ЗАЧЕМ ПОД КРЕСТОМ ИИСУСА ХРИСТА ИЗОБРАЖАЕТСЯ ЧЕРЕП На православном кресте у ног...
Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге - (0)Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге Лите...
«Женские» традиции старой Руси - (0)«Женские» традиции старой Руси https://kulturologia.ru/blogs/200623/56520/ &nb...
Из истории париков - (0)Из истории париков Парик в истории моды возникает практически сразу с п...
8 вкусных и красивых куличей на Пасху - (0)8 вкусных и красивых куличей на Пасху Планирование меню на Пасху – непро...
Восхитительные пейзажи от русского художника Михаила Константиновича Клодта |
|
Лечебная гимнастика для позвоночника по Норбекову |
Лечебная гимнастика для позвоночника по Норбекову
Болезней позвоночника за последнее время стало больше, причем они продолжают очень быстро «молодеть». Когда раньше данные заболевания были присущи в основном только пожилым людям, то жалобы на боли в спине и позвоночник все чаще начинают поступать от людей довольно молодого возраста – это так отображается сидячая работа и маленькое количество физических нагрузок.
Методик лечения позвоночника современная медицина, традиционная и нетрадиционная, предлагает массу.
Одной из них является гимнастика для позвоночника Мирзакарима Санакуловича Норбекова – академика, одного из ярчайших представителей нетрадиционной медицины, основателя «Института самовосстановления человека».
Методика Мирзакарима Норбекова – это путь к восстановлению здоровья через подключение внутренних ресурсов организма, через самоконтроль и изменение, прежде всего, своего отношения к себе и ко всему, что нас окружает.
Занимайтесь спортом, придерживайтесь правильного питания и БУДЕТЕ ЗДОРОВЫ!
Особенностью гимнастики является то, что она состоит из трех частей:
📎 непосредственно упражнений для суставов;
📎 тренировки нервной и кровеносной системы;
📎 тренировки внутреннего мира, веры в себя.
|
Красивые льняные скатерти из сочетания ткани и ажурного вязания |
Красивые льняные скатерти из сочетания ткани и ажурного вязания
Всегда необычайно нарядно смотрятся ажурные вязаные скатерти, но особым шармом обладают скатерти, выполненные в смешанной технике: ткань и вязание, вязание и вышивка.
Сегодня я хочу познакомить вас с мастер-классом чудной мастерицы Эстевес Консейса о том, как аккуратно выполнить соединение ажурных вязаных мотивов с тканью.
Думаю, что поняв основной принцип этой техники, вы сможете без труда создавать собственные композиции из понравившихся вам мотивов и каймы.
|
Расчёты при вязании круглой кокетки крючком |
Расчёты при вязании круглой кокетки крючком
Как правильно произвести расчеты для того, чтобы выполнить модель с круглой кокеткой.
Расчёты при вязании кокетки крючком.
|
17 художников, которые покорили нас в этом году |
17 художников, которые покорили нас в этом году
Оригинал взят у
|
Сирень румынской художницы Anca Bulgaru |
Весна. Сирень цветёт. Румынский художник Anca Bulgaru
|
Шкатулка для хранения украшений из молочной упаковки |
|
ОТ ХРИСТОВОЙ ЗАУТРЕНИ ДО КРАСНОЙ ГОРКИ |
ОТ ХРИСТОВОЙ ЗАУТРЕНИ ДО КРАСНОЙ ГОРКИ
Красноярск «Пасха». Художник Николай Пимоненко
Как праздновали Пасху в Сибири в XIX веке в купеческих домах, деревнях и острогах
Задушевно-радостный праздник
Пасху в Сибири считали главным праздником года и готовились к ней «богатый — как хочет, а бедный — как сможет».
Мужчины, работавшие на промыслах или на приисках, обязательно возвращались домой, чтобы встретить Пасху в кругу семьи. Охотники-промысловики выходили из тайги.
Празднования продолжались всю неделю, от воскресенья до воскресенья, и даже лавки в эти дни были закрыты: их владельцы работать не собирались, поскольку это считалось страшным грехом. А саму пасхальную неделю в Сибири называли Светлой, Святой, Радостной или Красной.
|
Сушка трав, зелени, цветов |
Сушка трав, зелени, цветов.
|
Кофейная монотипия. Создаем пейзаж на бумаге за 5 минут |
Кофейная монотипия. Создаем пейзаж на бумаге за 5 минут
Чему можно научиться у случайности... или Монотипия для начинающих.
Монотипия (от греческого «monos» — один, единый и «tupos» — отпечаток) — это графическая техника создания только одного, уникального, отпечатка. Максимально пробуждает фантазию и интуитивное образное мышление.
Для работы понадобится:
- кофейная краска (гранулированный кофе+малое количество воды=густой кофейный раствор);
- акварельная бумага;
- широкая кисть для фона;
- тонкая кисть для прорисовки деталей;
- чистая вода.
|
ВЯЗАНИЕ ИРЛАНДСКИХ ЦВЕТОВ |
|
10 красивых способов использования обычных коробок |
10 красивых способов использования обычных коробок
|
Цветочная корзинка во французском стиле. Крючок |
Цветочная корзинка во французском стиле. Крючок
Размер: 20 х 32 см
Вам потребуется: 100 г кремовой пряжи Lana Grossa Divino (75% хлопка, 25% вискозы, 110 м/50 г) и 150 г кремовой пряжи Lana Grossa Paradiso (100% хлопка, 65 м/50 г); крючок № 8; усилитель для текстиля; 1 кисточка; 1 воздушный шарик; 1 толстая игла с тупым концом и большим ушком.
Техника вязания: полустолбики, основной узор.
|
Картон и вилка вместо ткацкого станка |
Картон и вилка вместо ткацкого станка
Именно тканые коврики сегодня очень популярны в интерьере жилища, особенно когда оформление осуществляется в старинном русском стиле, где они служат прекрасным дополнением. Украшают ими также и любой другой интерьер дома или загородной усадьбы, ведь поправу они придают дому не только тепло, но и уют. Рукодельницы, которые создают такие коврики своими руками, всегда получают удовольствие от выполненной работы, да и неприменно порадуют глаз, зашедших на чаек гостей. В такой же технике, можно смастерить не только коврики, но и красивый декор на стену, абажуры, салфетки, обернуть кашпо с цветами и многое другое. Но как быть, если у вас нет ткацкого станка? А вот именно для вас, дорогие рукодельницы, предоставлен мастер-класс оригинального способа выхода из сложившейся ситуации, картон и вилка - если нет у вас ткацкого станка.Подберите необходимые цвета ниток к вашему интерьеру и приступайте к их осуществлению.
|
Сумочка для рукоделий. |
|
Тильды в нарядах бохо от Чариковой Юлии. |
|
Вязание крючком: летняя кофточка "Розы Макинтоша" |
Вязание крючком: летняя кофточка "Розы Макинтоша"
Скоро лето и пора приниматься за подготовку модных нарядов. Тем, кто хорошо владеет крючком, вполне по плечу связать к предстоящему сезону ажурную кофточку, которую "разработала" для нас талантливая рукодельница Светлана Томина. Ее нарядный и хорошо узнаваемый рисунок навеян знаменитыми розами шотландского модерниста Чарльза Макинтоша.
|
Джутовые корзины из пластиковых вёдер. МК. Советы по джуту |
Джутовые корзины из пластиковых вёдер. МК. Советы по джуту
1.
2.
3.
Работы и советы Лены Денисовой.
|
Игольницы |
|
Покрывало и подушки из пряжи с бахромой |
|
Топ в технике ирландского сцепного кружева - вязание крючком |
|
Мастер-класс вязания крючком с использованием бисера |
Мастер-класс вязания крючком с использованием бисера
1.Пряжа любая, важно, чтобы её можно было вдеть в иглу, при помощи которой будете набирать бисер. Идеальный вариант – длинная бисерная игла, можно попробовать выбрать подходящую из любого набора игл.
|
Вяжем крючком ангелов. |
|
7 скрытых функций компьютерной мыши |
повторяем пройденное.7 скрытых функций компьютерной мыши
7 скрытых функций компьютерной мышиКлавиатура и мышь являются уже настолько привычными вещами в нашей жизни, что кажется тут уж точно нас не могут подстерегать никакие сюрпризы. Тем не менее, бывает что и совершенно привычные продукты имеют не совсем очевидные свойства и функции. Сегодня мы хотим вас познакомить, а некоторым просто напомнить о нескольких скрытых способах использования компьютерной мыши.1. Выделение части текстаМы все знаем, что для выделения текста необходимо зажать левую кнопку мыши и провести курсором по нужному участку текста. Однако, если нам надо выделить текст на длинной странице, то есть с прокруткой, это не всегда удобно. Поэтому используйте следующую комбинацию: щелкните мышкой в начале нужного места, затем перейдите в конец требуемого выделения и щелкните еще раз, но удерживая при этом зажатый Shift. Все пространство между двумя кликами выделится. |
|
Декор старой обувной коробки |
|
Вязание в стиле брумстик |
Вязание в стиле брумстик
Жакет в стиле перуанского вязания
Серый жакет с запахом из мягкой бамбуковой пряжи выглядит стильно и просто. К нему легко подобрать аксессуары в виде лёгкого шарфика или платка, но и сам по себе он смотрится великолепно.Благородный узор из вытянутых петель, провязанных вместе, просто завораживает взгляд.
Размеры: 36.-38 (40/42) 44/46
|
Одежда, которая подчеркнёт достоинства пышных форм.. |
|
Серия сообщений "Уроки стиля":
Часть 1 - Перманентный макияж: за и против....
Часть 2 - Жизнь как событие. Коко Шанель. К 130 - летию со дня рождения.
...
Часть 15 - Дань русским семейным традициям. Сарафан.
Часть 16 - Одежда-символ... Украинская вышиванка.
Часть 17 - Одежда, которая подчеркнёт достоинства пышных форм...
|
Поделки к Новому Году из мешковины |
Сейчас мы готовимся ко всеми нами любимому празднику Новому году. Бегаем по магазинам выискиваем, что-то эдакое и необычное. Предлагаю вам посмотреть подборку новогодних вещиц, сделанных своими руками, с использованием имешковины и джута. Надеюсь, вам понравится.
|
Вязьма. Иоанно-Предтеченский монастырь |
Метки: Вязьма |
Умная мысль .) |
|
Краски осени |
|
Аудио-запись: Орк. Дюка Эллингтона " Опавшие листья" |
Музыка |
8454 слушали 183 копий |
Igor_Postnikov |
. 1. |
|
Комментарии (2)Комментировать |
Где эта улица... где этот дом?... |
Нашла в сети интересную штучку..
Если Вы когда-то жили в другом городе,учились, выходили замуж, рожали детей, а потом уехали навсегда, но очень хочется посмотреть на эту улицу и этот дом, это вполне реально!
Пробуем?...
Вами только вписывается адрес:
город, улица, номер дома,
и немедленно видим
нужный дом и всё вокруг.
|
МК "Как сшить настоящую сумку ". |
Слова автора:
В этой теме выкладываю мастер-класс "Как сшить настоящую сумку из джинсовой ткани".
Итак - поехали!
Нам потребуется:
1. Джинсовая ткань - 80 см. (можно и полметра, но на длинные ручки тогда не хватит).
2. Подкладочная ткань - 50 см. (у меня вискозный атлас)
3. 1 разъемная молния 40 см. (для основного замка)
4. 2 молнии по 20 см. (для наружного и внутреннего карманов)
5. Вышивка "девочки-телефона" от Риолис
6. Нитки - для джинсы и для подклада. Также можно толстые нитки для отстрочки.
7. Ножницы, мелок, иголки, сантиметровая лента, линейка и т.п.
весь МК здесь
Метки: Шитьё |
Радуга |
|
Красоднев ( лилейник лесной ) --краса летнего дня . |
|
Майник двулистный |
Многолетнее травянистое растение 10-15(25)см высоты, с длинным и тонким ползучим корневищем. Мезофит. Стебель прямостоячий с двумя листьями на коротких черешках, расположенных очередно. Листья треугольно-сердцевидные 3-6 см длины и 2-4,5см ширины, острые цельные и цельнокрайние, с очень глубоко и широко вырезанным сердцевидным основанием. Цветки собраны на верхушке стебля в длинную тонкую кисть, белые мелкие, 3-5мм диаметром, с шестью отогнутыми назад долями околоцветника. Тычинок четыре, пестик один, завязь верхняя. По организации цветков – типичный энтомофил, но насекомыми не опыляется, что связано с недостатком или крайней бедностью насекомых опылителей под пологом леса, поэтому растение, как правило, самоопыляется. Цветет в мае – июне. Зацветает на четвертый год жизни. Плоды шаровидные ягоды, 3-5-мм диаметром, сначала серые с красноватыми точками, затем оранжево-красные. Не цветущие побеги выглядят как одиночно растущие листья, на длинных черешках. Ягоды поедаются рябчиками и дроздами, проходя через желудок птиц, семена сохраняют всхожесть на 80-85%. Семена прорастают весной. Процесс прорастания происходит, как у ландыша. Первый год проросток ведет подземный образ жизни, на второй год над поверхностью почвы появляется лист, похожий на лист взрослого растения. Сильно развито вегетативное размножение: тонкое, удлиненное корневище разрастается в перегнойном слое на глубине 3-5см.
Майник широко распространен по всей территории России, как в Европейской части, так в Сибири и на Дальнем Востоке. За пределам нашей страны обитает в Скандинавии, Средней Европе, Средиземноморье, Северной Монголии, Китае, Японии.
Особенно обильно произрастает в еловых лесах, так же встречается в пихтовых, лиственничных и сосновых насаждениях.
Растение ядовито. Применяется в народной медицине как сердечно - сосудистое средство, и при некоторых других заболеваниях. Ягоды поедаются рябчиками и дроздами, но в пищу для человека непригодны, так как обладают токсичным действием. При поедании ягод наблюдается сильное сердцебиение, сопровождающееся появлением отдышки.
1.
2.
3.
4.
5.
|
Лилия карликовая ( саранка ) |
Лилия карликовая ( Lillum pumilum Delile
Семейство Лилейные—Liliaceae )Многолетнее травянистое луковичное растение 20-50 см высотой. Луковица белая, округлая, до см в диаметром, одетая серой пленчатой оболочкой. Стебель цилиндрический, голый. Листья очередные, линейные, 6-10 см дл. Цветки с легким ароматом, ярко-красные. Коробочки 2-3 см длиной, прямые, продолговато овальные. Размножается семенным путем. Цветет с конца второй - начала третьей декады июня. Цветение продолжается до середины второй декады июля и в целом длится 25-30 дней. Семена созревают к концу августа. Декоративное и лекарственное растение. Занесена в Красную книгу Иркутской области.
1.
2.
|
Башмачок Венерин -франт невероятный |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Метки: Наша природа |
Один утренний час на природе . |
1.
2.
3.
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Метки: Лесные прогулки |
Бохо для пышечек.много схем,моделей и выкроек |
Бохо для пышечек.много схем,моделей и выкроек
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
Метки: Бохо -стиль шитьё |
Предсказания старца ... |
Предсказания старца ...
В Свято-Успенском мужском монастыре Одессы в декабре 2012 года почил удивительный старец — схиархимандрит Иона (Игнатенко), оставив перед своей кончиной уже начавшее сбываться пророчество…
Все верующие люди Одессы знали о нем, почитали праведником, выстраивались к нему в очередь за советом и благословением.
Огромная популярность отца Ионы в народе для него являлась тяжелым крестом, который он покорно нес. В своем отношении к этому он был идеалом современного монашества, образом истинного покаяния и смирения. Незадолго до кончины, и этому сохранились документальные подтверждения, старец говорил:
— Через год после моей смерти начнутся большие потрясения, будет война. Продлится это два года.
— А как все начнется? Америка нападет на Россию?
— Нет.
— Россия нападет на Америку?
— Нет.
— А что тогда?
— В одной стране, которая меньше, чем Россия, возникнут очень большие потрясения, война, будет очень много крови. Продлится это два года. После чего будет русский царь.
|
"Сад сердца "Александры Феодоровны Романовой |
1.
Метки: "Николай II его близкие и его окружение" |
Уникальный альбом с фотографиями царской семьи (104 фото) |
Недавно при ремонте старого дома в г. Таллинн был найден тайник в котором был спрятан уникальный альбом с фотографиями Царской Семьи.
В альбоме собраны десятки портретов императора Николая второго, его жены, дочерей, наследника Алексея и др. членов царской семьи включая великих князей и правителей империй того времени.
Весь альбом можно посмотреть на сайте http://fishki.net/1323334-unikalnyj-albom-s-fotografijami-carskoj-semi.html
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Метки: "Николай II его близкие и его окружение" |
Городские зарисовки . ( Ангарск ) |
Метки: Ангарск |
Зимние зарисовки . |
Зимняя прогулка у болота и реки . 15 января 2015 г
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
.
Метки: Моя природа .Фото Моя природа . Фото . |
Вязьма как свидетель истории |
Вязьма – один из исторических памятников Смоленской области. Небольшой город, между Смоленском и Москвой на Старой Смоленской дороге привлекает туристов шедеврами старинного зодчества и уютной провинциальной атмосферой. Между тем, здесь неоднократно решались судьбы нашего государства – в 1812 и 1941 годах. Жители города показали себя мужественными защитниками Отечества, патриотами родной земли, хранителями русских традиций.
В наши дни Вязьма – это центр Вяземского района, город с населением в 55 тысяч человек, расположенный на месте слияния двух рек Вязьмы и Бебри, на старой Смоленской дороге.
Впервые в письменных источниках Вязьма упоминается в 1239 году — тогда город был отдан в удел Андрею Долгая рука, сыну смоленского князя Владимира Рюриковича. При этом Вяземское удельное княжество уже являлось составной частью Смоленского Великого княжества.
В 1403 году Вязьма в числе удельных городов Смоленской земли вошла в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Но уже в 1493 году в период русско-литовской войны 1487—1494 годов была захвачена Московским княжеством.
Во времена Ивана Грозного Вязьма была приписана к опричнине (1565 год). Иван Грозный посещал город в 1563 и 1566 годах и присутствовал на богослужении в Соборной церкви.
В Смутное время в окрестностях Вязьмы происходили крестьянские волнения, после вторжения польских войск город неоднократно переходил из рук в руки. В 1612 году Вязьма направила в ополчение князя Пожарского свой отряд. После окончания войны город отошёл к Русскому царству, здесь происходил обмен пленными между сторонами. Тем не менее, продолжались набеги поляков на Вязьму, и в 1630-х годах царь Михаил Фёдорович приказал возвести в городе новые укрепления. К 1632 году была создана новая крепость — Большой нижний город. С 21 октября 1654 года по 10 февраля 1655 года Вязьма временно стала резиденцией Российского правительства: возвращаясь из Смоленска с войском, царь Алексей Михайлович из-за разразившейся в Москве эпидемии вынужден был остановиться в Вязьме. Сюда же прибыли патриарх Никон и вся царская семья. В городе был построен деревянный дворец.
(Бои под Вязьмой в 1812 году)
Вязьмичи вписали одну из героических страниц в историю Отечественной войны 1812 года: собрали на оборону России полтора миллиона рублей и выставили 12447 ополченцев. Жители воевали в партизанских отрядах Д.Давыдова, А.Фигнера, А.Сеславинского. У стен города дважды развертывались ожесточенные сражения – в августе и октябре 1812 года. Свыше тысячи жителей уезда участвовали в Бородинском сражении. 22 октября 1812 года Вязьма стала местом большого сражения между отступавшей наполеоновской армией и русскими войсками. В честь этой победы в городе сооружены два памятника.
В столетнюю годовщину войны в Вязьме был открыт памятник героям 1812 года. Он представляет собой скалу, на вершине которой расправил крылья двуглавый орел, символизирующий Россию. Он треплет штандарт поверженного французского войска. Еще один монумент, посвященный событиям 1812-го года, расположен на Советской площади, неподалеку от Богородицкой церкви. Это памятник воинам Перновского полка, установленный на том месте, где они сражались с французской гвардией.
(Памятник героям 1812 года)
К середине XIX века Вязьма становится крупным торговым центром не только на Смоленщине, но и в России. Располагаясь на Старой Смоленской дороге, соединявшей Москву со столицами западных держав, Вязьма выполняла роль торгового посредника: через неё шли товары в Белоруссию, Польшу и другие страны, через Гжатск и Ржев – в Петербург.
В городе развивалась промышленность, действовало 57 предприятий. В 1850 году в Вязьме действовали 8 пряничных фабрик, из которых наиболее известными были фабрики принадлежащие купцам Ечеистовым, Кустаревым и Сабельниковым. Лучшими пряниками, заслужившими мировую известность и составившими славу Вязьме, считались пряники, выпекавшиеся на фабрике Сабельниковых.
(Памятник Перновскому полку)
Работали воскобойные предприятия, кафельный и кирпичный заводы, даже был свой колокольный завод, удовлетворявший потребности губернии в колоколах. Большие доходы получало местное купечество от торговли льном. В 1870 году началась эксплуатация вновь построенной железной дороги Москва-Вязьма-Смоленск, а с 1874 года – Сызрано-Вяземской и Ржевско-Вяземской железных дорог. К концу XIX века в Вязьме проживало 16 тысяч человек, в городе стали строиться двух- и трёхэтажные дома. Их насчитывалось около 400.
После революции промышленность города получила дальнейшее развитие. В годы предвоенных пятилеток в Вязьме были построены хлебо-, мясо- и пищекомбинаты, кирпичный завод. Действовали 3 льнозавода и 10 маслозаводов, строились мебельная фабрика, уксусный завод.
.(Вид Вязьмы в начале 20 века. Фото С.М.Прокудина-Горского)
Печальную известность Вязьма получила в годы Великой Отечественной войны трагедией так называемого «вяземского котла». Осенью 1941 года в ходе операции «Тайфун» под Вязьмой во вражеское окружение попали воины Красной армии: 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк РГК и полевые управления четырёх армий общим числом до 600 000 человек, в том числе 10 дивизий добровольцев-ополченцев из Москвы в возрасте от 16 до 60 лет. Из 15 000 ополченцев из столичной 7-й Бауманской дивизии народного ополчения, около 14 000 погибли под Вязьмой. Всего в октябре 1941 года в боях под Вязьмой погибло около 400 000 советских граждан. В ходе прорыва из окружения вышли 85 000, однако в плен попали около 688 000 советских солдат и офицеров.
Территория самого города и Вяземского района стала ареной жестоких и кровопролитных боев. Уже потом маршал Жуков отмечал, как велика была роль Вязьмы, которая позволила выиграть время для организации обороны на Можайской линии. На две недели войска сковали 28 немецких дивизий, но цена, которую заплатили за это промедление, была – сотни тысяч человеческих жизней.
Немецкая авиация совершила первый воздушный налет на Вязьму 31 июня 1941 года – в этот город война пришла очень быстро. На него были сброшены сотни бомб. В этот день погибло более 500 человек. Но уже в сентябре 1941 года в городе был создан партизанский отряд К.С.Заслонова, бывшего начальника Рославльского паровозного депо, который организовывал диверсии на железной дороге по подрыву немецких поездов. В память об отваге вяземских железнодорожников возле вокзала установлен памятник – паровоз ЭШ-4290.
(Памятник героизму вяземских железнодорожников)
В октябре 1941 года фашистам удалось окружить 12 дивизий западного и 4 дивизии Резервного фронтов. Попытка четырех армий под командованием генерал-лейтенанта М.Ф.Лукина пробиться к основным силам не увенчалась успехом. 7 октября 1941 года Вязьма была занята германской армией. По приказу командования 33 армия генерала Ефремова, освободившая Наро-фоминск, Боровск и Верею пошла на Вязьму. В ночь со 2 на 3 февраля 1942 года противнику удалось отрезать передовые части от Большой Земли. Армия Ефремова попала в окружение. Два с половиной месяца без боеприпасов, горючего, продовольствия 4 окруженные дивизии вели тяжелейшие бои. До апреля 1942 года генерал Ефремов так и не получил от командования разрешения на выход из окружения. К чести генерала, нужно сказать, что он не принял предложения Сталина покинуть свою обреченную армию на присланном самолете. В ночь с 13 на 14 апреля его изнуренная армия пошла на прорыв, но ефремовцы не смогли вырваться из окружения. Тяжело раненый и обездвиженный генерал Ефремов принял решение покончить с собой. На месте последнего боя генерала и его армии близ деревни Слободка установлен памятник в форме звезды. Позже прах генерала был перезахоронен на Екатерининском кладбище Вязьмы.
За время оккупации, продолжавшейся 17 месяцев, в городе погибло около 30 тысяч жителей. Пережившие это страшное время вязьмичи не любят вспоминать о тех событиях. Но память их хранит страшные картины. В Вязьме существовали как минимум два немецких лагеря для военнопленных и мирного населения СССР — Дулаг № 184 и Дулаг № 230. Пленных зачастую не кормили и не давали воды. Зимой 1941—1942 годов смертность в лагере составляла до 300 человек в день. В другой пересыльной тюрьме в Вязьме (Дулаг № 230) в октябре 1941 года в ходе проверки, проведённой офицером абвера, было обнаружено 200 евреев и 50—60 политруков, через несколько дней там же было выявлено ещё 40 евреев и 6—8 политруков. Все они были расстреляны. В декабре в лагере военнопленных в Вязьме выявлено и расстреляно 117 евреев.
Фашисты сожгли 6 больниц, 12 школ, электростанцию, костел, женскую гимназию, Фроловскую и другие церкви, хлебозавод, заводы и фабрики, два моста через реку Вязьму, вырубили два городских парка, поэтому в городе нет вековых деревьев. Советские войска вступили в Вязьму в ночь с 11 на 12 марта 1943 года. Город был разрушен и сожжен до основания. Из 5 с половиной тысяч зданий целым остался 51 дом. 15 марта Константин Симонов напишет: "Вязьма разбита и сожжена так, что ничего не могу понять: с одного конца насквозь видны крайние развалины на другом конце города".
.(Памятник генералу М.Г.Ефремову)
Вязьма была внесена в список 15 древнейших российских городов, требующих немедленного восстановления. Уже в 1946 году на центральной площади был установлен памятник генералу Ефремову. К сожалению, советские власти чтобы установить памятник приняли решение взорвать одну из красивейших городских церквей – Духовскую, построенную в начале XVIII века.
Город был удостоен гордого имени «Города воинской славы». Он быстро возродился после войны и стал крупным торговым и промышленным центром. В городе расположены заводы машиностроительный, кожевенный, синтетических продуктов (ОАО «ВЗСП»), а также предприятие «Вязьмахлебпродукт», льнокомбинат, косметический цех «Л'Ависсаль», завод по выпуску изделий из пластика (ООО «Пластик Репаблик»), горно-обогатительный комбинат, льнозавод, завод по переработке природного минерала — брусита (ООО «Вязьма-Брусит»), а также Филиал ОАО «БЭТ» вяземский завод железобетонных шпал, самый большой по мощности в России. Объём отгружённых товаров собственного производства по виду обрабатывающие производства (2010 г.) — 8,77 млрд. руб.
Вязьма — крупный транспортный узел Смоленской области, как железнодорожный, так и автомобильный. В городе имеются локомотивное депо, две автоколонны, многочисленные предприятия по обслуживанию железнодорожного и автомобильного транспорта. Действует несколько десятков автобусных маршрутов.
(Храм Одигитрии)
Но туристов привлекают исторические ценности Вязьмы. Одним из главных украшений города является храм Одигитрии, построенный в 1635-1638 годах. Он стоит на месте деревянного монастыря Иоанна Предтечи, основанного в 1536 году. Это великолепный памятник шатрового зодчества. Обилие кокошников, арок, фронтонов делает постройку очень нарядной и запоминающейся. В России осталось всего лишь два подобных храма – с тремя каменными шатрами, поставленными в один ряд – "Дивная" церковь в Угличе и церковь Одигитрии в Вязьме.
(Троицкий собор)
Не так давно завершились реставрационные работы в Троицком соборе, расположенном на Соборной горе в центре города. Он был построен в 1674-1676 годах по указу царя Алексея Михайловича в честь полного освобождения Смоленского княжества от польских захватчиков. В середине XIX века к нему пристроили новую трапезную и колокольню. Очень интересно внутреннее убранство собора – главные мотивы резьбы, украшающей его – виноградная лоза и стилизованные цветы.
Богородицкая церковь была сооружена в 1728 году на площади, носившей название Торговой (именно на ней находились городские торговые ряды). В наши дни в церкви расположен местный краеведческий музей, из коллекции которого можно почерпнуть довольно подробные сведения об истории города. Также в городе заложена уникальная церковь Александра Невского, освященная митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Патриархом всея Росси.
(Богородицкий храм)
Вяземская земля дала миру несколько святых. Среди них Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, и Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский.
Иулиания Вяземская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась высоким супружеским целомудрием. Супруг ее, Вяземский князь Симеон Мстиславич, вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем вынужден был бежать из родных земель, которые захватил литовский князь Витовт. Тогда московский князь Василий Димитриевич дал изгнанным князьям тверской город Торжок. Князь Юрий Святославич пленился красотой Иулиании и всячески старался склонить ее к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супружескую верность. Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании, в надежде силой овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику. Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело её бросить в реку Тверцу. Мученичество святой Иулиании совершилось зимой 1406 года. От угрызений совести князь Юрий бежал к татарам, но и там не нашел покоя. Тогда он удалился в Рязанскую пустынь (где и умер в 1408 году). Весной 1406 года тело блаженной княгини увидели плывущим против течения. Некий расслабленный услышал Голос свыше, повелевавший похоронить тело святой Иулиании у южных врат собора в Торжке. Гроб с телом впоследствии поставлен в Спасо-Преображенском соборе, где многие получали от него исцеления.
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы от простых благочестивых родителей, он избрал своим подвигом юродство Христа ради. Им руководил опытный наставник преподобный Ефрем Новоторжский чудотворец. Вместе они участвовали в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, где повторил подвиг послушания, пребывая в молитве, посте и молчании. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка.
Вязьма – это небольшой по размерам, но огромный по историческим событиям гордый, древний город, в котором сочетается архитектура старинных построек, прекрасных церквей и новых красивых домов.
В старинном селе Хмелита восстановлена усадьба XVIII века (имение рода Грибоедовых). В прекрасном дворцовом ансамбле работает единственный в мире музей писателя А.С. Грибоедова. На старинном Бельском тракте сохранилось сельское кладбище, где покоится прах родителей П.С. Нахимова, великого адмирала. Склеп находится у развалин Спас-Вологжанской церкви, где крестили П.С. Нахимова.
Среди имён людей, связанных с Вязьмой, внёсших большой вклад в историю Отечества, писатели А.С. Грибоедов и М.А. Булгаков, флотоводец П.С. Нахимов, композитор А.С. Даргомыжский, артисты Н.С. Плотников, А.Д. Папанов, Л.И. Касаткина, чьи детство и юность были связаны с вяземской землёй.
Елена Шикова
Метки: Вязьма |
Вяземские хроники |
Вязьма 1916. Парад Георгиевских кавалеров. Памятник героям Отечественной войны 1812 года. Открытие памятника героям Второй отечественной войны в 1916. Гимназисты выпускного класса.
Эпизод из кинохроники Дзиги Вертова "Кино-неделя" за 1918 год.
Вязьма Кинохроника 1943 года
Метки: Вязьма |
ГОРОДА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ .Вязьма: утраты |
«...По отношению всего родного мы равнодушны до преступности. Нет той горы в Швейцарии, которую бы не облазили, нет той немецкой дыры, куда не проникли бы русские люди, ни разу не плававшие по Волге, не переваливавшие через Кавказский хребет, не видавшие Урала... Да что об этих местах говорить, когда то, что под носом - Новгород, Псков, Тихвин, Свирь, Шексна и Троицкая лавра, - неизвестно громаднейшему большинству петроградцев»... Из прессы 1916 г.
Григорий ЕМЕЛЬЯНОВ
Старинные фотографии Вязьмы взяты с сайта
Вязьма – непременная остановка путешествующих по России на дороге в Смоленск. Здесь не только живописные пейзажи и старинные церкви, здесь – немеркнущая воинская слава. Как и другие города русского запада, Вязьма принимала на себя удар европейских захватчиков, заслоняя Москву, сгорала дотла и возрождалась вновь. Здесь вам обязательно расскажут, что в ходе боев Великой Отечественной войны город потерял более 90% своей застройки. По Симонову помним, что Вязьма просматривалась из конца в конец. Однако при этом мало кто вспоминает, что 60% храмов (а ведь именно храмы – это градообразующие ориентиры, художественные акценты и, в конечном счете, лицо города) были утрачены отнюдь не на войне. Многие церкви войну как раз даже и пережили. Но до наших дней они не дошли. О них и пойдет речь.
Чтобы в полной мере осознать горечь утрат, спустимся сначала с Соборной горы вниз, из исторического – в деловой центр города, на старинный торг.
Построенная в 1785 году в стиле барокко Богородице-Рождественская церковь (Торговая-Советская площадь, 3, ныне музей) лишилась своей позднейшей классической колокольни. Полностью исчезли небольшие торговые ряды с двумя часовнями, одна из которых – нарядная северная – эффектно замыкала спускавшуюся к площади Московскую улицу.
Посадскую часть Вязьмы в прошлом украшали пять необычайно эффектных храмов, вместе создававших превосходную запоминающуюся панораму города. Ныне частично сохранилась одна церковь, и в своем нынешнем виде градообразующего значения она не имеет.
Самой заметной была стоявшая ближе всех к торгу, в городском саду, Ильинская церковь. Она отмечала место, где до 1779 года находился Ильинский монастырь. Сам храм возвели уже после его упразднения – в 1793 году. Эффектное ярусное сооружение в стиле барокко, с фигурной главкой и явно позднейшей колокольней, задавала тон в хоре вяземских вертикалей. В 1936 году в церковь вселился было краеведческий музей, но уже через год ее разобрали. Чем не повод для нумерологических спекуляций, годы жизни церкви – 1793 – 1937.
Ильинской церкви вторила Духовская (1700), перекликавшаяся с ее барочной башней своей массивной колокольней. Духовский храм пережил и первую волну гонений на церковь, и Великую Отечественную. Его начали разбирать в 1946 году, когда расчищали площадь под памятник генералу Ефремову. В 1955-м от церкви не было уже и следа. Это вообще очень характерно для Вязьмы: то, что устояло в 1930-е годы, сносилось десять лет спустя, после войны. Снос зачастую оправдывали именно военными разрушениями. Разумеется, увековечение памяти героев – благое дело; только вот памятник Ефремову стоит все-таки западнее того места, где располагалась Духовская церковь. Над ее фундаментами – пустой сквер и проезжая часть… Несомненно, сохранить храм при желании было возможно, и едва ли монумент Ефремову проиграл бы от такого соседства.
На современной площади Ефремова находилась еще одна вяземская вертикаль, не относящаяся к культовому зодчеству: каланча на садовой улице. Не столь красивая, как старинные колокольни, она все же вносила свою лепту в гребень высоких башен, делавших облик города таким эффектным.
В 1940-е годы погибла Никитская (другое название – Афанасьевская) церковь 1744 года, стоявшая по адресу Большая Московская улица (Ленина), 15. Ее венцеобразная главка была впоследствии «процитирована» строителями Ильинской церкви.
Перспективу Московской дороги продолжала небольшая и, может быть, малозаметная на фоне роскошных соседок Пятницкая церковь. Стоявший на месте дома №29 лаконичный храм с эффектной колокольней-«карандашиком» разобран в 1950-е.
За двадцать лет до этого лишилась колокольни сохранившаяся Преображенская церковь (1736). Высокий элегантный столп финализировал вертикальный ряд разнообразных посадских церквей и колоколен, «держа» горизонт и как бы закругляя панораму отдаленных слободских и кладбищенских церквей. С уничтожением всех этих вертикалей Вязьма стала «плоским» городом, утратив один из лучших своих видов – на восток с колокольни Богородице-Рождественской церкви. Самой колокольни, как мы помним, тоже нет…
На север от Московской дороги стояла неплохая Воскресенская церковь 1726 года (улица Воскресенская-Марины Расковой, 24). Ярусную композицию храма хорошо дополняли колокольня и разновысокие приделы. Первый удар по храму нанес еще в 1920 году случайный взрыв на военной базе, в 1930-е не стало всего остального. Приписанный к Воскресенской церкви кладбищенский, на окраине старого города, храм Иконы Богоматери «Живоносный источник» на Дмитриевой горе (1785, улица Парковая, 4) исчез в то же время.
В части города к югу от Большой Московской осталась всего одна церковь – Введенская, на одноименной улице (в советские годы переименованной в честь Парижской Коммуны), дом 18. Храм построен в 1749 году и хорошо сохранился. А в паре кварталов к югу от нее (Верхняя Калужская – 25 Октября, на месте дома №15) во второй половине 1940-х годов погибла скромная бесприходная Христорождественская церковь, она же Колоцкая, она же Дворцовая. Последний топоним напоминал о находившемся здесь когда-то дворцу Алексея Михайловича. Тишайший около года прожил в Вязьме, близ Калужской дороги. О его давно исчезнувших хоромах не дает забыть памятный камень; о церкви с утонченным ярусным верхом и очень оригинальной колокольней не напоминает ничего.
Западнее, ближе к реке, на Нижней Троицкой (Луначарского) улице, 9, располагалась Троицкая церковь. Построенная в 1741 году, она была довольно типовым в своем роде сооружением, что, конечно же, само по себе не давало повода ее ломать. Церковь не простояла и двухсот лет; колокольню еще некоторое время использовали как каланчу, потом исчезла и она. К Троицкому храму был приписан кладбищенский Владимирский. На Троицком же кладбище находились еще два памятника – фамильные часовни-усыпальницы Зубовых (каменная) и Лютовых (черного мрамора). От всего комплекса после войны не осталось ничего – на костях предков раскинулся Вяземский машиностроительный завод. Уже в наше время на его территории поставили-таки покаянную часовню.
Теперь отправимся в Заречную часть Вязьмы. От Торговой площади на юг начиналась дорога на Смоленск; у моста стояла небольшая часовня, в сильно искаженном виде сохранившаяся до наших дней – сейчас ее занимает лавка Предтеченского монастыря. Чуть дальше развилку Смоленской и Духовщинской дорог (улицы Смоленская и Докучаева) отмечала Никольская церковь 1690 года постройки. Это был, хоть и заметно «провинциальный», но все же образец допетровской застройки города, напоминавший по формам Вознесенскую церковь Предтеченской обители. Церковь сломали в конце 1940-х.
К Никольскому храму была приписана кладбищенская Екатерининская церковь, дошедшая до наших дней, пусть и в абсолютно заброшенном состоянии. Ее пирамидальный силуэт по-прежнему украшает панораму Вязьмы. Но, если присмотреться к панораме дореволюционной, видно, что у Екатерининского храма была колокольня. Не сохранились также две часовни: в цилиндрической башне ограды, перекрытая куполом, и неподалеку от входа на кладбище, с традиционным четвериком и шатровым завершением.
Между Никольской и Екатерининской церквями лежит Предтеченский монастырь – «центр притяжения» для паломников и туристов. Здесь сохранились два храма 1650-х годов: надвратный Вознесенский и чудесный трехшатровый Одигитриевский, жемчужина зодчества, сделавшая бы честь и стольному городу. Затмить такое сокровище даже не пыталась скромная и чисто функциональная теплая Знаменская церковь (1750), от которой ныне остались лишь фрагменты фундамента. Снесли ее в 1946 году.
На Смоленской дороге полностью сохранилась Христорождественская церковь в Ямской слободе (1763), отмечающая старинную границу города. А далеко за его чертой располагалась «божедомка» — кладбище для умерших без покаяния. Здесь была маленькая часовня, от которой ныне не осталось и следа.
Обратимся теперь к северной части города: тут у Фроловского моста, открывающего Бельскую дорогу, стояла еще одна часовня, «с претензией на пятиглавие». При взгляде из-за реки она как бы «привязывала к точке» соборный холм, который, хоть и красив сам по себе, но в отсутствие часовни теперь живет своей, как бы отдельной от остального города жизнью.
С холма на север, кстати, раньше открывалась превосходная панорама. В этой части Вязьмы еще сто лет назад стояли четыре храма; сейчас, в довольно «урезанном» виде, остался только один. Это – Петропавловская церковь 1805 года, интереснейший образец классицизма, который в Вязьме подхватил-таки местную традицию создавать сложные многоярусные сооружения. В 1930-е Петропавловская церковь лишилась своей колокольни, увенчанной могучим шпилем.
Относительно поздно, уже в конце 1950-х годов, была снесена Входоиерусалимская церковь (иначе – Флора и Лавра), стоявшая на развилке Верхней и Нижней Бельской улиц (ныне, соответственно, Комсомольская и Перновского полка). Незатейливый, но элегантный храм построили в 1716 году; в начале ХХ века южный фасад разнообразили обширным приделом, выглядевшим почти как самостоятельная церковь. А полвека спустя аккурат поверх храма спрямили Комсомольскую улицу – теперь она вела уже не в захолустный Белый, она стала «парадными воротами» Вязьмы с трассы Москва – Смоленск. Наверное, парадные ворота только выиграли бы, если б в этом месте улица дала легкий изгиб, позволивший сохранить церковь.
К храму была приписана кладбищенская Стефановская церковь (1793) в конце Нижней Бельской улицы. Ее, вместе с привратной часовней, снесли примерно тогда же, что и Входоиерусалимскую.
Ну и под конец о самой, пожалуй, тяжкой утрате Вязьмы. До тех же 1950-х развилку Благовещенской и Успенской (Ленский событий и 3-го Интернационала) улиц украшала грандиозная Благовещенская церковь (1715) – апофеоз вяземского барокко. За счет своеобразных архитектурных решений (высокий массивный восьмерик, криволинейная кровля, плотно собранные ярусные главы) она казалось практически идеально круглой в плане – этакий возвышающийся над городом монументальный цилиндр с феерическим пятиглавием. Церковь находилась в стороне от центральных дорог и никому, казалось бы, не мешала. А вот поди ж ты…
Для полноты картины упомянем также имевшиеся в Вязьме к 1917 году четыре домовые церкви (при мужской гимназии, подворье Троицкой общины, вокзале и тюрьме) и католический костел. Все они утрачены.
Итак, в итоге имеем: из двадцати четырех храмов Вязьмы в ХХ веке полностью уничтожены четырнадцать, еще четыре лишились колоколен. Из одиннадцати часовен в сильно изуродованном виде дошла до наших дней одна. Что хуже всего – город полностью утратил свой «небостремительный» облик, растекся по горизонтали, распластался по холмам, практически лишился захватывающих дух панорам. О восстановлении разрушенного речи, похоже, не идет. Вязьма, сто лет назад вполне способная затмить красотой многие точки будущего «Золотого кольца», к началу XXI века вынуждена мириться с ролью «города единичных шедевров»…
1. Троицкий собор
2. Спасский собор Аркадьевского монастыря
3. Всехсвятская часовня Аркадьевского монастыря (уничтожена)
4. Спасская башня Аркадьевского монастыря (Вяземской крепости)
5. Ограда (уничтожена) с башенкой Аркадьевского монастыря
6. Святые ворота Аркадьевского монастыря
7. Одигитриевская церковь Предтеченского монастыря
8. Знаменская церковь Предтеченского монастыря (уничтожена)
9. Надвратная Вознесенская церковь Предтеченского монастыря, с настоятельскими кельями и оградой
10. Богородице-Рождественская церковь (уничтожена колокольня)
11. Часовня на Торговой площади (уничтожена)
12. Торговые ряды с часовней (уничтожены)
13. Часовня у моста в начале Смоленской дороги (перестроена)
14. Часовня у Фроловского моста (уничтожена)
15. Ильинская церковь (уничтожена)
16. Духовская церковь (уничтожена)
17. Никитская церковь (уничтожена)
18. Преображенская церковь (уничтожена колокольня)
19. Христорождественская Дворцовая церковь (уничтожена)
20. Пятницкая церковь (уничтожена)
21. Воскресенская церковь (уничтожена)
22. Введенская церковь
23. Троицкая церковь (уничтожена)
24. Никольская церковь (уничтожена)
25. Христорождественская Ямская церковь
26. Петропавловская церковь (уничтожена колокольня)
27. Благовещенская церковь (уничтожена)
28. Входоиерусалимская церковь (уничтожена)
29. Иконы «Живоносный источник» кладбищенская церковь (уничтожена)
30. Владимирская кладбищенская церковь (уничтожена)
31. Часовня при склепе Лютовых у Владимирской церкви (уничтожена)
32. Часовня при склепе Зуевых у Владимирской церкви (уничтожена)
33. Екатерининская кладбищенская церковь (уничтожена колокольня)
34. Часовня в ограде Екатерининской церкви (уничтожена)
35. Часовня у Екатерининского кладбища (уничтожена)
36. Стефановская кладбищенская церковь (уничтожена)
37. Часовня в ограде Стефановской церкви (уничтожена)
38. Часовня при убогом доме (уничтожена)
Главный редактор проекта:
НАТАЛЬЯ ЕМЕЛЬЯНОВА
Автор идеи:
ГРИГОРИЙ ЕМЕЛЬЯНОВ
|