Рождественский сочельник и святки - старинные народные обряды и традиции |
В ночь с 6 по 7 января — рождественский сочельник, который подводил черту под прожитым годом, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества – Святки. Святки на Руси продолжались две недели - с 7 по 19 января (с 7 по 14 января - "святые" вечера, с 14-го по 19-ое - "страшные" вечера)
В старину сочельник был наиболее чтимым семейным праздником. В этот день обязательно старались совершать добрые дела: помогать убогим и страждущим, раздавать милостыню, посылать подарки в богадельни и приношения в тюрьмы.
Каждый день святок на Руси был ознаменован особыми обычаями, обрядами и традициями.
6 января обязательно постились, т.е. сочельничали до позднего вечера - до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. Когда на небе загоралась вечерняя заря, семья обычно собиралась в родительском доме.
Перед тем как сесть за стол, селяне (в городе этот обряд проводили реже) выходили на двор - "глядеть звезды". Высматривали "путеводную", примечали-запоминали погоду рождественской ночи, а уже за ужином в благоговейном спокойствии тихо обсуждали - "определяли" по старинным народным приметам будущий урожай- от этого зависело благополучие в семье и хозяйстве.
Если звездная ночь - будет большой приплод скота, а в лесу уродится обилие ягод.
Метель на Рождество - пчелы будут хорошо роиться.
Погода ясная и небо звездное - к урожаю гороха.
Иней на деревьях - к хорошему урожаю хлебов.
Если на Рождество капель - не уродится ни огурцов, ни проса, а греча хороша будет.
Снежная погода - добрые хлеба.
Начинался ужин, или "вечеря", с молитвы. В деревнях и селах "вечеря" сопровождалась особенными символическими обрядами. Так, помолившись перед "вечеря", хозяин семейства зажигал восковую свечу и прикреплял ее к испеченному накануне хлебу. Далее он шел на подворье и приносил вязанку соломы или охапку сена, которыми застилали пол в избе, лавки (солома и сено напоминали о том, куда, родившись, был положен Христос).
Стол покрывали чистым полотенцем. Перед иконами ставили необмолоченный сноп ржи, как символ будущего урожая и кутью (кутья - каша с изюмом из рисовых или других целых зерен, подливкой к которой была сыта - мед, растертый с намоченным маком и разведенный водой).
Торжественный ужин не отличался большим разнообразием. Главное и необходимое кушанье – кутья – каша из пшена и ячменя.
Обязательной принадлежностью рождественского стола были и фигурки из теста, изображающие коров, овец, лошадей. Эти фигурки ставили на окна и столы, посылали в подарок родным с пожеланиями удачи и достатка. После Крещения хозяйка отдавала эти фигурки на корм скоту.
Перед праздничной трапезой хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг хаты. Затем выбрасывал несколько ложек кутьи за дверь на улицу, угощая духов. При этом, широко открыв дверь, приглашал на кутью "мороз" и просил его не нападать весной "на жито, пшеницу и всякую пашицу", т. е. не губить посевы.
После этого семья снова молилась и только потом уже начиналась трапеза, которая совершалась в спокойной тишине. На столе всегда присутствовало несколько блюд. А вот из напитков предпочтение отдавали взвару, или узвару - это густой напиток, сваренный из сушеных слив, груш, вишни, яблок и других плодов по особому рецепту.
Ещё одна традиция: кутью, что селяне или горожане, что бедные или богатые ели из одной общей чашки.
В недоеденной кутье обязательно оставляли ложки. Сложившаяся традиция символически означала, чтобы бедные и нищие люди, странствующие по Руси, находили в своих скитаниях кров и пищу.
Кроме того, по окончании ужина некоторую часть кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать "богатую" кутью.
Во время "деревенской" трапезы, кроме разговоров о будущем лете и урожае, принято было выдергивать из снопа соломинки и периодически заставлять детишек лазить под стол, чтобы "цыкать" там цыпленком: авось куры будут нестись хорошо, а потом и цыплят будут высиживать.
После "вечери" начинались "колядки", так называемый "обряд хожденья по домам". Святки праздновались всеми, но в основном молодежью. Ее песни, игры, обходы домов, гадания, посиделки и создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.
По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода дворов молодежью и детьми – колядование. Колядовщики несли перед собой Рождественскую звезду на шесте и кошель для сбора пирогов и другого угощения. Здесь же ряженые. Обязательно журавль, коза и медведь. Дуют в дудки, стучат в барабаны. Слышно их издалека.
Ряженые подростки и взрослые ходили по домам, славили хозяев, желая им благополучия и изобилия, но при этом требовали за свои песнопения вознаграждений.
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке Колядовщикам!!!
Коляда, мол яда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки –
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки –
Завалим окошки,
Кто не даст пирога –
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведем деда,
Кто не даст ветчинs, тем расколем чугуны.
Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!
Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.
Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.
После шумного веселого обхода молодежь собиралась в избе, специально для этого снятой на ночь у какой-нибудь одинокой вдовы. Там они съедали все, что наколядовали.
На посиделках, иначе их называли вечерками или беседками молодежь приходила в своих лучших нарядах. Если их не имелось, брали на время у богатых, потом отрабатывали. Начинались святочные игрища.
Пели веселые, озорные песни про старого мужа, про свекровь со свекром (излюбленная святочная пара – старик со старухой), плясали под дуду, загадывали загадки, гадали, разыгрывали представления.
Самыми популярными были народные драмы «Лодка», «Царь Максимильян». Любимая святочная игра – «В Кузнеца».
В избу, нанятую для бесед, заваливается толпа парней с вымазанными сажей лицами и подвешенными седыми бородами. Впереди всех главный герой – кузнец. Он только в одних портках – широченных шароварах. На голой груди сажей нарисованы пуговицы. За кузнецом вносят скамейку, покрытую широким пологом. До пола. Под ним уже спрятались ребятишки. Человек пять-шесть.
Кузнец важно расхаживает по избе и хвастает , что он может сделать все, что угодно: топоры, ухваты, ножи, замки. А еще он может старого перековать на молодого.
«Не хочешь, я тебя переделаю на молодую?» — обращается он к какой-нибудь девице не первой молодости . та конфузится и не соглашается. Тогда кузнец подходит к одному из ряженых стариков. «Давай я тебя, старый черт, перекую на молодого! Влезай на наковальню!»
Кузнец взмахивает же молотом и бьет по скамейке, «старик» юрк под полог, а оттуда выскакивает подросток. Интерес игры в том, что каждый раз , когда кузнец взмахивает молотом, с него сваливаются портки, и он остается совершенно голым.
Так кузнец всех «стариков» перековывает на молодых. Потом он спрашивает у каждой девушки, что сковать, а та , выкупая приготовленный заказ, должна поцеловать кузнеца, который старается как можно больше вымазать ее физиономию в саже.
Хоть все это видели не один раз, всем все равно весело и интересно. Смех, шутки, веселые песни. Заметьте, без спиртного.
Ну и, конечно, гадания! Какие же Святки без гадания.?)))
Серия сообщений "Церковные праздники":
Часть 1 - День Крещения Руси 28 июля - история великого праздника
Часть 2 - 2 августа Ильин день: традиции, приметы и обряды
...
Часть 16 - 19 декабря День Николая Чудотворца: молитвы, заговоры, приметы
Часть 17 - 25 декабря католическое Рождество!
Часть 18 - Рождественский сочельник и святки - старинные народные обряды и традиции
Часть 19 - Приметы, обряды и традиции Рождества
Часть 20 - Рождество Христово - подробная история праздника
Часть 21 - 27 мая День Мученика Исидора Хиосского, Исидора Твердислова и Сидора Огуречника
Часть 22 - С праздником Вознесения Господня - что можно и нельзя, история праздника
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |