Оказавшись в Пскове, ни в коем случае не стоит упускать возможность посетить Спасо-Мирожский Завеличьский монастырь.
Монастырь расположен в живописном месте при впадении реки Мирожа (по ней-то он и получил свою название) в реку Великая. Время его основания относят к середине XII века и связывают с именем новгородского епископа Нифонта.
На протяжении нескольких веков Мирожский монастырь был известен как один из основных культурных центров Пскова. В монастыре велась псковская летопись, имелись обширная библиотека, мастерская переписчиков и мастерская иконописцев. Стоит отметить, что здесь же обучался знаменитый игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий, казненный в 1570 году по приказу Иоанна Васильевича IV (также существует легенда, что он был убит царем собственноручно).
Монастырю, находившемуся вне пределов мощных городских укреплений Пскова, тяжело приходилось во время военных действий. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский монастырь и убили его игумена Василия, а в 1581 году Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки и открыл из них огонь по городу.
Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших в Пскове. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами, но в связи с секуляризацией в конце XVIII века территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды.
После 1917 года монастырь упразднили. В нем разместилась Псковская экскурсионная станция. С 1994 года церковь выступает в качестве арендатора у музеев Пскова.
Древнейшие постройки монастыря до нас не дошли, но сохранилась его главная жемчужина – собор Спаса Преображения, выстроенный из плинфы и камня в середине XII века и являющийся одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.
В 30-40-е годы XII века собор был практически полностью расписан неизвестными греческими мастерами. И, о чудо, до наших дней дошел практически весь комплекс росписей, не имеющий хронологических аналогов в России.
В XVII веке фрески забелили, и это способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств Суслова в конце XIX века фрески были открыты заново, однако их состояние не устроило духовенство монастыря. Указом Синода Суслова отстранили от реставрации, а для восстановления фресок была нанята артель владимирских иконописцев, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи и переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов.
Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, однако и сейчас часть уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года.
На данный момент Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, поэтому богослужения в нём не проводятся.
Если несколько неудачных фотографий собора я сделала сама (каюсь, после него на более поздние постройки и смотреть в тот момент было не интересно, поэтому и не фотографировала), то фрески фотографировать не решилась, понимая, что ничего путного из этого не выйдет. Нахально позаимствовала репродукции со следующих сайтов:
http://www.uer.varvar.ru/mirozgskiy.htm
http://www.icon-art.info/location.php?lng=&loc_id=150
http://www.mincult.ru/zoomimg.asp?Name=6-25-1&Lage=True
Теперь вот делюсь ими:
Явление Христа женам мироносицам
Христос перед Каиафой
Фрески купола
Фрески алтаря. Деисус. Евхаристия. Святители
Фрески алтаря. Деисус. Евхаристия. Крещение
Успение
Распятие. Снятие с креста. Сошествие в ад
Преображение
Оплакивание Христа
Евангелист
Благовещение. Архангел Гавриил
Фрагмент
Уверование Фомы
Сошествие в ад