В 1854-1855 годах знаменитый художник викторианской эпохи Фредерик Лейтон работал над картиной
«Чимабуэ, его друзья и ученики во Флоренции, провожающие образ Мадонны в церковь Санта Мария Новелла» (более известна как «Мадонна Чимабуэ»), которая впервые была представлена на выставке Королевской академии в 1855 году.
Картина привлекла внимание многих любителей живописи к молодому художнику. Восхищала тщательно продуманная композиция полотна. Впечатляли ее размеры - 222.2 x 520.5 см. Сама королева Виктория по совету принца Альберта приобрела работу Лейтона за колоссальную по тем временам сумму в 600 гиней. Это стало началом небывалого творческого взлета художника и его славы.
Так что же это за образ Мадонны, написанный Чимабуэ и принесший успех Лейтону?
Во всем мире этот образ известен как
«Мадонна Ручеллаи», написанная в 1285 году.
По всей видимости, Лейтон отталкивался от одного фрагмента в жизнеописании Чимабуэ, написанного Вазари:
«Затем он выполнил для церкви Санта Мариа Новелла образ Богоматери, помещенный наверху между капеллами Ручеллаи и Барди да Вернио. В этом произведении фигура большего размера, чем она когда-либо делалась в то время, и некоторые окружающие ее ангелы показывают, что он владел и той греческой манерой, которая частично начинала приближаться в очертаниях и приемах к новой манере. Вот почему работа эта казалась таким чудом людям того времени, не видевшим до тех пор ничего лучшего, и потому ее из дома Чимабуе несли в церковь в торжественнейшей процессии с великим ликованием и под звуки труб; он же за нее получил большие награды и почести. Рассказывают, и можно об этом прочитать в некоторых воспоминаниях старых живописцев, что в то время, как Чимабуе писал названный образ в чьих-то садах близ Порта Сан Пьеро, через Флоренцию проезжал старый король Карл Анжуйский, и в числе многих почестей, оказанных ему этого города, его повели посмотреть на образ Чимабуе, а так как его не видел еще никто, то при показе его королю сбежались туда все мужчины и все женщины Флоренции с величайшим ликованием и толкотней невиданной. И затем из-за радости, коей были охвачены все соседи, прозвали эту местность Веселым предместьем (Борго Аллегро), которое хотя со временем и было включено в стены города, но сохранило то же наименование навсегда».
В чем же казус?
Сейчас почти что бесспорным считается тот факт, что Чимабуэ (представитель флорентийской школы живописи) не писал «Мадонну Ручеллаи». Написал ее не менее знаменитый живописец и основатель сиенской школы живописи
Дуччо ди Буонинсенья. Возможно, именно «Мадонна Ручеллаи» было его самой первой работой.
Так что можно считать, что Вазари, а за ним и Лейтон, стали жертвами своеобразного заблуждения.
Серия сообщений "Исторические зарисовки":
Часть 1 - "Меншиков в Березове" Василия Сурикова
Часть 2 - История в художественных образах. Эпоха Анны Иоанновны
Часть 3 - Живописный казус. Мадонна Ручеллаи, Вазари и Фредерик Лейтон
Часть 4 - Живописный казус. Гольбейн, Генрих VIII и Анна Клевская
Часть 5 - Осада Пскова и живописный казус
...
Часть 37 - "На морозе" В. В. Верещагина
Часть 38 - Лукреция и Аррия Старшая
Часть 39 - Истории писающих мальчиков