-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mystery_of_present

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.01.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 180


Античные скульптуры: цвет имеет значение?

Среда, 18 Февраля 2015 г. 15:12 + в цитатник
Рисунок13 (361x700, 35Kb)
Античные скульптуры: цвет имеет значение?
Мы привыкли видеть греческие статуи белыми, бесцветными. Античность от ренессанса до классицизма представлялась образцом совершенства, она помогла возродиться искусству, но так ли мы видим творения греческиx мастеров, какими иx видели греки?
Уже в 19 веке в Европе хоть изредка возникали дискуссии об "обычаях древних, раскрашивать скульптуры". В 1815 г. А..К. Катремер-де-Кенси опубликовал в Париже хорошо иллюстрированный труд, представлявший выдержки из античных источников с описаниями раскрашенных статуй и работ по окраске. В 20 веке эти дебаты прекратились, хотя раскопки поставляли всё более отчётливые находки.
Однако точный перевод греческиx писаний не оставляет сомнений:

1)Взгляни же! Ввысь взором преследуй
Статуй раскрашенных очертания на фронтоне.
Еврипид
Все странно, необычно так... То Геры
Игрушкой становлюсь я, то своей
Красы безвольной жертвой... Боги, боги!
Стираются же краски и со статуй (ἐξαλειφθεῖσ’ ὡς ἄγαλμ’);
Так отчего ж мою вы красоту
Не смените первичным безобразьем?
Здесь, во-первых, имеется явное упоминание о том, что со временем со статуй
стираются краски. А во-вторых, и это намного важнее и интереснее для по-
нимания античного эстетического идеала, красота противопоставляется
первичному безобразью, то есть отсутствию цвета. Подтверждение тому,
что нераскрашенная статуя расценивается как недоделанная, мы находим
и у более позднего автора Лукиана в Образах.
2) Один из героев его диалога Ликин желает описать своему другу Полистрату красоту встреченной им
девушки. Приступая к словесному изображению её портрета, он сначала
испытывает друга, выясняя, знаком ли тот с прекраснейшими произведе-
ниями таких скульпторов, как Фидий, Алкамен и Пракситель. Лучшими
работами оба признают у Фидия Афину Лемнейскую и статую Амазонки,
у Алкамена – Афродиту в садах, а у Праксителя – Афродиту Книдскую.
Убедившись в том, что его друг много раз видел работы знаменитых скуль-
пторов, Ликин приступает к описанию красоты девушки и говорит, что для
этого Полистрат должен представить себе лучшие черты каждой упомяну-
той статуи и собрать их вместе. Ликин начинает описывать её лицо, говоря
о пропорциональном носе, лёгкой улыбке, очертаниях бровей и локонах
волос. Рассказывая, он приводит в пример подходящие черты той или
иной статуи. Достаточным ли является такой портрет? – спрашивает
в конце Ликин. И вот что отвечает ему Полистрат: «Ты упустил самую важ-
ную черту. Ты же согласишься со мной в том, что цвет и тон имеют прямое
отношение к красоте? Что чёрный должен быть чёрным, белый – белым,
а красный играет роль смущения. Мне кажется, что в описании была упу-
щена самая важная часть» (Образы 4, 8–9). Ликин принимает возражение
и, продолжая описывать девушку, прибегает к помощи знаменитых ху-
дожников. Он говорит, что Евфранор раскрасил бы её волосы, как у своей
Геры, Полигнот миловидные брови и бледно алые щёки – как у его
Кассандры в комнате собраний в Дельфах и т. д. Он описывает цвета её
одежды, отмечая, что краски должны передать даже текстуру ткани. Из
всего этого мы должны сделать вывод, что одно лишь воспевание чёткости
и гармоничности линий для античного зрителя было явно недостаточным
для того, чтобы насладиться красотой статуи. Простое описание очертаний лица и фигуры не может
убедить собеседника в том, что описываемый объект прекрасен. Чтобы он
стал прекрасным, его нужно раскрасить.
3) Другое интересное свидетельство о раскрашивании статуй обнаружи-
вается в монументальной Естественной истории Плиния Старшего.
После подробного описания стран, морей, народов, животных и расте-
ний, он переходит в конце к рассказу о живописи и цветах. Итак, в 35
книге мы встречаем анекдот о живописце Никии (пер. Г. А. Тароняна):
«Это тот Никий, о котором говорил Пракситель, когда на вопрос, какими из
своих произведений в мраморе он больше всего доволен, отвечал, что теми, к ко-
торым приложил руку Никий, – такое значение придавал он его раскраске
(tantum circumlicioni eius tribuebat).»
Восстановить первоначальную окраску по следам красителей можно, и это делает исследовательская группа из Гарвардского университета, первоначально начавшую свою работу в музее Артура Саклера данного университета. Главным энтузиастом проекта был немецкий специалист профессор Винченц Бринкманн, разработавший методику работы.
Результаты её были представлены на выставке "Gods In Colour: Painted Sculpture of Classical Antiquity", которая, начав свой путь в США, гостит в разных странах Европы.
Летом она была в Берлине в известном Пергамском музее. Там можно было видеть окрашенные античные скульптуры и барельефы. Конечно, исходные объекты не трогали, реконструкции (более 20) представлены окрашенными копиями. Бринкман предполагает также, что в дополнение к окрашиванию, поверхности скульптур подвергались и полированию, заставляя их, таким образом светиться на Солнце.
Исxодные цвета узнают с помощью технологии "raking light", широко использующейся при реставрации картин и заключающейся в том, что свет ультрафиолетовой лампы направляется параллельно объекту, и становятся видны мельчайшие следы фрагментов краски, стало возможным узнать, как в действительности выглядели статуи, сообщает сайт io9.
В лучах ультрафиолета археологам видна реакция химического состава того или иного красящего пигмента на свет, также возможно определить где и как прикасался скульптор к своему творению - частицы органического происхождения флюоресцируют в ультрафиолете. Такие технологии, как инфра- и рентгеноспектроскопии помогают археологам выяснить, из каких составляющих была создана та или иная краска, а также ее цвет. Не остаются без внимания и малейшие изменения поверхности скульптуры - части, ранее покрытые краской, были сильнее подвержены влиянию окружающей среды, чем чистый мрамор.
Реставраторы не планируют раскрашивать уникальные статуи заново, но ученые создали модели скульптур, повторив на них утраченный рисунок.
Используются и другие методики: микроскопия, рентгеновская дифрактометрия и ультракрасная спектрография, а также фотографирование в скользящем свете, позволяющее выявлять мельчайшие пигменты красок, без того, чтобы вообще прикасаться к поверхности скульптуры.
Глядя на реконструкции античныx статуй, невольно можно подумать, что яркая краска портит работу, создаёт впечатление мазни. Но реставраторы использовали, как я понимаю, один оттенок красителя и самый яркий. Но яркость зависит как от количества пигмента, так и от добавок, модифицирующих оттенки цвета. Можно предположить, что все же исходные изображения были в большей цветовой гармонии.
Надо помнить и то, что греческое искусство подверглось влиянию египетского, где статуи всегда раскрашивались. Да и просто яркость цвета так xарактерна для южныx народов!

Источники:
http://aldanov.livejournal.com/420869.html
http://p-w-w.ru/?topic=1831.0
http://www.karnaval-tour.ru/news/741/
http://praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/artic...asyev_i._i._31_40_1_1_2014.pdf



1,2 - фронтон, элементы архитектуры


1.
скульптуры раскрашенные (700x232, 120Kb)


2.
Р РёСЃСѓРЅРѕРє12 (215x322, 59Kb)
3- выставка "Пёстрые боги"


3.
Р РёСЃСѓРЅРѕРє14 (487x324, 82Kb)
4, 5 - Троянский лучник (Парис, вероятно) на западном фронтоне храма Афины Афайи на о. Эгина. ок. 490-480 до н.э., мрамор, общая высота ок. 147 см


4.
лучник (402x452, 106Kb)

5.
лучник р (541x469, 154Kb)
6 - Лев из Лоутраки, около 550 г. до н.э. известняк, высота 53 см


6.
лев (638x321, 119Kb)
7 - Голова воина с фронтона храма Афины Афайи на Эгине, около 480 г. до н.э. ультрафиолетовое освещение выявляет тонкую структуру.


7.
голова воина (636x313, 121Kb)
8, 9 - Голова бюста Калигулы


8.
голова калигулы (485x323, 102Kb)

9.
глова кал. (637x608, 168Kb)


10.
выставка (646x484, 273Kb)
11 - Афродита Книдская


11.
афродита книдская (369x434, 96Kb)
Рубрики:  Наша загадочная планета Земля/Тайны
История
Красота и искусство
Интересное
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку