, что один камень "лучше". ‘орма, цвет,  учитываетс€ в системе классификации  качества.  амень высшего сорта так же хорош,  как и улучшенный. –азница в том, что первый неправильной формы и в основном белые, а где второй  квадратные и полосатый.

 ¬от некоторые сорта.

”лучшенный высокий сорт  特級上

¬ысокий сорт  特級

”лучшенный отборный сорт  別上

¬ысший сорт  上級

“оккюдзЄу 上特级 полосатый  квадратной формы

“оккюу  特级  полосатый неправильной формы

Ѕэцу ƒай ƒзЄу  別大上 белый квадратной формы

Ѕэцу ƒзЄу  別上 белый неправильной формы

    —уществует еще один штамп качества нагуры, который редко встретишь это 刀剣用. Ёто штамп ставитс€ на нагура дл€ полировки (заточки) мечей.  

刀剣 общее название дл€ оружи€ с длинным лезвием и руко€ткой.

 剣 означает обоюдоострый, и меч с одинаковыми кра€ми.

  последний символ означает  «использование».

    —ледующий  штамп «качества», можно видеть на небольших кусочках кома нагуры 記念品  это значит сувенир или на пам€ть. Ётот камень не рекомендуетс€ и не предназначен дл€ использовани€. 

Ќадписи на остальных нагура.

“омо нагура ともなぐら共名倉

“ю нагура 中名倉

ќригинал

 http://www.tomonagura.com/mikawa-nagura/mikawa-nag...ano-stamps.html#previous-photo

 

–убрики:  ќ заточном деле
ѕриродные камни дл€ заточки и доводки

ћетки:  

ѕоиск сообщений в oldTor
—траницы: [92] 91 90 ..
.. 1  алендарь